FantLab ru

Артур Хейли «Окончательный диагноз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Голосов:
158
Моя оценка:
-

подробнее

Окончательный диагноз

The Final Diagnosis

Другие названия: Клиника: анатомия жизни

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Будни больницы Трех Графств, переживающей далеко не самые лучшие свои времена, полны хлопот. Здание обветшало, оборудование, с которым приходится работать, постепенно приходит в негодность. Патологоанатомическое отделение, от заключения которого напрямую зависит окончательный диагноз, не справляется со своей нагрузкой, и все попытки новоприбывшего доктора Коулмена наладить в нём работу, встречают активное сопротивление со стороны Джо Пирсона – старого патологоанатома со скверным характером и патологической боязнью перемен. Больнице давно пора перебираться в новое здание, и главный врач Кент О`Доннелл прекрасно это понимает. Однако вот незадача: Юстас Суэйн, один из наиболее влиятельных членов попечительского совета, — старый друг Пирсона. О`Доннеллу предстоит нелёгкий выбор: оставить всё, как есть и тем самым поставить на карту жизни пациентов, или объявить Пирсону войну, нажив себе могущественного врага в лице магната…

Примечание:

Создан на основе собственного телесценария «No Deadly Medicine» (1959).

Впервые на русском: Журнал «Наука и жизнь» №№4-6 1973 года.


Экранизации:

«Молодые доктора» / «The Young Doctors» 1961, США, реж: Фил Карлсон




Аэропорт. Окончательный диагноз
1980 г.
Аэропорт. Окончательный диагноз
1980 г.
Окончательный диагноз. Отель
1990 г.
Колёса. Окончательный диагноз
1991 г.
Отель. Окончательный диагноз
1991 г.
Окончательный диагноз
1993 г.
Том 6. Окончательный диагноз. Сильнодействующее лекарство
1993 г.
Аэропорт. Окончательный диагноз
1998 г.
Окончательный диагноз
2000 г.
Окончательный диагноз
2006 г.
Окончательный диагноз
2010 г.
Окончательный диагноз
2010 г.
Клиника: анатомия жизни
2012 г.
Клиника: анатомия жизни. Сильнодействующее лекарство
2014 г.
Клиника. Анатомия жизни
2015 г.
Клиника: анатомия жизни
2018 г.
Клиника: анатомия жизни
2019 г.
Клиника: анатомия жизни
2019 г.
Клиника: анатомия жизни
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Final Diagnosis
1959 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд — это самое слабое произведение Хейли. Короткое, скомканный какой-то-сюжет, почти все герои как куклы. Может потому что перед нами раннее творчество?

Но один герой всё ж таки удался на славу — старый конь Пирсон. Прекрасный специалист, но совершенно невыносимый человек. Не хочет ни с кем делить власть и не умеет распределять служебные обязанности. Этакий товарищ Сталин в занюханной американской больничке.

Ещё один плюс, которого ожидаешь от Хейли, это полное погружение в описываемую среду. Здесь — погружение в неимоверный бардак, за который в СССР посадили б главврача, а в постсоветском мире выгоняли по одному в месяц.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор явно решил взяться за дело основательно и со всем старанием. Детализация работы медицинского персонала не может не впечатлять. Однако в какой-то момент это становится больше похоже на журналистику, чем на беллетристику.

Произведение, на мой взгляд, больше ничем не цепляет и ничего из основных достоинств художественной литературы в нем нет. Малозапоминающиеся герои, тусклые взаимодействия их между собой, незатейливый сюжет, подводящий к определённой морали, жиденькая любовная линия, пара слабых попыток надавить на эмоции читателя... и все на этом. Да, Хейли хороший журналист, но обычный писатель. Впрочем, финал получился волнующим и насыщенным на события, что может в определённой мере оправдать основной массив текста, который, к слову, весьма скромный по своему объёму.

С другой стороны, все это недостатки, а не ошибки. Да, многое не доведено до приемлемого уровня, но в то же время обошлось без чернильных клякс на белой бумаге.

В итоге получилась качественная посредственность. Но в целом читать было легко и приятно

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, не смотря на то, что вначале очень утомляло обилие вводимых персонажей. Интриги для меня тоже особой, к сожалению, не было. Примерно в середине я уже знала, чем закончится книга. Однако мне понравился стиль автора, понравилось как он ненавязчиво, легкими штрихами обозначил этические проблемы, стоящие перед докторами. Вообще в целом какое-то очень настоящее, очень правдоподобное повествование. Я такие очень люблю.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вновь так много хочется сказать об умении Хейли рассказать про функционирование одной из специфических систем, но мысли никак не соберутся в что-то более менее структурированное.

