Леся Украинка «Лесная песня»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Трагическая и поэтическая история любви лесной красавицы Мавки (персонаж славянской мифологии, близкий к русалке) и обыкновенного парня.
Датируется 25.07.1911 г.
Впервые напечатана в ЛНВ, 1912, кн. III, стр. 401 – 448. В январе 1914 г. вышло отдельное издание пьесы.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Том 1»
— антологию «Украинская классическая драматургия», 1985 г.
Экранизации:
— «Лесная песня» 1961, СССР, реж. Виктор Ивченко
— «Лесная песнь» 1976, СССР, реж. Алла Грачева
— «Лесная песня. Мавка» 1980, СССР, реж. Юрий Ильенко
— «Мавка. Лесная песня» / «Мавка. Лісова пісня» 2021, Украина, реж. Александра Рубан
- /языки:
- русский (16), английский (1), украинский (36)
- /тип:
- книги (53)
- /перевод:
- М. Исаковский (5), М. Комиссарова (8), В. Ткач (1), В. Фиппс (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 21 января 2015 г.
Пьеса о любви обычного сельского юноши и прекрасного лесного духа — Мавки; назвать её «русалкой» язык не повернётся, хотя это слово переводится именно так. Скорее, можно было бы вспомнить античных нимф — но Мавка более дикая и непосредственная, она чарует именно своей стихийной, неукрощённой красотой. Дитя природы, одна из существ, которые временами бывают жестоки (ну а чего вы хотели — люди тоже к ним относятся *кхе-кхе* соответственно. И лес не берегут, и вообще считают сверхъестественные силы — «нечистью»).
Любовь, конечно, очень быстро «разбилась о быт» — нельзя всё время проводить в мечтаниях, играя на свирели; Лукашу надо искать жену (обычную, из людского племени), а также обустраивать дом... и всё такое. Но лесные духи, как я уже сказал, не прощают, если кто-то легкомысленно их обидел. Отец Мавки — Лесовик — преподает Лукашу страшный урок; ну, а для самой Мавки, как понимает читатель, эта история не могла кончиться хорошо. Житейская пошлость — воплощённая в образах матери Лукаша и Килины — куда ужаснее, чем мрачный повелитель подземного мира (от которого, хоть это и трудно, все же можно уйти на волю).
В конце пьесы, правда, брезжит лучик надежды. Прекрасную юность и её давно утраченные идеалы не вернёшь — однако в памяти оно всё ещё живо.
Людям остается только _помнить_ Ну, а для обитателей Той Стороны всегда есть второй шанс, и сама смерть — это далеко не конец...
Oreon, 12 сентября 2016 г.
Современный человек, вот мы с вами, конечно знаком с мифологией. С ходу на ум приходят мифы древней Греции, потом водяные, русалки, феи, эльфы, гномы; если попытаться вспомнить что-то более близкое к собственной культуре, то наверно, домовой и ведьмы. Но мы дети современного глобализированного мира, или даже дети Голливуда: эльфы и гномы, и даже далёкие греки нам ближе чем мифы собственных наших предков. Вот если говорить о себе, я с удивлением окунался в захватывающий мир этой феерической сказки, но я не в состоянии определить, что здесь фольклор — наш, древний славянский, или, если хотите, украинский, а что плод воображения автора. Но я что-то смутно припоминаю, что он не ограничивается водяным и его дочкой русалкой, что в поле и в лесу, по поверьях наших предков, тоже обитали аналоги русалок, только полевые и лесные. Здесь это Мавка, а кроме неё есть ещё и потерчата, то-что-плотину-рвет, то-что-в-скале-сидит, перелесник, леший... в общем перед читателем открывается свой самобытный и богатый сказочно-мифический мир.
И всё это на фоне никогда не устаревающей темы любви. У И.Николаева с Н.Королевой есть песня: «дельфин русалку полюбил, но они, как известно не пара, не пара...». Что-то подобное и здесь, только вместо дельфина — парень Лукаш. Или как у Андерсена с его русалкой — здесь лесная Мавка тоже способна многим пожертвовать ради любви. И в своей жертвенности, в своей непосредственности и глубине чувств она выглядит много лучше, человечнее самих людей. Люди тоже не являются негативными героями — они просто такие как есть, мелочные, меркантильные, погрязшие в свою обыденность, способные ради сиюминутной выгоды превратить своё будущее в пустыню, если надо вырубив лес. Но и Лукаш не самый плохой, да, он слишком быстро забывает свои же пылкие речи, но человеку чтоб жить нужно добывать себе хлеб, нужно нивку посеять, а потом и пожать, а Мавке легче причинить себе боль чем срезать колоски. Могут ли сойтись такие противоположности?
Финал, если смотреть со стороны Лукашевой мамаши, получается уже по Пушкину — с разбитым корытом — никак ей успокоится немоглось, все хотелось себе и сыну лучшего, но чтоб не имела — все недовольна была. С оценкой правда терялся между 8 и 9. Если оценивать по мастерству писателя, то, наверное, — 9, если по степени как мне понравилось и хотелось бы перечитать — то ближе к восьми. Я уже решился по ходу чтения на 8, но, дочитав до финальной картины, переменился на 9. Одно могу сказать однозначно, хоть я на данный момент и не большой любитель театра, но эта пьеса — одна из не многих, на которые я безусловно сходил бы. Хотя осознаю, что был бы разочарован — такое буйство красок, такую феерию воплотить на сцене будет практически не реально, невозможно будет достичь того, что удалось описать автору пером, разве реализовывать средствами современной анимации и киношных эффектов.
Paganist, 31 марта 2016 г.
В этой феерии есть не только сравнение человеческого быта и жизни лесных духов (извечная тема «чужого» в новом окружении), но также противопоставление духовного и материального, внутреннего и внешнего миров. Природа человека рассматривается глазами лесных жителей и предстаёт не в самом приглядном виде: среди homo sapiens властвуют корыстолюбие, обман, лицемерие, неверность слову, мелочность, нетерпимость к инакомыслию и прочее. Поэтому сюжет пьесы, несмотря на буйство эмоций и стремления героев, логично катится к трагическому концу.
«Лесная песня» поразила простотой языка и сюжета. Однако за простотой скрываются сложные, но понятные образы. В пьесе нет однозначно положительных и отрицательных героев — ведь у каждого своя правда — как у лесной «нечисти», так и у людей. Поэтому столкновение интересов неизбежно. И жертвой этого столкновения стала несчастная главная героиня, погрузившаяся в чуждый ей мир, хотя и была предупреждена сородичами.
Моральный вывод прост: лишь чистая душа имеет шанс на бессмертие, а свернувшие в этого пути обречены на несчастья. Вера автора в такой порядок вещей не может не восхищать, пусть даже жизненные реалии делают всё, чтобы эту веру заглушить и предать забвению. В целом, восхитительное программное произведение украинской литературы, где кроме рассуждений на вечные темы можно познакомится с удивительным миром духов и лесной нечисти.
korsrok, 22 мая 2021 г.
? “Мавка сплетает длинные ветви берёзы, садится на них и качается тихо, как в колыбели. Лукаш играет, прислонившись к дубу, и не сводит глаз с Мавки. Лукаш играет веснянки. Мавка, слушая, невольно откликается тихонечко тем самым голосом”.
Недавно в рамках серии «К западу от октября» наметился новый сборник про мавок, русалок и праздник Ивана Купала — cо славянским колоритом. Учитывая то, что по совместительству с организаторством-соствительством являюсь также частью творческого коллектива, решил прочитать классическую пьесу легендарной соотечественницы, «Лісову пісню». Драму-феерию Лесі Українки мы проходили ещё давно по школьной программе, но произведение оказалось слишком взрослым, чтобы чем-то зацепить. Другое дело сейчас, когда большинство основных мотивов знакомы, да и с девушками похожими на главную героиню приходилось встречаться. Если честно, начитан уже всяким-разным, сложно чем-то удивить, но от пьесы просто в восторге. Просто захватывает дух. Прочитать решил на русском, перевод Виктории Волиной кстати превосходный.
В «Лісовій пісні» с самого начала сталкиваются два мира: истинных духовных ценностей, корни которых уходят к единстве с природой. И материальный, где для обитателей лес не священное место, а просто деревья-ресурсы. Также поэма о необузданной любви, та что налетает словно ветер, кружит, несёт на крыльях, но также внезапно может и бросить; о сложном выборе, когда связь с другим миром грозит утратой своей истинной сущности. Ещё «Лісова пісня» очень яркий представитель фольклорного жанра, здесь кроме мавки также присутствуют русалки (при чём не только водяные а и полевые), Лесовик, чёрт Куц, потерчата…
Деда Льва приняли за своего из-за его чести-отваги. Он поклялся защищать вековой дуб и держал клятву нерушимо. Только вот у сестры его не было к природе даже капли почтения. А Лукаш…, племянник, стал её заложником. Мавку по настоящему думаю он не любил, просто она первая девушка обратившая на него внимание. Возможно он испытывал к ней влечение, и то его скоро опустили на землю, а вольную во всём мавку выставили в непристойном свете.
Девушка молодая, стройная, сочная. Прониклась его игрой на сопелке, попутно напросившись в невесты.
Мавка
(улыбаясь)
А нравлюсь я тебе?
Лукаш
(смущаясь)
Да я не знаю!
Мавка
(смеясь)
А кто же знает?
Лукаш
(совсем смущённый)
Спрашиваешь тоже!
Мавка
(искренне удивляясь)
А почему ж нельзя о том спросить?
Вон видишь, спрашивает мальва: Хороша я?
А ясень ей вершиною кивает:
Ты лучше всех на свете!
Только будучи ещё юным и зелёным проиграл парень своё счастье: его всё склоняли к тому, что лесная девка совершенно не домашняя, а вот та из села — всё может! Глупый Лукаш даже не возмутился и не стал бороться за счастье. Финал конечно очень грустный, но правдивый.
10/10. Вдохновляет