Туве Янссон «Муми-тролли»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Любой
Где-то на Севере лежит уютное местечко — Муми-дол. И обитает там, в маленьком тёплом Муми-доме странная семейка, члены которой очень похожи на плюшевые игрушки. С жизнью и увлекательными приключениями этих забавных, добрых существ знакомит нас сказочная сага финской писательницы Туве Янссон, лауреата многих литературных премий.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Мраморный фавн, 1999 // Переводная книга |
Экранизации:
— «Муми-дол: В Муми-дол приходит осень» 1983, СССР, реж: Анатолий Аляшев
— «Приключения муми-троллей» / «Tanoshî Mûmin Ikka / 楽しいムーミン一家» 1990, Япония, Финляндия, Нидерланды, реж: Такуо Судзуки, Ёрифуса Ямагути, Сэйтаро Хара и др.
- /языки:
- русский (178), английский (5), финский (1), украинский (6), белорусский (7)
- /тип:
- книги (185), периодика (4), аудиокниги (2), графические (6)
- /перевод:
- А. Башаримова (5), Н. Белякова (45), А. Береснева (4), М. Бородицкая (3), Л. Брауде (85), Б. Ерхов (1), Н. Иваничук (6), А. Курышева (2), Н. Лобода (2), М.Б. Людковская (11), Е. Паклина (23), П. Переверзева (2), С. Плахтинский (11), А. Сидорова (1), В. Смирнов (24), Е. Соловьёва (10), Е. Тиновицкая (12), И. Токмакова (4), А. Фредерикс (1), Н. Шаховская (4), Л. Ярвинен (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 4 мая 2019 г.
Самые теплые, самые приятные, самые восхитительные воспоминания из детства связаны именно с книгами Туве Янссон о премилых муми-троллях, где волшебством, добротой, юмором пропитана каждая строчка, каждая страница. Самое удивительное, что по прошествии лет эти истории читаются с неослабевающим интересом, словно открываешь книгу впервые, но тебя окутывает теплом, ностальгией и ты погружаешься в мир детства, беззаботный и счастливый.
Туве Янссон, Астрид Линдгрен, Памела Трэверс и Лаймен Фрэнк Баум — те писатели, которые подарили настоящее Детство всем, кто открывал мир их удивительных книг, погружая в самую прекрасную пору человеческой жизни.
Karnosaur123, 16 апреля 2011 г.
Женщины не создали ''Войны и Мира'', не написали ''Евгения Онегина'' и ''Медного всадника''... но только идиот будет отрицать, что лучшие книги для детей сочинили именно женщины. И самые талантливые женщины жили в северных странах.
Это может казаться кощунством, но Туве Янссон я считаю сильнее даже великого Андерсена, Астрид Линдгрен и горячо любимой мною Эдит Несбит. Сильнее всех. Если эти мастера в своих сказках наполняли реальный мир волшебством, то Янссон создала совершенно новую вселенную, абсолютно не похожую на нашу, но в то же время такую близкую и понятную, на что больше практически никто не способен; поискав аналоги у других авторов, вы поймете, что это так. Литературно Янссон сильнее Линдгрен: у той замечательный намеренно простонародный стиль... Но стиль Янссон универсален.
Книги о муми-троллях — точнейшее воплощение христианских идей, при этом без малейших религиозных тем. И это лучше всего. Нельзя в детской книге центром добра показывать Христа, это я говорю несмотря на то, что верю в Бога. Потому что у ребенка вполне может возникнуть опаснейшее заблуждение, что КТО ЗА ХРИСТА — ТОТ ХОРОШ. А если вспомнить всех ''хороших'', которые раньше за веру сжигали на костре, а потом стали гуманно так забивать ногами, станет ясно, насколько опасна и вредна конкретизация христианства. Даже такой истый христианин, как создатель Нарнии К. Льюис хорошо это понимал...
И герои Янссон живут вне всяких религиозных догматов. И принимают ближнего таким, какой он есть. И творят добро потому, что не могут видеть чужих страданий, а не от того, что ''так Боженька велел''. И даже ужасная Морра, всех ненавидящая и всеми ненавидимая, вечно странствующая во тьме, в безуспешных поисках света, который мог бы ее согреть, однажды найдет его у муми-троллей.
Хотите воспитать ребенка хорошим человеком, читайте ему ''Муми-троллей''. И он, скорее всего, никогда не ударит другого человека из-за внешности, религии, или цвета кожи, не перешагнет через раненного, не пойдет по головам. Правильно говорил в своей песне Высоцкий: ''значит, нужные книжки ты в детстве читал''.
Tavrida, 8 сентября 2015 г.
Бесподобный цикл, неувядающий и нестареющий. Волшебная сказка для маленьких, терапевтическое чтение для нервных и депрессивных взрослых.
У Х. Мейнандера в документальном повествовании «Финляндия, 1944» Туве Янссон и ее героям посвящено несколько страниц: «Теперешние мультфильмы в пастельных тонах о Муми-троллях, получившие всемирное распространение, а также коммерческие побрякушки с Муми-троллями далеки от замысла Янссон, отражавшей в своих книгах метания жителей финского тыла между надеждой и отчаянием в 1944».
Elessar, 27 июля 2012 г.
Повести Янссон поразительны. Проходят годы, а я всё возвращаюсь к этим трогательным историям. Эта книга из тех, что проносят с собой сквозь всю жизнь. Потому что она сама как жизнь, изменчива и непредсказуема. Каждый раз вы найдёте в ней что-то новое. Я до сих пор помню, как однажды отчётливо осознал, какая боль и одиночество таится за этими на первый взгляд милыми детскими историями. Особенно это видно в последних повестях. Сквозь маску пасторальной, утрированно-сказочной безмятежности и счастья проступает такая бездна непонимания и пустоты, такое страдание, которое, кажется, не по плечу одиночке. Даже лучше, что это понимание приходит не вдруг, иначе было бы запредельно тяжело. Некоторые находят в этих книгах бога, проводят параллели между муми-семейством и христианским пантеоном. Но, по-моему нет принципиальной разницы: голоса в голове или глас божий. Разве что последнее для кого-то утешительней.
Здесь нет счастливых финалов. Здесь ты всегда остаёшься один на один с одиночеством, по другую сторону счастья, доверия, любви. И теперь мне очень страшно читать «серьёзные» книги Янссон. Потому как если взять муми-цикл за точку отсчёта в качестве детской сказки, то драма на этой шкале будет где-то вблизи абсолютного нуля. У обитателя солнечных тёплых миров там просто замёрзнет воздух в лёгких.
AlisterOrm, 2 сентября 2013 г.
Муми-тролли — это одни из самых известных сказочных существ во всём мире. Я думаю, никто не будет спорить, что сказки Туве Янссен давно уже стали классикой мировой литературы, а придуманный ею самобытный мир причудливых существ — ярким, узнаваемым и любимым. Плохой человек не может хорошо писать для детей — это аксиома. И эти повести, небольшие, но очень яркие, очень добрые, по настоящему светлые произведения, после прочтения которых хочется стать лучше. Да, это для детей. О скажи мне, умудрённый взрослый: ты сам-то этим прописным и банальным истинам можешь следовать?
Да, это повести ещё и для взрослых. Ведь темы там часто — совсем не детские. Одиночество. Грусть. Замкнутость. Последние повести — это зима и осень, уже приглушённые, но столь же яркие и добрые повести. Просто они очень грустные. И зрелые. А муми-тролли — не просто сказки. Это вера в лучшее. В доброе. В то, что хорошее в человеке всегда побеждает.
Dentyst, 20 октября 2009 г.
Кто-то из умных (к стыду своему не помню кто) сказал, что писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше. И вот перед нами живой пример — как нужно писать книги для детей.
Для многих из нас книжки Янссон стали настольными. Многие перечитывают их и в зрелом возрасте, и обязательно рекомендуют (я вообще заставлял) читать эти сказки своим отпрыскам, чтобы воспитать хороший литературный вкус, чтобы с «младых ногтей» учились понимать «что такое хорошо и, что такое плохо».
Ну, кажется, вроде бы сказка — и сказка, но не всё так просто. В произведениях этой финской писательницы описан целый мир, очень своеобразный и оригинальный, без супергероев и суперзлодеев. Зато, очень милые существа населяющие его оставляют в душе след гораздо более заметный и значительный, чем Конан с коллегами. События происходящие в Муми-доле нам ближе и понятнее подвигов Вечных Победителей, потому что с Муми-троллем, Снусмумриком, Сниффом и другими персонажами случаются такие приключения, которые не требуют пролития морей крови, и тысяч загубленных жизней. Доброта — вот главный девиз этой фэнтезийной саги для малышей. Описания забавных случаев из жизни сказочного семейства, пронизаны искренней любовью автора к своим малолетним читателям.
Книги пронизаны атмосферой тёплого дома, хорошей, правильной семьи. Муми-папа — похож на человеческого папу, Муми-мама — такая же хлопотливая хозяйка, как и в мире людей. Да и с Хемулем, дядюшкой Ондатром, Тофслой и Вифслой мы не раз встречались в реальности. В общем — перед нами жизнь, как она есть описанная в доступной малышам форме.
Mxm, 5 февраля 2014 г.
Замечательная детская серия, которая трогает и взрослых. Мир, где возможно всё: путешествия, дружба, кладоискание, волшебство. Каждый персонаж досконально проработан, а зарисовки автора радуют глаз.
garuda, 8 декабря 2013 г.
Знакомство с Муми-троллями началось в глубоком детстве с «Комета прилетает» и «Шляпа волшебника». И получилось замечательно, что на этом знакомство приостановилось вплоть до настоящего. Потому что это самые светлые, волшебные и Детские (именно с большой буквы) истории. Пожалуй, дойди до меня последние повести серии, то либо я бы тогда мало что понял, либо они отбили бы у меня всякое желание продолжать знакомство с автором. Насколько ярки и добры первые романы о семействе, настолько грустны, печальны и, местами, депрессивны последние повести. Не зная досконально биографию автора, сложно понять, куда делась сказка и откуда появилась в общем-то жизнь, причём зачастую не самая светлая её сторона (тут тебе и кризис среднего возраста, и поиск смысла жизни и многое-многое другое). Возможно, жизнь была не совсем благосклонна к автору, а возможно он решил, что дети тоже должны взрослеть. Так или иначе сказка в последних повестях окончательно исчезает. И своему ребёнку я не буду читать ни «Папа и море», «Ни в конце ноября». Незачем ему раньше времени покидать мир детства. Тем не менее безусловный талант рассказчика присутствует во всех повестях и Муми-тролли (во всяком случае первые повести о них) являются безусловным шедевром детской (а поздние повести, пожалуй, и взрослой) литературы
eugozaychik, 16 марта 2014 г.
Читала в детстве, читаю сейчас с дочкой. Просто обожаю их, этих милых муми-троллей! Моя дочка влюблена в Смусмумрика! Добрые, необычные, поучительные, замечательные сказки! Читайте сами, читайте вместе с детьми!
Кстати, скачали японский сериал про муми-троллей: просто чудо! Рисунки полностью как в книге, только цветные, во многих сериях взят сюжет также из книг!
Шалашов, 21 августа 2013 г.
Старые-старые сказки, которые читаются с одинаковым удовльствием и в 9-10 лет (первый раз это было примерно в этом возрасте) и в 17 и в 47. Почему же лучшие сказки (кто-то не согласится — ничего страшного) написаны скандинавами? Андерсен и Лагерлеф, Лингрен и Янсен... И все они, почему-то были шведами (ну, пусть Андерсен и датчанин в третьем поколении, но все равно). Правда, побывав в Скандинавии, начинаешь понимать, почему.
PATARR, 10 ноября 2011 г.
Уютные, волшебные и очень светлые книги, что никогда не забываются, создала замечательная писательница Туве Янссон.
Таких замечательных существ мог придумать только очень добрый человек.
Наверное не найдется никого, кому не понравятся эти забавные персонажи. Ведь в каждом из нас есть кто-то из них, глупый и суетливый Снифф, зануда Ондатр, задумчивый и рассеянный Хемуль, непоседливый путешественник Снусмумрик и конечно сами замечательные и нежные Муми-мама, Муми-папа и Муми-троль.
Янссон так замечательно и захватывающе описывает приключения маленьких существ, что самому хочется присоединиться к ним и отправиться искать в лесу Таинственный путь или подняться в Одинокие Горы в Обсерваторию...
Несмотря на очень простой и доступный язык книга полна глубоких философских размышлений и наблюдений.
Лично я, став немножечко взрослее, с удовольствием перечитал истории о Муми-тролях еще раз. И, наверное перечитаю еще раз, вместе со своим ребенком.
Zirael, 15 декабря 2011 г.
Это просто детство — и этим все сказано! Одни из самых моих любимых сказок, причем люблю их до сих пор. Чудные, трогательные, смешные невиданные существа, они точно занимают уголок в наших сердцах. Очень светлые сказки, пронизаны ожиданием чудесного и немного грустного. Но грусть в этих сказках тоже светлая и легкая.
buka175, 11 февраля 2013 г.
Наверное, самая лучшая и добрая сказка из всех прочитанных. До сих пор помню, как было уютно во время путешествий в этот милый мирок.
kkk72, 21 декабря 2008 г.
К сожалению, в детстве я читал только одну из историй о Муми-троллях — «Шляпу волшебника». И до сих пор она кажется мне самой лучшей в цикле. А на другие повести о Муми-троллях я смотрел уже глазами взрослого человека. Но, должен сказать, эти книги показались мне не менее интересными. Очень хороши все персонажи — неунывающий Снусмумрик, пугливый Снифф, чудаковатый Хемуль, невозмутимый Муми-папа и хлопотливая Муми-мама, и, конечно, веселый и озорной Муми-тролль. Все они получились яркими, необычными, непохожими друг на друга. Ну а если персонаж отрицательный, вроде той же Морры, так с книжных страниц так и веет холодом. И мир, в котором живет вся эта разношерстная компания наполнен удивительными чудесами, которые так и тянет исследовать вместе с героями. Но среди этих веселых приключений автор учит нас, своих читателей и разным полезным мелочам, и многим умным и важным вещам. Иной раз проскальзывают и вовсе недетские нотки. Так что книги получились действительно для читателей всех возрастов.
Liz, 10 января 2011 г.
Из всех фантастических миров — мир Муми-дола сопровождает меня в моей жизни дольше всех остальных, я познакомилась с ним еще в начальной школе, и до сих пор мне нравится возвращаться в него. В нем так уютно, как бывало уютно только в детских играх, когда доставляет огромное удовольствие создавать и оборудовать свои тайные убежища, которые тоже становились для нас нашим собственным миром.