fantlab ru

Уильям Хоуп Ходжсон «Ночная земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
211
Моя оценка:
-

подробнее

Ночная земля

The Night Land

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

В мире будущего настолько далекого, что даже Солнце превратилось в «черный карлик», остатки человечества живут в циклопической футуристической башне, а вокруг все кишит монстрами, инопланетными артефактами и ловушками. И даже на краю мира и самого времени нашёлся герой, бросивший все ради спасения любимой. Приключенческий квест быстро оборачивается метафизическим странствием в глубь опасной территории и своего собственного сознания, где эрос, смерть и космический ужас сплелись в единое целое.

С этим произведением связаны термины:
Для этого произведения есть карта:
Примечание:

• Первое издание — London: Eveleigh Nash, 1912, 584 стр.

• Четвертый и последний опубликованный роман Ходжсона, тем не менее написанный, судя по всему, раньше остальных — предположительно в 1902-1903 годах.

• Название романа с подзаголовком, который довольно часто опускается — «The Night Land: A Love Tale».

• Впервые на русском языке «Ночная земля» вышла в ноябре 2009 года в издательстве «Вече», в виде перевода со стилистическими сокращениями. Другой перевод романа, возможно, в перспективе планируется к публикации в издательстве «Энигма».

• По мотивам романа создан межавторский цикл.



В произведение входит:


-

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Похожие произведения:

 

 


Ночная земля
2009 г.
Дом в порубежье
2017 г.
Дом в порубежье
2017 г.
Ночная земля
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Night Land
1912 г.
(английский)
The Night Land
1921 г.
(английский)
The House on the Borderland and Other Novels
1946 г.
(английский)
The Night Land: Volume I
1972 г.
(английский)
The Night Land: Volume II
1972 г.
(английский)
The Nightland
1976 г.
(английский)
Le Pays de la nuit
1977 г.
(французский)
The Night Land
1979 г.
(английский)
Das Nachtland
1982 г.
(немецкий)
Le pays de la nuit: Tome 2
1982 г.
(французский)
Le pays de la nuit: Tome 1
1982 г.
(французский)
The Night Land
1990 г.
(английский)
The Night Land
2001 г.
(английский)
The House on the Borderland and Other Novels
2002 г.
(английский)
The Night Land and Other Perilous Romances: The Collected Fiction of William Hope Hodgson vol. 4
2006 г.
(английский)
Bordercrossings: The Fantasy Novels of William Hope Hodgson
2009 г.
(английский)
William Hope Hodgson: Masters of the Weird Tale
2011 г.
(английский)




 



Рецензии



— Dark Andrew: Вечная любовь 2010-05-06 2 (10)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

"<...> так уж устроено моё сердце, читатель. Я надеюсь, что, прочитав эту повесть, ты поймёшь, что мы с тобой друзья; более того, знай, что, попав в беду, ты мог бы рассчитывать на моё сочувствие и помощь — кем бы ты ни был, — но только если ты из тех, кто предпочитает Добро Злу. Так отнесись же ко мне с добрым сочувствием, ведь я во всём откровенен с тобой. Быть может, ты ещё не родился, когда я писал эти строки, но когда-нибудь в будущем ты прочтёшь их и поймёшь, как я любил Наани. А теперь, укрепившись в дружбе, продолжим рассказ.»

Да, мистер Ходжсон, всё именно так и получилось. Когда ты писал эти строки, не родился не то что я — ещё и деда моего на свете не было, но я читаю их сегодня, и прекрасно понимаю, что писал их человек достойный. Получал люлей на флоте? Развил себя физически настолько, что в родной матушке-Британии тебя помнят как одного из первых бодибилдеров. Сочинял что-то, что не укладывалось в головах современников? Но ведь сочинял же! И бережно хранил, благодаря чему потомки получили доступ к неопубликованному при жизни. Началась Великая война? Это которую сейчас уже как-то стыдливо принято называть всего лишь Первая мировая (ничему же ведь мы, Человечество, не учимся!), а тогда она была Великой... Сложил свою голову на полях сражений, хотя мог — ведь мог же? — просто отсидеться, и подарить миру ещё десятки и сотни шикарных произведений...

Отвлёкся я чего-то, извините. На часах нет ещё и пяти утра, за окнами — темнота августовской, непривычно холодной ночи, но восточный край неба уже посветлел, а птички уже понемногу поют, предчувствуя, что вот-вот мир зальют солнечные лучи.

Есть ли момент лучше, чтобы написать о «Ночной земле» Уильяма Хоупа Ходжсона? Вряд ли...

Ведь что бы не случилась, какое бы ни было за окнами время года, какие бы катаклизмы и природные бедствия не обрушивались на тот или иной уголок земного шара, все мы всё равно твёрдо уверены — Солнце взойдёт вновь! Это настолько незыблемо укоренено в человеческой природе, что и представить сложно мир, в котором Солнца попросту нет. А вот Уильям Хоуп Ходжсон больше сотни лет назад — представил, да ещё как!

Шедевр? Безусловно. Шикарное произведение, опередившее своё время. До Ходжсона ТАК не писал никто и никогда.

И даже более того вам скажу — никто так и ПОСЛЕ него не напишет!

