Филип Дик «Симулякры»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Симулакрон» Ф.К. Дика потрясает даже сейчас, несмотря на все написанное о виртуальной реальности уже после него. Там нет «виртуального бытия» в привычном уже смысле, как чего-то отдельного. Зачем, если не так уж трудно сделать виртуальной... реальность. Ведь все зависит лишь от точки зрения. И вовсе не обязателен весь технический антураж, достаточно лишь строго дозировать информацию, тогда любую реальность можно сделать виртуальной. Писатель не навязывает нам выводов, он чуть сдвигает рамки привычной реальности, предлагая обдумать тему «информация и власть».
- /языки:
- русский (5), английский (3)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Н. Романецкий (4), Н. Самарина (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 17 сентября 2024 г.
Понимаю, что многим это произведение покажется сложным для восприятия, а повествование рассыпчатым. В этой работе автор решился прорисовать сразу несколько сюжетных линий, связать воедино сразу несколько параллельных нарративных цепочек, а так же вдохнуть жизнь в целый ворох персонажей, как главных, на которых будет сосредоточено внимание, так и второстепенных, которые появятся в сюжете для короткой, но яркой роли. Перед нами определенный срез времени и общества в нем, которое погружено целиком и полностью в конкретные обстоятельства. Лживость созданной с помощью этих обстоятельств парадигмы нам и предстоит лицезреть: увидеть нутро этой системы, ее внутренние механизмы — нейроны и синапсы, ее становление и укрепление в обществе, а так же неминуемый крах. Это довольно философская работа, к поднятым темам в которой не сразу привыкаешь, не сразу проникаешься судьбами героев, разными судьбами, которые объединяет одна и та же жизненная установка — вера в симулякры. Не сразу осознаешь все происходящие процессы, путаешься в именах, забываешь особенности обозначенной автором вселенной мрачного будущего, но затем всё встаёт на свои места и становится действительно интересно то, как этот мир всё таки работает или не работает, постепенно разваливаясь и погибая.
Но что же это за симулякры такие, и зачем Филип ввел в повествование так много сюжетных линий, каждая со своими особенностями, за нагромождением которых, иной раз кажется, будто незаметен основной посыл и идея произведения в целом. Симулякр — термин философский, введённый в современное употребление уже постмодернистами такими, как Жорж Батай или Жан Бодрийяр, означающий в отношении социальной жизни некую иллюзию, лживую копию определенного предмета/явления/концепции, чего на самом деле не существует или не может существовать в обозначенных рамках бытия. Это понятие можно экстраполировать на культурную или политическую среду в попытках определить уровень правдивости того или иного дискурса. Что собственно и делает Дик, пропуская через призму постмодерна свой взгляд на предполагаемое будущее. Попробую развить мысль.
1. Классовая иерархия — симулякр демократии.
Итак. Перед нами измененное будущее, в котором США и страны Европы объединились в единое государство СШЕА, где почему-то стала превалировать немецкая культура общения. Провозглашена демократия. Классическая партийная система США так же изменилась, образовав одну единую демократическо-республиканскую партию. Но все это лишь иллюзия справедливости, так как экономически общество всё так же поделено на классы. Есть бефты — те, кто только исполняет инструкции и не погружен в подлинный политический контекст, и есть гехты — те, кто посвящен в государственную тайну и тем самым имеет преимущество и более широкое представление о системе в целом. Гехты в основном — это влиятельные люди: приближенные корпораций или прихвостни государственного аппарата, те, кто не только знает основные секреты, но и в чьи интересы входит обеспечение их безопасности и обслуживание системы в целом. Бефты же целиком и полностью выключены из политической жизни, их большинство, они просто влачат свое жалкое существование, полностью доверяя свою судьбу правящей верхушке. Основная государственная тайна, скрытая от бефтов, представляет из себя политический обман: легитимный президент, получивший доверие народа — это механическая кукла, симуляция человека, воспроизведённая на одном из высоко технологических концернов (и таких кукол, посаженных в белый дом, уже было несколько в истории СШЕА). Вся же основная власть находится в руках «жены» президента, которая с помощью пропаганды СМИ, создала культ собственной личности, что значительно упростило процедуру смены «супруга», когда тот приходит в негодность. Какой бы симулякр не был у власти, контролировать всю ситуацию будет все равно Николь Тибодо. Но даже это ещё не вся правда (об этом позже).
Из классического противоречия капитализма — общество, поделённое на классы, не может по определению обеспечить для всех полноценную работу демократических институтов (что уже само по себе является симулякром) — автор идёт немного в сторону, упрощая восприятие ситуации и подчёркивая лживость устоявшейся политической пирамиды. Определенная личность, получающая власть при помощи эксплуатации чужого образа легитимного главы государства — это по сути классическая форма марионеточного режима.
2. Корпоративная культура — симулякр пользы.
При помощи поддержки государства, а так же при благотворном влиянии статуса гехта корпорация «АГ Хеми» получает монополию на выпуск фармацевтической продукции, а так же проталкивает закон о запрете на любую психотерапевтическую деятельность (акт Макферсона). Тем самым с любыми психологическими проблемами человек вынужден справляться лишь с помощью лекарств разного свойства и химических препаратов, способных вызвать негативные побочные действия, отравляя и без того больной организм. Все это идёт на пользу лишь самой корпорации, которая тем самым извлекает свою сиюминутную прибыль. Определенные обстоятельства вынуждают правительство обойти закон и разрешить одному единственному специалисту вести свою практику (Эгон Сьюпеб), что тут же сказывается практически на всех главных персонажах (так же и на самом Сьюпебе, на которого оказывает давление полиция), нуждающихся в психологической помощи и пытающихся ее получить.
Особенного внимания заслуживает персонаж Ричард Конгросян — советский талантливый пианист-психокинетик, страдающий сильнейшей формой шизофрении, чья болезнь из-за отсутствия должной медицинской помощи все сильнее прогрессирует. Автор на его примере показывает негативные последствия политики корпораций и монополий, отражающиеся на обществе в целом, которые в том числе не выгодны и самому гос. аппарату, претендующему на монополию власти. Силу Конгросяна пытается контролировать сама Николь в попытках использовать его на благо собственному рейтингу, но тот лишь все быстрее окунается в безумие.
Корпоративная система в лице компании «Карп унд Зонен Верке», контролирующая и обеспечивающая выпуск новых симулякров президента (да и в принципе всю высокотехнологичную продукцию) рано или поздно входит в противоречия с интересами гос. структуры. Борьба двух центров накопления/контроля капитала за влияние не заставляет себя долго ждать. Собственно, это происходит ближе к финалу произведения, когда контракт на производство секретного андроида государство ради собственной выгоды заключает с другим подрядчиком «Фрауэнциммер Ассошиэйтс» , не оставляя прежнему выбора, кроме как саботировать саму власть. Иллюзия экономической пользы и сотрудничества — это ещё один симулякр в рыночной модели отношений между монополиями и государством.
3. Эмиграция — симулякр свободы.
Для этой сюжетной особенности так же существует определенный бэкграунд. Все дело в том, что Земля поддерживает программу колонизации Марса, но ситуация на красной планете не сказать, что является благополучной. Единственный способ там выжить — собственное хозяйство, что в условиях сурового климата является особенно трудоёмкой задачей. Компания Мори Фрауэнсциммера занимается производством андроидов, которых оправляет на Марс в качестве дополнительной рабочей силы в помощь колонистам. Андроиды — такие же куклы-симулякры, имитирующие человека, их даже специально создают членами одной семьи (муж, жена, ребенок), чтобы одиночество фермера-марсианина скрашивалось наличием заботливых «соседей». Попасть на Марс стоит огромных денег, но существует и более дешёвый способ эмиграции — «Драндулеты чокнутого Луки». Это полулегальная контора по продаже подержанных космических капсул, с помощью которых можно за дёшево переправиться на другую планету, ведущая довольно агрессивную рекламную компанию. С помощью симулякра инопланетного существа (которое водится исключительно на Марсе), напоминающего крупное насекомое (папула), обладающего гипнотическими способностями, можно без особого труда внушить любому прохожему мысль о необходимости переселиться на Марс. Чем, собственно, и занимается наемный рабочий Эл Миллер, эксплуатируя на улицах разных городов искусственную папулу на полную силу. Он так же практически помогает эмигрировать Конгросяну, чему мешает лично сама Николь. Но некоторые персонажи, испытывая те или иные трудности психологического или экономического характера, в какой-то момент своего жизненного пути приходят к мысли об эмиграции на Марс самостоятельно.
Автор как бы обозначает бессмысленность выбора — сбежать от проблем, которые возникают в условиях несовершенного хищного корпоративного режима, где люди не способны найти общий язык между собой, но при этом попасть в ещё более чуждую среду, где в условиях сурового выживания человек будет в принципе лишён возможностей коммуникации (ну или будет вынужден наслаждаться общением с андроидами, что так же является самообманом) и предоставлен сам себе. Получается, попытка убежать, скрыться, исключить себя самостоятельно из уравнения — это далеко не лучший способ обрести покой или счастье, умиротворение, стабильность или жизненную гармонию, а в сути ещё один очевидный симулякр выбора без выбора.
Так же интересна личность и самого Луки, который по сути является гехтом — обладателем глубоких знаний о системе в целом. Очевидно, он не действует на пользу существующему режиму, а скорее играет против него (в силу все той же борьбы за влияние и капитал).
4. Попытка подчинить время — симулякр контроля.
С помощью аппарата Фон Лессингера, позволяющего путешествовать в прошлое и будущее, членам гос. структур (и некоторым другим Гехтам) становятся доступны знания о тех или иных событиях, которые могут произойти с некоторой долей вероятности. С помощью этих вероятностей они пытаются контролировать течение времени, стараясь подстраивать будущее под свою политическую позицию. Но далеко не все условия получается учитывать, ведь таких вероятностей великое множество.
Из прошлого им удаётся вызвать на ковер самого Геринга, которого необходимо уговорить на сотрудничество, цель которого довольно одиозная и странная (но благородная) — спасти еврейский народ от геноцида в прошлом, устроенного фашистами. Тут автор довольно смело живописует то, как халатно и высокомерно правящая верхушка относится к последствиям, которые могут возникнуть из-за изменений прошлого (особенно событий второй мировой войны). Естественно, договориться не получается, а от Геринга в итоге избавляются именно тем способом, которого он и заслуживает.
Отдельное внимание стоит обратить на персонажа Бертольда Гольца, который якобы является предводителем неофашисткой секты (истина же немного другая) и действует против государства и правящей элиты. Он так же, как и Лука, предлагает свою альтернативу (вступить в секту и саботировать власть) сложившемуся укладу, а так же с помощью личного аппарата путешествия во времени пытается увидеть и осознать любые последствия.
В конечном итоге попытки контролировать время ни к чему не ведут, так как объективные обстоятельства, складываемые в результате выбранного политического спектра, все равно ведут к борьбе разных буржуазных группировок за влияние. В последующем автор показывает, как самые маловероятные события, на которые «эксперты по временным линиям» не обращали внимания, претворяются в жизнь.
Так же не получается выйти победителем в битве с жизненными обстоятельствами и временными вероятностями и Уалдеру Пэмброуку — главе национальной полиции, чьи действия ближе к концу произведения запускают цепь необратимых последствий. Он так же пытается с помощью аппарата Фон Лессингера предугадать будущее и обратить его себе на пользу, но в конечном итоге опять появляются причины (а именно способности Конгросяна, которые не поддаются никаким пророчествам), с которыми он не в силах справиться.
5. Культ личности — симулякр эмпатии.
Не менее интересным персонажем является и сама Николь Тибодо. Обладая определенной полнотой власти, она умело манипулирует не только гос. аппаратом, силовыми структурами и прочими ведомствами, но и мнением большинства бефтов. Для большинства она является эталоном красоты, примером идеальной женщины, объектом вожделения, а для прочих ассоциируется с образом матери или покровительницы. Многие мужчины (из бефтов) теряют самоконтроль и дар речи, когда видят её по телевизору или воочию, полностью подчиняясь ее воле и желаниям. Всему этому способствуют мощности СМИ, — Николь буквально не сходит с телеэкранов, появляясь в различных телепередачах, диктуя оттуда определенное «единственно верное» мнение. В какой-то мере она организовала даже шоу талантов, куда набирала кандидатов с самыми уникальными музыкальными способностями, тем самым устанавливая личную монополию на культуру, укрепляя в тех, кто уже подвержен влиянию ее образа, эталон неприкосновенного кумира. Именно для этого ей и нужен был Конгросян, в чьих способностях музыканта она видела не только личную выгоду, но и угрозу, так как сами эти способности были еще и мощной телекинетической силой.
Автор раскрывает лживость масштаба личности Николь Тибодо, а так же указывает на искусственность созданного медийного образа, который раздут в сознании большинства бефтов и доведён до крайних пределов эмпатии. В сути это такой же симулякр — классическое противоречие различия формы и содержания, доведенный Диком до некоторой степени гротескности. Ведь внутри этой простой иллюзии автор заложил еще одну.
6.Симулякр симулякра.
Итак. Здесь мы подходим к главной интриге произведения, а именно к подлинной политической картине, так как весь вписанный в сюжет буржуазный конструкт, представляющий из себя государственную власть — тоже один большой симулякр.
Подобный сюжетный поворот, выполненный Филипом Диком с особым усердием и вниманием к мелочам, ведь он сводил к этой точке невозврата сразу несколько линий повествования разных персонажей, как нельзя лучше дополняет общий нарративный фон о том, что такое симулякр в глобальном социально-экономическом смысле, о чем так же во многих своих философских работах писал Жан Бодрийяр.
7. Пути эволюции неисповедимы.
Параллельно основному сюжету автор так же развивает историю о горбатиках — странных жителях Луизианы, образовавших в этих местах свое подобие гетто. В результате третьей мировой войны (в далёком прошлом) некоторая территория США подверглась атакам особого ядерного оружия (опять у Дика виноват красный Китай), после чего из-за выбросов радиации какая-то часть населения мутирует. По сюжету становится ясно, что горбатики представляют из себя другую эволюционную ветвь, отличную от хомо сапиенс: толи генетическая мутация обратила вспять эволюционные процессы, толи, наоборот, открыла путь к новым видам разумных существ — автор здесь специально не даёт никакой конкретики. Но на фоне развернувшейся гражданской войны, особенно после того, как становится видно, что человек разумный оказывается не способен на построение справедливого общества, вновь расчехляя ядерные боеголовки, горбатики выглядят именно теми, у кого возможно появится шанс в последующем занять чужую территорию. Именно с этим страшным и мрачным предположением Дик оставляет читателя, одновременно и предостерегая и критикуя возможные последствия подобного миропорядка. Произведение на этой мысли заканчивается.
Вывод.
Произведение переполнено политическим контекстом, но логически разбито на несколько разных историй о разных персонажах. Эти сюжеты развиваются паралельно, из-за чего книга кажется перегруженной лишними деталями, а деталей действительно много, перечислять которые придется довольно долго. Но если все же суметь ухватиться за концептуальную идею автора и не отпускать её на поворотах и перекрестках сюжетных троп, то чтение может принести огромное удовольствие.
Kalibree_say, 5 июля 2024 г.
Кто-то снизу сравнивал «Симулякры» с «Футурамой». Есть такое, да. Я даже скажу на какой именно эпизод напоминает: «Большой куш Бендера!». Не знаю, я конечно не художник, но я так вижу🤣
Но в целом, средний роман как по мне. Однако как по мне видится довольно реалистичное видение антиутопического будущего в плане, что правительство сражается с богачами разных компаний и фирм: чем-то напоминает на наши лихие 90-ые...
Один минус только, что Дик растягивает часто текст, из-за чего повествование становится тягучим. Хотя он может сжато всё подать (в этом плане он как писатель довольно лаконичный всегда был).
morbo, 4 августа 2013 г.
Странно, что многим этот роман не понравился. Видимо прочитавшие относились к написанному слишком серьёзно. Я тоже поначалу был настроен серьёзно, однако постоянно возникающие по ходу романа анекдотические ситуации, порой перетекающие в безудержный стёб, быстро переключили моё восприятие: перед нами готовый сюжет для мультфильма вроде «Футурамы«! Да-да, персонажи не менее колоритны, антураж настолько же сумбурен.
Персонажи:
Режиссёр звукозаписи Нат Флайджер, обожающий свою портативную звукозаписывающую систему «Ампекс» на основе протоплазмы с Ганимеда.
Пианист-психокинетик Ричард Конгросян, который играет не касаясь клавиш руками. Чрезвычайно мнительный и нервозный, легко поддаётся внушению. Особенно анекдотично то, что именно является источником его внушений: механические рекламные жуки.
Последний разрешённый на Земле психолог доктор Сьюпеб, которому разрешили продолжать работу, до тех пор пока к нему не обратится за лечением некто, выздоровление кого не выгодно главе полиции.
Владелец бизнеса по продаже колымаг Лука, имя которого у меня ассоциировалось со словом «лукавый», которое неплохо характеризует сущность его бизнеса.
Продавец колымаг для миграции на Марс Эл Миллер, играющий на кувшинах классическую музыку. Дистанционно управляет симулякром папулы — жукоподобного существа с Марса, которым гипнотизирует прохожих с целью внушить им желание купить колымагу.
Подозрительный и нервный глава полиции Уайльд Пемброук, бессильный в своих попытках убить предводителя неонацистской организации «Сыновей Иова» Бертольда Гольца. И сам Бертольд Гольц, которому подходит выражение «каждой бочке затычка», знающий всё и постоянно появляющийся в самых неожиданных местах, наслаждающийся своей неуловимостью.
Выдернутый из конца войны Геринг, которому предлагают сотрудничество с правительством.
Жертвы радиации — мутанты-горбуны, с трудом разговаривающие и живущие в резервации.
Антураж:
Соединившиеся США и Европы (во главе с Германией), верховными правителями которых стала бессменная Николь и подлежащий выборам пост Дер Альте, который одновременно является её мужем. Нечто вроде гибрида формального поста королевы Великобритании, участвующей в культурной жизни государства, и выборного поста президента, который заведует политической сферой деятельности государства.
Плутократическое тайное правительство, управляющее актрисой, вжившейся в роль Николь, и симулякром Дер Альте. Химический концерн, пытающийся захватить власть и большое предприятие по производству симулякров, теряющее свои позиции.
Но больше всего мне понравились вездесущие надоедливые рекламные механические жуки, которые лезут во все щели и декламируют перед случайной жертвой рекламный текст очередной продукции. Слово «рекламыш», созвучное со словом «гадёныш» — это просто бесподобная находка, в полной мере характеризующая отношение большинства людей к рекламе. После прочтения этой книги любого работника сферы рекламы я не смогу про себя называть никак иначе, чем «рекламыш» :-D
Если вам нравятся мультфильмы на канале 2x2 (Кто-то воскликнет: «Фи! За кого вы меня держите! Как может нравиться этот низкопробный юмор ниже пояса!»), то этот роман — точно для вас. Особенно он должен понравиться любителям уже упомянутой мной «Футурамы». Главное — читать его с соответствующим настроем!
Muzzy29, 15 декабря 2016 г.
Для Ф. Дика роман очень слабый, зная как он мог писать и после этого читать такое..
Все намешано в кашу, куча идей, а главенствуют над этим политические разборки... В книге много ущербных персонажей, которых хочется добить чтобы не мучались, как пример: пианист, его сынок, игроки на кувшинах и другие ...
Персонажи поступали странно, логики в их поступках не наблюдалось, хотелось чтобы побыстрее это все закончилось.
Как и предыдущие ораторы скажу что книгу дочитывал по диагонали.
За месяц почти все уже и забыл, явный признак качества книги.
ka4man, 21 февраля 2019 г.
Два раза начинал читать данное произведение. Но так и не осилил и до половины. С самого начала было как-то неинтересно, какая-то каша в голове во время чтения. После Убика были большие ожидания, но не судьба(. Без оценки
k2007, 20 ноября 2010 г.
Не верит Дик в счастливое будущее. Из романа в роман идут описания, как все плохо в будущем, как у обычного человека нет возможностей влиять на происходящее, как правящая администрация устраняет людей из политической сферы, и приводит это все к насильственной смене администрации. Плюс такой строй вызывает массовые приступы шизофрении. Фактически стандартный человек в таком обществе должен быть шизофреником.
На любителя
Сказочник, 27 марта 2011 г.
Очередной калейдоскоп идей от Филипа нашего Дика. Кто заказывал путешествия во времени нетрадиционным способом? пожалуйста. Кому подавай девочек с тараканами в голове? Вуаля! Правительственный заговор? Нет ничего проще!
Каждый из романов Дика обладает не то, что двойным — четверным дном. Прекрасная иллюстрация многогранности таланта Мастера.
sham, 3 июня 2010 г.
Редко ставлю такую низкую оценку. Но здесь не мог сдержаться. Абсолютно не понравился роман и чем дальше читалось, тем больше и больше не нравилось. Чтение буквально превратилось в пытку, книгу дожевываал, читая по диагонали. В ромаен огромное количество персонажей: линейно-параллельный сюжет, который подан так, что голова просто пухнет.
И опять Дик оседлал любимого конька: постапокалипсис после атомной войны, передвижения во времени и т.д. Если честно мне надоело! Мутанты, предсказание будущего. Всё это в разных вариациях в исполнении Дика набило уже оскомину.
Зы конечно, моя низкая оценка может связанна с тем, что я в предверии выхода его СС сильно много начитался автора...
Perl, 20 января 2010 г.
Довольно тяжелое для прочтения произведение. Реальность, во многом отличающаяся от нашей, но в общем довольно схожая в плане политических методов управления и воздействия на людей. Все различия очень трудно уловить с самого начала, их понимаешь только к концу произведения, что меня лично отвлекало от цельного восприятия.
Не совсем ясна итоговая мысль книги. Точнее их, мыслей, было, видимо, очень много, но все они показались мне разрозненными. Заканчивается все практически по Стругацким и их Гадким лебедям. Дик, конечно, был первичнее, но Стругацкие удачнее.
В общем, книга на любителя, на очень большого любителя. И , однозначно, далеко не самое лучшее произведение автора.
Narizhna, 10 марта 2009 г.
На данный момент наихудшее из прочитанного у Дика. Не скажу, что мне было неинтересно читать — нет, практически до самого конца я читала с энтузиазмом, зато этот самый конец подвел просто ужасно. Сложилось такое впечатление, что автору просто наскучило писать, и он решил по-быстренькому расквитаться с этим грязным делом :biggrin: Да, интересные, неожиданные идеи присуствуют — этому фирменному знаку Дик, похоже, не изменял никогда. Великолепный образ пианиста Ричарда Конгросяна, интересная форма мутаций под воздействием радиации, многослойность правительственного обмана тоже хорошо продумана (хотя последнее на даный момент уже избито и не оргинально; впрочем, в 1964 году, надо признать, мысль о симулакронах была, скорее всего, новаторской). Однако все эти идеи очень слабенько связаны между собой, не создают толковой интриги и, само собой, не развиваются в хоть сколько-нибудь интересную развязку. При этом красочного наркотического бреда, который мог бы одновременно и оправдать бессвязность сюжета, и компенсировать ее, тоже не наблюдается. Словом, товарищ Филип К. Дик за этот роман получает от меня неправдоподобно низкую оценку — по сравнению с оценками других его произведений.
Dune, 1 апреля 2008 г.
Тоталитарное общество, машина времени, фальшивый руководитель, разделение общества на посвящённых в тайну и нет, сумашедший пианист-паракинетик и так далее. Мешанина идей и смыслов. Причём все события и действующие лица кажутся этаким задним планом для какого-то ожидаемого в конце события.
Может погрешу в сторону любимого писателя, но всё повествование какое-то сумбурное, отрывистое, автор заложил кучу идей и так мало потрудился для разворачивания их.
Все 200 с лишним страниц подводили к одной короткой мысли: когда люди друг друга перебьют, тогда и ... Влезло бы и в рассказ.
Хотя читал как всегда с удовольствием. Особенно зацепили реализуемые в реальность больные фантазии пианиста.
И напоследок: роман предворялся парой иллюстраций (издания 2004-го), так там показана тема очень похожая на картины вселенной WarHammer 40 000. Я так понимаю это из-за того, что бюджетные космические корабли в романе называются драндулеты, во вселенной WH40000 — дендроверы. Созвучно (а может и одинаково — драндулеты — возможно старания переводчика):smile:
smart-e1, 9 октября 2008 г.
понравилось=)
очень много имен и сюжетных линий, которые друг с другом постоянно пересекаются... и очень хорошо описан мир, созданный автором... просто ПРОПАСТЬ идей.
в этом романе, в отличие от многих других диковских, действительно интересный, незатянутый сюжет.
хотя может философии (которая у него есть практически везде) не так много. упор именно на описание общества. ну и характеры героев, конечно, интересные