FantLab ru

Аркадий Стругацкий «Подробности жизни Никиты Воронцова»

Подробности жизни Никиты Воронцова

Повесть, год

Перевод на немецкий: E. Werfel (Aus dem Leben des Nikita Woronzow), 2011 — 1 изд.
Перевод на французский: П. Лажуа, V. Shirkova (Détails de la vie de Nikita Vorontsov), 2008 — 1 изд.
Перевод на чешский: Л. Дворжак (Detaily ze života Nikity Voroncova), 2008 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 73

 Рейтинг
Средняя оценка:8.31
Голосов:494
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Следователь прокуратуры показывает своему давнему другу, писателю, дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Крайне занимательный, надо сказать, дневник, из чтения которого следует, что умерший прожил много жизней одного и того же человека.

Записи в дневниковой тетради — о том, как же мучительно каждый раз жить, зная что может с тобой произойти или не произойти, зная о будущей смерти или войне и пр. и пр.

Входит в:

— антологию «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.


Награды и премии:


лауреат
Северный клинок / Nordklinge, 2011 // Роман (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Поселок на краю Галактики
1990 г.
Дьявол среди людей
1993 г.
Экспедиция в преисподнюю. Дьявол среди людей. Подробности жизни Никиты Воронцова
1995 г.
Дьявол среди людей. Поиск предназначения. Подробности жизни Никиты Воронцова
1997 г.
Поиск предназначения
1997 г.
Собрание сочинений. Том десятый. С. Витицкий, С. Ярославцев
2001 г.
Дьявол среди людей
2004 г.
За миллиард лет до конца света
2006 г.
За миллиард лет до конца света
2006 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 10
2010 г.
Собрание сочинений в 11 томах. Том 10. Экспедиция в преисподнюю. Подробности жизни Никиты Воронцова. Дьявол среди людей. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики
2013 г.
Дьявол среди людей
2016 г.

Аудиокниги:

Дьявол среди людей. Подробности жизни Никиты Воронцова
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lunatique 81
2008 г.
(французский)
Ďábel mezi lidmi
2008 г.
(чешский)
Gesammelte Werke 3
2011 г.
(немецкий)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2008 г.

«День сурка» отечественного разлива, да и только! С той лишь разницей, что — не день, а жизнь. Вот ГГ жизнь сурка и проживал из раза в раз. И всё ему не впрок! Нет бы ему пойти по партийной линии, карьерку там сделать, начать что-то менять в стране, или хотя бы вокруг себя. Короче, удариться в прогрессорство. А что, возможности неплохие. Жаль только, что чекпойнт лишь один, да и то — в самом начале миссии. Однако — нет, кишка тонка. Кровь мэнээса, жидкая водица. Этакий Саваоф Баалович Один очередной. Дар свой полагает проклятием неприподъёмным. «Что-то мне не мрётся!» Жаль, что у Аркадия Натановича вышеизложенных мыслей я даже меж строк не разглядел. Ничего ГГ, кроме жалости, не вызывает.

Увы, но это типичная, полная отчаяния нотка в творчестве поздних АБС...

А оценка 8 — за идею, фирменный стиль и обычную для стругацковского чтения усиленную работу мысли в моей читательской голове.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2010 г.

Сколько лет прошло, забылось многое, а этот рассказ помню и люблю до сих пор. Так поразила меня в юности судьба Никиты Воронцова, ведь часто посещали мысли — Эх, вернуться бы назад, как хорошо бы было, как много можно исправить, сделать лучше... У Вороноцова эта возможность есть, но... Ни исправить, ни поменять ничего не возможно, судьба распорядилась иначе.Страшно распорядилась. Раз за разом, цикл за циклом переживать заново войн, смерти друзей и родных, знать как и когда они умрут и ничего не возможно изменить. Вечно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2009 г.

Вершина творчества. Жутко и мрачно.

=========================

Трудно не считать вершиной творчества вещь, которая минимальными изобразительными средствами и с единственным фантастическим допущением (недоказанным) оставляет у читателя такой след. Чего уж проще — собрались два товарища за водочкой и без семей обсуждают случаи из жизни. А случаи бывают разные... И как к ним относиться, и что об этом думать — непонятно. Но если всмотреться — открывается бездна, которой хочется бежать. И становится уж не до выпивки, песен и разговоров...

Трудно не назвать ее жуткой и мрачной. Жизнь — понятна. Смерть страшна, но понятна тоже. Но что такое миллион одинаковых жизней, когда знаешь все о будущем, но ничего не можешь по большому счету изменить? Проживать ту же юность, когда ты знаешь всё — а окружающие — ничего кроме. Воевать ту же войну, искать смерть — и не находить ее. Находить друзей — и знать, когда и в каких обстоятельствах ты их потеряешь... Создавать любовь — и точно знать, когда она кончится. И знать, что любимая этого не знает и не понимает твоих печалей.

И все по кругу, по кругу, по кругу.

Хотел бы я так — не знаю...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2016 г.

Порой в жизни случаются такие странные истории. Человек восторженный безоговорочно поверит в фантастическую версию событий. И будет думать, что же это значит в глобальном плане. Если некто постоянно перемещается из хроноточки А в хроноточку Б, предшествующую ей, значит, прошлое не исчезает бесследно, оно всегда есть рядом с настоящим — рядом и чуть за спиной. А это значит, смерти нет. Есть бесконечное движение по оси времени, где каждое мгновение навсегда получает свой кластер.

С другой стороны, при хронологически последовательном движении от точки В к точке А события конкретных судеб не повторяются в точности. Значит, не зафиксированы они. Значит, каждый раз создаются вновь при прохождении маршрута конкретным человеком. Эпизоды конкретных судеб меняются кардинально, а магистральная ось истории остается стабильной. И Брэдбери с его недодуманным эффектом бабочки можно сдать в утиль. Мне всегда казалось, что этой его вещи именно там и место)

Получается, что в хронопетле происходят непрерывные изменения деталей маршрута. Это не день сурка, это что-то совсем другое, позволяющее изменить некоторые моменты личной биографии и биографии других людей, и важные моменты, в том числе, такие, как создание семьи, рождение новых жизней, смерть, время ее прихода и способ. Личная судьба на каждом витке принципиально иная, а вот в глобальном плане в мире ничего не меняется. Получается, что для мира конкретные судьбы не важны совершенно — так, «пыль от шагающих сапог»...

Это если принять фантастическую версию. А если не принимать, остаются еще две — сумасшествие и мистификация. Обе они прямо озвучены в рассказе, что лишь усиливает интерес к происходящему.

Версия сумасшествия мне не кажется убедительной. Ведь тогда с ума должны сойти не только Воронцов, но и еще пять человек. Такое коллективное сумасшествие весьма сомнительно. Варахасий же на сумасшедшего совсем не похож, хотя всё бывает, конечно.

Самой убедительной кажется версия мистификации. Особенно после создания Алексеем Т. интервью с автором безумного дневника. Живое интервью получилось, настоящее, хотя и непонятно, в какой момент времени Воронцов мог бы его дать, ведь когда Алексей Т. впервые читал дневник, Воронцов уже проходил очередной виток сурочьих вариаций, а без дневника никакого интервью быть не могло. Наверное, это всё-таки мистификация.

Но до конца в реализм происходящего не верится. Сомнение прочно угнездилось в душе. А вдруг? Вдруг действительно не так прост наш мир и жизнь вспять повернуть всё-таки можно. Если так, вопрос: а нужно ли? Воронцов воспринимает такие повороты как наказание непонятно за что. Алексей Т. тоже как-то не вдохновился, хоть и без мотивации.

А я вот вспомнила малыша родственников. Ему три годика, он приехал к бабушке после трехмесячного отсутствия, а прадедушка и старенький сосед умерли. Мальчик спрашивает, а где деда Толя и деда Ваня, ему отвечают — ушли жить на небо. Он весь день постоянно поглядывал на небо, а потом выдал: почему же они не спускаются, я же соскучился.

Наверное, Воронцов переживает жестокий опыт, но ведь к нему единственному спускаются с небес те, кого уже нет. Пусть он знает, что они в скором будущем погибнут снова, но ведь знает и то, что на новом витке все снова будут живы — не только он, а все. Неужели это не уравновешивает чашу?

Аркадий Стругацкий создал потрясающий рассказ. Очень простой — всего два героя, весь сюжет в одном диалоге уместился, а что это было, не поймешь никогда. И главное, не надо этого понимать с полной определенностью. Автор показал нам тайну, в принципе познаваемую, но не здесь и не сейчас. Здесь и сейчас есть только буквы на старых страницах... И сумасшедшая надежда непонятно на что...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2013 г.

« А лита за намы

Як мосты, як мосты,

По якым нам бильше не ступаты...»

Благословение или проклятие снова пройти по мостам прошлого? Возможно ли повернуть жизнь по новому руслу и прожить ее более счастливо? Спасти,уберечь любимого человека? Вряд ли.Избежав прежних ошибок ,наделаешь еще больше новых. Происходит бег по кругу. А что может быть ужасней ,чем знать точную дату собственной смерти и смерти близких тебе людей?

Нет. Не надо..Не хочу.Страшно...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2015 г.

Занятное и необычное произведение для творчества Стругацких (в данном случае одного из братьев, Аркадия Натановича), ведь «Подробности жизни...» у нас хроноопера, а последнее известное мне путешествие во времени как часть сюжета мелькало лишь в одной повести братьев — «Попытка к бегству», и то довольно косвенно.

Итак, повествование начинается совсем не с жизни Воронцова, главного и основного героя данного произведения, а с беседы двух друзей, журналиста и милиционера-следователя (надеюсь, точно указал их профессии). Невзначай, последний вспоминает довольно странную историю о деле некоего гражданина, уже умершего, Советов по уже знакомому из названия имени Никиты Воронцова. Для подтверждения своих слов тот передает гостю папку с, собственно, делом и личным дневником Никиты. Из него-то и узнаем мы о действительно странной жизни Воронцова, советского путешественника во времени не по своей воле.

Тем не менее «Подробности жизни...» вышла бы средненькой повестью с оценкой в 7-8 баллов, если не те идеи, что АНБ вложил и не смог вложить в данную свою работу. Из вышедшего на бумаге мы имеем интересную историю существования в уже многих вариантов жизни (то, что их было не один, и не два, как уже упоминали здесь, передается через намек автора на одной из страниц дневника Воронцова) обычного человека, которого некие силы или законы мироздания заставляют переживать один и тот же промежуток жизни десятки и десятки раз. При том же видно, что по-настоящему что-то изменить у Никиты получается немногое, а бесчисленные переживания одного и того же с почти стопроцентной невозможностью исправления привели его к печальному страдальческому меланхоличному существованию. И все акценты, разбросанные по тексту повести, в нужной степени передают внутреннее состояние главного героя, заставляя нас сопереживать ему.

Но были и те идеи, что из-за рупора цензуры, не попали в изданный вариант повести, которая, кто ж знает, могла стать и романом, «Подробности жизни...». Самый запомнившийся мне подобный момент, описанный в «Комментариях к пройденному», была попытки Никиты в биологически подростковом возрасте заставить прислушаться к себе генерала армии Советов, что близится нападения Германии и как это ему не удается. Мне вообще кажется, что данная работа АНБ должна была выйти более сатирической, что ли, ведь в итоге получается, с такими вот моментиками, что у Воронцова не только из-за человеческой несовершенности, невсесильности и рока Судьбы не получается изменить прошлое в лучшую сторону, но и из-за режима, закоснелого, строгого и глухого, на который не способны подействовать даже знания путешественников во времени.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2011 г.

Эхе-хе... «День сурка», «День сурка»...

Молодежь, что с вас взять :lol:

А по мне — так эта история должна была называться «Человек, который разбил Горячий Камень». Тот самый камень, что у Гайдара. Гайдар разумеется, Аркадий — тот что с картины «Аркадий Гайдар убивает своего внука»

Надеюсь здесь вопрос «кто был раньше» не возникнет. :wink:

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2011 г.

При прочтении как и многим здесь вспомнился голливудский кинофильм «День сурка»... Идея идентична, но если там главный герой проживал день за днем всего-то один и тот же день, то здесь вынужден проживать целых 40 лет и не в самый легкий для нашей страны период. Безусловно книга написана зрелым мастером и фантастические здесь уже не сколько форма и содержание, сколько фон позволяющий автору вспомнить себя, людей с которыми его сводила жизнь и высказать свои соображения чем эта самая жизнь является... Так мне кажется.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2008 г.

Занятный рассказ о закольцованной жизни!..

Странно, но меня почему наоборот привлекает возможность прожить еще хотя бы одну жизнь, не говоря уже о несколькоих десятках.. Но вот если речь идет о сотнях или тысячах — то тут уже начинаешь задумываться.. Но и жизнь то моя совсем не та, что у Никиты Воронцова.. Всё-таки пережить тяжелое время войн и лишений, при чем пережить тысячи раз — этого, естественно, и врагу не пожелаешь..

И всё-таки это еще спорный вопрос: закольцованная жизнь на Земле — это благо или нет? Наверное, это зависит от нашей посмертной участи..

И еще интересный момент: те «реальности», которые были созданы различными жизнями Никиты Воронцова, так получается, что они продолжают параллельно существовать? :smile:

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2007 г.

Интересная очень вещица. Притом, очень нехорошая жизнь всегда у Никиты Воронцова получается. Дрянно как-то, грязненько. Впечатления сильного не получил, но будто по лицу какая-то дрянь растекается. Жалко человека.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2012 г.

Что все прицепились к «Дню сурка». Может на «День сурка» повлиял этот рассказ. Ходя в «Подробностях...» упоминается другой более ранний источник, англоязычный (по родному языку автора) кстати. Вообще, тогда лучше принять что-то среднее между «Днём сурка» и «Эффектом бабочки», потому что в первом ГГ, прожив по меньшей мере полгода не предпринимал никаких попыток для исправления «жизни» окружающих, кроме финальной части конечно же. В «ЭБ» же ГГ добрую половину времени занят именно этой проблемой. Так что, на мой взгляд, последний фильм получается даже ближе.

А в общем, по лаконичности содержания для меня — лучше нет. Рассказ небольшой. Прочитайте и оцените сами (если не читали). Ну, а для тех кто читал... Всё равно классно!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2011 г.

Когда прочитал в журнале «Знание-сила» не знал что это АНС. Но какое-то подозрение уже закралось- уж больно стиль знаком оказался. А вот интересно закольцованность времени кто изобрел. АНС сильно и страстно показал трагедию главного героя. По моему это его лучшее персональное произведение.:super:

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2010 г.

Очень понравилось. Рассказ интересный и сильный.

Дневник рисует перед нами очень простые и при этом очень сложные картины. Мы знакомимся с разными людьми и разными характерами.

Только вот дебатов у друзей не получилось. В один голос нас пытаются убедить, что Никита прожил много тысяч жизней. Что его убивали на войне и он кончал жизнь самоубийством. Что жизни, были похожие, но разные. Все это из дневника и расследования прокурора не следует. Из зацепок. ==Федя, как всегда, убит в 42-м при отступлении от Харькова== косвенно указывает, что Воронцов прожил больше одной жизни, а отсутствие как всегда про другие факты еще более косвенно, что жизни немного отличались. Но дата смерти указанная в дневнике уж точно говорит, что никогда он не умирал по другому или по крайней мере в другое время.

Так что думаю Никита Воронцов проживал жизнь почти одинаковую. Очень мало указаний, что она отличалась. И не обязательно 1000 может всего 5ок. А вот что даст попадания дневника в прокуратуру не ясно.

Тем не менее подняты важные вопросы , что можно изменить, что нельзя. Как жить с таким грузом.

Кроме дня Сурка из похожих произведений «Жена Путешественника во времени» Одри Ниффенеггер. Там та же безысходность и невозможность ничего изменить, в отличие кстати от Сурка.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2015 г.

Добротно, по-Стругацки написанная коротюсенькая повесть. Всё в ней есть — и длительная обстоятельная завязка, и выразительный слог, и недосказанность с предложением самим подумать над финалом... В качестве источника вдохновения, конечно же, использовалась история о дневниках Льва Федотова, что додаёт книге ещё более пугающей реалистичности. От простоты детских каракулей становится жутковато на душе, и непроизвольно комок подкатывает к горлу.

Единственный минус — книжка очень и очень короткая. Кажется вот-вот вся эта тайна начнёт набирать обороты и окутывать тебя своими щупальцами, унося всё глубже и глубже во тьму неведомого. Пусть бы это была вода, некие малозначительные истории... Хочется читать ещё и ещё. Ан нет — конец истории.

Такое впечатление, что был потрясающий сюжет, который автор хотел донести до читателя, но обёртка получилась по размеру больше, чем сама конфетка.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2008 г.

Меня вот тоже во время чтения посещали мысли, что он крутится во времени. Но ведь это только догадки, все могло быть и не так.

Вообще-то в течении всего произведения мне слышались отзвуки знаменитых авторовских «контромотов».

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу