FantLab ru

Генри Лайон Олди «Сумерки мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.32
Голосов:
1081
Моя оценка:
-

подробнее

Сумерки мира

Роман, год (год написания: 1992); цикл «Бездна Голодных глаз»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

У Сигурда Ярроу было девять жизней. Он был потомком бессмертных и шёл по следу таинственного врага.

У Солли из Шайнхольма была всего одна жизнь, но зато он мог быть попеременно то человеком, то зверем. И шёл по следу таинственного врага.

У Пустотника Даймона была мудрость, у Марцелла-бессмертного — отвага. Они решили помочь двум молодым людям отыскать их таинственного врага.

Все четверо стояли на краю зловещей Бездны, но пока ещё не понимали этого...

Примечание:

Роман был написан в 1992 году.


Входит в:

— сборник «Право на смерть», 1995 г.

— сборник «Путь меча», 1996 г.

— сборник «Сумерки мира», 1996 г.

— антологию «Сумерки мира», 1993 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 186

Активный словарный запас: средний (2908 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма

номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Сумерки мира
1993 г.
Право на смерть
1995 г.
Путь меча
1995 г.
Сумерки мира
1998 г.
Бездна Голодных глаз: Дорога
1999 г.
Бездна Голодных глаз. Том 1
2001 г.
Бездна голодных глаз
2004 г.
Сумерки мира. Бездна Голодных глаз. Том 1
2005 г.
Бездна Голодных глаз. Том 1. Сумерки мира
2008 г.
Бездна Голодных глаз
2011 г.
Бездна Голодных глаз
2018 г.

Аудиокниги:

Бездна голодных глаз. Сумерки мира
2006 г.
Сумерки мира
2006 г.
Сумерки мира
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Otchlan Glodnych oczu: tom 1
2006 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала «Сумерки мира» вызвали легкое разочарование – привыкнув к хитросплетениям «Дороги», я никак не ожидал, что следующая часть цикла будет развиваться, как обычное фэнтези. Но потом стало понятно – форма не главное, а содержание второго романа никак не уступает по глубине. Да и написаны «Сумерки мира» были раньше «Дороги» — видимо, авторы еще опасались смелых стилистических экспериментов.

Бог, Человек и Зверь – три составные части каждого героя книги. И это объединяет и перевертыша Солли, и девятикратно живущего Сигурда, и бессмертного Марцелла, и пустотника Даймона. Одна из этих частей в каждом сильнее. Но каждый из них – часть сущего мира. И опасность, грозящая этому миру, грозит им всем.

Мир не стоит на месте. Излеченный от уродливой идеологии Порченых жрецов, он обретает новую молодость – и вспыхивают кровавые войны, ведь расстановка сил изменилась и равновесие утрачено. Бессмертные (которых уже никто не называет бесами) и Пустотники, выйдя из тени, навсегда меняют мир, становясь предками новых рас. И вот уже, помимо людей, мир населяют перевертыши-оборотни и девятикратно живущие потомки богов, которым дана возможность несколько раз воскреснуть после гибели.

Бессмертные ушли, устав от триумфа, устав от бесконечных побед и насладившись новым миром. Они вновь ушли в безразличие, решив оставить мир в покое. И только Марцелл, по-прежнему неугомонный Марцелл знает – покоя не будет никогда. Нет так устроена жизнь, чтобы когда-нибудь пропала потребность в героях. Пустотники умирают один за другим – но их странное наследие живо.

Внешняя опасность нарушает покой – в мире появляются варки-вампиры, совершенно чуждая иномировая угроза, подобная мистической болезни. Нечто новое и страшное, не жизнь и не смерть. А значит – пришло время новых героев.

Одна из основных тем романа – отрицание достижения абсолютного покоя и равновесия для мира и общества. Уход бессмертных оказался столь же неэффективным, как и когда-то введение Пустотниками Закона Порчи. Даже до появления варков мир Малхут вовсе не был миром всеобщего счастья и мира – о кошмарных расовых конфликтах мы узнаем из воспоминаний Сигурда и Солли. Покой весов может нарушить падение одной песчинки. И значит – всегда нужно быть готовым спасать мир, всегда нужны те, кто готов бороться и побеждать. Для героев нет неподходящего времени.

Вторая тема – это тема знания. Знание – несомненное благо, и оно же – несомненная опасность. Чем больше человек знает о мире, тем с большим правом он может назвать себя его хозяином. И в то же время знание опьяняет всевластием, тянет в бездну заблуждения. Не столь важно стать Богом – важнее при этом остаться Человеком, и не превратиться окончательно в Зверя.

В общем, «Сумерки мира» вполне логично и последовательно продолжают «Дорогу». Переход от рваного повествования «Дороги» к более традиционной литературной форме вполне оправдан – первая часть рассказывала о разрушении дряхлых миров, вторая – о спасении молодого мира. Ну, а тем, кому не по нраву классическое фэнтези, адресована третья часть цикла – «Живущий в последний раз». В ней уж точно нет ничего классического и традиционного.

Достоинства произведения:

яркие образы героев;

атмосфера;

философия;

стиль и язык.

Недостатки: похоже, отсутствуют.

Итог: настоящий героический эпос вымышленного мира.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно – пока толпы писателей заняты обыгрыванием (кто как горазд) существующих мифов, Олди с какой-то потрясающей легкостью создают собственные. «Дорога», первый роман цикла, буквально трещала по швам от количества новых легенд. Авторы швырялись ими с щедростью юного гения, дорвавшегося до инструмента, бросали наполовину законченными, поднимали, когда придет в голову, и двумя-тремя штрихами завершали. Получалось виртуозно. В «Сумерках» Олди как будто берут пару приглянувшихся сюжетов и показывают, что могут не только работать в технике «двух небрежных росчерков», но еще и прорабатывать их, крутить с разных сторон, смотреть под разными ракурсами на конфликт(ы).

Что особенно здорово, Олди показывают полную жизнь своих сюжетов – от зарождения, когда мы видим грязь и кровь, из которой они вырастают, через их триумф, когда они возносятся на пьедестал и там застывают золотыми изваяниями, к развенчанию этих мифов самими героями – вернувшимися специально из небытия, чтобы победить своего последнего врага, самих себя вековой давности. В этом смысле линия бессмертного гладиатора Марцелла страсть как хороша. По сути ведь «Сумерки мира» — это самая настоящая героика, только из нее выкинуты привычные нам «детально проработанный мир», «магическая система» и карта. Они не нужны, они не работают. За них работают мощные зрительные образы, оставленные десятки страниц назад загадки, вдруг встающие на свое место в «паззле».

Авторов совсем не хочется панибратски хлопать по плечу, снисходительно подмечать неточности, журить за выисканные с трудом огрехи. Я, честное слово, ничего кроме гармонично льющегося текста не замечал. Хотелось бы думать, что за кажущейся легкостью были годы кропотливого, изнуряющего труда, иначе, честное слово, на кой черт сдались словари, энциклопедии и собрание сочинений Борхеса.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта работа Олдей меня нисколько не захватила и не увлекла. Длинно, затянуто, неровно, неразборчиво. С претензией на глубину, но — без нее, так мне показалось. Обилие героев, изгибы сюжетной линии, мечущейся то по времени, то по объектам, создают ощущение не масштабности, но путаницы. Отдельные моменты, эпизоды — и атмосферны, и эффектны, однако общая картина дерганая и мутная. Последнюю часть я уже откровенно домучивала: неинтересно и утомительно. ИМХО.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал намедни «Сумерки мира», и явственно чувствовал: чего-то не хватает. Чего-то, что есть в «Дороге», а в этом романе — нет. Что?

В «СМ» нет дерзкого полёта фантазии, бесшабашного отрыва от здравого смысла и сюжетной логики, которая, как ни странно, сделала текст живым и интересным. Здесь есть текст-повествование о двух молодых людях и их наставниках — старых знакомых Даймоне и Марцелле. Впрочем, становление и взросление героев показано мутными и довольно непродуманными рывками, которые вызывают достаточно сильное недоумение. Олди настолько часто делают отступления в романе, что очень сложно поймать стержневую линию, и разгадать главное — о чём вы вообще, ребят?

Мир, безусловно, интересен — это та же сцена, что и в «Дороге», но значительно позже во времени, где основная масса людей являются либо родичами бесов — бессмертных, либо Пустотников — оборотней. Впрочем, тему их конфликта авторы быстро замяли, предпочтя рассказывать читателю о другом. Появляются новые враги — вампиры, названные для конспирации «варками», и здесь уже не до старых конфликтов — приходится объединяться, чтобы противостоять нежити... Однако авторы слишком коротко держат поводки своих созданий. Позволяя героям предаваться размышлениям и отрывочным воспоминаниям. Разрешая им вести себя вне всех законов здравого смысла и логики. Закрывая глаза на то, что они уже сами растекаются в сюжете, превращая его в маловнятную и отрывочную массу с крайне торопливым и смутным концом...

На этот раз недосказанность, игра слов и нарочитая усложнённость текста сыграли с авторами злую шутку. Во всех этих громоздких конструкциях растворились все, безусловно удачные находки для «СМ». Стоит ли читать? Да, безусловно — это красиво написанная вещь, местами даже динамичная, и не бессмысленная. Неплохая фэнтези. Но знайте: если вы ищете что-то подобного «Дороге», лучше забудьте об этом.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Течет время, на смену бесам и Пустотникам пришли Изменчивые и Девятикратные, между которыми идет война по обе стороны хребта Ра-Муаз. Но мир меняется, узор ночного тумана вползает в город, чтобы собрать свою жатву. И вот четверо, в ком сражаются человек, зверь и бог, уходят за ответами, чтобы взглянуть в Бездну Голодных глаз.

Вторая книга цикла получилось даже лучше предыдущей (хотя я не уверен, что она писалась позже «Дороги»). Она показалась мне более изящной с точки зрения композиции, тем более, что три части книги, каждая из которых состоит из двух частей, словно ярусы дома, стоящие на основании, коим является предыдущий роман. Два параллельных плана повествования: настоящее и прошлое, сообщаемое с помощью «срезов памяти» — весьма интересное решение. Быть может, такая симметричность произведений Олди объясняется тем, что данная структура хорошо подходит для работы в дуэте.

Эта симметричность проявляется не только в композиции: представленная читателю территория состоит из двух половинок, она словно отражает постоянную борьбу противоположностей. Калорра — Согд, город — лес, Пустотники — бесы, живая и мертвая жизнь, и прочие. При этом все эти противоборствующие силы не являются статичными, их вечна борьба порождает новые сущности, конфликты и союзы. И между подобными стихиями то и дело проявляются герои, способные оставаться людьми.

Последнее, что хочу добавить: не смотря на то, что карта демонстрирует нам небольшой мир, он наполнен множеством деталей и интересной историей. Олди выжимают все из своего маленького театра действий. Отсюда следует: масштабность повествования и масштаб карты не всегда коррелируют.

P.S.: Понравилось, как Олди проводят четкую грань между «живой жизнью», как активной и способной творить, и «мертвой жизнью», вынужденной лишь пользоваться уже созданным. Отличная аллегория, на мой взгляд.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Сумерки мира» выгодно отличаются от «Дороги» тем, что имеют более связный сюжет. В этом романе нам наконец-то раскрывается история мира, созданного авторами. Мы становимся свидетелями истории мира, развивающейся на наших глазах.

Авторы рассказывают старую как мир историю борьбы добра и зла, но по-новому, создавая, «слепляя» свое из того, что уже есть. Они преподносят читателю мифы, которые чудным образом переплетаются между собой, постепенно раскрывая свои секреты.

Единственное, что может отпугнуть — это способ подачи. Он своеобразен и не всегда авторам удается донести до читателя свою мысль.

Итог: «Сумерки мира» пока наиболее понятно раскрывают мысли авторов, донося до читателей максимум.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перевернута последняя страница, а в голове крутится мысль: вот они авторы — великолепные рассказчики, обладающие оригинальным стилем и детальной проработкой миров. Роман читается с одной стороны как неспешно разворачиваемый папирус, а с другой как разжимающаяся пружина. Неспешное повествование с постоянными отсылами к прошлому дополняет и объясняет настоящее. Всего в меру, и виденье сложившейся ситуации с четырех сторон позволяет точнее передать общее настроение.

Для Олди нет табу и это правильно. Бессмертных богов он называет бесами, а перевертыши-оборотни могут иметь потомство только от зверей.

Это классический «дорожный роман», где пути четырех сойдутся в одной точке, каждый со своей проблемой и каждый готов объединиться с врагом ради спасения мира. Бог-Зверь-Человек, три в одном. сколько их таких? история развивается витками, и новый виток стирает прежних героев, они становятся легендами, так было всегда и об этом написано у Олди. Главное вовремя сойти с арены.

Роман конечно в первую очередь философский, приключенческая составляющая вторична.

Из минусов несколько провисает момент встречи Марцелла, Даймона, Солли и Сигурда. Насчет финала: по мне так ускоренное развитие событий это не скомканная концовка, а правильно развернутая пружина, по типу которой и построено все повествование. Так и должно быть, незачем финал растягивать на десятки страниц.

В целом рекомендую поклонникам качественного фэнтази с философской начинкой.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительные, запоминающиеся миры создают Олди. И дело здесь не только (и не столько) в богатейшей фантазии авторов. Просто у них при создании книги нет перво- и второстепенных вещей: с какой стороны не взгляни — произведения сделаны очень добротно и весьма талантливо. К примеру, те же самые «Сумерки мира»»:

замысел оригинальный, сюжет увлекательный, мысли, проблемы, болевые точки нашего мира — все это тоже есть, сам язык текста — об этом и говорить не стоит: прекрасный образчик великолепного языка Олдей... А еще в романе практически отсутствуют хоть какие-либо логические несоответствия или, упаси бог, нелепости, которых в произведениях некоторых отечественных авторов хоть пруд пруди.. В общем, читать интересно, подумать есть над чем, а язык Олдей — это еще одно, отдельное удовольствие для читателя.

Единственное, что несколько смутило в книге, так это ее лубочно-жизнерадостный финал. Уж слишком все просто для такого многопланового произведения...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная попытка Олдей «нагнуть» читателя, жаждущего мечей, поединков и тэ пэ. Вместо этого получаем колоритный центон из Голосовкера, Гумилева («Он был героем — я бродягой. Он полубог — я полузверь...»), Сетон-Томпсона (Солли), скандинавских и английских баллад (Сигурд, он же Ярроу), Киплинга (поселок Вайнганга) и... еще много из кого. Да и про старые «печенежские» иллюстрации забывать не стоит, они тоже неотъемлемая часть романа — придают ему чуток изящества. 8-)

...Всерьез, как продолжение «Дороги», эту вещь лучше не рассматривать — иначе нестыковки будут резать глаз (ну вот к примеру: в ранних романах «Бездны», о каком бы мире ни шла речь — там всегда есть некий Город. С большой буквы. Естественно, читатель подумает, что Город-то один и тот же, т. ск., «реперная точка», от которой все эти миры потом и откалывались. А в «Сумерках» все иначе; Город получает имя — Согд, он вписан в несколько иную географию, стало быть, это самостоятельная вселенная. Ну а то, что герои «Дороги» — Кастор, Леда и пр. — здесь все-таки появляются, скорее удобная отсылка\«пасхалка», позволяющая увязать разные произведения в одно). И бесы уже не хотят умирать, как когда-то; среди них это теперь моветон. (Хотя все-таки им приходится жертвовать собой — чтобы закрыть Двери 8-)).

Разумеется, кое-где о ч е н ь заметно, что Ол. и Ди. еще пока только пробуют силы, играют с интересным материалом, не обретя как след. собственного голоса (поединок Марцелла с Червяком = классическое толкиновское «бегите, глупцы!», почти один-в-один). Все стало романтичнее, а значит — и пафоснее («Ожидающего на Перекрестках» эта пафосность сгубила; ну а тут... *кхе-кхе*) Временами попадаются крышесносящие абзацы, например, вот:

«…Они шли, постепенно тесня толпу, и Тяжелые Слова срывались с губ Изменчивого, волной катясь впереди него, отшвыривая визжащих варков, ужасом отражаясь в горящих зрачках, и там, где не хватало слов, слов Солли, там исправно выполняла свою работу покрытая знаками сталь Девятикратного…»

Обратите внимание: д в о е побивают т о л п у. Вот как это назвать — «такая наглость» или «такая прелесть»? ;)) Не знаешь толком. И так — собс-но, весь роман...

Плюс, конечно, идея. «О Отбросившие Тень, вы способны лишь пользоваться! Мертв убивший в себе творца, а убивший добровольно — мертв десятикратно». Тогда, в 95-м, общество потребления уже было. Но что «варки» победят — в это как-то не верилось. Тем актуальнее, впрочем, оно читается сейчас..

Про любовь юноши-эльфа к девушке-орку (т.е., простите, Изменчивого к Постоянной), про притянутый за уши хеппи-энд (в след. книгах не будет ни намека на перемирие между саларами и оборотнями; да и вообще, Изменчивые потихоньку исчезают со сцены, вырождаясь в обычных деревенских «вовкулаков») — так вот, про все это я молчу. Тем более, непонятно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как в финале Марцелл вернулся, если его до этого занесло в Медный Город. (Где он ведь, кажется, благополучно и погиб?..)
В общем, вывод ясен. Без издержек ни одна книга не бывает. А впечатление в итоге — средненько; интересный потенциал имеется, но могло быть куда лучше...

(Я сперва, честно говоря, хотел написать критический отзыв. И разделать сей рОман под орех... А потом решил, что все равно, видимо, не получится. Ну и Б-г с ним. Мое отношение к ранним экспериментам Олди вы знаете; пусть оценка говорит сама за себя... ;))

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, одно из самых сильных произведений цикла. Читала сначала отдельно, и, в общем-то, оно ничего не теряет без цикла и не добавляет циклу как таковому. Вещь в себе, как на мой взгляд, вполне цельная и самодостаточная. Глубокая, хорошо прописанная, сильная (особенно когда каждый из разных полулюдей осознаёт себя человеком. «Я — человек- приду», как-то так, если не ошибаюсь, читала давненько).

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно «странное» и трудное для оценки творение. С одной стороны имеем интересный и загадочный, завораживающий сюжет, а также оригинальную манеру повествования. С другой стороны временами явно неуместные ответвления и размышления (так сказать авторы «растекаются мыслью по древу»), манера подачи повествования (и это не противоречие утверждению про плюсы романа, просто иногда это хорошо, а иногда это лишь мешает и раздражает). Ну и лично меня немного раздражает «многоличие» (назовем это так) одного из главных героев. Задумка вроде хорошая, но кроме разговоров и упоминаний про Я, не Я, будущего Я и т.п. дело дальше не пошло.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная история о Жизни, именно, как мне показалось, о Ней.

Четыре героя, Марцелл, Даймон, Сигурд, Солли, буквально противоположности друг друга, они объеденены лишь одной целью. История показана глазами каждого из них, так сказать освещение проблемы со всех сторон. Прочие герои: жёны Сигурда, волки, Зу, ворки и т.д — создают неплохой фон и в то же время дополняют героев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вот сама «Бездна» как-то не впечатлила, такая угроза дутой оказалась, раз её так просто запечатали и тут же на подмогу полтысячи бессмертных позвали.

P.S. Зу — няшка.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это был первый прочтённый мной роман Г. Б. Олди. В начале он меня не задел, может даже разочаровал. Однако, чем больше я его перечитывал, тем больше произведение захватывало меня. С тех пор прошло уже много времени, я повзрослел, много чего прочитал, но до сих пор эта книга держит меня.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что я прочитал из Олдей.

Великолепное произведение. Действительно увлекательное и, что немаловажно, самодостаточное, т.е. для его адекватного восприятия не требуется читать другие представители серии «Бездна голодных глаз».

Отличная идея, отличный язык.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Захватывающее и интересное продолжение «Дороги», где мы встречаемся с уже знакомыми и полюбившимися персонажами, что ищут Путь сквозь Сумрак, борются за будущее не только свое, но и будущее Человека, простого Человека.

Ни Девятикратного, ни Изменчивого, ни варка или беса, а именно Человека.

Человека, которым они были когда-то, но не забыли по истечению многих веков.

Рекомендую.

9 баллов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх