Рэй Брэдбери «Ракетное лето»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Была зима, снежинки падали на землю, с крыш свисали сосульки — в общем, обычный зимний день. Но вдруг город наполнился теплом, лавина горячего воздуха обрушилась на него со стороны, подарив городу очередное ракетное лето.
Существует также другой, внецикловый рассказ Брэдбери с тем же названием.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > роман «Марсианские хроники», 1950 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
- /языки:
- русский (30), итальянский (1)
- /тип:
- книги (28), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (22), Д. Моничелли (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 24 мая 2023 г.
Как отдельному произведению этому микрорассказу трудно дать какую-либо оценку. Его нужно рассматривать в контексте всего цикла «Марсианских хроник», как вступление, начало этой великолепной саги Рэя Брэдбери. Само название как-то созвучно тому удивительному миру, который создает своим творчеством великий американский фантаст. Это не просто обычное лето, это ракетное лето, созданное могучим дыханием отправляющегося в далекий путь космического челнока. Все волнительно, и старт корабля, и неожиданное отступление зимы, и предвкушение неизведанного. Так бывает и в обычной жизни, когда какое-нибудь из ряда вон выходящее событие вдруг встряхивает устоявшуюся рутину и изменяет сложившийся ход жизни. И люди начинают смотреть вверх, в звездное небо , в предвкушении чуда открытия нового мира.
Для читателей это предвкушение серии необычных приключений, физических и психических метаморфоз, неожиданных ходов таинственной марсианской цивилизации и явившегося без приглашения в гости земного человека. Все это будет, ожидания полностью оправдаются, ведь нас зовет в дорогу великий волшебник Брэдбери, оставивший в веках свои знаменитые «Марсианские хроники». Итак, ключ на старт, поехали!
Baskk, 27 января 2023 г.
Увертюра, не расскрывающая смысл произведения, но подготавливающая читателя к восприятию саги
Siberia, 28 декабря 2020 г.
Ракета рассекла небо, растворив холод и положив начало Марсианским хроникам.
Шикарное и, как мы уже знаем, абсолютно фантастическое представление о взлете. Милая, наивная зарисовка. Мечта о космосе. Еще совсем немного и в 1961-м фантастика начнет превращаться в реальность с первым полетом человека, нашего человека.
Красочное, поэтичное вступление.
Darth_Veter, 9 ноября 2020 г.
Данная новелла — всего лишь образное предисловие к марсианской саге. Единственное ее назначение — в образной форме показать размах космической деятельности человека, направленной на освоение других планет. Про Марс там вообще никакого намека нет. Просто в последний год 20-го века человек перешел к практической реализации формулы Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!» И потому ракеты стали уходить в небеса, превращая январскую стужу в РАКЕТНОЕ ЛЕТО. Эта авторская вольность вовсе не ломает слух, а показывает читателю мощь и величие человека, который смог противопоставить себя Природе.
-----
ИТОГ: поэтическое введение в цикл «Марсианские хроники». Его эпиграф («Космические полеты снова сделали нас всех детьми») стал крылатой фразой к истории космонавтики.
MrKasimov, 11 июня 2018 г.
Ракета, изменившая некогда стабильную погоду, в действительности, повлияла на гораздо большее. Всего пару страниц, достаточных для создания понимания о событии — о начале новой эпохи.
AlexR, 26 апреля 2014 г.
Этот крохотный рассказ воспринимается как вступление к поэме или, скорее, как прелюдия к большому музыкальному произведению. Он даёт читателю тональность для восприятия всего последующего.
Если подходить к содержанию рассказа с чисто рационалистических позиций, то оно представляется весьма нелепым. Только представьте: на стартовом столе стоит ракета с работающими реактивными двигателями, из дюз вырываются пламя и раскалённые газы, вверх поднимаются клубы дыма, корпус вибрирует… Словно прогревающий двигатель автомобиль. И длится это не несколько секунд, а по крайней мере минут десять – чтобы успели последовательно произойти все описанные в рассказе события.
Какое же колоссальное количество энергии впустую тратится на всё это, – лишь чтобы поднять во всей округе температуру градусов на двадцать. И что случится с городком, если в системе газо- и теплоотведения произойдёт авария?
Но в то же время – впечатляющая картина того, как одна ракета способна – хоть и на короткое время – изменить наши привычные представления о климате и погоде. (Повторю слова Пушкина, уже упомянутые в одном из отзывов: «Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!»)
Рассказ развивает мысли, выраженные в эпиграфе к роману. Космические полёты и всё, что с ними связано, – это новые чудеса для человечества.
Упрекать автора в технической несуразице – всё равно что предъявлять претензии, что артисты балета в «Жизели» как-то нелепо одеты.
Определён, видимо, и стиль предстоящего повествования: простой и вместе с тем разнообразный язык, взятые из обычной жизни предметы и образы.
Брэдбери, как мне кажется, словно сразу предупреждает читателя: «Я пишу поэму. В моём романе главное – не то, что написано, а то ощущение, которое порождают в вас написанные слова, то неуловимое чувство прикосновения к чему-то удивительному, почти волшебному. Удивляйтесь вместе со мной. Renew your wonder!».
Myrkar, 16 ноября 2014 г.
Сначала не понимаешь, что за рассказик такой в начале книги, пока не доходит, что все зарисовки расположены в хронологическом порядке, и данное произведение становится поэтическим эпиграфом ко всему происходящему. Ракета еще не покинула пределов Земли, а уже навевает марсианскую жаркую атмосферу. Это прибытие самого Марса, когда так хочется дотянуться до него.
Воистину реактивное лето — последний привет от планеты после того, как корабль навечно пропадет за пределами земной атмосферы. Лето бесполезное, лето слишком короткое, лето ядовито жестокое, резкое, но всё равно кое-что проясняющее. Ракета уже намекает о будущем, как телепатией марсиане уже чувствуют музыку заключенных в ней душ, распевающих чуждые им песни. Так же резко, враждебно и скоротечно все кончится, как кончился первый, открывающий, рассказ. Но мы этого еще не знаем и посему-то кажется, что взлет затянулся. Лета вечного захотелось?
Alexus_404, 27 октября 2017 г.
Данный микрорассказ словно является неким вступлением к грандиозной поэме. Поэме о смысле жизни, о сущности человека, о ценности бытия...
evridik, 23 мая 2013 г.
Микрорассказ из пяти абзацев, смысла в которых больше, чем иной раз в рассказе обычного размере. Здесь вам и холодная половина, и жаркая половина, и надежда, и скрытое ожидание, и разительная, мгновенная перемена всего вокруг — природы, людей. Мечта превращается в реальность, зима становится летом. Поневоле подумаешь, что случилось невесть что, а на самом деле всего лишь послали ракету в космос. Ещё ничего не достигнув, люди уже готовы поверить в то, что цели достижимы, и это хорошо, это радует. Одно только существование надежды способно менять, а что уж говорить о настоящем запуске ракеты!..
Микрорассказ — и макромечта, макронадежда, макросчастье.
+8
tim1997, 9 сентября 2013 г.
Очень красивый рассказ, поэтично рассказывающий о том, что само по себе кажется не очень-то поэтичным. Прекрасно изображена резкая смена времен года, в столь кратком рассказе так хорошо описаны эмоции жителей маленького городка. Всего два слова — «Ракетное лето»... А сколько поэзии!
Нортон Коммандер, 8 апреля 2013 г.
Микрорассказ запоминающийся, потому что он открывает «Марсианские хроники», и потому, что по его прочтении нам становится понятно, что Брэдбери не только фантаст, но ещё и поэт. Начинаются «Марсианские хроники», среди зимы начинается лето, начинается лето в душе людей, возлагающих надежды на будущее.
DeadPool, 14 ноября 2011 г.
А ведь Брэдбери ещё и поэт! Нет, романтик он конечно везде, но поэт, живописец, если хотите, только вот в таких маленьких зарисовочках, он отрешается от своего любимого морализаторства, от густо размазанных по страницам ИДЕЙ и т.д.
А в сухом... Нет, нет не в сухом, а в волшебном, искрящимся остатке перед нами остаётся картина, но не полотно, а этюд. Короткий, но яркий. Быстрыми мазками фраз Брэдбери рисует перед нами живую картину обыденного быта ( и быт этот выглядит у него не менее сказочным, чем всё необычайное. Чего только стоит сравнение женщин в шубах с медведями), а потом разукрашивает нарисованное красками разных времён года. И всё в одной картине длинной всего в страницу! Нет господа, это не рассказ — это стихотворение в прозе, это волшебная картинка. Брэдбери художник, Брэдбери поэт!
Итог: За такие рассказы я и люблю Брэдбери. Без напускного дидактизма, только чувства. Хотя другие смыслы найти можно, если пожелаете. Куда же Брэдбери без философии? Но я как-то чувствовать привык больше.
P.S. Нужно пользоваться этим моментом, пока ракета ещё не улетела. Сейчас это средство, дарующее людям чудо. Ещё не связаны с ней боль, страдания и тоска. Но тревожные нотки уже звучат.
muravied, 1 февраля 2012 г.
Написано конечно забавно, но мне как работнику аэродрома, иногда приходится вдыхать такое «ракетное лето». Даже когда зимой стоишь под самолётом и тебя окутывает жар отработанного топлива, становится не очень приятно. Это же выхлоп по сути.
А тут выхлоп на весь город. Поэтому романтика сомнительная. Но если относиться как к сказке, то даже забавно.
Сказочник, 19 декабря 2011 г.
Чудесное поэтичное начало хроник, когда с первой строчки улавливаешь атмосферу событий, которые уже теплятся на кончиках пальцев Мастера, чтобы спустя пару мгновений выплеснуться на клавиши печатной машинки....
тихий омут, 19 августа 2011 г.
Потрясающая, фантастическая картина, преводящая в трепет своим величаем и страшной красотой предстает пред взором читателя при прочтении нескольких строк, вышедших из под пера великого мастера короткого рассказа Р. Брэдберри.
Тысячи ракет, устремившись к Марсу повернули вспять саму природу, изменив, пусть ненадолго, время года. *
*