Томас Диш «Спуск»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не определено )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Одинокий мужчина, потерявший работу, всё больше и больше погружался в долговую яму. Денег у него не было, всё, что можно было продать из дома, он уже давно продал. К счастью, есть пока кредитная карточка, но долг на ней всё возрастает и возрастает, и скоро возможность кредита закроют.
Поэтому напоследок он решил пошиковать, надел свою лучшую одежду, накупил деликатесов, несколько книг, пообедал в ресторане и поехал вниз на эскалаторе, так как ресторан находился на 15 этаже, одновременно читая книгу. Зачитавшись, он не заметил, что оказался далеко под землей, где нет ни магазинов, ни людей, а спуск всё продолжался и продолжался...
В переводе М. Дронова под названием «Спуск» сначала был напечатан в журнале «Смена» (Москва) № 6 за 1991 г., а затем — в газете «Вестник» (гор. Верхне-Нейвинск) от 16 августа 1991 г.
Входит в:
— антологию «The Year's Best SF 10», 1965 г.
— сборник «Under Compulsion», 1968 г.
— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Decade: the 1960s», 1977 г.
— сборник «Fundamental Disch», 1980 г.
— антологию «A Treasury of Modern Fantasy», 1981 г.
— антологию «Space Odyssey», 1983 г.
— журнал «Смена № 6, 1991», 1991 г.
— журнал «Amazing Stories, October 1992», 1992 г.
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
— антологию «Пока все дома», 2020 г.
- /языки:
- русский (7), английский (12)
- /тип:
- книги (15), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- П. Вязников (1), А. Гузман (2), М. Дронов (2), О. Орлова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Drovkin, 9 января 2013 г.
Оказавшись в деревне, где все давным-давно и многократно перечитано, я с радостью обнаружил в темном углу шкафа рассыпающуюся от дряхлости подшивку Смены. Радость моя однако быстро сменилась разочарованием — ибо большинство из того чтива, которым сменившая в те годы привычный журнальный формат на коммерческий, книжный, Смена пыталась бороться со скоропостижной как чума, инфляцией, в борьбе со временем не выстояло.
Тем более приятной была встреча с самой первой в тогда еще ( последние месяцы ! ) Союзе публикацией Томаса Диша.
Блестящий, мастерский, сногсшибательный дебют ( я, разумеется имею в виду — дебют на русском ) .
В основе всякого по-настоящему фантастического рассказа всегда лежит реальное, невыдуманное событие. Тем более реальное, что в нем автор подобно Марк Твену, в какой-то мере предсказал собственную смерть... — случалось ли вам хоть раз в жизни заблудиться ?!
Незаметно, исподволь, углубляясь в незнакомое прежде пространство все глубже и глубже, неосознанно воспринимая чуждые вам признаки этого мира как некую игру — и вдруг вы прозреваете и до смерти пугаетесь. Лихорадочно пересчитываете запасы, спички, сигареты, пытаетесь их разделить на энное количество часов, дней, недель... волосы дыбом встают у вас на голове — ведь вам неизвестно, сколько времени понадобится, чтобы вернуться в родной, привычный мир, да и удастся ли вернуться вообще... в ужасе вы взбегаете на поросший редкими соснами холм, возвышающийся над болотистой местностью и с нарастающим отчаянием обозреваете оттуда однообразную бесконечную картину : болота, холмы, чахлые деревца в непроходимой пустоши от горизонта до горизонта, сотворенной стихией последнего ледникового периода.
Ныне человечество, как заигравшийся ребенок, само творит пустошь вокруг себя. Биометрические паспорта, социальные сети, терроризм и коррупция, информационный взрыв и все возрастающее безразличие к происходящему вокруг...
Надолго ли хватит нам запаса прочности ?
Ant12, 1 марта 2010 г.
Потрясающий рассказ! Вот его уж точно не забудешь. И ведь это никакой не сюрреализм, а жизнь. Стоит поплыть по течению и ... Очень жаль автора, который покончил жизнь самоубийством в 2008 году.
Milter, 26 июля 2011 г.
превосходная иллюстрация человеческого отчаяния. когда обстоятельства берут верх и человек только и может что просто плыть по течению. единственная мысль которая поддерживает так это «интересно как глубоко я смогу опуститься?»
exordio1990, 21 января 2020 г.