Земля через миллионы лет. Погасшее Солнце. Вечная тьма. Остатки человечества, нашедшие убежище в колоссальной Пирамиде, Последнем Редуте. Его окружают силы Зла. Именно так, с большой буквы, ибо порождения вечной тьмы угрожают не столько телу, сколько духу. Редут осаждён. И речь идёт не столько о каких-то тварях, с которыми можно сражаться, и даже побеждать их ценой жизней многих храбрецов. Речь идёт о том, что Силы Зла — и вновь очень важно, что именно так, с большой буквы — осаждают последнее пристанище Человечества. С четырёх сторон света Пирамиду окружают колоссальных размеров Стражи, природы которых никто из обитателей не знает, но складывается впечатление, что эти колоссы за Пирамидой наблюдают. А кроме этого вечная ночь скрывает множество других, ничуть не менее опасных созданий...

Страшная, зловещая, удивительная картина. И безымянный главный герой, услышавший зов своей возлюбленной через непредставимые дали и времена, что решается выйти в Ночную Землю. Собирает запас питательных таблеток и «сухой воды». Берёт с собой верный дискос — что-то вроде циркулярной пилы на длинной рукояти. Выходит. Идёт. Преодолевает препятствия. «Приключается», как говориться. Находит. Возлюбленную, я имею ввиду. Идёт с ней обратно. Приключается снова. Возвращается в Последний Редут.

ВСЁ! На этом сюжет — закончен. Повторю сам себя: «Шедевр? Безусловно!» Только не в литературном плане. Это одно из самых нудных произведений, которые я читал в своей жизни. Скрупулёзное, нет не так — скрупулёзнейшее! — описание всего путешествия, с пассажами, вроде, «я ел в шестом, двенадцатом и восемнадцатом часах» по два раза на страницу в части первой, с бесконечными любезностями межу взрослыми людьми в части второй. Это постоянное повторение безумно раздражало, и мне было действительно тяжело читать как эти подробности, так же, как и все розовые сопли в стиле «перед тем, как растворить мои таблетки, она прикоснулась к ним губами». Плюс зашкаливающий пафос и совершеннейшая прямолинейность поступков героев...

Но, блин! От книги ведь — не оторваться!!! При всех своих недостатках, роман обладает сложно передаваемым очарованием — это настоящая, нет, не так — НАСТОЯЩАЯ «История вечной любви», как гласит подзаголовок, о котором ВСЕГДА забывают русскоязычные издатели. То есть это книжка — про любовь, понимаете? И неважно, что Ходжсон предвосхитил своё время, единолично создав, даже не подозревая об этом, жанр «умирающей Земли». И неважно даже, что он был одним из самых крутых визионеров своего времени — описанные картины погружённой во мрак Земли действительно поражают воображение и завораживают.

Важно другое. «Ночная Земля» — это великолепная квинтэссенция рыцарского восприятия своего места в жизни, когда главный герой (альтер эго писателя в изменяющихся условиях современной Ходжсону Англии) бросает вызов всему и вся, покидая уютную Пирамиду ради своей любви...

А что могло быть важнее для рыцаря, джентльмена и талантливого визионера? Да ничего!

Кроме этого, роман шикарен и своей описательной составляющей, и любопытными мыслями о будущем развитии человечества, и отличными моментами классической героики, причём поданной с впечатляющим размахом — один выход тысяч мужчин-воинов, на помощь молодым парням, неосмотрительно покинувшей Пирамиду, которым угрожают теперь чудовищные Псы, чего стоит...

По итогу — шикарное произведение замечательного автора, которого я уважаю и как писателя, предвосхитившего своё время, и как человека, слова которого не расходились с делом. И пусть произведение безбожно затянуто, а продраться через него — та ещё мука, читал я его уже дважды, потому и начал отзыв именно с объяснения причин этого: я прекрасно понимаю Вас, мистер Ходжсон! Вы говорите дело:

«В тот день я был готов на подвиг ради неё. Вы скажете, что подобные чувства и такая любовь сродни сердцу варвара. Быть может, вы правы, но я человек, а именно так, не иначе, подобает поступать людям. Тот, кто осудит меня, осудит всё человечество... тщетны любые речи, пусты всякие сожаления: нельзя считать добродетелью нерешительность — тот, кто первым убьёт врага, получает шанс дожить и до конца сражения. Так было всегда, есть ныне и будет до конца времени... нельзя уцелеть, цепляясь за столь любезные многим сердцам возвышенные идеалы.»

И как же сложно осознать, что прошло столетие, а ничего, по сути, не изменилось...

Шикарное произведение. 11 из 10 в моём личном рейтинге. Рекомендовать не стану, ибо, как уже писалось выше, чтение сложное, но если вам хочется узнать истоки жанра «умирающая Земля», да и просто познакомиться со знаковым, программным произведением английской фантастической литературы — пропускать не рекомендуется. Однозначный, что называется, must read!

Единственное, что удивляет — почему до сей поры нет экранизации? Ведь роман так и просится на экраны!

P.S. Лет десять назад шла широкая дискуссия по вопросу, имел ли право переводчик Юрий Соколов своеобразным образом «причесать» текст, сократив бесконечные описания «и мы ели в шестом, двенадцатом и восемнадцатом часу». Мнения разделились. Любители труЪ-переводов до сих пор ждут полный, профессиональный и замечательный перевод от «Энигмы». Парни попроще, вроде меня, давно прочитали и перечитали сейчас, в серии «Мастера магического реализма», поэтому не грех обратиться к переводчику практически официально:

Спасибо Вам, Юрий Ростиславович за шикарный перевод! Если бы не Ваша «причёсанная» версия, вряд ли бы я продрался сквозь текст «Ночной Земли», несмотря на все неоспоримые достоинства романа! Даже при всей любви к творчеству Ходжсона, которую мы с Вами разделяем.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странная, уникальная, ни на что не похожая книга. Герою повествования — современному англичанину, недавно похоронившему жену и пребывающему в депрессии — снится сон, что спустя миллионы лет его душа воскресла в теле жителя последнего города Земли. Солнце давно погасло, мир погружен в вечную ночь и холод, полную нечеловеческой жизни. Остатки человечества укрываются от тьмы за стальными стенами Последнего Редута, многокилометровой пирамиды, существующей за счет глубинных геотермальных источников; когда «земной ток» иссякнет, с ним закончится и история человечества.

Происходящее в темноте за стенами Редута абсолютно иррационально и непонятно. Это дарк сайнс фентези с большой буквы «дарк». Если выродившиеся люди, гигантские слизни и ночные псы еще как-то представимы, то что такое Дом Безмолвия, Северо-Западный Страж или Двери, Открывающиеся в Ночи? Безымянный герой не знает и не хочет знать; для него это просто синонимы слова «мучительная смерть от необъяснимых причин».

Но когда Редут получает слабый сигнал из человеческого поселения, которое давно считалось потерянным, и герой слышит в этом призыве голос своей давно умершей Возлюбленной, он без колебаний облачается в доспех и отправляется через бесконечный океан ночи на ее поиски.

Книга оформлена как дневник этого путешествия. 600 страниц размышлений и наблюдений и сухого пересказа событий, без единой реплики прямой речи. Текст (без какой-либо видимой причины) стилизован под архаику XVIII века, с громоздкими фразами, множеством ненужных подробностей и повторов, и обилием Заглавных Букв, что также не способствует читаемости.

Я грыз гранит «Ночной земли» примерно месяц, и должен сказать, что это не легкое чтение, а тяжелая, местами изматывающая работа, но результат безусловно стоит потраченного времени и сил. Пейзажи Ночной Земли — все эти заросли фосфоресцирующих лишайников, озера лавы посреди вечной тьмы, багровое свечение бездонных трещин, ледяные подземные моря, призрачные огни — они остаются с читателем навсегда. Про скупо описанных обитателей этого мира погасшего солнца даже не упоминаю, достаточно сказать, что из этой книги вырос весь Лавкрафт с последователями (а заодно и поджанр «умирающая Земля»).

10/10. Эпохальный роман. Каждому советую как минимум ознакомиться.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закончил грызть гранит «Ночной земли». Читал по главе в день. Иногда по две главы. Иногда пропускал день, осмысливая прочитанное. И что можно сказать по итогу...

... это ШЕДЕВР! Да, как писал сам Лавкрафт в свое время — несколько архаичный, неуклюжий, местами перегруженный и затянутый. Но шедевр. Произведение, которое оставляет после себя очень сильное послевкусие, и к которому, наверняка, будет хотеться периодически возвращаться.

Чем же оно цепляет?

Главное — это, конечно, своим миром. Задолго до «Пикника на обочине», Ходжсон создал эдакую «Зону», в которую вполне себе существуют свои «Сталкеры», которые выбираются из своего безопасного убежища на исследование и поиск артефактов. Ну и это ещё, как пишут, первый образчик концепции «умирающей Земли» в литературе.

Суть такова: далекое будущее, Солнце погасло, Земля прекратила вращение вокруг своей оси. Сильнейшие землетрясения раскололи материки. И в одну из таких огромных расщелин ушли выжившие остатки человечества. Ибо поверхность планеты замерзла, и только в глубине огромного ущелья, по всей видимости, от тепла ядра Земли, есть возможность хоть какой-то жизни. Но люди там оказались не единственными выжившими. То ли эволюционно, то ли какими-то мистическими силами, в этих недрах обитало множество опасных и ужасных существ и прямо сказать, чудовищ. В конечном итоге, люди были вынуждены создать себе мощное убежище — огромную стальную Пирамиду в несколько миль высотой, и столько же под землей. И жили люди в этом Последнем Редуте тысячи лет.

Но и Зло не дремало. Вокруг Пирамиды кипит жизнь: в каждой из сторон света на вечном дозоре стоят какие-то огромные каменные сущности, Стражи. Они неусыпно следят за тем, чтобы обнаруживать вылазки людей из Пирамиды, и насылать на них орды монстров. Но и этого мало. Есть некая Дорога Безмолвных, где видимо души погибших людей завлекают любого странника. Есть ужасающий Дом Молчания, из которого никто из вошедших болей никогда не возвращался. Есть Пещеры Гигантов. Есть Башни. Есть светящиеся огни. Зона красного тумана. Замок, из которого исторгается зловещий смех... В общем, Ночная земля полна опасностей, тайн и загадок. И все это в кромешной тьме, под освещение различных фосфоресцирующих растений, огней из недр расщелин, газовых гейзеров и вулканов.

Мир «Ночной земли» — это абсолютно уникальный сеттинг, созданный в начале 20 века. Именно он — главное достоинство романа. И как я уже узнал, в этом сеттинге различные авторы давно пишут свои произведения, ибо там воистину есть где разгуляться.

Что интересно, настоящее название романа — «The Night Land: A Love Tale», но потом вторую половину стали часто опускать, видимо чтобы не распугать мужскую аудиторию )

Но да, движущей силой сюжета является любовная история. Оказывается, много тысячелетий назад, в Пирамиде был раскол, и часть людей ушла, и построила где-то на неизвестных территориях Меньший Редут. И вот, поймав сигнал из Малой Пирамиды, главный герой понял, что общается с девушкой из своей прошлой жизни, своей истинной любовью. Не буду томить подробностями, но по итогу в Малой Пирамиде произошла катастрофа. И главный герой облачается в панцирь, вооружается Дискосом — это какой-то дальний предок пиломеча из Warhammer 40K, но только в форме циркулярной пилы, и работает на Земном токе, берет запас питательных таблеток и водного порошка, и идет спасать возлюбленную в неизведанные опасные земли.

По итогу, основной сюжетный костяк у нас — путешествие и приключения в пути. Туда и обратно. Все это ведется в форме некоего дневника. Без единого употребления прямой речи. И очень дотошно. Обязательно по несколько раз на страницу, если не было каких-то чрезвычайных событий, герой ищет место для привала, разводит таблетки, принимает эту «пищу», спит. При этом перед сном он обязательно какое-то время будет думать о своей Наани (так зовут его возлюбленную). Моя современная испорченность всегда давала мне повод улыбнуться в эти моменты, но да мы опустим эти подробности )

В общем, эти повторяющиеся описания и есть камень преткновения, из-за которого можно услышать отзывы о некоторой трудной читабельности этого произведения. Но как оказалось, все это слишком преувеличенно. Говорят, что переводчик сильно сгладил эти моменты и упростил подачу. Возможно и так. В любом случае, никаких проблем при чтении у меня не возникло — это наоборот воспринималось как одна из особенностей романа, из-за которых он ощущается так уникально.

Периодически, автор даже как будто ломал четвертую стену и говорил со мной. Вот пример:

»...так уж устроено моё сердце, читатель. Я надеюсь, что, прочитав эту повесть, ты поймёшь, что мы с тобой друзья; более того, знай, что, попав в беду, ты мог бы рассчитывать на моё сочувствие и помощь — кем бы ты ни был, — но только если ты из тех, кто предпочитает Добро Злу. Так отнесись же ко мне с добрым сочувствием, ведь я во всём откровенен с тобой. Быть может, ты ещё не родился, когда я писал эти строки, но когда-нибудь в будущем ты прочтёшь их и поймёшь, как я любил Наани. А теперь, укрепившись в дружбе, продолжим рассказ.»

Кажется, будто душа мистера Ходжсона витает где-то рядом. И теперь, мы стали друзьями )

К финалу, роман накручивает динамики. Финальный марш-бросок к Пирамиде прям огненный во всех смыслах. И финальный эпизод со статуей весьма душещипательный. Почему это произведение еще не экранизировали? Ах да, современные киноделы же ничего не читают. Максимум хайповые комиксы полистают... но это я отвлекся. Собственно, таким образом периодически отвлекается на различные темы и герой повествования )

Подводя итог, скажу что «Ночная земля» — уникальное произведение, и вознаграждает читателя сторицей как своим великолепным миром, так и многими душевными моментами и размышлениями. Некоторая нарочитая архаичность манеры письма автора, перегруженность — это все мелочи, которые при правильном настрое будут работать даже в плюс. Поэтому крайне рекомендую это произведение любому читателю, который уже имеет некоторый опыт чтения писателей начала 20 века.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, но очень затянуто. Очень. Количество маскулинности героя зашкаливает все мыслимые пределы. Автор явно имел удовольствие передать ему свои собственные черты характеры и мысли, что в ходе прочтения вызывало у меня только улыбки. Возникла и проблема с восприятием мира в описании — просмотренные

фанатские карты так и не смогли помочь в ориентировании. Впрочем, творчество это любительское и потому неблагодарное. Тем не менее книгу стоит прочесть. Ходжсон один из первых действительно примечательных писателей, которые оказали влияние на весь жанр в целом.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Краткая фабула романа «Ночная Земля» Уильяма Хоупа Ходжсона такова. В далеком будущем из-за угасания Солнца на Земле воцарилась тьма (вернее, это слово следует написать с заглавной буквы, подчеркнув ее мистический характер). Вооруженное многажды развившимися техническими знаниями, человечество построило две колоссальных пирамиды (Великий и Малый редуты) и укрылось там, а Земля оказалась во власти инфернальных существ, коих в изобилии породили Силы Тьмы. Живущий в Великой пирамиде главный герой (могучий образ в духе древних эпосов) однажды вступил в телепатический контакт с девушкой, проживавшей в Малой пирамиде, над коей нависла неодолимая угроза. Дальнейшее действие состоит из двух частей-путешествий: в первой герой спешит на выручку девушке (по законам жанра он спасает ее «в последний момент»), во второй они возвращаются в Великий редут. Путешествие, естественно, сопряжено с множеством опасных приключений. Столь же естественно, что между ними возникает любовное чувство, выраженное автором удивительно целомудренно (но без малейших признаков ханжества, без уклона в платонизм). Я обращаю на это внимание ввиду резкого контраста с тем, как сильно оказалась загрязнена сфера Эроса в значительной массе литературы XX–XXI веков.

Описание путешествия не лишено художественных недостатков, среди которых главным считаю затянутость повествования (и это при том, что прочитанный мной перевод на русский язык основательно сокращен). Например, герой пунктуально сообщает, когда и сколько он ел; мне трудно представить себе читателя, которому это может быть интересно.

Экшн, то есть батальные сцены, довольно увлекателен, хотя нельзя не отметить, что набор врагов невелик (многим наверняка хотелось бы большего). Несмотря на предсказуемость результатов, в целом экшн мне понравился благодаря кульминации — финальному прорыву героев в Великую пирамиду. Он описан ярко и драматично, и произвел на меня неизгладимое впечатление.

Если говорить о существах, то больше всего мне запомнились два «вида». Во-первых, 4 загадочных исполинских чудовища, недвижно наблюдающих за Великим редутом. Во-вторых, еще более загадочные Безмолвные, которые, к сожалению, почти не участвуют в действии и лишь упоминаются в нескольких общих фразах. Впрочем, именно эта недомолвка придает Безмолвным безусловную зловещую ауру.

Наконец, главное, за что я высоко оценил этот роман. Мир человечества (Великая пирамида) мало заинтересовал меня, ибо описан в стиле наивно-напыщенной идеализации. Но это не важно, не ради этого мира я читал книгу. И даже не ради батальных эпизодов. Прежде всего — ради картины собственно Ночной Земли. На мой взгляд, Ходжсону великолепно удалось нарисовать завораживающий пейзаж погруженных во мрак пространств, где уже нет и не будет места человеку. У меня не возникало желания перечитать книгу полностью, но время от времени обращаюсь к тем страницам, где дается общий обзор этого жуткого темного мира, полного как видимых монстров, так и присутствия чего-то незримого, неведомого и оттого еще более тревожного.

Также меня интересовала топография Ночной Земли, и по этому поводу хочу отметить, что в интернете можно найти очень наглядную карту.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уильям Хоуп Ходжсон — один из самых интересных английских писателей конца XIX — начала XX века, соединивший в своем творчестве естественную красоту жизненных историй Джека Лондона и мрачное, чарующее визионерство Лавкрафта, который, кстати, высоко отзывался о его творчестве. «Ночная земля» — книга в творчестве Ходжсона знаковая и уже имеющая культовый статус. Почему?

Потому что в мировой фантастической литературе эта книга уникальная. Вышедшая в 1912 году, она представляет собой сплав научной фантастики и мистики с элементами темного жанра и постапокалиптики. Через пару лет автора призовут в армию, на поля Первой мировой, где в 1918-м его встретит печальный конец. Очень жаль, ведь судя по потенциалу того немногого, что написал Ходжсон, он мог бы создать еще немало шедевров и серьезно обогатить сокровищницу мировой литературы.

«Ночная земля» оказала огромное влияние на становление жанра ужасов. Показательно, что сама по себе эта история задумывалась Ходжсоном как любовная: молодой человек ищет возлюбленную и спасает ее в экстремальной ситуации. Но мир Ночной земли, его законы, существа, его населяющие – все это словно бы ворвалось к нам через брешь в пространстве из какой-то мрачной, наполненной ужасом вселенной Смерти, где никогда не светило солнце, из мира, вселяющего в любого человека первобытный страх. Причем самый примитивный, запрятанный в подкорку сознания и существовавший, когда человек еще бродил по планете в львиных шкурах.

Действие романа разворачивается в очень далеком будущем, когда погасло солнце, Земля пережила мировую катастрофу, кора треснула, выпуская смертоносные потоки лавы, океаны почти испарились, а немногие выжившие люди спрятались от наступающего холода в низины – огромные равнинные пространства просевшей вниз земли, уходящие вниз на километры. Картина, достойная пера самого Уэллса с его «Машиной времени»! Только вместо морлоков на этой мрачной земле будущего появились полчища монстров самых разных форм и размеров. От небольших скорпионов размером с голову до огромных слизней, превосходящих по габаритам трехэтажный дом. Воображение Ходжосона создало целый мир, мрачный, вечно погруженный во тьму, где обитает некое первобытное Зло, противостоящее выжившим людям. Те же, чтобы хоть как-то укрыться от внешней угрозы, создали последнее чудо света – колоссальную пирамиду высотой в 1320 этажей, названную Большим Редутом. Убежище окружают различные странные артефакты и сооружения, ко времени действия существовавшие уже тысячи лет.

Картина поражает. Прежде всего, сочетанием искусно выписанной мрачной атмосферы, которую чувствуешь чуть ли не кожей, и смелой фантазией на тему будущего нашей планеты и человеческой цивилизации, которую, по Ходжсону, не ждет ничего хорошего. И конечно масштабами. Этот удивительный мрачный мир полон загадок, которые не терпится поскорее исследовать, и когда главный герой отправляется в рискованное путешествие за возлюбленной, предвкушаешь массу приключений и удивительных сюрпризов от Ночной земли. Сюжет классического приключенческого романа раскачивается после первой трети и локомотивом тянется до самого финала, унося с собой время и внимание читателя.

Роман увлекает. Наверно самой необычностью декораций, чем смысловой нагрузкой. По сути, истории любви пронизывают массу произведений и ничего особенно нового в них найти уже нельзя. Зато столь уникальный, детальной прописанный мир не имеет себе аналогов в мировой литературе, разве что можно проследить четкое влияние Ходжсона на творчество Лавкрафта – у него тоже имеется масса отсылок к артефактам древних цивилизаций, а сами миры пронизаны духом седой древности, для которой тысяча лет – мгновенье. То есть роман берет атмосферой и деталями, остальное вторично и тут мы вынуждены перечислить пару недочетов, которые сразу бросятся в глаза при прочтении.

Во-первых, это витиеватый язык, переживший XIX столетие. Автор слишком медленно раскачивается и громоздит массу ненужных подробностей, обильно рефлексирует и скатывается в самоповторы. Такие абзацы громоздятся, отвлекая внимание. Во-вторых, а это недочет серьезный, недостаточно раскрыт сам мир Ночной земли и его секреты, которые по ходу действия буквально требовали, кричали, чтобы их поскорее разгадали. Увы, Ходжсону гораздо интереснее описывать чувства обитателя Редута к возлюбленной Мирдат, чем загадку Дома Безмолвных или Стражей. Есть подозрение, что сам роман имел главной целью описать любовь, жертву и нравственные поиски.

Так или иначе, но «Ночная земля» вещь уникальная, очень интересный роман, который оказал большое влияние на основы «темной» литературы и фантастики. Не чистый хоррор в современном понимании, но что-то наподобие. И к тому же один из первых постапокалиптических романов XX столетия.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман имеет подзаголовок «любовная история», хотя на другие истории про «любовь-морковь» он совсем не похож. Это мрачное повествование о далеком будущем, архаичное и пугающее, о мире, в котором Солнце уже потухло и ночным тварям больше нет необходимости скрываться от его лучей. Наоборот, люди скрываются от этих исчадий в огромной пирамиде.

Но ради любви герой готов рискнуть и бросить вызов силам тьмы.

Фантазия автора здесь поражает.

Книга странная, затянутая и архаичная, излишне пафосная, но затягивает. Если привыкнуть (приспособиться) к необычному стилю автора, то будет интересно.

Одна из основополагающих книг современного фэнтези.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По современным меркам, идеи слишком наивные, изложение — слишком затянуто, рассказчик — слишком романтичен, но преодолевая этот барьер восприятия, чувствуешь, что это золото высшей пробы. Книга, которую невозможно забыть.

Безусловно,шедевр мировой литературы.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бросил на моменте, когда главгерой находит лес под землёй. Какой к чёрту лес может быть в условиях непригодной почвы, переполненных серой кипящих грунтовых вод, а главное полного отсутствия солнечного света — одному автору известно.

Да и ладно бы только с логикой были проблемы. Авторский стиль оставляет желать лучшего, и это ещё мягко сказано. После небезынтересного вступления начинается бесконечно долгое и такое же бесконечно унылое путешествие главгероя по пустоши, в ходе которого не происходит ровным счётом ничего. Герой всегда идёт ровно 18 часов, после чего всегда следует ровно 6 часов сна, о чём автор не устаёт напоминать каждый чёртов раз. Это что вообще?

Герой часто противоречит сам себе в границах одного и того же предложения, например после «давайте же приступим наконец к рассказу» сразу же следует «ещё одна вещь, которую вы должны знать». Причём, это явно не косяк перевода — перечисление этих самых «важных вещей» как раз таки и велось ранее в повествовании, поэтому почему нельзя было эту последнюю важную вещь просто упомянуть там — решительно непонятно. Или другой пример — высказывание героя «сам я ничего не видел», и потом, почти сразу же за ним, следует «то что видел, то и говорю». Так видел или не видел?

Есть и куча нелогичностей. Например, что едят все эти чудовища из пустошей? Ибо люди, очевидно, появляются там нечасто. Есть, конечно, мимолётное упоминание о том, что они жрут друг друга, но тогда возникает вопрос — а на кой чёрт они вообще тогда прутся к пирамиде? Ну то есть, вы поняли — это как если бы белка, вместо того, чтобы собирать орехи с земли, лезла бы за ними на вершину самого высокого дерева, где они бы ещё и были заперты в контейнер, который ей ни за что не открыть.

Короче, аматорская, дилетантская поделка.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это странная, удивительная книга. Одновременно крайне увлекательная и до смерти занудная. Весьма оригинальная и при этом до зубного скрежета банальная. Опередившая свое время (издан сей труд аж в 1912, а написан по всей видимости и того раньше) и пропитанная духом закостенелого литературного викторианства. Если говорить попросту, то в ней хорошо все то, что касается мира, порожденного неумной фантазией автора, и плохо все то, что касается непосредственно самого сюжета.

Итак, мир. Старушка Земля после череды катаклизмов самой разной природы не просто умирает, а таки померла безвозвратно и на ней царит вечная ночь. Остатки человечества ютятся в гигантской пирамиде, где и проводят всю свою жизнь, так как снаружи крайне враждебным мир, населенный не только чудищами всех мастей, но уникальными тварями размером с гору, которую медленно, но неотвратимо движутся в сторону последнего прибежища человечества, а также неким сверхъявственным Злооооом, на случай встречи с которым все выходящие наружу берут с собой капсулу с ядом, ибо даже смерть предпочтительнее того, что это самое Злоооо может с тобой сделать. Присутствуют в этом мире и силы Добра, но помогают они редко, да и скорее только тем, кто сам готов себе помогать. И вот однажды люди узнают, что они не одиноки в этом мире, что где-то есть еще одна пирамида, пусть и меньшая, и находящаяся в куда более бедственном положении. Группа смельчаков решается на отчаянную вылазку, но гибнет в полном составе. Тогда, вооружившись верной циркулярной пилой, в путь отправляется одинокий главный герой, чтобы если и не спасти всю малую пирамиду, то хотя бы свою возлюбленную, с которой он мистическим образом связан через века. И дальше…

А дальше начинается полный мрак. Не в смысле, что кругом темно, а в том смысле, что путешествие вышло абсолютно неинтересное. Пошел, нарубил энное количество чудищ, принцессу нашел, вернулся, стал героем, конец. Описание самого мира по-прежнему интересно, но сам герой путешествует и сражается столь нудно и однообразно, что порой просто хочется отложить книгу в сторону и больше никогда не открывать. Поспал, поел, шел сколько-то часов, спрятался от очередной напасти, нарубил очередное чудище, ну и далее по кругу. Местами треклятое «я съел две таблетки» монотонно повторяется вообще чуть ли ни через абзац, поэтому если переводчик и убрал из текста ряд таких «архиважных» упоминаний, то только честь ему за это и хвала. Короче, автор на удивление умел фантазировать касательно порожденного его воображением мира, и у него совсем ничего путного не выходило с героями и увлекательным повествованием. Родись он лет на восемьдесят позже – наверняка бы стал гениальным создателем каких-нибудь настольных ролевых игр (там как раз описание мира куда важнее сюжета и героев), да и жизнь его наверняка не оборвалась бы столь стремительно, но как известно, историю, в том числе и литературы, не перепишешь.

По итогу как мрачный и необычный мир это 10 потухших солнц из 10, а как история об очередном «рыцаре в сияющих доспехах» дай Бог 3 прекрасные девы из 10. Методом нехитрой комбинации двух данных чисел и получаем мою итоговую оценку данному произведению.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Романтично и пафосно, но при этом дико нудно, затянуто, полно архаики даже для 1912 года (тот же Герберт Уэллс в то время пишет так, что и через сто лет его произведения печатаются без купюр и сокращений) и куча ненужных подробностей там, где они не нужны и наоборот — пустота там, где хотелось бы рассмотреть мир «Ночной Земли» поподробнее (например про то здание, куда входят и уже не выходят).

Говорить, что подобного ещё не написали и не напишут — немного неверно.

Уже написали и ещё напишут, русскоязычный читатель просто не знаком с межавторским циклом по «Ночной Земле».

А уж с «Городом и Звездами» Кларка, знакомы если не все,то многие

Уже при чтении, да что там при чтении — даже только прочитав аннотацию у меня твёрдо сложились ассоциации с «Городом и Звёздами» Артура Кларка, который, бьюсь об заклад — всё таки заимствовал идею «Ночной Земли» и немного её перекроил на свой вкус и фантазию.

И там, и там некий город-крепость с людьми, которые не выходят наружу, хотя у Ходжсона просто незачем выходить — да и опасно, а у Кларка — выходить боятся, но ничего за пределами Города людям не угрожает...

И там, и там появляется населённый пункт, о существовании которого не подозревали многие миллионы лет, а то и миллиарды (в случае у Кларка это выглядит особенно смешно).

И там, и там trip с обретением «спутника жизни», если вы не поняли про ориентацию ГГ в «Городе и Звёздах», то это только ваши проблемы, я об этом писал в комментариях к тому произведению.)

Но не будем больше о «Городе...» Кларка, хватит, сравните сами при чтении.

Особо умиляло меня — «и мы ели, и пили» под конец книги на каждой странице.

Что вы «и ели, и пили» дорогие вы мои?)

Таблетку с концентратом закусывали порошковой водой?)

Так на полноценный приём пищи это вовсе не тянет, на это максимум можно потратить 30 секунд, да и то на ходу — а не делать для этого привал.

А что там будет с внутренними органами после такой диеты в несколько месяцев?

Кишечник с прямой кишкой не атрофируется, случайно, не?)

Все путешествие персонажа автор расписал чуть ли не по минутам, но И, О — ни разу не упомянул как он справлял естественную надобность, хоть большую, хоть малую (I am so sorry!).

Но это всё мои мелочные придирки.

Само произведение не смотря на все эти недочёты — понравилось, в атмосферу окунуться получилось, что называется с головой — тут уж не поспорю, автор её создал на славу.

Неплохое ретро-фэнтези.

Оценку завышаю безб-жно, одни гигантские монстры чего стоят!!!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Ночная земля» Ходжсона представляет собой уникальное произведение, протоптавшее дорожку десяткам работ в жанре НФ (Саймак,Лавкрафт,Стэплдон,Кларк Эштон Смит, Вэнс, Джин Вулф): удачное сочетание детального, более-менее научно правдоподобного описания цивилизации, живущей на земле сверхдалекого будущего с квестом в стиле «Пикника на Обочине» (опередили братьев лет на 70) по усеянной артефактами и странными инопланетными ловушками загадочной территории интригует, а фон происходящего поражают воображение. Манера письма напоминает сразу и Лавкрафта и Стэплдона: загадочные и грандиозные космические явления интерпретируются с позиций кристально чистой логики, а рационализм помогает герою выжить в условиях враждебного окружения. На уровне сюжета это путешествие выходца из «дизельпанковского» города-пирамиды, служащего убежищем целой цивилизации последних людей, в соседний город ради спасения телепатически связанной с ним девушки. Он в общем-то вполне стандартен, но вот фон происходящего, а именно планета Земля, пережившая некую катастрофу (видимо столкновение с астероидом) и дожившая до эволюции солнца в «черный карлик» озадачивает и пугает. Автору прекрасно удалось описать и характер людей будущего, и историю планеты (длиной миллионы лет, отсчитывая от эпохи, которая сама начинается относительно нас через сотни миллионов лет!), и технологии, снабдив шпаргалкой, как считал, напр. критик Сэм Московец, самого Стэплдона с его «Последними и Первыми людьми». Так, например, впервые в английской литературе подробно и красочно дается фрагментарная история запредельно далекого будущего, описывается социальная организация общества, живущего в экстремальных условиях и технологии, которые помогли человечеству пережить остывание Солнца. При чтении я был заинтригован тем, откуда взялись города-пирамилы, что было до них и внутри них в эпохи , исчисляемые миллионами лет — и дождался! В первой трети книги все подробно описано, а в середине объясняется и история второй пирамиды. Привет и Кларку, и Стэплдону, и Вэнсу.

С научной точки зрения ляпы конечно есть, но по меркам своего времени это конечно уникальное произведение — уступая Уэллсу в литературном стиле, Ходжсон превосходит его в умении комплексно и подробно (я бы даже сказал с трудолюбием Толкина), описать иную цивилизацию с позиции философии, психологии, технологии и социологии. «Широкоэкранное барокко», как сказал бы Брайн Олдисс.

Язык произведения да, архаичен, много нудных описаний мелких бытовых деталей, но послевкусие от произведения останется у вас точно. Я не соглашусь с теми, кто говорит о затянутости книги — на мой взгляд медитативный и метафизический квест и должен быть сродни шаманским камланиям. Отмечу также тонкий эротизм всей второй части книги — автор знал толк, этого не отнять. Сопоставимых по грандиозности, детальности и фантазии произведений такого уровня исчезающе мало.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилась «Ночная Земля», и не могло бы быть иначе! Хотел бы посмотреть на тех, кому бы очень не понравилась! По крайней мере, таких здесь, вроде, нет. Все говорят об уникальности этого Произведения; расскажу и я... Это мистика, фэнтези, техническая фантастика, приключение, утопия/дистопия, любовный роман — причем, если сравнивать жанровую выраженность, то перечислено по нарастающей. Да, в форме дневниковой записи — и это прекрасно! Я не могу представить другую форму для контента данного произведения. В связи с таким представлением материала отсутствуют диалоги — ну что же, отдохнем хоть немного от них!

Все говорят о линейности, даже бедности, сюжетной линии, но ведь это не так. Представлена масса навёрнутого повествования. Если разложить по объективной хронологии, то:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Любовная история современного написанию романа времени.

2. Описание предпогашенносолнечных кочующих по рельсам городов (вот ты откуда взялся, «Опрокинутый Мир» К.Приста!) из родовой памяти Возлюбленной.

3. Описание спускания в гиперрасщелину «миллионов».

4. Представление быта в Пирамиде.

5. Рассказ о судьбе малой Пирамиды.

6. Описание похода юнцов и операции их «спасения» !

7. И, таки, да, собственно путешествие главгероя Туда и — с Возлюбленной — Обратно.

8. Развитие отношений главгероя с Возлюбленной.

9. Очухивание возвращенцев и их жизнь после испытания.

Вы мне скажете, что все в романе есть только седьмой пункт с флэшбэками и бытовухой. Ну так и почти все гениальные произведения тогда настолько же сложны... Кстати, повторения: «поел, попил, поспал» — как по мне, не утомляют; они необходимы для временного ранжирования событий, происходящих в условиях погасшего солнца. Конечно, Ф.Фармер более элегантно этот вопрос решил в своем «Темном Солнце», но ведь и написано это было им уже во второй половине века...

Мистика Ходжсона изумляет — чтобы в начале 1900-х — не «меня охватил чудовищный ужас...», а:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сердце мое словно бы умерло; я понял, что душу моей спутницы поразила Сила, посланная на нас из Обители Безмолвия. Подхватив Деву на руки, я попытался отгородить ее своим телом от Жуткого Дома; и тут дух мой испытал истинно предсмертную муку, принимая удар безмолвия и распада.

То же можно сказать и о фэнтезийной составляющей. Ведь не зря уже было подмечено, что дух и суть моментов с Оком Саурона Толкин подчерпнул у старшего товарища. А специально помеченные Злом особи из и так злокачественной фауны обсуждаемого романа — это, я уверен, предтечи подобных персонажей из «Хроник Ковенанта» Стивена Дональдсона.

Даже, как не странно для меня лично, я согласен был с увлечением читать полный сантимент, который пошел с Возлюбленной по дороге Обратно — в таком виде, как это было подано, это впечатляющий модернизм, мало кому доступный в ту пору закисшего романтизма.

Удивила «Ночная Земля» меня — не первого, и Вы (нечитавший еще счастливчик) — будете не последним...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный представитель настоящего героического, мистического фэнтези, с изрядной доли романтичной постапокалиптики, которая и сейчас, несмотря на год написания, выглядит очень и очень достойно.

Кому то наверняка роман покажется наивным и затянутым, но, как по моему, в этой наивности и недосказанности есть некий особый шарм того времени, в коем было создано данное произведение.

Понравилось описание Ночной земли, описание чудовищ, временами общий антураж книги напоминал «Мордор» Толкина, да и вообще, «Властелин колец» и «Ночная земля» в общих чертах даже похожи.

Лично мне понравилось, к прочтению рекомендую!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферный роман, и когда я его читал у меня возникли параллели с «Властелином колец«Толкина.

Сама Ночная Земля напоминает Мордор со своей вулканической активностью и мрачностью.

Некоторые монстры подобны оркам и троллям из произведения Толкина.Большой Редут(город-стальная пирамида) напоминает Минас-Тирит — город крепость в скале из«Властелина колец». Еще в романе есть какие-то мрачные наблюдательные башни, которые вызвали ассоциацию вначале с Воротами Королей, а позже с Глазом Саурона. Наверно Толкин читал этот роман и стырил из него кое-что.Но положил это не в основу мира технологий,как тут,а на фэнтезийную почву.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх