Мэри Рено «Тезей»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Здесь все, что мы знаем о Тезее. О его рождении — от бога и смертного. О его детстве во дворце деда. О его подвигах на пути к отцу. О его пребывании на Крите — плясуном в священной игре с быком. О победе в этой игре. О любви к Ариандне, и конце этой любви. О скорбном возвращении домой. О новой любви к амазонке Ипполите и конце этой любви. И о любви к сыну.
Содержание цикла:
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- Ю.Р. Соколов (6), Г. Швейник (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 5 августа 2020 г.
Дилогия о жизни Тесея, царя Афин и победителя Минотавра. История его жизни от рождения до смерти. Романы следуют мифу, но миф при этом подается как реалистические повествование, все сказочное и недостоверное максимально объясняется в реалиях нашего мира. Дилогия в принципе интересная, автор показывает пред нами век героев, примерно такой, каким показывают век исландских саг — аристократы, которые свою честь и славу ставят выше долгой жизни и возможности умереть в постели.
URRRiy, 13 марта 2018 г.
Отличный исторический роман в стиле дарк фэнтези и полным соответствием мифологии с ее полным разоблачением. Все — от рождения и до финала сказаний о Тесее, не пропущена ни одна подробность канонической легенды, и все абсолютно четко аргументируется с материалистических позиций. Древняя Греция — Афины и Спарта, Крит с его царем и Минотавром (быком Миноса), условия жизни и смерти — пираты древнего мира и «бычьи плясуны», при этом никакой избыточной, да и вообще никакой сентиментальности — на удивление достоверное описание событий от первого лица от имени героя — мужчины, при том, что автор — женщина. В общем и целом — очень и очень нетривиальная книга, и развлекательная, и познавательная, хотя безусловно мрачная, что полностью соответствует как легенде, так и логике событий.
Рекомендую.
Muzzy29, 23 декабря 2016 г.
Прекрасный роман!
Честно сказать древнегреческая «Легенда о Тезее» была мне абсолютно незнакома, хотя я в целом с мифологией на ты. Так что можно считать приступал к чтению книги с нуля.
Повествование мне напомнило о мифах древней Греции: неспешное, проработанное, плавное. События сменяют друг друга, все они выглядят очень гармонично, реально...Остается только удивляться количеству прочитанных страниц за день)
Дилогия повествует о молодом наследнике Престола в небольшом царстве, который взрослея становиться подростком, мужем, воином.. Это история человека, который стал практически Богом. История внука, сына, царя, любовника, завоевателя!
Автор отлично обыграла некоторые древнегреческие легенды, сделав их более жизненными, более реальными.. Ведь историю творили люди, а не мифические существа, со своими сильными и слабыми сторонами.
Также необходимо сказать, что очень понравилась истинная легенда, которая напечатана в конце книги. Не меньшее удивление вызвало то КАК Мэри Рено смогла написать такие большие и продуманные романы из такого маленького исходного материала. Это великий труд и великий талант.. Браво автору
Обязательно к прочтению!
Marian, 10 сентября 2012 г.
«Кроме того, я недавно здорово увлекся книгами Мэри Рено; особенно теми двумя, что про Тезея, «Царь должен умереть» и «Бык из моря»». Это цитата из «Писем» Толкина. После такой рекомендации полезла читать.
Знаете, а книга-то хорошая.
Если бытовым языком, то это история про то, как хотелось как лучше, а получилось как всегда. Ничего фэнтезийного в ней нет — ни сирен в море, ни минотавров в лабиринте Кносского дворца. Но взамен — кое-что поэпичней: герои, для которых есть боги, и есть предназначение, и есть судьба. Реальны. Существуют. Вот и живут они так, как подсказывают им боги. Или предназначение. Или судьба. В результате их по пятам преследуют трагедии — так и хочется написать: древнегреческие...
Что касается матчасти. Я не историк. Ефремов в «Таис Афинской» ностальгически восхищался Критом как потерянным раем, беззащитной и прекрасной страной. У Рено Крит совсем другой, отдающий империей времен упадка, что ли. И темным древним безумием женских культов Богини-Матери... опять же не знаю, насколько правдиво воссозданных. Скорее всего, не слишком правдиво) Забавно и очень интересно смотреть, как интерпретирует Рено мифы о Тезее, как персонажи этих мифов в ее романе обретают понятную нам мотивацию, а их поступки — внутреннюю логику... почему Тезей не женился на Ариадне, бросил ее на острове? Вам объяснят, почему. Это — и многое другое.
ЗЫ: В моем переводе герой звался Тезеем. Мне так привычней.
primorec, 25 марта 2012 г.
Если взять и написать историю любого человека от его рождения до смерти, то получится длинная череда редких удач и многих поражений, любви, ненависти, зависти, эгоизма и еще много чего. И в общем для каждого набор одинаков и сделать рассказ интересным может только сама выбранная для исследования личность. Как у Мери Рено, написавшей увлекательную историю жизни Тесея — героя, властителя, отца и мужа. Человека со всеми его страстями, стремлениями и недостатками.
Это не фэнтези , хотя в библиотеках цикл «Тесей» обычно относят к этому жанру. Это исторический роман об эпохе, когда первые цивилизации только осваивали Средиземноморье, а людей окружал мистический и полный неведомых опасностей мир. Все действие основано не на домыслах, а на научных исследованиях, доступных автору на момент написания книги. И Рено увлекательно рассказывает, как мог родиться миф о Тесее — победителе Минотавра, легендарном объединителе Аттики в единый народ, создателе афинского города-государства и первого свода законов.
Это скорее реконструкция, чем фантазия: так реален описанный мир. Герои книги — Эгей — царь Афин, Прокруст, Ариадна и амазонка Ипполита — с детства знакомые, но безликие персонажи древнегреческих мифов, обретают характеры и судьбы, чаще трагические, чем счастливые. И, несмотря на большой объем цикла, читается он легко и интересно.
И хотя цикл о древнем герое почти безупречен, получился он все же слишком «женским». Эпоха достаточно жестокая и не страдающая излишним гуманизмом, описана идиллически, а кровавые сражения и не очень благовидные поступки героев сглажены.
«В память о том, что Тесей при жизни защищал угнетенных и выслушивал с участием мольбу просящего, могила его стала святилищем и прибежищем для рабов и вообще для всех слабых и униженных, которые боятся сильных мира сего». Так звучит эпитафия Тесею Плутарха и так завершает Рено свое предисловие к циклу, открывая жизнеописание героя. Надеюсь, открывая и для Вас.
Линдабрида, 10 сентября 2011 г.
Тем, кто считает, что при создании мира и сюжета автор должен руководствоваться исключительно собственным воображением, здесь, конечно, ловить нечего. И то, и другое в «Тезее» — результат тщательной реконструкции, едва ли не каждая деталь опирается на какой-нибудь источник. В конце концов, это и отличает настоящий исторический роман от фэнтези.
Сюжет предоставляет греческая мифология. Она заботливо переосмыслена, приведена в соответствие с данными истории и археологии и собрана в непротиворечивое целое — а каждый, кто когда-нибудь пытался разобраться в бесконечных вариантах античных мифов, знает, как это нелегко. Основательно проработаны чуть ли не все возможные источники, где можно позаимствовать сведения о Тезее, от греческих трагиков до Плутарха и эллинистических мифографов. Этак ненавязчиво перед нами разворачивается чуть ли не вся панорама греческих мифов. Иногда это превращается в увлекательную интеллектуальную игру — а ну, какой из них задействован в этом эпизоде?
Атмосфера дилогии рождается из гремучей смеси данных микенских и кносских ракопок, теорий Фрэзера и многих других историков и фольклористов. Результат получается завораживающий. М. Рено смогла создать яркий визуальный ряд. Великолепные сцены бычьей пляски, вечера в поселении амазонок, злосчастной свадьбы Пирифоя так и просятся на кинопленку. И еще — в этой книге я действительно увидела крито-микенскую цивилизацию, и не просто одежду-пищу-мебель, а — мироощущение.
Здесь главный герой не вызывает часто приходящего на ум вопроса «и откуда ты такой взялся». Напротив, становится ясно, пронзительно ясно, что в этой атмосфере Тезей не может вырасти другим, как бы он ни был необычен с нашей точки зрения. Он действительно осознает себя «священным царем», чей долг — жертвовать собой ради своего народа («...меня воспитали в доме царей, где наследника зовут Пастырь Народа, — потому что его место между стадом и волком...»). Интриги Кносского двора, где господствует более «современная» концепция управления («Это то, что мы сделали здесь, — отковали мечи свои из золота», — говорит Ариадна), кажутся ему извращением: как можно стремиться к власти, ничего не отдавая взамен? Поэтому совершенно естественно смотрится одно из ключевых событий: Тезей добровольно отплывает на Крит, где его ждет неизбежная смерть, ибо только так он может защитить своих подданных.
Хотя повествование идет от лица главного героя, оно не грешит избытком рефлексии. Тезей отнюдь не сосредоточен на самом себе, ему интересен мир, интересны люди. Соответственно, второстепенные персонажи не выглядят бледными тенями. Каждый из них по-своему ярок: Эдип, с его отчаянием и ненавистью к изгнавшим его Фивам; печальный и мудрый Хирон; брутальный Минотавр; обезумевшая от запретной любви Федра... Несколько менее удачным, на мой взгляд, вышел Ипполит; уж слишком его заидеализировали.
alex971, 24 ноября 2011 г.
Очень интересный роман,придающий достоверность греческой мифологии.Стоит только вчитаться,и повествование не отпускает тебя до самого конца.Всем советую.