Кэрол Эмшвиллер «Секс и/или мистер Моррисон»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Несколько странная главная героиня данного рассказа, постоянно наблюдает за своим соседом — толстяком паном Моррисоном. Наблюдает, чтобы понять — кто он? «Нормальный» или «Иной»? Мужчина, женщина, или... кто? Что он скрывает под одеждой?..
Входит в:
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— сборник «Joy in Our Cause», 1974 г.
— антологию «Women of Wonder», 1975 г.
— журнал «Fiction n° 266, février 1976», 1976 г.
— сборник «The Start of the End of It All and Other Stories», 1990 г.
— антологию «Crossing the Border: Tales of Erotic Ambiguity», 1998 г.
— антологию «Passing for Human», 2009 г.
— сборник «The Collected Stories of Carol Emshwiller, Vol. 1», 2011 г.
- /период:
- 1960-е (1), 1970-е (3), 1990-е (2), 2000-е (3), 2010-е (3), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (3), английский (9), французский (1), польский (1)
- /перевод:
- М. Гембицкая-Фронц (1), С.В. Денисенко (1), С. Карпов (1), Ж. Поланис (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (14 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 13 октября 2025 г.
Странный рассказ, главная героиня которого пробирается в квартиру патологически толстого соседа, чтобы увидеть того без одежды. Если я правильно понял, то до читателя пытаются довести мысль, что не бывает уродливых тел, лиц и гениталий. Что к реальности не имеет вообще никакого отношения. Вот уж действительно фантастика. Правда в том, что в красоте заложен глубокий природный смысл, помогавший людям как виду появиться на Земле и в дальнейшем выжить и распространиться.
Kvout, 20 октября 2025 г.
«Секс и/или мистер Моррисон» — откровенно самый слабый рассказ в легендарной антологии. Если в нём и была какая-то опасность на момент выхода, то, оценивая его с позиции современного читателя, можно прийти к выводу, что его прежняя «опасность» и тематическая смелость сильно поблекли, оставив после себя лишь смутное и не до конца оформленное психологическое исследование, которое не выдерживает проверку временем. Этот текст представляет собой неудачную попытку совместить интимный психологизм с элементами фантастики.
По сути, это камерный этюд об одержимости: пожилая незамужняя рассказчица становится нездорово одержима своим соседом сверху — мистером Моррисоном, крупным, тучным мужчиной, чьё передвижение заставляет «стонать» и «скрипеть» дом. Её фиксация на его теле, на деталях его полноты, быстро перерастает в навязчивое вуайеристское поведение.
Фантастический элемент — предположение рассказчицы, что мистер Моррисон может быть одним из «Других» (инопланетянином или нечеловеческим существом), — выглядит притянутым за уши. Это намёк, который должен был служить метафорой для ощущения отчуждения и инаковости, но в итоге он просто виснет в воздухе. Спекулятивный элемент не имеет ни развития, ни логического завершения, что делает его необязательным приложением к истории о психической фиксации.
В результате рассказ не становится «хорошей НФ», а остаётся всего лишь художественно плохо написанным портретом болезненного любопытства.
pirx1977, 9 ноября 2025 г.
Я, честно говоря, не уверен, что рассказ прям вот о сексе, а не о странном и откровенно девиантном поведении главной героини. Я правда не понимаю, что это и зачем, и как это концептуально вообще укладывается в идею «Опасных видений». В общем фигня какая-то.
Забавно: по названию ожидал что-то типа зюскиндовской «Истории господина Зоммера», но про секас. Нет, это не оно.
Lilian, 24 октября 2025 г.
Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».
В предисловии Эллисон награждает автора этого рассказа такими эпитетами как «особенная, гениальная, андеграундная». И предупреждает, что перед нами «самый странный рассказ о сексе в истории».
Что ж, не знаю, действительно ли самый странный — но очень странный, это определенно. И это при том, что как такового секса в тексте нет вообще.
Но эта странность достигается не какими-то художественными изысками, потоком сознания или иными проявлениями «формы». Наоборот, язык написания и стройность изложения событий абсолютно нормальные.
Странная сама идея. Как автор признается в послесловии, она спроецировала в художественное произведение свои детские представления о гендерных различиях людей (абсолютно детские представления) и развила через них мысль «почему мы прячем то, что должно считаться красивым?».
Нет, формально это история об одержимости главной героини соседом сверху (который очень-очень толстый). И об ее навязчивых, но по-своему невинных фантазиях на тему его тела. Дополнительный нюанс — не сразу мы видим полный портрет героини, там есть, чему удивить. И только к финалу мы убеждаемся, что, да, это жанровая фантастика.
Я прекрасно понимаю низкие оценки у этого странного рассказа. Но не признать оригинальность подхода и полноценный эффект удивления тоже не могу.
vam-1970, 26 ноября 2018 г.
Рассказ только на одну мысль наталкивает -всё ли в облике человека красиво и гармонично? Человек нормальный не стыдится своего лица, рук, ног, волос. Но он стыдится своих гениталий. Как правило. Значит, там некрасиво? И как это природа создала всё красивым , а одно место исказила? Или у нас восприятие искажено?