FantLab ru

Стивен Кинг «Долгий джонт»

Долгий джонт

The Jaunt

Рассказ, год

Перевод на русский: А. Корженевский (Долгий джонт), 1988 — 12 изд.
О. Рудавин (Долгий джонт), 1996 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 158

 Рейтинг
Средняя оценка:8.51
Голосов:1444
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Джонт-рейсы позволяют мгновенно телепортировать грузы и пассажиров на самые дальние расстояния. Есть только одно условие: живой объект должен находиться в бессознательном либо в крепко спящем состоянии, иначе...

© Lucy

Входит в:

— сборник «Команда скелетов», 1985 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Изобретатель и рационализатор» 1988/9», 1988 г.

— антологию «Qualia Nous», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1988 // Малая форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Кэрри
1993 г.
Команда скелетов
1996 г.
Газонокосильщик
1997 г.
Кэрри
1997 г.
Последняя перекладина
1999 г.
Команда скелетов. Том 1
2000 г.
Заклятие параноика
2001 г.
Команда скелетов
2003 г.
Команда скелетов
2004 г.
Команда скелетов. Сердца в Атлантиде
2004 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2008 г.
Команда скелетов
2014 г.
Команда скелетов
2015 г.
Команда скелетов
2016 г.

Периодика:

«Изобретатель и рационализатор» 1988/9
1988 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Команда скелетов
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Skeleton Crew
2007 г.
(английский)
Qualia Nous
2014 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2008 г.

Читал первый раз и просто наслаждался. Великолепная идея, прекрасное воплощение. Посмотрите, как мастерски у Кинга происходит переход от рассказа мужчины, до авторского текста. Как описан процесс плодотворного эксперимента. За действиями ученого действительно интересно следить. Как в таком коротком рассказе одушевлены дети, которые сидят и слушают историю джонта, и как в нескольких штрихах автору удалось отобразить черты их характера и особенности их возраста. А самое главное, какой простор для воображения открывается после прочтения этого рассказа. Посыл есть: мгновенная транспортировка с помощью разъединения и воссоздания элементарных частиц и работающая в этот момент человеческая мысль, глубина человеческого разума. Приходят на ум даже не чисто научные варианты, а мысли теологической направленности. О существовании человеческой души, как неотъемлемой части вселенского Мироздания и, в сущности, бренности человеческого тела. Хотя, думаю, каждому прочитавшему мыслей в голову приходит очень много и все они разные.

Представляю себе, что чувствовал мальчик во время своего долгого джонта. Он побывал в Вечности, пережил Вечность, слился с Вечностью, но всё это время его не покидала пульсирующая мысль о том, что он вот-вот очнется рядом со своей семьей на планете Марс. За Вечность он стал Иным. Он прожил жизнь возрастом в бесконечность. Интересно, что же он там видел?

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2015 г.

Шикарный, достаточно короткий рассказ о непередаваемо и бесконечно необъятном понятии — Вечность...

«Дольше, чем ты думаешь...»

По фабуле рассказа миру будущего теперь доступна мгновенная телепортация в качестве средства передвижения. Имеется специально оборудованная станция, проводится инструктаж, объясняются основополагающие принципы. Главное условие телепортации — пассажир должен находиться в бессознательном либо спящем состоянии. Благо для транспортировки пассажиров имеются специально предусмотренные маски с быстро усыпляющим газом. Но один мальчик решил задержать дыхание и увидеть, что случится, если его сознание будет в бодрствующем состоянии...

В результате мальчик стал чудовищем, «существом», как называет его Стивен Кинг, кричащим в порыве безумия о Вечности... Он увидел Её... Он царапал себе глаза и всё повторял «Я увидел! Дольше, чем ты думаешь!» Это очень страшно... Настолько страшно, что не поддаётся воображению и пугает своей бесконечной неизвестностью. Мы можем только предположить, что увидел мальчик в Вечности. Скорее всего, полную пустоту (звучит как оксюморон). И в этой вечной пустоте его сознание осталось само с собой, один на один. Полагаю, что он перебрал бесчисленное множество мыслей обо всём на свете... Терял надежду — обретал её вновь... Хотел умереть — но не мог, ведь сознание нематериально... И в итоге его настигло безумие... Безумное осознание неотвратимой Вечности... В которой его сознание, его добрый рассудок, который всегда раньше помогал понимать суть вещей, начал пожирать сам себя... От безысходности... От голода...

Если вдуматься, возможно, это самая страшная вещь, которую вообще можно себе представить — Вечность...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2012 г.

Увы опять приходится ругать. Но после «Фантастики и футурологии» Лема удержаться почти невозможно.

Введение в проблему казалось бы неплохо — рассказ детям, но почему жена ничего не знает о джонте? 300 лет этой технологии, а есть взрослые люди вообще ничего не знающие о ней. Абсурд.

Усыпление газом по одному. Тоже бред. А вдруг не вдыхнул? Это ж сколько проблем джонт-перевозчику... Инъекция и все проблемы решены. Кстати а что за идиотские реакции на усыпляющие маски? Каждый знает на что идет, то есть без маски нечего в джонт и соваться. Или опять сводится к тому что взрослые не знают чем грозит джонт?

«Хорошая история открытия»? Чем? Классический вариант «случайного гения» — бац! и открытие. Такое впечатление что автор знаком с наукой только по НФ.

Далее. Сколько детям? «Двенадцатилетний Рикки и девятилетняя Пат». Отнюдь не маленькие. Они истории про джонт должны знать лучше папаши — по вечерам под тусклым фонариком с тучей подробностей рассказывая друг другу, вместе с историями о покойниках, гробах на колесиках и проч.

Умилила седина. Ну прям «Вий» к исходу второй ночи. Интересно, а почему она вообще появилась, если физически тело остается таким же?

Наcколько лучше выглядит Лем в «Условном рефлексе». Как будет себя ощущать человек изолированный от сенсорных раздражителей показано наглядней и на несколько порядков реалистичней. Не надо вечности, 10-ти часов чтоб съехать с катушек хватит с лихвой.

Резюме: Читать можно, но мозг «должен находиться в бессознательном» состоянии иначе «Долгий джонт» покажеться долгим. Слишком долгим (и нелепым) чтобы продлолжать читать...

П. С. Кстати о душе. Насколько я помню братьям нашим четвероногим в существовании души обыкновенно отказывают. Исключение — реинкарнация, когда каждый зверек по сути бывший человек.

Вобщем говорить что рассказ о Душе как бы бессмыссленно. Золотые рыбки бездушны, а принцип Оккама реинкарнацию сюда приплетать не позволяет.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2011 г.

Потрясающий по силе воздействия рассказ! Один из лучших у Кинга. Плавное течение повествования, неспешно, пробуждает интерес к идее межпространственных перемещений. И конец — разрывает все эти размышления в клочья! Мозг не в силах осознать чувства героев рассказа и останавливается перед непостижимой глубиной чего-то запредельного! Рассказ в Высшую лигу! Обязателен для вдумчивого чтения!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2013 г.

Почему бы компании не делать уколы пассажирам ? С обязательной врачебной проверкой, подействовало или нет ? В противном случае компания могла на исках состояние потерять.. Момент когда взрослый пассажир отказался от маски удивил.. Последствия то более чем серьезные, а требования малые.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2012 г.

Кинг уже показал, что может написать великолепные образцы жанров ужаса, фентези, триллера, мистики, реализма и постапокалиптики. Он даже писал детективы и научную фантастику. Именно к последней можно причислить рассказ «Долгий джонт». Это история одного процесса телепортации, которому предшествует рассказ об открытии возможности мгновенного перемещения и его побочных эффектов. К сожалению, научной фантастики как таковой в рассказе очень мало: всего одно допущение, все остальное место занимает то, что получается у Кинга лучше всего, — острый психологизм и маленькая доля мистики. И это, в общем-то, неплохо, т.к. автор не старается играть на чужом поле, все, что мы знаем о джонте, мы узнаем от главного героя, который не ученый и знает далеко не все. То, что он рассказывает, подается нам через призму субъективного восприятия, и, как известно, человек не запоминает того, чего не понимает, а значит и нам рассказывается далеко не полная история изобретения способа перемещения элементарных частиц. Только основное, чтоб создать общее представление и атмосферу, а затем уже Кинг разворачивает все так, что финал хватает за душу именно своей пронзительностью, своей идеей.

Итог: рассказ рекомендуется к прочтению всем любителям острого сюжета и возможности поразмыслить над прочитанным.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2011 г.

Этот расказ как-то долго проходил мимо меня. Несмотря на отзывы, все ни как не доводилось его прочитать. Могу сказать со всей ответственностью: рассказ потрясающий. Кинг уже несколько раз пробовал себя в «мягкой» НФ, например в тех же Лангольерах есть ее элементы, но данный рассказ — более близок к этому жанру, так как базируется на таком классическом материале, как идея телепортации. Побочные эффекты телепортации, которую Кинг называет по своему- «джонт» описывались и в других книгах: например у Хайнлайна в его «Гражданине галактики», у Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки» и во многих других. Оба из перечисленных произведений я читал, телепортация в них далеко не самое главное, хотя и там авторы описывают различные побочные эффекты — цену которую придется платить за прогресс. У Кинга все сводится не просто к проблеме побочного эффекта от Джонта, используя свою теорию, он мастерски нагнетает атмосферу ужаса: отец рассказывает историю своим детям, а сотрудники с усыпляющим газом подходят все ближе. И здесь — рассказчик понимает, что его история вовсе не такая «успокаивающая», как кажется в начале. Атмосфера, ужаса, ощущение , что что-то вот вот должно произойти к концу рассказа просто грандиозна. Не знаю, как бы Кинг зарекомендовал себя в роли писателя НФ, т.к. стоит признать, что и теже Лангольеры и Туман от НФ весьма далеки. «Долгий джонт» — гораздо ближе, но все же это хоррор — сделанный на базе НФ, но сделан очень мастерски. Я заметил еще такую особенность, что многие книги становятся куда эффектней (в данном случае страшнее), когда они основаны на какой-то базе, в которую можно поверить. У Кинга этот принцип, кстати выполняется довольно редко, хотя на меня, например, ситуация, описанная в данном рассказе произвела гораздо более серьезное впечатление, чем описание каких -либо мистических ужасов.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2017 г.

-Тут...входит...его...ЖЕНА!

-И что?

-А я разве не говорил, что она умерла?

-Нет.

(с) Симпсоны.

Довольно жуткий и пугающий рассказ, который заставил бы провести не одну бессонную ночь в страхе и размышлениях. Заставил БЫ. Если бы я прочел его лет 15 назад. С точки зрения художественной композиции придраться тут совершенно не к чему. Есть ситуация, завязка-предыстория, расставляющая необходимые сюжетные маркеры и конечно же ожидание. Ожидание какой-то трагедии, с нарастающим, шаг за шагом, чувством иррациональной тревоги и желанием докричаться до безмятежного отца семейства «Остановись! Ты сам, своими руками, приближаешь беду. Остановись». Кинг, как несомненный мастер слова, крепко держит своего читателя за «жабры». Может даже крепче, чем следовало бы. Но, будучи безупречным по режиссуре, сценарий этой драмы оставляет некоторые вопросы.

Общие очертания финального «фасада» вырисовывались Стивеном буквально с первой страницы. «Суслик дошёл до дома и ничего с ним не случилась» — это не про Стивена Кинга или, по крайней мере, точно не про его «Команду скелетов». С «фасадом» то все понятно, но как быть с «прихожей», «гостиной» и со всем остальным? Как эффектно закончить историю и не ударить в грязь лицом, по отношении к ранее закрученной в бараний рог интриге? А никак! Стивен собственноручно поставил себе сюжетную ловушку, где на одной чаше весов был здравый смысл, а на другой — жуткий, будоражащий до мурашек, финальный твист. Что же он выбрал? Увы, второе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я задержал дыхание и всех обманул!» Серьезно, пацан? А ты не думал, что транспортную систему, способную умножить разум на ноль, разрабатывали суровые взрослые дяденьки, у которых наверняка есть специальные приборы, позволяющие определить: спишь ты или дурачишься? И подобные приборы, с шестерной степенью перестраховки, ОБЯЗАНЫ были существовать, чтобы с владельцев Джонт-транспортировки не содрали последнюю шкуру в последующих судебных тяжбах
. Но даже такой гигантский косяк меркнет по сравнению с другим своим «собратом».

Я уже плохо помню свою первую школу, хотя точно помню, когда-то помнил её хорошо (занятный каламбур). Суть в том, что воспоминания, как аккумулятор у телефона, имеют свойство тускнеть и становиться какими-то фрагментарными сполохами: обрывки фраз, звуков, эмоций. Это, конечно, ни для кого не секрет, но вопрос в другом. Прошло пять, десять или (в моем случае) уже двадцать лет и память начинает понемногу «кушать» раннюю информацию. 5, 10, 20 лет! Представьте, что прошел миллиард лет! Хотя, нет. Какой-то миллиард после

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«намного дольше, отец!»
кажется сущей банальность. Возьмем...Стасплекс (!) лет (не советую смотреть, что это такое). Что мы будем помнить через ТАКОЕ количество времени? А ничего, совсем НИЧЕГО! В пыль сотрется всё: от словосочетаний до образов и звуков. В пыль! И это только за какой-то «вшивый» миллиард лет. За то число (ох, это число...), что я указал вышеупомянутая пыль измельчится до размера каких-нибудь бозонов и кварков, а те еще мельче и еще и еще. Короче, выйдя из этого «Лимба», вы не то что не вспомните про задержку дыхания, но и просто не сумеете ничего сказать. Седые волосы и мутный старческий взгляд Стивена видимо не впечатлил. Хотя, с другой стороны, учитываю тематику и общий антураж всего сборника, трудно было бы требовать от автора другого финала. Он и сам, в предисловии, отмечал, что рассказ не стали печатать в каком-то НФ журнале из-за критически малого наличия в нем собственно науки. Долгий джонт – хороший рассказ, но его следует рассказывать друг другу в походе у костра, а не «ломать копья» в философских академических диспутах.

Да, чуть не забыл. Примерно год назад пробегала информация о возможной экранизации этой истории. Пока вроде особых новостей нет, но крайне любопытно, как авторы думают её адаптировать? Ведь оставлять ту же композицию не имеет смысла, а как-то раздвигать, расширять и дополнять её довольно сложно. В общем, интересно, что у них получится.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2013 г.

Один из самых жутких, нет, пожалуй, самый жуткий рассказ Кинга, лично для меня. Если примерять ситуацию на себя. Не страшно оказаться одному на пустынном острове. И встретиться с монстром лицом к лицу не страшно. Всегда есть выбор: сражаться или сразу сдаться. И всегда есть выход: победа или смерть, жизнь или смерть.

А тут — ничего. Только белое безмолвие или черная пустота. И некуда сбежать и никуда от этого не деться. И даже не покончить с собой. Как долго? Долгие века? Вечность? «Дольше, дольше чем ты думаешь!».

Но даже зная это, как все же хочется заглянуть за завесу тайны самому!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2012 г.

Душа умирает первой!

Это один из самых страшных и потрясающих рассказов, что я читала за всю жизнь!!! Страшно стало там..., между сердцем и легкими..., там где живет этот вечный сгусток энергии.

Это о чем-то большОм, о чем-то недосягаемом, непостижимом, вечном, бесконечном, бессметном, бессрочном и неизбежном … Это обо всем и не о чем одновременно! Это о том что существует и нет… Это о вселенной, о вселенском разуме, о том как и ради чего мы живем… и посредством чего существуем… Это наводит на самые сокровенные мысли. На те, к которым каждый человек рано или поздно приходит так или иначе сам… особенно, чем ближе к смерти…

Это совсем не большой рассказ, но он потрясает до глубины души. В него погружаешься с головой и долго не выходишь от туда даже после прочтения, даже после принятия холодного душа. Он о существовании времени и вселенной… Он о жизни и смерти… Он о существовании вечной материи… А есть ли она вообще… жизнь…? А есть ли она вообще… смерть…? И что она значит там…где нас еще не было и может никогда не будет?... А может наоборот все мы там как раз и будем… только не так долго… А есть ли то самое бессмертие, о котором грезили и грезят многие ученые во все века и во все времена. Одиночество и вековая пустота. И больше ни кого. Ни души. Ни маленькой частицы теплого. Очень, очень холодно… на века… неизбежно… на века… Одиночество… страх… ужас… понимание всего сущего… моральная смерть от всего пережитого…

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2010 г.

Миг и вечность. В условиях, которыми ограничивается возможность человеческого мозга представить или проанализировать особую, иррациональную информацию, разум запирает её в комнату с такими же, необъяснимыми логикой, ситуациями. Если не поняли вышеизложенное предложение, читай подтвердили его смысл, что, конечно же, врят ли, всё здесь элементарно. Самое малое художественное произведение подарившее мне инсайд. Такой редкий, непредсказуемый инсайд — мощное эмоциональное очищение, в этом случае вызванное скорее страхом. Страхом, который в свою очередь был порожден силой собственного воображения. А уж автор то сыграл на нотах читательского воображения, сродни глухому и гениальному Бетховену. Кинг ведёт по дорожке повествования слепого же читателя, который не подозревает себя незрячим, невнимательным, чтобы ослепить его в конце. Хотя всепроникающие лучи предстоящей вспышки намечались уже в середине рассказа. Метафоры закончились, перехожу к сути.

Взяв за стержень рассказа научно-фантастическую базу, в виде изъезженной темы квантового перехода, то есть телепортации, именуемое здесь джонт-переходом, добавив элементов хоррора и драмы, автор апеллирует, не много — ни мало, вопросом наличия души у рода людского. Чего-то, что может быть есть у человека, кроме его тела, что не делиться на абсолютные, элементарные частицы. Ждёте полярный ответ — да есть или нет, нету? Не дождётесь. Стивен лишь пытается это сделать, ответить. Две линии повествования переходят , поочередно сменяя, друг в друга. В одной, будущее, когда телепортация изменила человеческую цивилизацию и уничтожила транспортную индустрию, и вот очередная семья готовиться к процесcу джонтирования, а папочка рассказывает историю открытия джонт-перехода. Вторая линия и состоит из этой истории открытия... В конце будет «вспышка». Всё вышеописанное — только завязка рассказа. Кинг, со свойственной ему способностью, великолепно опишет персонажей в нескольких точных штрихах, создав иллюзию того, что рассказ отца семейства слушают не только его жена и дети, но и читатель. Произведение достойно той оценки, которая мною выставлена, но стоит добавить к ней ещё один бал, если знакомиться с «Джонтом» через аудио-рассказ, что я и сделал после, собственно, прочтения. Благодарю МДС вместе с её неизменным голосом Влада Коппа.

Итог:

Просто прочтите или прослушайте «Долгий Джонт». Автор не ответит на вопрос Не-Бога — «Кто я есть?». Он лишь подтолкнет на путь поиска, возможно, этого неуловимого ответа.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2009 г.

Рассказ — от которого мурашки бегут по коже.

Ужас не обязательно должен проявляется в море кровище, страшных монстрах и раздирающих душу давящих на мозг событий.

Кинг в нескольких словах передал то неизведанное, которое каждый сам для себя уже посчитает ужасных.

Превосхадный рассказ. 10 баловв:pray:

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2011 г.

Великолепный рассказ,один из моих любимых у С.Кинга. Краткость — сестра таланта! это доказано именно в этом произведении. Концовка для меня была шоком... Советую прочесть всем, кто любит подумать о вечном . Автору большая благодарность , за умение быть многогранным :appl:

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2010 г.

Короткая иллюстрация того, что Кинг мог бы очень многого достичь в жанре НФ. Чтобы вот так, буквально на «пустом месте» вытянуть такую мощную идею, да еще и столь емко и мощно реализовать — нужно иметь соответствующие мозги. Даже жаль, что Кинг полностью ушел в триллеры и ужастики — было бы необыкновенно интересно почитать, скажем, написанную им космооперу.

Рассказ, конечно, шедеврален. Тут буквально двумя штрихами дана обыденная жизнь недалекого будущего; ярко и живо даны люди — что изобретатель, что семья, особенно, конечно, отец и сын; буквально одним предложением раскрыто взаимоотношение науки и государства.

Рассказ заслуживал бы десятки, если бы... если бы в конце писатель ужасов не вылез из засады и не забрал себе всю концовку. Получился маленький — но диссонанс...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2010 г.

С моей точки зрения рассказ не достоверен. Опыты по сенсорной депривации показывают, что у человека лишенного чувств очень быстро начинаются галлюцинации ( для некоторых людей достаточно 15 минут), мозг компенсирует отсутствии информации извне создавая внутреннюю информацию. Я думаю люди намного раньше сошли бы с ума прежде чем вышли бы из джонта.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх