fantlab ru

Филип Дик «Вращающееся колесо»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Вращающееся колесо

The Turning Wheel

Другие названия: Колесо мироздания

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Барда Сунг-Ву отправляют в захолустье разузнать, не процветают ли среди низших каст населения — Фермеров и Техников, какие-либо еретические культы. Однако мыслями Сунг-Ву далёк от своего задания — его беспокоит, что он согрешил, и в наказание за это в следующем перевоплощении станет кормящимся падалью насекомым на далёкой вонючей планете. Теперь всё, чего он желает, — успеть искупить свою вину до того, как умрёт, а последнее, если доверять предсказанию сканера судьбы, случится уже через восемь месяцев.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «A Handful of Darkness», 1955 г.

— антологию «Now & Beyond», 1965 г.

— сборник «The Book of Philip K. Dick», 1973 г.

— антологию «Republic and Empire», 1987 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

— сборник «Золотой человек», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Вспомнить все
2015 г.
Золотой человек
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Now & Beyond
1965 г.
(английский)
The Book of Philip K. Dick
1973 г.
(английский)
The Father-Thing
1990 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том ІІ
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот эта вся досужая фантастическая выдумка напомнила мне суровую действительность несколько восточнее или западнее дикой Детройтской области.

Рассказ Дика вот о чем пророчествует — когда «глубинный народ» забывает «естественное чувство ранга», вот тогда и наступает Эпоха Безумия. Чумазые оставляют пост и молитву, перестают отвешивать поясные поклоны перед господскими экипажами и жаждут немыслимого — здорового питания, здравоохранения, роста промышленного потенциала, достойного уровня жизни и тому подобных мерзостей. А ведь однажды мы уже прошли через этот кошмар с бесплатным образованием, медициной и жильем, полученным через государственное распределение. И все это обернулось кровавым ужасом — расстрельные команды работали дни и ночи, в космос отправляли обоссанных заключенных, обмотав ракеты колючей проволокой во избежание побега, и прочее, и прочее. К этой жути не должно быть возврата!

Так что рассказ Ф.К. Дика по-прежнему актуален и бьет точно в цель. Смирение, покорность и непротивление начальственным отеческим секуциям — вот спасение наше и единственная опора!

Шутки шутками, но как же омерзительны эти спесивые и пресыщенные рожи местных Бардов. Поставлю-ка я этому великому писателю «десятку»: очень меня его рассказ задел и разозлил!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот рассказ – один из тех вещей Дика, в которых ему особенно удался мир. Да, что там, на мой вкус, он самый своеобразный и интригующий своим миром из всех его ранних рассказов. Казалось бы – постапокалипсис, разруха, касты – но яркое своеобразие бьёт с первых строк и бьёт метко, как белке в глаз. Начать с выбора расы героя: азиат – уже необычно для американского автора. А дальше и вовсе становиться интересней: белой расе («белякам») тут уготована своеобразная роль; мир рассказа, это смешение рас – китайцев, индийцев, полинезийцев, банту – и эта их колоритность чувствуется, даёт своеобразия и запоминающихся оттенков всему. Разделение на касты тоже своеобразно – на верхушке пирамиды Барды, Поэты, Музыканты, и хотя не факт, что они занимаются именно творчеством, но это занятно. Представители рабочих профессий – в самом низу. А всё по тому, что мир, по сути, находится в состоянии религиозной тирании, а тирания эта буддистская! Вы когда-нибудь такое видели? Я – точно нет! Сдаётся мне, автор, гораздый на парадоксальный идеи (за что я его и обожаю), решил представить, а что будет, если такая мирная религия как буддизм превратится в диктат? И вышло – мир, которым правит колесо сансары и запрещены попытки изменить свою судьбу, оттого и мир этот пребывает в разрухе – нет, предметы техники не прокляты и не уничтожены полностью, но восстанавливать их нельзя, так как это вмешательство в свою судьбу, попытка взять её в свои руки (как вам, праздные любители пустить всё на самотёк?); и даже жуков убивать нельзя – пускай жрут посевы, а люди голодают, ведь в этих жуках могут быть души ваших родственниках. Вот так, оказывается мир можно разрушать и пассивно – таким вот способом невмешательства – ну не гений ли Филип Дик, показывая это так парадоксально, но максимально эффективно?!

А ещё, конечно, сама «машина сансары», которая позволяет видеть своё будущее, интригует, да ещё и тем, что не даёт ответа, что она собой представляет и как это делает (и делает ли, может это обманка?) – но на это Дик мастер, сразу вспомнились его мороторумы и ящики Мерсера, а ведь от всех этих вещей (как и от «машины сансары») из-за недосказанности мурашки бегут по коже.

Ну и яркий, густой визуальный ряд – весь этот шлак, ржавчина, босые, грязные люди, доживающие свой век роботы с плугами за спиной, скупые посевы – всё намертво вонзается в память.

Ну и сам сюжет, конечно. Нет, он может быть не столь фееричен как весь антураж и своеобразие мира, но вполне динамичен и до чёткости выражает главную его мысль вдобавок к идее, вытекающей из самого созданного колесом сансары мира. Ведь это Филип Дик – а теперь, по ранним его вещам, мне кажется, что главная его тема: «что такое человек?» Да-да, и даже известная всем его тема «насколько реальна реальность?» теперь кажется мне частностью темы о человеке – насколько человек может отличить настоящее от поддельного, и насколько сам он способен сотворить, что-то, что может заменить реальность, и когда и в чем эта грань сотрётся? Вот и этот рассказ о человека – по-моему, о том, что любые пусть самые тиранические догмы хороши для тех, кто живёт, не задумываясь о пропитании, а там, где они перечёркивают всё стремление человеку к выживанию, они рано или поздно сломятся. А ещё и о том, что своя шкура всё-таки дороже многих убеждений (хотя к чести сказать, наш герой был не самой твёрдой личностью – но, кстати, он очень убедительно подан). И пусть этот центральный смысл не так нов и уступают начинке сокрытой в мире колеса сансары, но, во-первых, он есть, а во-вторых, он тоже неплох и прекрасной борозды самого рассказа не портит.

(Кстати, это мой мале6нький юбилей – тысячный отзыв. И я очень рад, что он попал на такой замечательный рассказ)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далекая постапокалиптика, когда все человечество разделилось на касты и проповедует новую религию, которая мало чем отличается от расизма. Но, есть и светлое пятно. Одним словом автор сумел придумать новое общество, социальное устройство, религию и маленького человечка, который истово верит в незыблемость этого строя. Оригинально, интересно, поучительно и очень даже читабельно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересный рассказ в плане видения Диком социальных пластов общества после ядерной войны. На этот раз у власти оказались представители третьего мира — азиаты (китайцы, корейцы) — они же барды, которые встали ведущими лидерами во главе общества в командовании Святой Длани. Поднялись выше также другие народности третьего мира из Азии и Африки, и даже Латинской Америки,а белые европейцы заняли самую низкую ступень в иерархии. Расовая дискриминация процветает. Согласно расовой принадлежности распределяются места в общественной среде. Люди делятся на Бардов , Поэтов, Артистов , Музыкантов, Рабочих и прочих, и только в самом низу каста белокожих Ремонтников.

Бард Сун У отправляется на задание в район населенный преимущественно белыми, которых правители воспринимают не иначе, как «белыми, здоровыми, волосатыми громилами», чтобы выявить наличие среди них культы, угрожающих обществу. Там ему предстоит встретиться со многими низшими представителями человечества и поменять свою точку зрения на жизнь ...

Занимателен в произведении и такой факт, что люди изобрели прибор — «вращающееся колесо», который мог бы прогнозировать будущую реинкарнацию души человека после смерти и увиденное далеко могло не обрадовать человека, даже, если бы он был истинным праведником. Так и Сун У, поглядев в колесо и узрев свою судьбу, отправился на своё задание в состоянии крайнего смятения.

Дик в своём рассказе показал два слоя общества, и в каждом из них происходит борьба. Только, если в высшем эшелоне идёт война за власть и за религию, то в низах идёт ежедневная борьба за жизнь. Кто прав, кто умней и кто сильнее? Вот на эти простые жизненные вопросы автор и попытался ответить на страницах своего рассказа....

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Две сюжетные линии: первая- реинкарнация, посредством прибора человек может увидать все свои последующие реинкарнации, и поэтому, чтобы в следующей жизни его подобие жило хорошо, надо не грешить в этом мире, а молиться и ещё раз молиться.К слову — реинкарнация может произвольным образом произойти на любой планете Вселенной и в любом живом виде существа. Вторая сюжетная линия -да плевать нам на эти реинкарнации -надо жить полноценной жизнью в данной реальности.Какая линия побеждает? Оказывается -вторая.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет Правильного или Неправильного. Есть, скажем так, общепринятая линия поведения, присущая той или иной общественной группе. Всё! Достаточно лишь ПОНЯТЬ это, но нет — мы придумываем себе всевозможные иерархии, расовую дискриминацию, а потом объявляем это Высшей Волей, Божественным Откровением и прочее, и прочее... так может быть, отклонение от нормы — это просто «другая точка зрения»?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх