Термин Маски

Маски

Вот опять спадает маска,

А под ней — ещё одна,

А под той — ещё одна…

Ю. Ким. «Хор актёров»


Маска — личина, в прямом значении, накладная рожа, используемая в основном для потехи. В переносном смысле под маской понимается притворство, двоедушие.

Пир-маскарад, организованный одним принцем во время моровой язвы стал бессмертным сюжетом рассказа Э. По «Маска Красной смерти». Только горстка избранных, изолированная и отрешившаяся от внешнего мира в стенах наглухо запертого замка, могла участвовать в безумной и бесконечной вакханалии причудливых образов-масок. Прервать затянувшееся веселье пришёл незваный ряженый — сама Красная смерть, царящая за стенами замка. Неумолимый призрак, похоже, покарал присутствующих, начиная с главенствующего принца Просперо, за их чрезмерную гордыню.

Семь разноцветных комнат замка принца невольно ассоциируются с семью частями города на планете с таким же количеством соответствующих им лун в рассказе Ж. Клейна «Планета семи масок». Автору похожим приёмом также удалось передать настроение мистерии: «Планета с Семью Масками представляла собой своеобразный мир, в котором не были известны войны, вражда и страдания. Здесь цивилизация достигла конечной стадии и застыла на вершине своего развития. Кое-кто на Земле называл ее декадансом, но именно это мнение возбудило любопытство Стелло. Он хотел видеть, как блекнет яркое сияние успеха, как полыхание факела уступает место тихому язычку пламени свечи. Наконец, он хотел быть свидетелем долгом заката, затянувшегося конца. Ведь никто не оспаривал, что Планета с Семью Масками находилась в своем теперешнем состоянии еще до того, как на Земле появилась жизнь. Жители планеты, следуя странной традиции, постоянно носили маски. Поэтому считалось, что жизнь их — вечный маскарад, праздник без конца. Может быть, это было образом жизни, формой существования, возведением непреодолимого барьера между внутренним и внешним, или, может быть, это была отпугивающая усмешка, выражающая недосягаемость совершенства».

В рассказе Д. Биленкина «Посол Земли» ношение масок тоже считается настолько непременным, обязательным условием существования разумных существ на чужой планете, что аборигены никак не могут свыкнуться с мыслью о противоположной традиции.

Удивительно? Ничуть не бывало, если внимательно приглядеться к одной из неявных особенностей земной цивилизации. В романе И. Ефремова «Час Быка» среди людей далёкого будущего заходит разговор об искусстве их далёких предков.

«…В творчестве того времени всегда разделялись две стороны — внешняя и внутренняя. Внутреннюю умели выражать лишь косвенно, а внешняя была маской…

— А маска служила требованиям общества или власти?

— Часто, но не обязательно. Как всякая маска, она для художника, прежде всего, прикрывала разрыв между стремлениями и жизнью, какую ему приходилось вести.

— Но тогда все носили маски! — удивилась Чеди Даан.

— Так и было. Тех, кто изредка пытался жить без маски, считали безумцами, святыми или так называемыми дураками — тогдашний термин для неагрессивных людей с дефектным мышлением».


Кадр из фильма «Звёздные войны: Атака клонов»

Повсюду океаны невидимых, не замечаемых масок!

Если у сообщества людей бедный внутренний мир, как у тех, кто собрался на бал-маскарад в рассказе Р. Брэдбери «Эшер II», то эти пустые оболочки, личины, бесцельно существующие сами по себе, удаётся легко и жестоко обмануть в порыве мести за участие в уничтожении духовных богатств земной культуры. Роль масок сыграли роботы-андроиды, скопировавшие «наследников» свиты принца Просперо. Исполнительность роботов шокирует и говорит об отсутствии какого-либо подобия моральных ограничений в их программах. Несколько иной взгляд в сходной ситуации отличает сюжет повести С. Лема «Маска», где искусственный интеллект, выполняя миссию тайного палача в разных обличьях, не может хотя бы начать осознавать себя и анализировать поставленные цели. Это вам не романтичный Зорро, инкогнито которого (о, чудо!) никто почему-то не мог раскрыть из-за его куцей чёрной полумаски. Зато таковая прекрасно подошла для неизвестных чисел, обозначаемых обыкновенно буквами X, Y, Z в сказочной повести В. Лёвшина и Э. Александрововой «Чёрная маска из Аль-Джебры».

А вообще предмет нашего рассмотрения работает в широком диапазоне. Это и первостепенный магический атрибут языческого бога Локи, и необходимая техническая деталь в киноэпопее «Звёздные войны»: попробуйте найти хотя бы десяток статистов «на одно лицо», изображающих армию клонов. А так всё воинство скрыто под одинаковыми глухими шлемами с Т-образной прорезью на лицевой части.


© Р.Ю. Масленников




  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Стархэвен / Starhaven [под псевдонимом Ivar Jorgensen] (1958) [маска рассеивает свет вокруг своего владельца, превращая его в расплывчатое пятно] // Автор: Роберт Силверберг  
6.47 (186)
-
4 отз.
  •   Бегство Земли / Terre en fuite (1960) [пластическая маска позволяет принять облик другого человека] // Автор: Франсис Карсак  
8.16 (1334)
-
55 отз.
  •   Открыть небо / To Open the Sky  [= Всемогущий атом; Откройте небо] (1967) [термопластическая маска прижимается к лицу и изменяет его до неузнаваемости] // Автор: Роберт Силверберг  
6.89 (120)
-
4 отз.
  •   На штемпеле — звёзды / Postmarked the Stars  [= Галактический почтовый; Проштемпелёвано звёздами; Межзвёздная почта] (1969) [маска, неотличимо повторяющая черты лица другого человека] // Автор: Андрэ Нортон  
7.88 (1176)
-
11 отз.
  •   Ружья Авалона / The Guns of Avalon  [= Порох Авалона] (1972) [женщина с черной дороги скрывает под маской отсутствие лица] // Автор: Роджер Желязны  
8.67 (6778)
-
88 отз.
7.88 (367)
-
15 отз.
  •   Игра Эндера / Ender's Game (1985) [в игре в «Жукеров и астронавтов» дети надевают маску «жукеров»] // Автор: Орсон Скотт Кард  
8.42 (5915)
-
224 отз.
  •   Кровь Амбера / Blood of Amber  [= Кровь Янтаря] (1986) [Мерлину приходится столкнуться с новым для него противником — колдуном в маске] // Автор: Роджер Желязны  
8.38 (4078)
-
28 отз.
  •   Маска Локи / The Mask of Loki (1990) [маска — магический атрибут языческого бога Локи] // Авторы: Роджер Желязны, Томас Т. Томас  
7.38 (514)
-
13 отз.
  •   Волки Кальи / Wolves of the Calla (2003) [разбойники в волчьих масках раз в поколение забирают половину всех детей и скрываются в краю вечного мрака — Тандерклепе] // Автор: Стивен Кинг  
8.18 (3253)
-
59 отз.

Повести

  •   Чёрная маска из Аль-Джебры (для детей) (1965) [в государстве Аль-Джебре героям повести предстоит разыскать таинственную Чёрную Маску] // Авторы: Владимир Лёвшин, Эмилия Александрова  
9.24 (76)
-
2 отз.
  •   Приглашение в зенит [отр. из романа «В зените»] (1972) [гипномаска — анапод обратного действия, применяется для внушения и маскировки] // Автор: Георгий Гуревич  
6.92 (62)
-
1 отз.
  •   Маска / Maska (1974) [искусственный интеллект выполняет миссию тайного палача в разных обличьях] // Автор: Станислав Лем  
8.07 (740)
-
31 отз.
  •   Белое платье Золушки (1980) [на празднике по случаю пятидесятилетия Селенопорта все гости находятся в масках] // Автор: Кир Булычев  
7.78 (762)
-
25 отз.
  •   Гай-до (1986) [обитатели планеты Пять-Четыре носят на лице маски с выражением радости и благожелательности, которые скрывают истинные лица и намерения своих хозяев] // Автор: Кир Булычев  
8.52 (1095)
-
20 отз.
6.44 (90)
-
1 отз.

Рассказы

8.46 (1418)
-
30 отз.
  •   Грядёт пора развлечений / Coming Attraction  [= Увидеть красоту, или Ловушка, которую ждёшь] (1950) [в постапокалиптической Америке новая мода — все женщины ходят в масках] // Автор: Фриц Лейбер  
6.73 (150)
-
9 отз.
  •   Эшер II / Usher II  [= Carnival of Madness; Immortality of Horror; The Second House of Usher] (1950) [роботы-андроиды играют роль масок] // Автор: Рэй Брэдбери  
8.49 (1736)
-
45 отз.
7.43 (705)
-
22 отз.
  •   Планета семи масок / La Planète aux sept masques  [= Планета с семью масками] (1960) [на Планете семи лун есть Город семи ворот, жители которого ходят в масках. Каждая маска имеет своё назначение] // Автор: Жерар Клейн  
6.50 (257)
-
9 отз.
  •   Гаррисон Бержерон / Harrison Bergeron  [= Гаррисон Бергерон] (1961) [в обществе всеобщей уравниловки внешне привлекательные женщины носят уродливые маски] // Автор: Курт Воннегут  
7.67 (244)
-
9 отз.
  •   Космический карнавал / Carnevale cosmico  [= Un pianeta selvaggio] (1961) [инопланетяне приняли карнавальную маску за отрубленную голову своего погибшего товарища] // Автор: Лино Альдани  
6.33 (68)
-
3 отз.
  •   Лунная моль / The Moon Moth  [= Лунный мотылек] (1961) [все обитатели планеты Сирена должны носить маски, подобающие их статусу] // Автор: Джек Вэнс  
8.02 (201)
-
12 отз.
6.41 (27)
-
1 отз.
  •   Маскарад (1964) [герой надевает красную полумаску и попадает на таинственный маскарад] // Автор: Илья Варшавский  
7.03 (218)
-
7 отз.
7.75 (473)
-
23 отз.
  •   В 'Иджироте / In 'Ygiroth  [= В Югироуте] (1975) [существо в Желтой Маске заставило зверолюдей построить город ’Иджирот] // Автор: Уолтер ДеБилль  
6.05 (20)
-
1 отз.
  •   Посол Земли (1986) [ношение масок считается обязательным условием существования разумных существ на чужой планете] // Автор: Дмитрий Биленкин  
7.13 (45)
-
4 отз.
  •   Playmate (2001) [лицо ребенка трансформируется в маску, при этом сам он превращается в существо без лица] // Автор: Кит Рид  
5.00 (1)
-
  •   Маска моего отца / My Father's Mask  [= Отцовская маска] (2005) [герои рассказа носят маски и опасаются людей без масок] // Автор: Джо Хилл  
7.48 (407)
-
11 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Зеркальная маска / MirrorMask (США, Великобритания, 2005) [странный мир, в котором обитают две королевы, причудливые создания и жители в масках] // Режиссёр: Дэйв МакКин  
  •   Хранители / Watchmen (США, 2009) [Роршах — единственный не расставшийся со своей маской после введения закона о запрете «костюмированных героев»] // Режиссёр: Зак Снайдер  
⇑ Наверх