fantlab ru

Томас Диш «Спуск»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
294
Моя оценка:
-

подробнее

Спуск

Descending

Другие названия: Нисхождение

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 62
Аннотация:

Одинокий мужчина, потерявший работу, всё больше и больше погружался в долговую яму. Денег у него не было, всё, что можно было продать из дома, он уже давно продал. К счастью, есть пока кредитная карточка, но долг на ней всё возрастает и возрастает, и скоро возможность кредита закроют.

Поэтому напоследок он решил пошиковать, надел свою лучшую одежду, накупил деликатесов, несколько книг, пообедал в ресторане и поехал вниз на эскалаторе, так как ресторан находился на 15 этаже, одновременно читая книгу. Зачитавшись, он не заметил, что оказался далеко под землей, где нет ни магазинов, ни людей, а спуск всё продолжался и продолжался...

Примечание:

В переводе М. Дронова под названием «Спуск» сначала был напечатан в журнале «Смена» (Москва) № 6 за 1991 г., а затем — в газете «Вестник» (гор. Верхне-Нейвинск) от 16 августа 1991 г.


Входит в:

— антологию «The Year's Best SF 10», 1965 г.

— сборник «Under Compulsion», 1968 г.

— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Decade: the 1960s», 1977 г.

— сборник «Fundamental Disch», 1980 г.

— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.

— антологию «Space Odyssey», 1983 г.

— журнал «Смена № 6, 1991», 1991 г.

— журнал «Amazing Stories, October 1992», 1992 г.

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.

— антологию «Врата времени», 1995 г.

— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.

— антологию «Пока все дома», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


Смерть Вселенной
1992 г.
Врата времени
1995 г.
Щенки Земли
1997 г.
Концлагерь. 334
2002 г.

Периодика:

Смена № 6, 1991
1991 г.
Amazing Stories, October 1992
1992 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

334
2017 г.
Заповедник гоблинов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Under Compulsion
1968 г.
(английский)
Under Compulsion
1970 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1976 г.
(английский)
Decade The 1960s
1979 г.
(английский)
Fundamental Disch
1980 г.
(английский)
A Treasury of Modern Fantasy
1981 г.
(английский)
Space Odyssey
1983 г.
(английский)
Space Odyssey
1987 г.
(английский)
Space Odyssey
1988 г.
(английский)
Masters of Fantasy
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оказавшись в деревне, где все давным-давно и многократно перечитано, я с радостью обнаружил в темном углу шкафа рассыпающуюся от дряхлости подшивку Смены. Радость моя однако быстро сменилась разочарованием — ибо большинство из того чтива, которым сменившая в те годы привычный журнальный формат на коммерческий, книжный, Смена пыталась бороться со скоропостижной как чума, инфляцией, в борьбе со временем не выстояло.

Тем более приятной была встреча с самой первой в тогда еще ( последние месяцы ! ) Союзе публикацией Томаса Диша.

Блестящий, мастерский, сногсшибательный дебют ( я, разумеется имею в виду — дебют на русском ) .

В основе всякого по-настоящему фантастического рассказа всегда лежит реальное, невыдуманное событие. Тем более реальное, что в нем автор подобно Марк Твену, в какой-то мере предсказал собственную смерть... — случалось ли вам хоть раз в жизни заблудиться ?!

Незаметно, исподволь, углубляясь в незнакомое прежде пространство все глубже и глубже, неосознанно воспринимая чуждые вам признаки этого мира как некую игру — и вдруг вы прозреваете и до смерти пугаетесь. Лихорадочно пересчитываете запасы, спички, сигареты, пытаетесь их разделить на энное количество часов, дней, недель... волосы дыбом встают у вас на голове — ведь вам неизвестно, сколько времени понадобится, чтобы вернуться в родной, привычный мир, да и удастся ли вернуться вообще... в ужасе вы взбегаете на поросший редкими соснами холм, возвышающийся над болотистой местностью и с нарастающим отчаянием обозреваете оттуда однообразную бесконечную картину : болота, холмы, чахлые деревца в непроходимой пустоши от горизонта до горизонта, сотворенной стихией последнего ледникового периода.

Ныне человечество, как заигравшийся ребенок, само творит пустошь вокруг себя. Биометрические паспорта, социальные сети, терроризм и коррупция, информационный взрыв и все возрастающее безразличие к происходящему вокруг...

Надолго ли хватит нам запаса прочности ?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий рассказ! Вот его уж точно не забудешь. И ведь это никакой не сюрреализм, а жизнь. Стоит поплыть по течению и ... Очень жаль автора, который покончил жизнь самоубийством в 2008 году.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

превосходная иллюстрация человеческого отчаяния. когда обстоятельства берут верх и человек только и может что просто плыть по течению. единственная мысль которая поддерживает так это «интересно как глубоко я смогу опуститься?»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротный рассказ. Не покидало ощущение будто раннего Кинга читал. Хотя рассказ написан намного раньше. В плане того как Диш «бросает» своих героев в пучину безысходности он чем-то мне напоминает Кафку (Процесс, Замок, Превращение, да почти все) Рассказ читал в метро. И что самое интересное дочитывал проезжая по экскалатору станции метро Арсенальная (самая глубокая в Европе). Так что атмосферу я прочувствовал сполна. Буду продолжать знакомиться с Дишем и дальше. Увы он не переиздается. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ, такого хоррора я ещё не читал. Рассказ по-настоящему страшный.

Читал в трамвае — подобно герою рассказа проглатывал страницу за страницей — и у меня у самого возникло ощущение,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будто трамвай едет непонятно куда и я давно пропустил свою остановку.

P.S. Как по мне, в разы сильнее похожего рассказа «Туннель» Дюрренматта.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр новеллистики. Самому наивному читателю очевидна многослойность рассказа, огромное количество возможных трактовок происходящего. Диш втягивает читателя в пространство новеллы, и противостоять этому невозможно. То, что некоторые поставили «Спуску» меньше максимального балла, говорит не о том, что они недооценили рассказ, а о том, что они испугались его влияния и попытались защититься нарочитым пренебрежением.

«Спуск» безупречен в своём воздействии, это одна из абсолютных новелл тотального воздействия. Именно из за присутствия в литературе подобных шедевров возникла «черная гипотеза» о рефрейминге, о текстах, которые напрямую воздействуют на подсознание читателя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный сюр! Жизненный! Узнаю себя в герое. Тратишь титанические силы и уйму времени, чтобы достичь задуманного. И вот казалось бы — ты близок, ты уже почти у этой самой цели! Но! Безумным взглядом смотришь на покореженную табличку

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Эскалатор вверх не работает«!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная история, про человека, который так зачитался книгой на эскалаторе, что преломил пространство и уехал в ад. Какое знакомое чувство:)

А ещё это отличная метафора на долговую яму, которая несёт тебя только вниз, а чтоб выбраться из неё нужно приложить тройные усилия.

Один из лучших рассказов сборника «Смерть вселенной»(да и вообще сборник хороший, советую)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такой захватывающей вещи не встречалось давно. Вспоминаются «Долгая прогулка» и «Тот, кто хочет выжить» Кинга, но при всей безысходности здесь нет крови и убийств — только медленное погружение в безумие. Где именно герой нормален, а где уже нет — не понять. Появляется даже мысль — как ни странно, это было бы даже лучшим выходом! — что он спятил в самом начале, после непривычно дорогой и вкусной еды в ресторане, и все происходящее — его иллюзия, а сам он лежит в своей квартире и бредит...

Сперва еще сочувствуешь герою, пытаешься «подсказать», как же ему стоит поступить. (Самым логичным было бы идти наверх с передышками, как бы ни было трудно.) Потом становится ясно, что все бессмысленно, и остается только наблюдать и в то же время вместе с ним переживать этот бесконечный спуск...

Отличный рассказ, хотя и несколько сводящий с ума.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал, что при втором прочтении (точнее прослушивании) рассказ уже не произведёт такого впечатления, как когда-то давно, когда читал его в первый раз. Но нет, всё так же сюрреалистично, гнетуще, безнадёжно, и даже понятнее и ближе стали некоторые мысли героя. Рассказ — одна сплошная метафора на депрессию и ментальные проблемы, и своей актуальности, пожалуй, не потеряет никогда.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Принято считать, что жизнь или как зебра полосата — черное-белое, либо похожа на кривую-синусоиду: пики и впадины, или жизни присущи, как бумажному самолетику, гонимому ветром, взлеты и падения. И как кузнец своего счастья, человек надеется управлять и контролировать крутизну жизненной кривой, контрастность ее полос...

Томас Диш довел героя своего рассказа до черной полосы: сбросил в долговую яму, к самому низу социальной лестницы. Персонаж этой истории, решив шикануть на оставшиеся деньги, на мгновение взлетел вверх на несколько этажей и теперь вынужденно движется вниз. Писатель «обыграл» образ лестницы как бесконечно опускающийся эскалатор. Для смирившегося с судьбой что может быть легче просто ехать, не прилагая усилий? А если в человеке еще теплится надежда вырваться из нищеты, как же трудно оказывается преодолеть сопротивление механического чудовища, ползущего и ползущего на дно, утягивающего за собой! Последние отчаянные рывки разбиваются об однообразие, монотонность и постоянство работы системы. И вот, вместо бесполезных попыток выбраться, ради оправдания собственного бессилия, даже находится цель — а что же там внизу? Ведь «дно» — это, должно быть, конечная точка. А наряду с такой... невысокой целью, в голову приходят неоправданные надежды: если ниже уже некуда, значит, поедем вверх! или «может, кто-нибудь спасет меня» (хотя, спасение утопающих...).

Герой рассказа Диша — не боец по натуре, сдался почти сразу превратностям судьбы. Обстоятельства везут вниз, что же, поедем, раз везут. А ведь авторский эскалатор не непрерывная линия; остановиться, обдумать ситуацию, сделать правильный выбор как бы намекают островки-площадки между лестничными пролетами.

Написано отлично. Атмосфера безысходности, неотвратимости рока, беспомощности передана великолепно. Однако читать тяжело о человеке, настолько падшем духом, что смерть уже не кажется чем-то значительным, который отчаялся так, что поверил — выхода нет. Он растворяется в окружающем однообразии, бредит, галлюцинирует, его вес и сознание тают. А напоследок писатель еще и добивает своего героя искоркой понимания как можно было бороться, когда еще не все было потеряно, в самом начале эскалатора. Но тогда и ощущения были другие, не верилось в начало конца, а сейчас уже все равно...

...

С неприятием отметила, что книгам Томас Диш в своем рассказе отвел роль отвлекающего фактора. За чтением не замечаешь, как пролетает время. Да, книги помогают не замечать удручающей унылости. Но, погрузившись в выдуманный мир, будто рискуешь упустить в реальном что-то очень-очень важное...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный рассказ.

Концентрат безысходности, безумия, иррациональности. Ну и конечно же, до жути мрачная атмосфера.

Сюжет прост: главный герой замечтался, спускаясь по эскалатору. Вот спускается он, спускается. Пора бы уже куда-то спуститься, черт возьми. Но вокруг что-то явно не так, и выйти некуда. Вырваться невозможно.И он снова спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается...

ААААА! Хоть на миг представьте себе бесконечный спуск, монотонность и неизвестность. Лестница в никуда. Движущаяся лестница, что несет тебя куда-то. Остается лишь надеяться, что у этого спуска есть конец. Что, где-то внизу есть дно...

Представили? Чувствуете, как шестеренки в мозгу уже начали поскрипывать, как раскручиваются винтики с колесиками? Ну еще бы!

У романа есть прекрасная черта. Это тонкая грань между реальным и ирреальным. Безумие или правда? Все до боли напоминает сумасшествие, ну если откидывать фантастику. А еще, пожалуй, сон. Ибо такое возможно только в кошмарах. Как прекрасно, что в таких случаях можно проснуться.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, видимо, традиционное представление об аде с котлами, чертями, сковородками уже большинство не удовлетворяет, да и дантовская версия ныне не в моде. Некоторые рисуют его в виде вечного поезда, пустой комнаты, господа Дяченко мечтают попасть на спортивный ринг после смерти («Баскетбол»), ну и так далее. И вот вам новая идея: бездонный экскалатор. Так что, уважаемые грешники, выбирайте, как будете искупать содеяное после смерти...

Вообще, эксклюзивная и жуткая иллюстрация беспомощности и одиночества!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нравятся мне такие вещи. Главное — мастерски созданное настроение. Абсолютно реальное начало — и парадоксальное продолжение.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор о бессилии слабовольного человека перед непреодолимыми обстоятельствами.Хотя даёт подсказку персонажу, как исправить ситуацию и выжить. Не помогает, хотя автор смог бы и изменить сюжет. Не стал. Презрение у автора сквозит вот к таким безвольным людям. В итоге человек погибает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх