Г. Ф. Лавкрафт, Уинифред В. Джексон «Хаос наступающий»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Фантастика (Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 20 век | Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Немало уже написано разными авторами о наслаждениях и муках, что таит в себе опиум... Но сколь бы обширны ни были подобные свидетельства, никто еще не осмелился раскрыть людям природу тех фантастических видений, что открываются внутреннему взору употребляющего опиум, или хотя бы обозначить направление того необъяснимого движения по неведомым, необычайным и прекрасным путям, что непреодолимо увлекают всякого, кто принимает те или иные наркотические вещества... Я пробовал опиум лишь однажды... и мои видения завели меня очень далеко».
Человек, принявший во время болезни наркотик, становится свидетелем мрачного будущего планеты Земля.
Входит в:
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.
— сборник «Ужас в музее», 1989 г.
— антологию «Зловещие мертвецы», 1992 г.
— антологию «100 Astounding Little Alien Stories», 1996 г.
- /языки:
- русский (9), английский (12)
- /тип:
- книги (20), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Бутузов (1), М. Куренная (4), Е.В. Нагорных (1), Г. Шокин (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 марта 2024 г.
Герой рассказа по рассеянности лечащего врача получает слишком сильную дозу опиума и ... уносится в мир грез и галлюцинаций, наблюдая за последними часами существования Земли... Это даже не ужастик, а психоделические заметки изрядно перебравшего «счастья» наркомана. При умеренных дозах тот обычно испытывает эйфорию на уровне экстаза или, как это было у Шерлока Холмса, полную сосредоточенность и мобилизованность рассудка. Превышение же допустимых значений грозит самыми настоящими кошмарами по причине перевозбуждения головного мозга и гиперчувствительности всей периферической системы. Старое, как мир, правило наркомана предупреждает: «Знай свою личную меру и никогда не превышай ее!» Впрочем, об этом помнят только начинающие неофиты, а истинные адепты жанра уже не ограничиваются рамками допустимого и постоянно повышают уровень очередной дозы. Конец, как известно, вполне закономерный и печальный: на каком-то шаге доза становится смертельной и отправляет своего поклонника в «самый лучший из миров». Герой рассказа Лавкрафта сразу получил изрядное количество опия, поэтому никакого удовольствия от него не получил, увидев свой кошмар в форме гибнущей Земли. Впрочем, увиденное можно трактовать и как своего рода предвидение: гибель планеты в огне космической катастрофы в весьма отдаленном будущем. Понимайте, как вам будет удобно, ибо никакой конкретики автор нам не предложит. Что он хотел нам сказать, также неясно: то ли хотел предостеречь от злоупотребления опием (которые в те годы наркотиком не считался), то ли утверждал, что все опиаты на практике являются истинными предсказателями будущего (как считали в Древней Индии). В первом случае мы имеем дело с обычной психоделикой, а во втором — с одной из форм мистицизма.
--------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о бредовых галлюцинациях человека, перебравшего разумную дозу опия. Для истинного джентельмена это, может, и кошмар, а вот для русского алкоголика — самое что ни есть типичное состояние рассудка.
Ynona, 8 января 2023 г.
Интересный короткий рассказ, подробно описывающий видение или сон, вызванный пернедозировкой опиума.«Об опиумных наслаждениях и муках написано много.» Это была одна из тех историй, которые давали ощущение экзистенциального ужаса, хотя в то же время этот ужас был красиво написан, но темп истории был настолько поспешным, что я не успела проникнуться атмосферой гибели Земли. Не хватило классического лавкрафтовского страха перед неизвестным! Идея этой истории довольно проста: наркотики — это ворота в мир (возможно, пророческих) видений. Красочные образы разрушенного мира, но они оборвались до того, как появился ужас в разломе.
Странный и темный рассказ, но не такой запутанный, как я ожидала.
Gourmand, 27 марта 2019 г.
Вот это другое дело! Принял опиум — и вперёд. Никаких тебе реальных метеоритов, реальных листков из неизвестного материала, реальных учёных и т.д. Чистый, незамутнённый примесями, опиумный сон.
Симпатично написано и по стилю и по сюжету. Прослеживаются мотивы дерева и поглощаемой морем земли. Конечно, ничего такого не будет. Земля изнутри не взорвётся. Но аллегорически да — взорвётся. Хороший рассказ, в отличие от «Зелёного луга».
Кропус, 9 марта 2019 г.
Почти бессвязанное описание наркотических видений. Ну и что?! Какой нибудь народиллер вполне может использовать рассказ как рекламу своей «продукции». Курите опиум, детки, и увидите неземную красоту. Сюжет как таковой отсутствует.
korsrok, 30 июня 2018 г.
«Немало написано разными авторами о наслаждениях и муках, что таит в себе опиум. Экстатические и ужасные откровения Де Куинси*, “Искусственный рай” Бодлера – трудами их почитателей и искусством переводчиков стали драгоценным достоянием всего мира. И нам прекрасно известно колдовское очарование, скрытые угрозы и непередаваемая таинственность тех областей, куда переносится человек под воздействием наркотика»
* предшественник декадентства
avsergeev71, 20 ноября 2016 г.
И все снились мне венгерки
С бородами и с ружьем...
---
Рассказ можно считать неким сиквелом к «Зеленому лугу», хотя написан он раньше «Зеленого луга». Связь двух рассказов подтверждается и соавторством Винифред В. Джексон. Рассказ понравился значительно больше явно неудачного «Зеленого луга». Здесь вовсю чувствуется собственно сам Лавкрафт (возможно соавторство Винифред В. Джексон — вообще чисто формальное).
Никаким хоррором тут, как и в «Зеленом луге», даже не пахнет. Чистой воды сюр. Но в отличие от «Зеленого луга», авторы не стали предварять основной текст описанием неких обстоятельств его появления (которые иначе как высосанными из пальца назвать трудно), а напрямую объявили его плодом опиумного бреда. Что самому рассказу явно пошло на пользу. С этой точки зрения его и нужно оценивать.
Ну что же, учитывая, что открытие ЛСД состоится только в 1938 году, а рассказ написан в 1921 — очень даже неплохо. Видимо, барышня-соавтор плотно сидела на «обезболивающих». Красочное описание состояния «трипа» (назовем уже вещи своими именами) изрядно завлекает, вызывая даже чувство некоего сопереживания. И тут уж — простор для читательской фантазии: каждый увидит в этом бреду что-то свое. И по-своему истолкует. Интересно, что бы вышло из-под пера Лавкрафта, доживи он до открытия ЛСД?
8 баллов.
Seidhe, 1 декабря 2016 г.
«Немало уже написано разными авторами о наслаждениях и муках, что таит в себе опиум...»
По большому счёту, если вас не интересуют визионерские описания воображаемых путешествий под воздействием того или иного вещества, дальше рассказ можно не читать. Потому как «The Crawling Chaos» представляет собой типичный «трип-репорт», говоря современным языком, и повествует о видениях человека, принявшего чрезмерную дозу опиума. Подобные истории были довольно популярны в конце XIX-начале XX веков, поэтому чего-то особенно выдающегося от рассказа ждать не стоит. С другой стороны, это всё-таки Лавкрафт, пусть и в соавторстве, поэтому написано, без сомнения, талантливо и интересно, с характерным для автора описанием безотчётного ужаса и апокалиптических видений умирающей Земли: «<...> Луна возложила свои бледные лилии на мертвое тело Лондона, Париж же поднялся из своей влажной могилы, чтобы получить благословение далеких звезд. Потом появились развалины не менее мрачные, но совсем незнакомые — ужасные башни и монолиты в тех местах, где, как думают люди, никогда и не было суши...» Красиво, одним словом, написано — этого не отнять.
Единственное, что всегда смущало в подобных трип-репортах, так это личности авторов. Давно подмечено, что творческие люди очень уж приукрашивают свои переживания и видения. Достаточно вспомнить произведения того же Шарля Бодлера или Олдоса Хаксли, чтобы понять, насколько они будут отличны от восприятия обычного человека. Попытайся рассказать о переживании, подобном видениям главного героя данного рассказа, какой-нибудь парень с рабочих окраин, ограничился бы чем-нибудь вроде «сначала на измену подсел, а потом ничё — кайфанул!», не более того. Так что читать с осторожностью, и ни в коем случае не пытаться повторить опыт дома, надеясь на подобные визионерские штучки =)))
P.S. Прочитал все три существующих перевода рассказа на русский язык. К сожалению, не владею английским, поэтому не могу говорить о точности и адекватности того или иного перевода, но с чисто литературной точки зрения мне лично они показались практически равнозначными.
P.P.S. А вот с автором предыдущего отзыва полностью соглашусь — интересно, что вышло бы из-под пера Лавкрафта, доживи он до массового распространения LSD, мескалина и прочих галлюциногенных грибочков? Страшно даже представить...
Стронций 88, 6 января 2014 г.
После обрывочного (если не сказать – «огрызочного») «Зелёного луга» – уже что-то. Уже более обширно, чётко. Уже хватает мест для эмоции и впечатлений. Всё так же визионерски, но теперь есть какая-то неясная угроза, непрерывная угроза. Не столь чёткая, конечно, чтобы пугать по-настоящему, но достаточная, чтобы поддерживать интерес и некоторое напряжение. Даже интересно было – эта тревога, вызванная не ужасами, а странностью окружающего мира (и вполне вяжущаяся с «реальностью» – пульсирующей болью в голове). И как финал – апокалипсическое зрелище погибающей Земли в пучинах волн и пара (но, такой финал – не удивил, к этому и шло по ощущениям, если не сказать по некой «моде» тех времён и настроений). Однако, значительно лучше «Зелёного луга» – уже более цельное произведение с цельными ощущениями и образами.
Хотя такое отношение к опиуму, слегка идеализированное (а не губительное для человека) по нынешним временам меня не совсем радует…
Так как произведений написанных Лавкрафтом с Уинифред Вирджинией Джексон всего два, можно подвести какой-то общий итог. Всё они визионерские – описания видений; и больше похожи на сновидческий цикл Лавкрафта. И в каждом – какое-то место, отделённое от нынешнего времени тысячелетиями. И упоминания каких-то «божественных» мест в далёком космосе. Вообще, видно, что соавтор Лавкрафта здесь – поэт. Так сильно желание показать именно образ и эмоцию (эмоцию древности, тревоги и разрушения). Сильнее это выходит в «Ползучем хаосе». Хотя оба рассказа вызывают у меня ощущение зарисовок с разной степенью завершённости…
wertuoz, 16 июля 2013 г.
Долго думал, что же можно написать об этом произведении, как его охарактеризовать и дать какую-то адекватную критику. Это рассказ довольно иррационален, скорее это поток каких-то сумбурных мыслей или ассоциаций, которые так или иначе выстраиваются в завораживающую картинку. Автор очень много описывает чувств, он описывает именно свое состояние, не бросается так быстро на визуальный ряд, а хочет покорить читателя именно ассоциациями и ощущениями, которые так или иначе возникнут у Вас при прочтении (заболит или закружится голова, а может вы почувствуете то самое биение в висках). Но затем ситуация меняется в корне..
Хочу заметить, что в основе сюжета лежит довольно противоестественный и нездоровый факт — прием наркотиков. Нет, это не бредни обколотого сумасшедшего, все в пределах нормы. Но, определенная вероятность иллюзорности, относительности вещей и образов здесь присутствует в полной мере. Так вот, понять что же было дальше, как только главный герой открыл глаза и оказался непонятно где и когда, очень сложно. Вернее представить и нарисовать в голове собственную картину легко, но вот насколько она будет близка к тому, что хотел донести Лавкрафт, то понять и достигнуть этого довольно не просто. Кто-то увидит ангелов и демонов, кто-то инопланетян, кто-то вовсе ничего не поймет. Ясно одно лишь в самом конце. Герой уносится с неизвестными визитерами в пространство, напоследок обернувшись и увидев как огромная трещина поглощает моря и океаны планеты Земля. Он видит гибель Земли, видит ее сокровенные раны, которые так надежно были скрыты от людских глаз на дне морском, видит затопленные или засыпанные современные города (видимо намек на то, что он оказался все таки в будущем). А затем все исчезает, оставляя нас обескураженными и завороженными додумывать концовку да и саму идею этого произведения.
В итоге получилось необычное, завораживающее, обладающее своей иррациональной магией произведение, достойное глаз каждого.
Yazewa, 19 февраля 2009 г.
Можно, конечно, узреть в этом сюжете мрачные предсказания антиутопии или путешествия по глубинам мироздания... но мне увиделось лишь то, что декларировал сам в автор в начале рассказа: наркотический бред смертельно больного человека. А описанные им восхитительные/апокалиптические картины впечатления не произвели. Первые — скорее красивости, нежели красота, вторые тоже, по сути, красивости, только с противоположным знаком. Какое-то ощущение перебора... впрочем, опиум есть опиум.
А какой тут, собственно, сюжет и идейный план, — просто-таки непонятно. Эмоционально окрашенные видения, и всего лишь!
Pickman, 5 мая 2008 г.
Удивительное, ядерной силы видение. Это одновременно и миф, по глубине превосходящий греческие, и метафизическое путешествие в глубины мироздания, и жуткая картина гибели Земли, и поражающий яркостью образов сюрреалистический рассказ. Так пишут боги.
Один из немногих шедевров, написанных Лавкрафтом в соавторстве. Позволю себе небольшую цитату (источник: www.lovecraft.ru):
«Лавкрафт часто занимался редактированием текстов молодых авторов. Иногда это делалось настолько увлеченно, что переростало в совместное написание. Так, два произведения того периода («Зеленый луг» и «Хаос наступающий») были написаны Лавкрафтом по идеям молодой поэтессы Винифред. В. Джексон. По словам Лавкрафта, ей не удавалась техника написания прозы, но в идейном плане, его заинтересовали ее сюжеты».
Жаль, не все младшие друзья Лавкрафта были столь же талантливы...
Oswald, 26 сентября 2010 г.
Очень яркая и эксцентричная грёза. Очень лавкрафтовский и вместе с тем не только лавкрафтовский рассказ. Творческая индивидуальность соавтора (Уинифред Вирджинии Джексон) виднеется здесь не менее ясно. Она и Лавкрафт надо сказать, образовали довольно интересный творческий тандем, пусть и не очень производительный (совместно они написали три рассказа), но пожалуй один из самых удачных из примеров «призрачного» соавторства Лавкрафта.
Отдельного упоминания заслуживает ползучий ужас. Это одновременно и воплощение безымянного страха, того самого, который умел вызывать Лавкрафт и на редкость удачная концептуализация опиумных галлюцинаций. Кроме того здесь совершенно очевидно не обошлось и без влияния У. Х. Ходжсона. Последние строки рассказа