Очень добротный рассказ. Не покидало ощущение будто раннего Кинга читал. Хотя рассказ написан намного раньше. В плане того как Диш «бросает» своих героев в пучину безысходности он чем-то мне напоминает Кафку (Процесс, Замок, Превращение, да почти все) Рассказ читал в метро. И что самое интересное дочитывал проезжая по экскалатору станции метро Арсенальная (самая глубокая в Европе). Так что атмосферу я прочувствовал сполна. Буду продолжать знакомиться с Дишем и дальше. Увы он не переиздается. 10 из 10.
Spacemanjones, 5 января 2018 г.
Прекрасный рассказ, такого хоррора я ещё не читал. Рассказ по-настоящему страшный.
Читал в трамвае — подобно герою рассказа проглатывал страницу за страницей — и у меня у самого возникло ощущение,
P.S. Как по мне, в разы сильнее похожего рассказа «Туннель» Дюрренматта.
Groucho Marx, 10 декабря 2015 г.
Шедевр новеллистики. Самому наивному читателю очевидна многослойность рассказа, огромное количество возможных трактовок происходящего. Диш втягивает читателя в пространство новеллы, и противостоять этому невозможно. То, что некоторые поставили «Спуску» меньше максимального балла, говорит не о том, что они недооценили рассказ, а о том, что они испугались его влияния и попытались защититься нарочитым пренебрежением.
«Спуск» безупречен в своём воздействии, это одна из абсолютных новелл тотального воздействия. Именно из за присутствия в литературе подобных шедевров возникла «черная гипотеза» о рефрейминге, о текстах, которые напрямую воздействуют на подсознание читателя.
Panzerbjorn, 23 января 2013 г.
Великолепный сюр! Жизненный! Узнаю себя в герое. Тратишь титанические силы и уйму времени, чтобы достичь задуманного. И вот казалось бы — ты близок, ты уже почти у этой самой цели! Но! Безумным взглядом смотришь на покореженную табличку
muravied, 31 августа 2014 г.
Отличная история, про человека, который так зачитался книгой на эскалаторе, что преломил пространство и уехал в ад. Какое знакомое чувство:)
А ещё это отличная метафора на долговую яму, которая несёт тебя только вниз, а чтоб выбраться из неё нужно приложить тройные усилия.
Один из лучших рассказов сборника «Смерть вселенной»(да и вообще сборник хороший, советую)
zmey-uj, 6 ноября 2008 г.
Такой захватывающей вещи не встречалось давно. Вспоминаются «Долгая прогулка» и «Тот, кто хочет выжить» Кинга, но при всей безысходности здесь нет крови и убийств — только медленное погружение в безумие. Где именно герой нормален, а где уже нет — не понять. Появляется даже мысль — как ни странно, это было бы даже лучшим выходом! — что он спятил в самом начале, после непривычно дорогой и вкусной еды в ресторане, и все происходящее — его иллюзия, а сам он лежит в своей квартире и бредит...
Сперва еще сочувствуешь герою, пытаешься «подсказать», как же ему стоит поступить. (Самым логичным было бы идти наверх с передышками, как бы ни было трудно.) Потом становится ясно, что все бессмысленно, и остается только наблюдать и в то же время вместе с ним переживать этот бесконечный спуск...
Отличный рассказ, хотя и несколько сводящий с ума.
whynot, 10 марта 2023 г.
Думал, что при втором прочтении (точнее прослушивании) рассказ уже не произведёт такого впечатления, как когда-то давно, когда читал его в первый раз. Но нет, всё так же сюрреалистично, гнетуще, безнадёжно, и даже понятнее и ближе стали некоторые мысли героя. Рассказ — одна сплошная метафора на депрессию и ментальные проблемы, и своей актуальности, пожалуй, не потеряет никогда.
redmarie, 10 сентября 2014 г.
Принято считать, что жизнь или как зебра полосата — черное-белое, либо похожа на кривую-синусоиду: пики и впадины, или жизни присущи, как бумажному самолетику, гонимому ветром, взлеты и падения. И как кузнец своего счастья, человек надеется управлять и контролировать крутизну жизненной кривой, контрастность ее полос...
Томас Диш довел героя своего рассказа до черной полосы: сбросил в долговую яму, к самому низу социальной лестницы. Персонаж этой истории, решив шикануть на оставшиеся деньги, на мгновение взлетел вверх на несколько этажей и теперь вынужденно движется вниз. Писатель «обыграл» образ лестницы как бесконечно опускающийся эскалатор. Для смирившегося с судьбой что может быть легче просто ехать, не прилагая усилий? А если в человеке еще теплится надежда вырваться из нищеты, как же трудно оказывается преодолеть сопротивление механического чудовища, ползущего и ползущего на дно, утягивающего за собой! Последние отчаянные рывки разбиваются об однообразие, монотонность и постоянство работы системы. И вот, вместо бесполезных попыток выбраться, ради оправдания собственного бессилия, даже находится цель — а что же там внизу? Ведь «дно» — это, должно быть, конечная точка. А наряду с такой... невысокой целью, в голову приходят неоправданные надежды: если ниже уже некуда, значит, поедем вверх! или «может, кто-нибудь спасет меня» (хотя, спасение утопающих...).
Герой рассказа Диша — не боец по натуре, сдался почти сразу превратностям судьбы. Обстоятельства везут вниз, что же, поедем, раз везут. А ведь авторский эскалатор не непрерывная линия; остановиться, обдумать ситуацию, сделать правильный выбор как бы намекают островки-площадки между лестничными пролетами.
Написано отлично. Атмосфера безысходности, неотвратимости рока, беспомощности передана великолепно. Однако читать тяжело о человеке, настолько падшем духом, что смерть уже не кажется чем-то значительным, который отчаялся так, что поверил — выхода нет. Он растворяется в окружающем однообразии, бредит, галлюцинирует, его вес и сознание тают. А напоследок писатель еще и добивает своего героя искоркой понимания как можно было бороться, когда еще не все было потеряно, в самом начале эскалатора. Но тогда и ощущения были другие, не верилось в начало конца, а сейчас уже все равно...
...
С неприятием отметила, что книгам Томас Диш в своем рассказе отвел роль отвлекающего фактора. За чтением не замечаешь, как пролетает время. Да, книги помогают не замечать удручающей унылости. Но, погрузившись в выдуманный мир, будто рискуешь упустить в реальном что-то очень-очень важное...
красная роза, 10 мая 2015 г.
Очень интересный рассказ.
Концентрат безысходности, безумия, иррациональности. Ну и конечно же, до жути мрачная атмосфера.
Сюжет прост: главный герой замечтался, спускаясь по эскалатору. Вот спускается он, спускается. Пора бы уже куда-то спуститься, черт возьми. Но вокруг что-то явно не так, и выйти некуда. Вырваться невозможно.И он снова спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается, спускается...
ААААА! Хоть на миг представьте себе бесконечный спуск, монотонность и неизвестность. Лестница в никуда. Движущаяся лестница, что несет тебя куда-то. Остается лишь надеяться, что у этого спуска есть конец. Что, где-то внизу есть дно...
Представили? Чувствуете, как шестеренки в мозгу уже начали поскрипывать, как раскручиваются винтики с колесиками? Ну еще бы!
У романа есть прекрасная черта. Это тонкая грань между реальным и ирреальным. Безумие или правда? Все до боли напоминает сумасшествие, ну если откидывать фантастику. А еще, пожалуй, сон. Ибо такое возможно только в кошмарах. Как прекрасно, что в таких случаях можно проснуться.
Илориан, 8 сентября 2014 г.
Ну что ж, видимо, традиционное представление об аде с котлами, чертями, сковородками уже большинство не удовлетворяет, да и дантовская версия ныне не в моде. Некоторые рисуют его в виде вечного поезда, пустой комнаты, господа Дяченко мечтают попасть на спортивный ринг после смерти («Баскетбол»), ну и так далее. И вот вам новая идея: бездонный экскалатор. Так что, уважаемые грешники, выбирайте, как будете искупать содеяное после смерти...
Вообще, эксклюзивная и жуткая иллюстрация беспомощности и одиночества!
Yazewa, 26 марта 2008 г.
Нравятся мне такие вещи. Главное — мастерски созданное настроение. Абсолютно реальное начало — и парадоксальное продолжение.
vam-1970, 10 февраля 2019 г.
Автор о бессилии слабовольного человека перед непреодолимыми обстоятельствами.Хотя даёт подсказку персонажу, как исправить ситуацию и выжить. Не помогает, хотя автор смог бы и изменить сюжет. Не стал. Презрение у автора сквозит вот к таким безвольным людям. В итоге человек погибает.