FantLab ru

Филип Дик «Отец-двойник»

Отец-двойник

The Father Thing

Другие названия: Second Variety

Сборник, год

 Рейтинг
Средняя оценка:7.97
Голосов:46
Моя оценка:
-
подробнее

Примечание:


В третий том итогового посмертного собрания рассказов Ф. Дика вошли произведения написанные в 1953 — 1954 годах.

Первоначально изданный как том пятитомного сета в издательстве Underwood-Miller, впоследствии сборник несколько раз переиздавался — как под тем же названием, так и под названием «Second Variety» (Citadel Twilight, 1991 и Citadel Press, 2002), с добавлением одноименного рассказа.

В произведение входит:

  • Introduction (1987) // Автор: Джон Браннер  
8.60 ()
-
7.60 ()
-
4 отз.
8.28 ()
-
5 отз.
7.27 ()
-
4 отз.
8.18 ()
-
22 отз.
7.18 ()
-
2 отз.
7.11 ()
-
8 отз.
7.15 ()
-
11 отз.
6.66 ()
-
2 отз.
7.26 ()
-
1 отз.
6.43 ()
-
3 отз.
7.36 ()
-
1 отз.
7.68 ()
-
2 отз.
7.70 ()
-
9 отз.
7.42 ()
-
13 отз.
7.35 ()
-
8 отз.
7.72 ()
-
17 отз.
8.12 ()
-
19 отз.
7.97 ()
-
12 отз.
8.26 ()
-
19 отз.
7.74 ()
-
2 отз.
7.40 ()
-
1 отз.
7.23 ()
-
2 отз.
6.70 ()
-
1 отз.
  • Комментарии / Notes

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Авторский сборник или антология (США)


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Вспомнить все
2015 г.
Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2016 г.

Третий сборник, вошедший в пятитомное собрание рассказов Ф.К. Дика, преимущественно посвящен проблеме инопланетного вторжения и недружественного контакта, а также пред- и постапокалиптике. Большая часть из представленных рассказов в свое время публиковалась только в журнальном формате, и только после смерти автора была издана в твердом переплете. Примерно половина из новелл данного сборника ранее не переводились на русский, но это не значит, что они проигрывают по качеству уже известным нам рассказам — талант и фантазия Ф.К. Дика просто завораживают, и хотя я согласен с устоявшимся мнением, что Дику больше удавались романы, а рассказы скорее напоминают эскизы к произведениям крупной формы, тем не менее, ряд прочитанных в рамках этого сборника историй вызывает восхищение и местами даже неподдельный восторг.

По непонятной причине в русской версии отсутствует предисловие Дж. Браннера, которое занимает всего полторы страницы, при желании с ним можно ознакомиться на английском, много времени не отнимет. Браннер действительно уважает творчество Ф.К. Дика, по его признанию на его книжных полках имеется 33 книги Филипа, а с выходом пятитомного сборника рассказов их станет уже 38. В рамках небольшого предисловия Браннер вспоминает о своем первом опыте знакомства с творчеством Ф.К. Дика, о том как он писал статьи и отзывы на произведения Филипа, тем самым некоторым образом участвовал в популяризации оного, также там есть воспоминания о знакомстве Браннера с Диком и их последней встрече незадолго до смерти Филипа.

Начинается сборник рассказами, посвященными инопланетному вторжению. В новелле «Азартная охота» загадочные существа преследуют известного физика — сначала он видит в небе огромный глаз, который наблюдает за ним, затем гигантское лицо, не раз его пытаются похитить — размышляя над происходящими событиями главный герой приходит к выводу, что пришельцам нужны его научные знания, но так ли это на деле — наш эгоцентризм порой может сыграть с нами жестокую шутку. Полномасштабное, четко запланированное вторжение описывается в рассказе «Унылый незнакомец» — главный герой по пути на работу со страхом видит труп неизвестного, висящий на фонаре, кажется, что кроме него это больше никого не волнует. Постепенно герой добирается до правды и его открытие поистине ужасно. Кстати, образы пришельцев напомнили мне обитателей Юггота из произведений Г.Ф. Лавкрафта.

Небольшой юмористический рассказ «Имеющий глаза да увидит» — это своего рода литературный прикол. Главный герой, вернувшись с работы, принимается за чтение журнала, который кто-то забыл в автобусе — с каждым прочитанным предложением ему все больше кажется, что автор рассказа, который он читает, знает скрытую правду — пришельцы уже среди нас. Заглавный рассказ сборника напоминает сюжет фильма «Вторжение похитителей тел» — обычный американский подросток замечает, что с его отцом творится что-то странное, что происходит на самом деле предстоит выяснить мальчику и его приятелю.

В рассказе «Странный Эдем» земной исследовательский корабль опускается на планету земного типа, населенную странными животными. Один из членов экспедиции знакомится с истинными хозяевами планеты, которые открывают ему много интересного о подлинном прошлом Земли. На самом деле, история во многом напоминает эпизод из гомеровской «Одиссеи», связанный с островом Цирцеи. Проблемы совместного существования различных рас, ксенофобии раскрываются в рассказе «Тони и жуки» — человечество последовательно теснит инопланетную цивилизацию по всем фронтам, покоренные планеты заселяют земные колонисты, которые более-менее мирно сосуществуют с жукоподобными аборигенами, проигрывающими войну. Все меняется, когда флот землян терпит сокрушительное поражение в решающей битве.

Мастерство Ф.К. Дика в создании атмосферы безумия, описаний темной стороны подсознания, проявляется в рассказе «Игра в ракушки». После аварии космического корабля земляне, оказавшиеся на поверхности Бетельгейзе, ведут непрекращающееся противостояние с неведомым врагом — кто же на самом деле эти неведомые аборигены, стремящиеся уничтожить людей и будет ли конец этому кошмару — автор мастерски держит напряжение до самого конца. Мрачный и в чем-то мистический рассказ «На тусклой Земле» — предупреждение всем, кто когда-либо задумывался о самоубийстве. Главная героиня наделена способностью общаться с некими сущностями, которые представляются ей ангелами. Они приходят на запах пролитой крови и зовут с собой девушку, прочь от тусклой Земли, к свету и лучшей жизни.

А вот в рассказе «Плата за копирование» присутствуют и пришельцы и атмосфера постапокалипсиса — здесь интересен авторский подход, заключающийся в описании краха локального мира, уцелевшего после всеобщей гибели, такая «апокалиптическая матрешка» получается. После войны поселения землян группируются вокруг билтонгов — пришельцев, которые обеспечивают людей всем необходимым, путем копирования нужных предметов. Люди довольны, но счастье не может длиться вечно — билтонги, как и всё в этом мире, не бессмертны. Мир будущего, который в воображении писателя часто приобретает антиутопические черты или же переживает последствия глобального конфликта, порой порождает людей нового типа. Ряд рассказов можно условно назвать посвященными тематике «людей Икс» — обладателей сверхспособностей.

Иные могут приходить не только из глубин космоса, само человечество может порождать существ нового типа, которые могут заместить человечество в будущем. Начнем с рассказа «Золотой человек» — главный герой Крис — очаровательный золотокожий юноша владеет мощными силами — способностью предвидеть возможные варианты будущего и непреодолимой животной сексуальностью. Правительственные агенты ведут за ним охоту — они стремятся уничтожить Криса, но перед этим исследовать его способность предвидения — очень сильный рассказ, который запоминается надолго. Для того чтобы стать в обществе белой вороной не обязательно двигать взглядом предметы и читать мысли. В рассказе «Обнуленные» людьми нового типа становятся личности, наделенные сочетанием абсолютной логичности с полным отсутствием эмоций. Естественно между ними и обществом возникает неодолимый антагонизм, разрешить который «не такие как все» пытаются путем обнуления — возвращения Вселенной в ее первичное состояние.

Ещё один рассказ-предупреждение называется «Ползуны» — довольно тяжелая психологически и мрачная история. В окрестностях американского города вследствие воздействия радиации появляются мерзкие создания, занимающиеся постройкой собственных гнезд — ползуны. Местные жители, которые прекрасно знают тайну происхождения этих созданий, относятся к ним двойственно — одни настаивают на ликвидации, а другие — на переселении колонии ползунов. В рассказе «Нестыковка» психокинетики, обладающие сверхспособностями, преследуются Агентством Невосприимчивых, которые либо берут психокинетиков под контроль, либо уничтожают. Главный герой — психокинетик, который получил от Агентства ультиматум, теперь у него всего сутки, чтобы спасти свою жизнь. Здесь есть характерная для творчества автора атмосфера сюрреалистического безумия сплавленного с реальностью — место офисных секретарш занимают говорящие столы с искусственным интеллектом, а ракетный катер можно вырастить на обычной огородной грядке.

На сходную тему написаны два заключительных рассказа сборника. В «Мире таланта» Земля противостоит инопланетным колониям, где помимо обычных людей проживают обладатели пси-способностей. Псионики пытаются сформировать общество нового типа, но главный герой, который умеет предвидеть будущее, пытается найти компромисс, чтобы угнетенные псионики в свою очередь не превратились в угнетателей обычных людей. Особенно запомнился персонаж по прозвищу Большая Макаронина, который несмотря на неприятную внешность и низкие умственные способности, обладает практически божественным могуществом. Рассказ «Псионик, исцели моё дитя!» описывает мир после страшной войны, человечество живет в подземных убежищах, на поверхности обитают группы псиоников, которые в понимании простых людей кажутся знахарями и ведьмами. Один из персонажей, обладающий способностью перемещаться во времени, пытается изменить прошлое, убедив американского генерала отказаться от войны, но терпит неудачу за неудачей. Параллельно псионики стоят перед выбором — продолжать политику невмешательства или взять поселения людей под свой контроль.

С темой перемещений во времени напрямую связаны еще два рассказа. «Ветеран войны» — история появления в будущем странного старика, который утверждает, что он пришелец из более отдаленного грядущего, в котором Земля проиграла войну своим колониям на Марсе и Венере — кто он на самом деле — реальный пришелец из будущего или кто-то еще выяснится не сразу. Образ упомянутого ветерана — это прямая отсылка к романам «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Духовное ружье». В рассказе «Выставочный экспонат» историк, занимающийся исследованием 20 столетия, при осмотре своей экспозиции оказывается в прошлом — действительно ли он нашел портал в мир, где всегда мечтал жить или это лишь следствие психологического переутомления — в этом нам предстоит разобраться вместе с главным героем.

Антиутопичный мир, стоящий на пороге глобальной войны, предстает перед нами в рассказе «Фостер, ты мертв!», который по совместительству является социальной сатирой над обществом потребления. Здесь четко угадываются главные особенности американского мышления второй половины прошлого века — страх перед ядерной войной и вещизм. В этом обществе обладание личным семейным бомбоубежищем становится социальным стандартом, родители Фостера идут против течения и не желают приобретать этот продукт, в результате чего мальчик становится изгоем в своем школьном классе. Агрессивность рекламных и маркетинговых технологий доводится до абсурда в рассказе «Спешите приобрести!». Домой к главному герою приходит робот, который настойчиво убеждает хозяев купить его — жизнь обывателей постепенно становится просто невыносимой.

Ещё два рассказа, разворачивающиеся в постапокалиптическом антураже, напрямую связаны с роботами и искусственным интеллектом. «Последний властитель» описывает разрушенный мир, пребывающий в состоянии анархии. Последний форпост цивилизации, построенной на началах милитаризма и строгой иерархии, еще существует. Главный герой, обнаруживший эту угрозу миру, ставит своей целью проникнуть в цитадель и уничтожить ее изнутри, на этом пути ему предстоит встреча с последним властителем... Выживший после страшной войны мир, в котором под запретом находятся роботы, изображен в рассказе «На службе у хозяина» — главный герой на дне оврага находит еле живого довоенного робота, который просит его починить, попутно он рассказывает подлинную историю войны, в ходе которой были уничтожены все роботы, вот только правду ли сказал механический человек, каковы его истинные цели и намерения?

Разносторонний и красочный рассказ «Вращающееся колесо» мог бы запросто послужить основой интересного романа. И снова постапокалипсис — общество делится на целую систему каст, высшие ступени занимают цветные, в роли самых отверженных выступают последние белые люди. Главный герой отправляется в места обитания «беляков», чтобы расследовать слухи о существовании там некоего культа, который подрывает основы господствующей религии. Проблема еще и в том, что герой, воспользовавшись особым прибором, выяснил, что жить ему осталось всего 8 месяцев, а самое печальное, что после смерти его ждет крайне низкое и отвратительное воплощение — возможно ли изменить предначертанное? Рассказ «Неприсоединившийся» обращается к людям, которые предпочитают дистанцироваться от социальных конфликтов. Главный герой сознательно избегает участия в противостоянии Пуристов и Натуристов, но после победы на выборах одной из группировок, ему придется принять самое важное решение в его жизни.

Все рассказы хороши, в большей или меньшей степени — миры Филипа Дика поражают своим разнообразием, умением автора подать привычные темы и сюжеты с необычных сторон, иначе расставить акценты, а также прописать такой финал, который не всем понравится, но скорее всего окажется довольно неожиданным и подтолкнет читателя к размышлениям на заданную тему. Казалось бы, в сборнике всего две генеральные темы — пришельцы и постапокалиптика, однако не найдется историй, которые повторяют друг друга — каждая новелла способна заинтересовать своей оригинальностью, несмотря на схожесть исходных данных в некоторых из них. Отдельные истории довольно мрачные, иные могут шокировать, но именно за это, за умение играть на грани фола, мы и любим творчество Филипа, одного из самых ярких фантастов прошлого столетия.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2015 г.

После «Пересадочной станции», сборник «Отец-двойник» кажется значительно слабее.

Здесь уже слабых или довольно вялых произведений будет поболее; многие, пусть и подобного характера, но, в отличие от предыдущих рассказов, вообще никак не запомнились. Где-то, кажется, Дик что-то не дописал, где-то пошел не по верному пути (видимо, здесь он не пользовался «И-цзин» для составления сюжетов, а зря), на мой взгляд конечно, а где-то... Вообщем, увидите сами. А пока, немного поковырявшись с оценками, подтянув их тем, кто мне действительно запомнился, привожу список лучших рассказов сборник «Отец-...».

Это будут «Глаза», «Золотой человек» (сразу скажу, что лишь из-за идей, которые, возможно, составили определенные доли фундамента «Мир, который построил Джо»; фильм с Кейджем впечатлил больше, пусть он, оценивая фильм отстранено от письменного изложения, далеко не идеален), «Последний властитель» (тут тоже из-за оригинальных идей, пусть и крайне легкомысленных — ясное дело, что ничегошеньки не сможет у анархистов получится, но...), «Вращающееся колесо», «Ползуны» (очень психологично и слегка иронично), «Плата за копирование» (вроде бы, и ничего сложного, да лучшее, по сути, произведение сборника; под незатейливым сюжетом скрывается яркая мысль прогресса как тяжкого, но нужного труда, который как своей крест должен тянуть человек на себе).

Отдельно хотелось бы поговорить о «Ветеране войны» и «На тусклой Земле». Мне эти рассказы по началу очень понравились, но, приближаясь к середине, проходя через нее и достигая финала, становится обидно, ведь могло и должно было быть по-другому... В первом случае все слишком просто, во втором зашло в какую-то дикую сюрреалистическую степь. Первый, кстати, чем-то напомнил ранние романы Дика.

Так, а из тех, кого еще хочется выделить... Выделить мало кого можно. Много здесь недоделок, черновичков, проб пера, экспериментов, слабоватых работ, но пусть уж это будут тогда «Унылый незнакомец» (идея очень интересная, явно можно было потом перелить в какой-нибудь роман — жаль, что не вышло, но читалось не со слишком большим интересом), «Тони и жуки» (чуть расширить бы, добавить больше описаний персонажей, которых можно понимать и сопереживать по-настоящему, цены бы не было сему), «Выставочный экспонат» (явная диковская диковинка, но в зачатке), «Неприсоединившиеся (неплохой и удачный для сборника рассказец), «Фостер, ты мертв!» (за иронию), и, бог с ним, «Мир таланта», как прообраз первых частей романа «Убик».

Как самые плохие работы «награждаю и отмечаю» «Спешите приобрести!» и «Обнуленные». Пустышки, по сути, а к последнему я подобрал бы определение «ужасный». Не поставил по шестерке лишь потому, что из-под руки мастера вышло...

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2017 г.

В сборнике рассказов «Отец-двойник» есть великолепные рассказы — их большинство — и есть слабые.Но это на мой вкус. Есть направления в фантастике разные и всем не угодишь. Дик всеяден -пишет на разные темы, а кому что нравится , тот этим и восхищается.Из рассказов с изюминкой выделил бы :«Азартная охота», «Золотой человек», «Странный Эдем», «Тони и жуки», «Обнулённые», «На службе у хозяина», «Ползуны», «Игра в ракушки», «На тусклой Земле», «Фостер,ты мёртв», «Мир таланта», «Нестыковка».

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх