Майкл Муркок «Чёрный камень»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Власть Гранбретании, Империи Тьмы, расползается по европейскому континенту. Бороться с ней может лишь Камарг под управлением графа Брасса, и чтобы сломить его сопротивление, император Гюон отправляет туда Дориана Хоукмуна, герцога Кельнского, некогда верного слугу империи, а теперь ее пленника, находящегося под магическим контролем.
Несмотря на многообразие изданий, на самом деле, было только два разных перевода. Детали описаны в статье.
Входит в:
— цикл «Хроники Хоукмуна» > роман-эпопею «История Рунного Посоха»
- /языки:
- русский (14), английский (4), болгарский (1)
- /тип:
- книги (19)
- /перевод:
- В. Бердник (4), А. Иванов (1), Е. Королёва (1), С. Кудрина (2), Ю. Стойнов (1), А. Тишинин (2), Е. Трирог (1), Р. Шац (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kokscharow, 9 февраля 2019 г.
Потрясающая героика. Именно тот Муркок, которого я люблю. Идеалы светлого рыцарства, борьба за добро и справедливость, масштабные панорамы, благородные характеры, чистый идеализм и в конечном итоге победа света над мраком, несущая надежду на исцеление и спасение от неправильности и несправедливости этого мира — вот суть этой книги Муркока об ещё одной инкарнации Вечного Воителя. Что бы ни говорили нынешние поборники чёрного фэнтези, которым только и подавай что натуралистику, грязь, кровь и кишки, Муркока они никогда не поймут и не услышат. Ну и пусть. Зато те, в ком ещё жива искра высших идеалов и вера в непобедимость доброй воли, почерпнут в этой книге вдохновение на великие свершения и победу во всех своих светлых устремлениях. Наивно? Просто Дориан Хокмун благороден и чист. То, что люди нынешнего века в большинстве своём из-за своих приземлённости и прагматичности потеряли, воплощено в образе этого героя. 10 из 10.
ужик, 6 января 2021 г.
С Муркока для меня началось знакомство с жанром фэнтези. Но даже колоссальное чувство ностальгии не позволяет мне ставить высокую оценку.
В романе потрясающий мир. Хочется рассматривать каждую деталь, провести параллели между выдуманным миром Муркока и нашим, реальным. Но читать книгу от этого становится только горше. Потрясающие декорации как бы вопрошают «хочешь конфетку?». А побег ГГ из Лондры, который занимаеж АЖ 2 страницы, как бы гаденько так добавляет «Ан нету...». За это время нам показывают грандиозный мост черед Па-де-Кале, летательные аппараты в виде грифона, хрустальный город Пари, зверинные маски различных орденов... Но блин, это же побег! Главного героя!!!! Из столицы империи Зла Гранбретани!!!!!! 2!!!!!!! 2 страницы!!!!!!!! Честно, мне хочется плакать...
Образы героев совершенно картонные. «Вот граф Брасс» — говорит нам автор. «Он очень опытный, он водил в бой армии и помогал завоевывать троны правителям! Он вращался при дворах всей Европы!!!!». А потом такой «вот тот мужик хочет тебя обмануть!». И граф Брасс говорит «да не может быть! Тебе показалось!». «Нет, точно — обманет», — устами другого героя твердит автор. «Да не, да никогда!!!». И-и-и... Графа Брасса обманули! Интриги 100500 уровня, коварство просто нечеловеческих масштабов.
Его дочь Иссольда Брасс «унаследовала от отца его ум, но не унаследовала его опыта». М-м-м-м, да как-то героиня тянет максимум на типаж «возлюбленная главного героя», которая красивая, добрая и наивная. И безмозглая. И блондинка.
В общем,я с энтузиазмом восприняла новость, мелькнувшую в начале 2019 года, о том, что по циклу снимут сериал. Визуальный ряд должен получиться шикарным. А вот само повествование оставляет желать лучшего. Слишком схематично. Поэтому, на мой взгляд, от доработки талантливыми сценаристами, эта история только выиграет.
glaymore, 26 марта 2021 г.
Муркок в своей лучшей форме. В 150 страниц плотно упакованы не только приключения и битвы в пост-ядерной рыцарской Европе (хотя этого тоже хватает!), но и рассуждения о природе фашизма, и немного романтики, и маленькая вставная поэма, и бог знает что еще. Замечательная книга.
Очень жаль, что к каждой замечательной книге Муркок обязательно пишет сто графоманских продолжений про бесконечные путешествия по мирам хаоса и сражения с демонами хаоса с помощью магии хаоса. Впрочем, выбора нет, приходится терпеть.
Стронций 88, 9 мая 2011 г.
Давненько не брал в руки Муркока, которого люблю и уважаю. Соскучился. «Драгоценность в черепе» уже читал. Вот взялся перечитать. И ощущения получил довольно странные. Кое-что меня удивляло. Кое-что разочаровывало. Это как я понимаю первое «самостоятельное» произведение Муркока после проб пера и подражательства. Это мне кажется, многое объясняет. Мир тут, по-моему, не очень уж сильный. Всё-таки легко узнаваются страны и города. Чем-то он мне напоминает «Путешествия Иеро», с той лишь разницей, что у Ланье мир, по-моему, куда как более авторский, в нём больше выдумки и изменений. А тут – вроде бы и тысячелетняя катастрофа, а всё почти при своём. Нет, кое-что придумано очень интересно Хрустальный Париж, например. И помню, когда ещё первый раз читал, жутко удивился, что Империей Зла автор сделал родную для него Британию (Ещё подумал: сделай кто-нибудь так же у нас, и его книги больше никогда не выйдут) Но, в целом (ИМХО) могло бы быть и получше. Эта узнаваемость, по-моему, слегка вредит. Интересен Герой. Особенно он был мне притягателен в первой половине романа. Притягателен своей апатией… И вообще я стал замечать (после хроник Корума), что Муркок любит вот это – сразу ставить героя в сложное положение, из которого он потом должен выбираться. У Корума – глаз и рука. У Хокмуна – эта мертвая драгоценность, которая вот-вот может обрести силу и уничтожить его мозг. Добавляет какой-то напряжённости, интереса. Хотя во второй половине Хокмун и превращается, по-моему, в типичного героя-рыцаря из среднего фентази-романа. Конечно тут много рыцарского пафоса, персонажей, которые появляются как раз во время, картинных злодеев, влюблённых королев, мелодраматичности и прочее, и прочее, что, в общем-то, не красит. Я бы даже сказал, делает роман шаблонным. Но вот штука, я читал и кое-где негодовал по поводу этой штампованности, исскуственности. Но стоило закрыть книгу и вспомнить, что же я собственно прочитал, как вся эта штампованность тут же пропадала, и было интересно, чёрт возьми, интересно. Да и написано, по-моему, очень хорошо, просто, без выкрутасов, но красочно. Приятно читать. И здесь, в этом романе, происходит ещё и как бы введение в мир Рунного Посоха. Так что, я думаю, как начало цикла роман все-таки очень даже неплох.
AlisterOrm, 14 июня 2012 г.
По моему, «Чёрный камень» был третьей книгой в жанре фэнтези, которую я прочитал в своей жизни — после ВК и «Башни гоблинов». Могу сказать без зазрения совести — в 12 лет она дико понравилась, и относится плохо к этому раннему творению Муркока у меня просто не получается. Само собой, вторая трилогия о Хокмуне на порядок мощнее, и по смыслу, и по содержанию, но и начальные романы эпопеи тоже не лишены своей изюминки и интереса.
Во первых, антураж. Металлические орнитоптеры, обменивающиеся огненными залпами с всадниками, восседающими на огромных фламинго, над болотами известнейшего французского заповедника — это сильно. Лондра (бывший Лондон), город с чудовищно причудливой архитектурой, дворец Императора, достойный воображения Сальвадора Дали, маски, которые носят все жители этой странной цивилизации под названием «Гранбретания». Особый колорит создают странные существа-мутанты — реликт некогда произошедшей ядерной войны, уничтожившей наш мир и породивший мир Хокмуна. Ну и главный герой — воин, сравнительно простой, обычный человек, не желающий, чтобы Гранбретания не захватила мир. Да, любопытный получился роман — эдакая социально-политическая сатира в оболочке героики. Элрик — это ярко выраженный антигерой, Хокмун же — более традиционен, но всё таки его картонным не назовёшь, как ни крути — обычный человек, со своими страстями и эмоциями. Вторая часть романа — собственно путешествие в Персию — выглядит не так сильно, как первая, но она носит скорее полупародийный характер.
Вообще, роман — завязка большой драмы, это ощущается уже после первой главы. не скажу, чтобы Муркок во всех местах удачно воплотил этот замысел, но и без этого «Чёрный камень» — неслабый роман, он вполне достоин прочтения.
peterK, 3 августа 2011 г.
Впервые прочитал в 1994 году. Запомнился необычный мир, угроза из Британии, островок сопротивления где-то на юге Франции. В отличие от антуража, сам сюжет не запомнился. Через 17 лет перечитал. Да, мир своеобразный. Кланы, маски, камень в голову. Угадай, где и что в реальной Европе. А сюжет... Потенциальный жених, оказавшийся плохим и ставший главным врагом, и засланник империи, оказавшийся хорошим и ставший главным героем. Далее, банальная борьба маленького, но гордого народа, против огромной зловещей империи. Для своего времени, может и находка, но, на мой взгляд, шикарные декорации и костюмы затмили все остальное.
glupec, 25 мая 2008 г.
Скажем прямо, я не люблю тетралогию «Рунный Посох». Сказать, что я не люблю цикл о Хокмуне в целом, было бы неправдой — трилогия «Замок Брасс», на мой взгляд, более умная, зрелая и... «не без идей», скажем так. При всей её наивной романтичности.
Но «Рунный Посох»... что долго говорить: это раннее произведение автора, тогда он ещё не вполне нашёл свой стиль. Отсюда — и обилие битв, и беспрестанные прыжки из мира в мир, и «рояли в кустах», утомляющие уже к середине 2й части...
Так вот: это произведение — т.е., «Драгоценность в черепе» — на мой взгляд, ЕДИНСТВЕННЫЙ роман во всей тетралогии, к которому подобные упрёки неприменимы.
Поясню: здесь почти нет «экшна», так называемой сюжетной динамики (всего одна битва, если не изменяет память — и та в самой последней главе)... «А что же здесь есть», спросите вы? А есть здесь — так называемая (мною ;)) «сюжетная статика». Т.е. — обилие красиво-романтичных описаний, которые полностью забивают сюжет. Кому-то это может не понравиться, но, если вы — любитель неспешно развивающегося действия, то вам это должно «пойти».
Да, разумеется — основной конфликт книги мелодраматичен насквозь и абсолютно. Старый отец-граф, его красавица дочка, злодей, набивающийся в женихи... Ну, а что делать-то? «Для разгону» необходим какой-нибудь простенький сюжет, чтобы на нём, как на каркасе, громоздить собственно сам мир... И мир — этого у Муркока не отнимешь — описан сочно, красиво и так, что запоминается. В других книгах тетралогии «экшн» уже вытесняет пресловутую проработку мира — вся она сосредоточена как раз-таки в первой части.
Есть даже антиутопические нотки (описание мутантов в караване Агоносвоса). Да и сам-то мир, еле-еле пришедший в себя после атомной войны... заманчивая декорация. Жаль, что не удалось автору сделать из неё что-то серьёзнее — но ведь потенциал-то был! И в общем,на мой взгляд — ради этого потенциала и стоит книгу прочесть. А всё остальное в цикле — по вашему усмотрению... Собственно, финал у первой части вполне определённый, можно дальше и не читать...
Kot_13, 16 мая 2011 г.
Единственное чем может похвастаться роман, так это хорошой задумкой и проработкой мира))
В остальном обычная героика с ее непобедимыми героями))
Наверное просто со временем меня уже утомили все эти глупые бои....у Муркока лучше получается философская фэнтези...
Kedens, 24 апреля 2010 г.
Простенький роман, я бы даже сказал сборник повестей, но от этого не очень плохой цикл о Рунном Посохе. Конечно не «Дюна» Герберта и не «Сага о Копье» Хикмен-Уэйс. Читать можно чтобы, например, время провести.
Фельдкурат Кац, 1 марта 2006 г.
Хокмун крушить....Хокмун ломать...
роман для любителей тупых бессмысленных боевиков