Не смотря на то, что я никогда не хотела связывать свою жизнь с медициной, она меня очень интересует как стороннего наблюдателя. Узнавать о том, как работает наш организм, какие болезни есть или были и как развиваются методы борьбы с ними, а так же обычная жизнь или медицинская практика врачей — вот, что увлекает меня практически в любом проявлении. Причем, чем драматичнее будет история, тем интереснее.

У Хейли как раз много медицины (ну а что еще могло быть под книгой с таким название?) и драмы, все как я люблю. Он вновь не выделяет одного-двух главных героев, равноценно рассказывая сразу о многих, то и дело переплетая их судьбы. В медицине, такой важной для всех нас сфере, как и в любой другой работают обычные люди. Обычные в том плане, что они не идеальны, им свойственно ошибаться, пренебрегать какими-то вещами, верить больше своим чувствам и опыту, а не логике и новым данным. Только у врачей ценой промаха, недогляда или халатности становятся здоровье или жизни других людей.

Наверное, больше всего меня в этом произведении в итоге тронула история старого патологоанатома. Такого уверенного, опытного и не желающего пускать в свою вотчину — в свое отделение никого нового. Он не хочет изменений, не желает новшеств в силу своего возраста, отдавая предпочтения всему привычному. И эти две его ошибки в итоге приводят к печальным последствиям, которые заставили старого врача осознать то, что его время уже прошло, и что даже он может ошибаться. Нет, этот персонаж не был мне симпатичен, но Хейли не выдает его как злодея и антагониста молодым и инициативным врачам, показывая, что и опыт крайне много значит при постановке диагноза. Но ошибаться в итоге могут все.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Old school vs New school

***

Артур Хейли способен писать не только романы с неспешным действием («Детектив», «Менялы»), но и вполне драйвовые триллеры. Например, «Взлетно-посадочная полоса». Ко вторым добавляется и «Окончательный диагноз». При этом автор уделяет внимание не только экшену, но и кое-какой психологии персонажей, присутствует так же и подтекст, о котором пойдет речь ниже.

Итак, «Окончательный диагноз». Больница Трех Графств в небольшом городке. В целом, это неплохая больница, которая держится как на молодых талантах, так и на опыте более старшего поколения медицинского персонала. Первых, условно говоря, возглавляет доктор О’Доннел. Он не то, чтобы совсем молод, но все же относится к врачам новой школы. Ко второй группе врачей относится Пирсон – глава отделения патологоанатомов и главный (в том числе, единственный) патанатом в больнице.

Основной сюжет, казалось бы, заключается в череде некоторых событий в больнице. Здесь полно чистой драмы – кто-то узнает о тяжелой болезни в юном возрасте, у кого-то диагноз поставлен неверно. Знаменателем и вовсе становится эпидемия. Но всё это частности, чтобы быстрее сменялись декорации и персонажи.

Но на самом деле в «Окончательном диагнозе» центральное место уделено другим вопросам. Во-первых, это нелегкий труд врачей. Он действительно сложен. С одной стороны, это наука на практике, есть тенденции и законы, но с другой стороны, случается всякое. Врачам приходится сталкиваться с потерями на операционном столе, с потерями в личной жизни. А некоторые и не думают о личной жизни вовсе. Чтение подобных книг помогает понять, увидеть во врачах людей. Конечно, в XXI эта тема стала совсем уж популярной, есть целые «врачебные» серии, есть Генри Марш (пишет очень круто!). Во-вторых, автор наглядно показывает, как в медицине (а на самом деле везде) сталкивается старое и новое. Именно в таком противостоянии и рождается истина. Это не значит, что старое должно быть забыто, не значит, что новое необходимо отрицать на корню. Это значит, что нужен симбиоз старых знаний с новым энтузиазмом. И Хейли очень наглядно это демонстрирует.

Если говорить о негативных моментах романа, то можно упомянуть большое количество персонажей, которое автор буквально выпихивает на читателя с первых страниц. Кого-то это может и отпугнуть. Еще один минус – очередная схематичность персонажей. Здесь герои – это функции. Поэтому линия романтики у доктора О’Доннела выглядит кособоко и пресно. И так можно сказать о многих второстепенных героях. Еще один минус кочует у Хули из книги в книгу. У его романов нет начала, нет финала. Это не так уж плохо, если знать об этом заранее.

Заключение: «Окончательный диагноз» — отличная драма на важную тему. Читается роман легко, интерес не угасает. Браво!

9 диагнозов из 10.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что этот роман – редкий случай, когда мне затруднительно оценить произведение цельно, слишком для меня отличаются совокупность сюжетной и идейной части, которую я оцениваю на 4 из 10 и совокупность качества самого текста и писательского мастерства, моя оценка 8 из 10. Также сразу отмечу, что считаю оригинальное название совершенно неподходящим и мне кажется значительно более точным нечто вроде «Больница Трех Графств».

А теперь подробнее.

С первых абзацев автор показывает нам множество основных персонажей (работников больницы) и фон из посетителей. Я даже не могу сказать, что автор хочет нас познакомить с персонажами, нет, он просто чередой, вспышками фотокамеры показывает нам ряд мелькающих картинок. Множество имен и профессий, множество забот и проблем. Сотни работников, тысячи посетителей. И при этом нельзя сказать, что персонажи получаются картонными: автору действительно неплохо удается буквально несколькими словами создать живого и выпуклого персонажа, заставить нас увидеть в нем человека, но все же многочисленность персонажей и отсутствие явных главных персонажей не дает возможности полноценно раскрыть героев. Да, можно попытаться анализировать это произведение исходя из того, что выделить два скажем более главных, чем остальные персонажа: это главный хирург больницы и главный патологоанатом (главный и единственный). Но я не стану этого делать. Потому что для меня лишь один образ получился по настоящему цельным. Это образ самой Больницы Трех Графств. Если не присматриваться к каждому персонажу, не выхватывать его в отдельности и не рассматривать вблизи, а чуть отдалиться и каждую новую сцену и каждого нового героя прибавлять к предыдущим, то вырисовывается общая картина. Старая большая больница с историей, Больница Трех Графств. Лечебное заведение, в котором традиции и устои борются с новшествами, старое здание и старые отделения ожидают реконструкции и модернизации, старые врачи ожидают молодой смены.

Роман читается легко и увлекательно, цели и мотивации поступков персонажей прозрачны и понятны, события развиваются динамично, герои приятны и достойны уважения. На мой взгляд, и объем романа оптимален, я не успел устать от Больницы Трех Графств, ни один из персонажей не находился на страницах слишком долго, нет повторов и ненужного раздувания количества текста. Все это, конечно, итог работы умелого писателя, хорошо владеющего писательским мастерством. И лишь некоторое отсутствие необычности и оригинальности не дает мне поставить одну из высших оценок. И за этот текст 8 из 10.

Но пора переходить к недостаткам. Я отмечу один из основных, на мой взгляд. Главный конфликт романа строится на противостоянии традиций и новизны, опыта и молодости, старого и нового. НО на самом деле вся эта тема противостояния и напряжение между этими полюсами НЕ НАСТОЯЩИЕ.

Еще раз чуть внимательнее отмечу три основных конфликта: молодой главный хирург против старого патологоанатома, молодой (относительно) председатель попечительского совета и старый магнат, старые методы работы в больнице и новые. И вот во всех этих конфликтах «противостоящие» стороны не борются по настоящему, а лишь изображают борьбу, а автор намеренно пытается придать этим «противостояниям» драматизм. Это напоминает мне американский реслинг и американский же фильм Бэтмэн против Супермэна. Отличие лишь в том, что в романе мы СРАЗУ и наверняка даже не просто можем догадаться, а знаем, кто победит. Это как если бы вывели на бой молодого пышущего силами атлета против подслеповатого старика с палочкой. Преимущество «молодого» фронта в романе очевидно и неоспоримо, у «старого» фронта нет ни единого шанса. И соответственно расставленные по тексту «интриги» превращаются в рояли в кустах. И даже не рояли, а целый симфонический оркестр в кустах. Буквально после обрисовки каждого «конфликта» и создания каждой интриги можно сказать кто победит и чем «интрига» завершится. А что насчет идейной составляющей? Так вот она вся: прогресс идет, новое лучше старого, старому надо уступить место новому. Примитивная идея, поданная в безальтернативной манере. И вот за этот сюжет и идеи, правильные, хорошие, но слишком простые 4 из 10.

Если же все же попытаться дать общую оценку произведению, и исходить из того, что для меня сюжет и идеи все же значительно важнее (скажем в два раза), чем качество текста и динамичность развития событий, то общая оценка (4*2+8):3=5 из 10.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх