FantLab ru

Анатолий Иванов «Вечный зов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Голосов:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Вечный зов

Роман-эпопея, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Это масштабное произведение, охватывающее огромные исторические события: 1905 год и Октябрьскую революцию, первую мировую и гражданские войны, Великую Отечественную войну и восстановление народного хозяйства и страны после разгрома фашистских захватчиков. В трудных судьбах героев находит выражение живая связь времен, от отцов к детям передается эстафета борьбы за справедливость.

Содержание цикла:

8.51 (73)
-
8.38 (69)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Государственная премия РСФСР имени М. Горького, 1971 // (роман)

Похожие произведения:

 

 


Вечный зов
1972 г.
Вечный зов
1975 г.
Вечный зов
1975 г.
Анатолий Иванов. Том 3
1980 г.
Анатолий Иванов. Том 4
1981 г.
Вечный зов. В двух книгах. Книга вторая
1982 г.
Вечный зов. В двух книгах. Книга первая.
1982 г.
Вечный зов
1986 г.
Вечный зов. В двух книгах. Книга 1
1986 г.
Вечный зов. В двух книгах. Книга 2
1986 г.
Вечный зов. Книга 1
1987 г.
Вечный зов. Книга 2
1987 г.
Вечный зов. Книга 1
1993 г.
Вечный зов. Книга 1
1993 г.
Вечный зов. Книга 2
1993 г.
Вечный зов. Книга вторая
1993 г.
Вечный зов. Книга первая
1993 г.
Вечный зов. Том второй
1993 г.
Вечный зов. Том первый
1993 г.
Вечный зов. Том третий
1993 г.
Вечный зов
2000 г.
Вечный зов
2000 г.

Периодика:

Роман-газета № 11, июнь 1971
1971 г.
Роман-газета № 12, июнь 1971
1971 г.
Роман-газета № 3, февраль 1978 г.
1978 г.
Роман-газета № 2, январь 1978 г.
1978 г.
Роман-газета № 1, январь 1978 г.
1978 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение. Очень живо и интересно написано. При чтение первых глав появилась мысль, что автор будет активно прославлять советский строй, революцию, коллективизацию и т.п. Короче, вести пропаганду. Однако, это нет так. Ничего этого нет и в помине. Хотя автор, безусловно, сторонник советской власти и вообще коммунистических идей (лично я в этом ничего плохого не вижу и во многом, даже во всём, пожалуй, согласен с писателем).

Для меня эта книга в чём-то перекликается с книгой М.Шолохова “Тихий Дон”. И если смотреть с исторической точки зрения, то это в чём то “вторая часть” Тихого Дона. Нет, не в плане персонажей и сюжета, а в плане эпохи и истории государства как таковой. Тихий Дон закончился с Гражданской войны, а Вечный зов, будучи историческим продолжением, по сути начался с Гражданской войны.

И честно говоря, я оцениваю роман Иванова, выше произведения Шолохова. Да и там, и там безусловно я ставлю 10 балов. Но мне Вечный зов как-то “лучше” что-ли. Может потому, что не все главные герои погибли. И всё-таки часть из них обрела счастье. Пускай искалеченное и обожжённое войной, но – тем не менее счастье.

Иной раз при чтение на глаза и слёзы наворачивались. Когда Анфиса, жена Кирьяна Инютина, узнала, что муж её – безногий калека – побирается на железной дороге. Он не вернулся из госпиталя домой после ампутации ног, он думал – зачем он такой жене ? Жене, которая всю жизнь ему изменяла, а он её любил. И вот Анфиса, потерявши его, поняла вдруг, какого человека она обижала и не ценила. И она его разыскала и любовь у них вспыхнула с новой силой. И детишек парочку они ещё народили. Вот как в той пословице: что имеем — не храним, потерявши плачем.

А жизненная трагедия братьев Савельевых ? Действительно, как тонко уловил и подметил, а потом и изложил всё это автор. Как в водовороте событий завертелась жизнь братьев и перемешалось всё. И плохое и хорошее, но время ставит всё по местам. Жаль только, что так и не судилось семейного счастья ни Анне Кафтановой, ни Ивану Савельеву. Хотя почему ? Они обрели счастье в своих детях (в первую очередь Анна), ну и в работе (Иван).

Но всё ж хотелось, чтоб они сошлись (Иван и Анна) и хотя бы на закате жизни пожили друг для друга. Но увы. В конце книги они так порознь и жили, хотя в душе, наверное, и любили друг друга, но видать считали – их время прошло.

Книга рассказывает от том, как найти свой путь в жизни, как при любых обстоятельствах оставаться человеком и если первое и второе совпадают, то значит нашёл человек своё место в жизни и в обществе. И уходить такому человеку в конце пути будет легко и жизнь он прожил не зря.

И даже когда не станет этого человека, потомки будут вспоминать его тёплыми и добрыми словами.

Книга “Вечный зов” – это книга жизни. Всепобеждающей и бесконечной Жизни.

А ветер будет шуметь в верхушках тополей, поднимать пыль над просёлочной дорогой, согретой летним жарким солнцем. И ты помнишь эту дорогу, и эти траву по обочине – молочай, пырей, полынь. И деревянные столбы линий электропередачи, от которых в жаркий июньский день так отчётливо слышен резкий запах креозота. И ласточки стригущие голубое, разбавленное белой дымкой, небо.

С криками и весёлым смехом пробегут куда-то ребятишки играя в “казаков-разбойников”. А вон и побеленные дома с деревянными заборами и вишнями в палисадниках. Запах цветущей столетней липы – с её верхушки видно дальний парк и пруд, и городские высотки в полуденном мареве.

А перед дворами детвора, умостившись на траве, на разостланном покрывале играет в монополию. Здесь слышны смех, беззлобные споры – как всегда кто-то жульничает.

Вот скрипнула и ударилась о сруб колодезная дверка и зазвенела разматываясь железная цепь. Монотонный глухой стук барабана и неслышимое натяжение – колодезное ведро с шумом подхватывается и слышен пенящимся звук переливаемой воды.

А ребятишки уже залезли на шелковицу – на самые верхние ветки – там ягоды слаще и крупнее.

И всё вроде также как и много лет назад. Одно только не так – тебя там нет. Это уже других время, других детство. Жизнь мчится речной быстриной и берега этой речки остаются только в памяти.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о Человеке.

Искренний, душевный роман-эпопея «Вечный зов» вместил все вечные чаяния и идеалы, лелеемые людьми. Сюжет рассказывает о более чем пятидесяти годах, сотканных из несметного количества человеческих трагедий. Все описываемые события, так или иначе, связаны с одной семьей, члены которой сами выбирают свой путь, отвечают за свои поступки, ломаются или становятся крепче, перемалываясь под колесами трёх войн, тюрем, коллективизации, семейных неурядиц... Автор раскрывает множество судеб, многогранных характеров, и делает это настолько мастерски, что все герои произведения, даже те, которых ни в коей мере нельзя назвать «хорошими», сразу становятся любимыми, и за судьбу каждого из них остро переживаешь до последней строчки произведения.

Очень мощный и горький получился роман о людях, пусть даже и совсем незаметных и не выделяющихся в жизни, но о простых людях — настоящих героях, чей героизм виден в их поступках, труде и думах. «Вечный зов» — это роман об истинных чувствах, о любви и ненависти, о добре и зле, о слепых инстинктах и разуме, о чести и бесчестии, о предательстве и подвиге, о достоинствах и пороках, о любви к родине, о смысле жизни, о судьбе и попытках её обмануть. Но самое главное – это роман о надежде, той, которая дает силы бороться, той, которая дарует жизнь.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть теория: у этой книги такие высокие оценки потому, что читатели, которым роман не понравился, просто не смогли найти в себе силы дочитать этот кирпич! )))

Я, признаться, сильно удивилась, рассматривая список премий, наград и орденов писателя Анатолия Иванова.

1. Первое что бросается в глаза — язык, и он, говоря честно, в «Вечном зове» особыми достоинствами не блещет.

*«Как крысы», — подумал Семён, хотя на крыс убегающие немцы были похожи меньше всего. *

Что сказать... Обруч! Хотя самолет на обруч был похож... Меньше всего! В общем, поначалу мне казалось, что описания природы еще ничего, но потом я поняла, что и они расположены в тексте странно.

2. Сюжет. Внятного сюжета здесь нету. Кто-то скажет, что таким образом текст более приближен к реальности, ведь в жизни не всегда злой получает по заслугам, а хороший — награду. Но дело в том, что страдания, сама жизнь персонажей описана так скучно, так обыденно, без кульминации, без погружения... А главное — главное автор дает индульгенцию своим героям по самому избитому, нещадно ПЕРЕэксплуатированному хотя бы в ЛФР поводу — они влюбляются. Вот украл Кирьян двух лошадей и продал циганам, отсидел за него Иван Савельев 6 лет, а свидетеля, защищавшего Ивана, вообще неизвестно за что и куда дели... А Кирьян меж тем — глубоко трагичная фигура. Ему жена изменяет. Но в конце у него все будет ОК и никакого наказания за подлость он не понесет. Шикарно!

3. Эротика.

*» Бывало, выдохнется Фёдор до дна, высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Фёдора от ощущения пустоты во всём теле, а ей всё мало.»*

Отвратительно. У автора фиксация на девственности той или иной девки, грудях, наливающихся как арбузы (выращенные в Сибири? Я вас расстрою — меньше футбольного мяча)))))) у бабенок и на том, как они «жадно рожать» будут. Утратила девка девственность — сразу в петлю, жизни ей с мужем не будет. Домашнее насилие — ОК, Это муж, который по пьяни ее до полусмерти избивал, ее так жалел. Однако!

4. Герои. Отвратительные идеологически правильные герои-функции, которые будут молча смотреть как пытают их же 7-летнего ребенка, только бы не выдать социалистов-подельников. Максим Назаров, сломленный, отсидевший свое человек, которого отец хладнокровно заставляет совершить самоубийство у себя же на глазах. Отец сдался немцам? Ой как хорошо что его сын умер! Прям свезло так свезло! Трэш как он есть.

5. Роман отрицает статус СССР как правового государства. Ивана Савельева арестовал по ложному обвинению предвзято относившийся к нему представитель правопорядка. Иван Савельев и Максим Назаров — жертвы самосуда. Оба свои сроки отсидели, но настоящим русским людям показалось, что советское государство ошиблось и они это быстренько исправили — Иван сел на 6 лет благодаря радению Кирьяна Инютина и Федора Савельева по ложному обвинению, а Максим застрелил себя на глазах у папаши.

Короче, раздутое до непомерных размеров, аморфное повествование о персонажах-функциях, отрицающее простые человеческие ценности, вроде любви к своему ребенку. Коньюнктурщина и не шибко хорошая агитка, подарившая миру конспирологическую теорию «план Даллеса». Ода героям, которым нормальный человек и руку бы подать брезговал. Дешевенький водевильчик, где все немцы и их прихвостни гомосексуалисты, алкаши и бабники, все помещики — насильники, все националисты — моральные уроды, а все настоящие советские люди до идиотизма бескорысные. Вот даже странно стало, и как гитлеровские войска до Москвы дошли?

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Тени исчезают в полдень», по-моему, удались Анатолию Иванову намного больше, чем «Вечный зов». Они и душевнее по содержанию, и певучее по языку. Хотя и по структуре повествования, и по месту основных событий, и по временному отрезку, и по тесной переплетённости связей между героями, и по главной идее, и по жизненной правдивости (особенно в наше время впечатляют отсутствие законченности истории и идиотских хэппи-эндов) почти всё тоже самое, только масштабнее. Тем не менее:

1. Литературный приём в виде раскрытия персонажей через воспоминания, когда из настоящего вдруг перекидываешься в прошлое, в целом и в виде изложения одного и того же события через воспоминания и восприятие разных людей, когда сперва событие подаётся упрощённо, а потом обрастает «мясом» и всё начинает выглядеть не так, как выглядело сначала, в частности сам по себе интересен и обеспечивает интригу, держит в напряжении.

Однако в «Вечном зове» он не выглядит таким органичным, как в «Тени исчезают в полдень», потому что герои стали более «кукольными» что ли, как люди-функции типа Антона Савельева или Лахновского, избранного на роль антигероя, олицетворения зла и озвучивания тех идей, которые противостоят простой человечности и радости от достойной жизни в любви и труде. В своей большей камерности «Тени исчезают в полдень» обладают меньшим количеством героев, но с более выраженным внутренним миром, мятущихся, сомневающихся, ищущих свой путь в жизни и от того человечных, живых, родных.

В «Вечном зове» временами начинают развивать линию какого-либо персонажа, выводя его на первый план, но при переходе внимания к другому персонажу нередко предыдущий центр внимания перестаёт быть интересным, не возникает духовная связь, которая должна объединять героев (кроме того, что они земляки и переживают одни и те же исторические события). Нет, в целом история не распадается на отдельные истории, взаимосвязанные только местом и историческими событиями, наоборот, «Вечный зов» — действительно роман-эпопея, показывающий через жизни отдельных людей, семей великую историю нашей страны, показывающий, как поступки одного человека влекут далеко идущие последствия не только для него самого, но и для других людей, как всё взаимосвязано и между людьми, и в природе, и в мире вообще. И всё-таки нет уже той душевности и теплоты, что возникала при чтении «Тени исчезают в полдень».

Ещё в «Вечном зове» злили приёмы вроде того, чтобы намекнуть вдруг нежданно-негаданно, какая судьба ждёт героя. Злило и потому, что вот лично я не имею привычки прочитывать сразу конец книги, мне нравится постепенная интрига, возможность удивиться, и потому что в отдельных случаях такой намек толком не раскрывался, только породил чувство тревоги там, где её и так было полным полно, как в случае с боем за высоту, в котором принимали участие Савельевы.

2. Чувствуется, что Анатолий Иванов и там, и там описывает конкретные места, что он любит и чувствует природу, знает, как говорят люди, которые вглядываются в природу с любопытством, наблюдательно, одухотворяя её, а не просто смотрят в окно, чтоб узнать, польёт дождь или нет.

В «Тени исчезают в полдень» образные слова были найдены не только для описаний, но и для диалогов, от того кажется, что история (исключая моментов, связанных с политической составляющей) и не написана кем-то, а течёт сама по себе, словно река, завораживая своей естественной простотой, красотой. В «Вечном зове» язык стал более сухим, официальным, выверенным. Есть, конечно, места, где встречается та переливчатость, образность, что завораживает, но уже нет ощущения потока, который подхватывает и уносит тебя. Зато у «Вечного зова» есть стихи: пронзительные, берущие за душу, про любовь, Родину, войну.

3. Что касается временного периода событий, главной идеи и переплетения судеб героев, то «Вечный зов» вышел более драматичным, масштабным и полнокровным:

- потому что в романе-эпопее больше времени уделено ужасам войны, которая в «Тени исчезает в полдень» была показана через подвиг тыла, оставив за кадром сам фронт, ужасы концлагерей, оккупации;

- потому что нашлось время для обрисовки дореволюционной жизни (для сравнения нанесение удара Фильки Меньшикова Захару Большакову против голодной и зависимой от Кафтанова и Инютина жизни Силантия Савельева, истории бабушки Акулины и др.);

- потому что революция и гражданская война выступили разделительной чертой, которая определила судьбы, но не поставила точки в вопросе, кто друг, кто враг, кто брат, кто муж, а не случайный попутчик. Хотя лично мне не понравился эпилог, относящийся к подпольной борьбе большевиков с царизмом, но это чисто из советского прошлого, где пропаганда плешь проела до зубовного скрежета борьбой РСДРП за светлое будущее России;

- потому что затронут непростой вопрос о репрессиях, который автор всё-таки свёл к ошибкам молодой власти, у представителей которой ещё нет достаточно опыта, чтоб остудить революционный пыл и перестать махать шашкой. А ведь можно было поставить акцент на том, что неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы не эти чистки – всё-таки Лахновский в качестве троцкиста и Полипов со Свиридовой не потянули в качестве объективных причин для этих событий (не хватило масштаба для такого замаха). Но у Иванова и по «Тени исчезают в полдень» заметно, что политическая составляющая пусть и верна по сути, но как часть литературного произведения проигрывает остальному;

- потому что роман стал по сути гимном во славу женщин с их нелёгкой долей не только в годы войны (в «Тени исчезает в полдень» это не настолько выражено);

- потому что роман поставил вопрос не просто о внутренних врагах России и их зарубежных покровителях, что есть и в «Тени исчезают в полдень», а по сути задевает вопрос о деградации любой власти, оторванной от народа (чего стоят споры о посевах ржи вместо пшеницы, о линии партии против узкорядной посадки кукурузы и как результат слова Кружилина-младшего о своей бесполезности в качестве уполномоченного от партии на колхозных работах). И если в «Тени исчезают в полдень» угроза шла от поиска смысла жизни, духовной опоры в религии, то в «Вечном зове» вдруг на первый план вышла советская власть с её бюрократией, партийной зарегулированностью и бессмысленностью директив партийных работников, прущих со своей линией партии против естественных жизненных процессов. Полагаю, что автор вовсе не так ставил вопрос, а всего лишь поднимал существующую проблему, вполне лояльно относясь к государственному строю СССР. Ну а у меня, как у читателя, имеющего жизненный опыт жизни в СССР и его распада, поднятая проблема зазвучала именно так, заставив задуматься, есть ли вообще такая государственная власть, которая не пожирает в конце концов в виду человеческого несовершенства самое себя и страну.

Поскольку восприятие «Вечного зова» лично у меня случилось в сравнении с «Тени исчезают в полдень», а не самого по себе произведения, то оценку ставить не хочу.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх