Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Анималистическое | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Повествование ведется от имени Нюха, сторожевого пса, компаньона колдуна Джека (Джека-Потрошителя, вечного изгнанника, обреченного бродить по земле). Его друзья-враги — кошка по имени Серая Метелка, филин Ночной Ветер, полоз Шипучка, летучая мышь Игла — так же, как и Нюх, вместе со своими хозяевами участвуют в Игре, результатом которой должно стать открытие (или не открытие?) Ворот в иной Мир.
Входит в:
— цикл «Джек Потрошитель»
— цикл «Дракула. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Романы и циклы
Награды и премии:
|
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993) | |
|
лауреат |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США) |
Номинации на премии:
|
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1994 // Роман |
Рецензии:
— «Роджер Желязны. «Ночь в тоскливом октябре»», 1996 г. // автор: Василий Владимирский
Похожие произведения:
- /период:
- 1990-е (7), 2000-е (5), 2010-е (7), 2020-е (5)
- /языки:
- русский (17), английский (4), эстонский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /перевод:
- В. Германов (1), Д. Дёмин (1), А. Жикаренцев (10), Н. Ибрагимова (7), Ю. Хабихт (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (24 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 10 ноября 2014 г.
Прочитал отзывы (немного). Удивился разнице восприятия. Будучи добросовестным читателем, взял оба перевода:
Н. Ибрагимова (Ночь в тоскливом октябре) — который не читал.
А. Жикаренцев (Ночь в одиноком октябре) — читал и в восторге.
Да, да, в восторге, очень понравилось. Кому интересно, почему, читайте отзывы на 9 и 10, там всё хорошо написано.
Стал читать «тоскливый октябрь». Ну так реально «тоскливый». Кому такая лабуда может понравиться?
«Грохот выстрела потряс воздух, и Ларри споткнулся, на его левом плече появилось и стало расползаться темное пятно. Викарий держал в руке дымящийся пистолет, направленный в сторону Ларри. Однако Ларри почти тотчас же возобновил движение, и викарий выстрелил снова.»
Это я наугад выбрал пару строк.
Вот тоже самое у «одинокого октября»:
«Раздался резкий звук выстрела, и Ларри покачнулся — над его левой лопаткой расплывалось тёмное пятно. В руке викария дымился пистолет, направленный в сторону оборотня. Но Ларри довольно быстро оправился и побежал дальше, и викарий выстрелил снова.»
Так что, друзья. В отзывах указывайте если не автора перевода, то хотя бы название русское, переводное, чтобы можно было понять, ЧТО вы читали на самом деле.
А к восторгам по поводу книги я безусловно, абсолютно присоединяюсь. Отличная вещь. И опять у Желязны образ собаки получился очень достоверным, живым и близким. Даже, я бы сказал, образ собаки-поводыря (Зигмунд — «Творец снов», Снафф — «Октябрь», Пухнасточка — «Лорд Демон»).
И в МОЁМ переводе (http://fantlab.ru/edition451) никаких ссылок на Франкенштейна, Шерлока или Дракулу нет, тем приятнее было их узнавать в образах Доброго Доктора, Великого Сыщика и Графа. Хотя они и так были ясны из эпиграфа.
И Желязны довольно смешно над ними стебётся. Скажем, Великий Сыщик, обдолбавшись порошками из экзотических растений, доходит до вершин маскировки: из старушки с трубкой внутри тыквы превращается в громадного волка-оборотня.
И ещё. Вроде этого не было в отзывах. Я надеюсь, все посмеялись вместе с Желязны над процедурой открытия врат?
Ну и Доброго Доктора жалко. Приехал старичок проводить опыты в глушь, в Саратов. А тут такие дела. :)
В общем, читать, конечно, стоит. Но лучше сначала освежить в памяти пародируемых персонажей.
Deliann, 13 апреля 2014 г.
В детстве мне очень нравилось играть с героями фильмов/мультфильмов, придумывать новые приключения любимых персонажей. Тогда я не видел ничего страшного в том, чтобы поместить в одну команду существ из разных миров и авторских вселенных. Понятие «авторское право» было для меня просто незнакомым словосочетанием. Сейчас я уже знаю, что объединить персонажей разных авторов зачастую очень сложно, и хотя существует такое явление, как «кроссовер», дело оно не особо спасает, т.к. обычно связывает двух-трех героев и все. В детстве все было проще. Читая «Ночь в тоскливом октябре», я пришел к мысли, что Роджер Желязны написал этот роман ради исполнения мечты детства/юношества. Только представьте, группа известных и колоритных персонажей, взаимодействие которых занимало многие умы уже не одно поколение. Правда, дальше идей, вроде «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» и «Граф Дракула встречает Человека-Волка», дело заходило редко (хотя удачно тоже бывало, яркий пример тому – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана). И вот перед нами произведение, в котором встретились лицом к лицу
Сюжетообразующим элементом этой истории является Игра. Скорее даже, я бы сказал, три различные Игры: Игра, в которую играют персонажи, Игра, в которую играет автор сам с собой, и Игра, в которую играет автор с читателями. Последняя была для меня испорчена сносками, которые расшифровывали, кто кем является на самом деле (в самом романе все ограничивается лишь намеками, пусть и крайне прозрачными). Игра автора с самим собой, думаю, и так понятна: Желязны просто интересно, как бы между собой взаимодействовали различные известные личности, и он сталкивает их друг с другом. А правила Игры персонажей являются главной интригой книги, и озвучивать их я не буду. Мы видим происходящее глазами пса Нюха, который является очень необычным псом. Начиная с того, что он служит своему хозяину уже сотню лет и заканчивая тем, что он очень умный, умнее некоторых людей. Ах да, а еще его хозяин – Джек. Какой именно Джек, точно неизвестно, но у него есть острый ножичек с древними письменами на лезвии и временами он гуляет по ночным улицам Лондона.
Интересно строение романа: в нем 31 глава, по одной на каждую ночь октября. Соответственно все повествование идет неторопливо и размерено. Интрига увеличивается постепенно, и это большой плюс. Вообще, главный и единственный минус произведения, с которым я столкнулся, начиная читать, – это тот факт, что от романа сложно оторваться. Его читаешь и читаешь, интерес все не утихает и в итоге весь день проходит внутри этой истории. Этот минус немного сглаживается небольшим объемом книги, но с неохотой закрывать книгу после очередной главы только из-за голодного бурчания желудка мне не очень нравится.
В целом же рекомендую роман всем любителям интересных литературных игр.
Aryan, 30 октября 2013 г.
«Все смешалось в общем танце,
И летят во сне концы
Гамадрилы и британцы,
Ведьмы, блохи, мертвецы...
Меркнут знаки Зодиака
Над постройками села,
Спит животное Собака,
Дремлет рыба Камбала..»
Н. Заболоцкий «Знаки Зодиака»
Каким чудесным, уютным, симпатичным, словно бы лично для меня написанным и перевязанным ленточкой, подарком был этот роман после крайне утомившего «Джека-из-тени» :) И наконец-то я смогла с чувством и блаженно-дурацкой улыбкой на лице сказать ту фразу, которую так хотелось произнести: «Вот отличная вещь!».
Снафф, глазами которого мы смотрим на весь этот октябрьский мир интриг и суетливых приготовлений — существо поразительное.Так и видишь большого, чуть нескладного пса с умным оценивающим взглядом и всегда готовым иронически приподняться ухом. Одним выразительным движением брови он усмиряет потусторонних тварей в зеркалах и утихомиривает нечисть в шкафу. Он умен и философичен. Он ироничен и дипломатичен. Он устанавливает контакты, разведывает информацию, следит за порядком в доме своего загадочного опасного хозяина. Он классически образован и с одинаковой элегантностью цитирует Вергилия и Эдну Сент-Винсент Миллей. Он математик, астролог и астроном и именно он делает все расчеты к приближающемуся Противостоянию, попутно иронически-вежливо отвергая непрекращающиеся попытки Твари в Круге соблазнить его аристократической статью афганской борзой или изысканностью крохотной азиатской красотки-Пекинеса :)
Читаешь, как два трезвых и прагматичных пса наблюдают за гомерически смешной сценой на кладбище («Глаза нужны кому-нибудь? — Да, мне, пожалуйста, один. — Ловите! — А есть у кого лишний позвонок повешенного? — Вот тут у меня какие-то раздробленные лежат, может, сгодятся?») и улыбка поневоле расплывается до ушей («Ну, вот видите, и этот за собой могилку не зарыл...» — сокрушается кладбищенский сторож, которому опять влетит за беспорядок на вверенном ему участке). Восхищаешься верностью друзьям. готовностью прийти на помощь — а потом вдруг понимаешь, что мастерство автора таково, что ты уже обожаешь этого умного, доброжелательного и циничного хвостатого резонера — и далеко не сразу начинаешь замечать, как часто Желязны «тихо, вполголоса» напоминает, что этот обаятельный пес — спутник ... убийцы? При необходимости также способный и напасть — и убить (недаром один из его собеседников небрежно, как само собой разумеещееся, спрашивает :«Это твой хозяин его убил? Или ты?» — без всякого удивления или осуждения, но только с живым интересом). И что вообще-то, одно из значений имени этого достославного хвостатого джентльмена — «Убийство».
И хотя и экзотичный опасный Джек с его молнией вспыхивающим ножом, и забавная Джилл, и Великий Сыщик, и серая, как помело своей хозяйки, кошка Грималкин — превосходно созданные типажи, заставить себя видеть и слышать кого-то, кроме Снаффа — очень трудно. Я читала и улыбалась и пыталась понять, откуда у меня такое сильное чувство дежа вю, откуда я знаю Снаффа — а я точно знаю и уже сталкивалась и с этим сухим юмором, и с воспитаннейшим культурным тоном, и с забавными маньеризмами.
А потом до меня дошло — Дживз! :))) Совершенный, безупречный и бесподобный английский дворецкий. Умный, умеющий с достоинством отступить в тень, но хорошо знающий себе цену, обворожительный, преданный и находчивый. И пока Джек, как Берти Вустер на рояле, виртуозно играет ножом — на пороге появляется Снафф, обводит все внимательно-снисходительным взглядом и все-все-все — от ктулху-подобных обитателей зеркал и до вампиров с оборотнями — моментально принимает надлежащий вид и обретает свое место. Как и положено хозяйству у превосходного дворецкого.
В конце хочется только счастливо ухмыльнуться и сказать: «Это замечательная книга. Просто замечательная».
primorec, 30 октября 2012 г.
Есть в году особенное, мистическое время, когда на границе лета и зимы преграда между реальным и потусторонним мирами истончается. И тогда к нам могут проникнуть самые разные волшебные существа — добрые и не очень, завораживая и пугая своими выходками. В этот необычный день души умерших могут вернуться назад в свои родные дома, а живые увидеть потусторонний мир. Странное, опасное время -канун Дня Всех Святых, древний праздник Самайн, Хэллоуин — выбирайте название по вкусу!
Но иногда случается совсем необычное. Когда на конец стылого октября приходится полнолуние, граница между мирами готова рухнуть окончательно, и тогда всё перемешается так, что уже невозможно будет отличить, где заканчивается наша привычная реальность, а где начинается мир духов и старых богов. В это жуткое время начинается Игра среди постигших тайны колдовства. Одни хотят открыть дверь между мирами и впустить необычное, другие — оставить все, как есть. По крайней мере, именно так говорится в этом дневнике, который довел до нашего сведения Мастер, озаглавив «Ночь в одиноком октябре».
Это один из самых гармоничных и уютных из прочитанных мною романов. Гармоничный, поскольку каждое слово в нем на своем месте. Уютный, даже несмотря на те ужасные события, которые в нем происходят: таинственные убийства и исчезновения, заговоры, ночные прогулки на кладбище, злобных тварей, грозящих бедой. Уютный из-за таких симпатичных героев, которые с первой страницы воспринимаются, как старые добрые друзья, и с которыми так не хочется расставаться в конце.
Мне было хорошо и исключительно интересно с Вами, мой добрый друг, верный и смелый Нюх, моя милая подруга, Серая Метелка — такая изящная и бесстрашная, умеющая видеть скрытое и гулять по Миру Грез. Мне так не хотелось расставаться с Вами, преданный Шипучка, мудрый Ночной Ветер, романтичный Бубон, несчастный Трескун и хитрый Игла. Мне будет не хватать даже белого ворона — ведь он не виноват, что хозяин у него встал на сторону Зла. И еще я буду скучать по Вас, Великий Сыщик, достигший вершин своего мастерства таким удивительным образом!
В это произведение нельзя не влюбиться. Может это на нас так влияет приближение мистических дней, когда волшебство начинает просачиваться из Страны Грез, возбуждая фантазии и воображение? Или просто это такая замечательная история о дружбе, верности, долге, что невозможно остаться равнодушным.
Vladvik, 16 января 2012 г.
От последнего романа Роджера Желязны, того самого, за который он получил сразу две престижные литературные награды, что любим критиками и обожаем фанатами, что считается лучшим произведением мастера, чуть ли не вершиной его творчества, я ждал чего-то если не запредельного, то как минимум потрясающего. И, черт, как же я боялся разочароваться.
Но вот я прочел.
Закрыл книгу.
Выдохнул…
И такое чувство, что последний раз вдыхал, когда начинал читать. Захватило. По-настоящему, крепко-накрепко, как не захватывало ничего уже давно-давно. О минусах и говорить не хочется. Да их и нет, наверное. Я, во всяком случае, не заметил. А вот хорошего – хоть отбавляй. Что ж, начнем, пожалуй.
Манера изложения. Первое что бросается в глаза, а потому первым делом и рассмотрим. Охарактеризовать слог романа можно одним словом: изящно! Почитайте и убедитесь сами. «Ночь в тоскливом октябре» — один из немногих виденных мною романов, где нет ни одного лишнего слова, никаких затянутостей, бесполезных отступлений, лишних описаний, размышлений – ничего подобного. Язык прост, но поэтичен. Почти идеален. Почти, потому что идеал – все ж штука недостижимая.
Персонажи – выше всяких похвал. И игроки, и их животные-помощники, выражаясь умнее, фамилиары. В игроках сразу узнаешь героев любимых книг, кинофильмов, историчных личностей. Такая литературная игра. Стоит заметить, очень занятная. Животные – отдельный разговор. Не проникнуться к ним симпатией просто невозможно. И именно они, не игроки, а их помощники настоящие главные герои.
Великолепен и сюжет. В какой-то степени он детективный, но наверняка сказать сложно. Целый веер то ли конфликтов, то ли совсем не конфликтов, все туманно, загадочно, и при этом события развиваются динамично и захватывающе. Атмосфера таинственности не разрушается до самого конца, когда вроде бы все уже известно и никаких загадок… ну почти никаких загадок не остается.
Картина происходящего собирается из мелких кусочков, автор отнюдь не пытается нам объяснить, что собственно происходит – все, абсолютно все мы узнаем из диалогов и редких рассуждений главного героя. Собаки Стаффа! Черт, до чего странно поначалу было наблюдать за событиями глазами пса. Необычно. Но очень интересно. И пара слов о диалогах: они великолепны!
В общем, одни, наверное, найдут в книге лишь крайне интересную историю, другие заглянут глубже, разгадают суть Игры – и те и другие получат колоссальное удовольствие! В общем, вывод прост: «Ночь в тоскливом октябре» — великолепное произведение, не влюбиться в которое просто невозможно!
ShadowJack, 9 сентября 2010 г.
Как установил известный американский психолог Эрик Берн всю свою жизнь люди только и занимаются тем, что играют в различные игры, осознавая это или нет. В некоторой мере именно этой теме и посвящено произведение писателя фантаста Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре».
Лондон и его окрестности в период промозглого октября конца 19 века становятся местом действия Великой Игры, что проходит с определенной периодичностью уже с начала веков, а исход Игры может поменять облик существующего мира. Участники её разнообразны и неизвестны друг другу до самого последнего дня (главное событие игры всегда происходит в канун Дня всех святых — 31 октября), но с самого начала принимают одну из сторон — Закрывающих или Открывающих, что это означает читатель сможет узнать, прочитав книгу. Вся игра до собственно события посвящена преумножению своих мистических сил, вычислению других участников, попыткам понять на одной ли они стороне и в зависимости от выводов попыткам устранить их до наступления последнего дня, или попыткам заключить альянсы и работать совместно. Все персонажи книги тем или иным образом вовлечены в Великую игру, осознанно являясь участниками или случайно став теми, кто влияет на баланс сил.
Коньком Желязны всегда была мифопоэтика – произведения, использующие мифологию как основу для создания мира и поэтичный язык для описания событий происходящих в нем. «Ночь» пожалуй, можно считать пиковым произведением, отработавшим эти два аспекта на высочайшем уровне. В качестве мифологического фона взята готическая Англия, а скорее готический Лондон, тесно сплетенный с Мифосом Г. Лавкрафта., Населяют же его известные, знаковые и просто типичные персонажи, ассоциируемые с мистикой в тот период (Ведьма, клерик, оборотень, Распутин, Дракула и другие), хотя отметятся и такие персонажи как Шерлок Холмс и Ватсон.
Что касается поэтической части, то книге удается каким то невероятным образом передать ощущения осени, легкой грусти, неспешной поры увядания природы. Действие поначалу развивается медленно, буквально обволакивая читающего и, даря ему возможность с головой окунуться в описанный мир.
Книга построена достаточно необычным способом. Конечно, в выбранной писателем форме своеобразного дневника мало удивительного, такие примеры встречались и продолжают встречаться в литературе. Но своеобразен этот дневник тем, что его автор, совместно главный герой этого произведения, не может писать в силу физиологических особенностей строения лап, поэтому каждый из 31 дня октября пересказывается от первого лица. Но не это делает построение книги необычной, таковым его делает главный герой. В качестве главного героя Желязны выбрал того, кого обычно называют помощником или фамилиаром, сторожевого пса Снаффа. Хотя назвать его просто сторожевым псом было бы преуменьшением, Снафф некое сверхъестественное существо, вызванное хозяином и заключенное в оболочке пса, поэтому он сочетает полный набор собачьих инстинктов и привычек с разумом, по меньшей мере, сравнимым с человеческим. Его хозяина зовут Джек, и он как раз тот, кто обычно становится главным героем. Он один из участников Игры, принимающий в ней участие уже совсем не первый раз, хранитель одного из двух главных орудий Игры. О нем мы также знаем немного, и приоткрою небольшую тайну, так и не узнаем. Сам по себе как персонаж он собирательный образ, сочетающий в себе несколько персонажей: одного из самых известных героев Желязны – Джека-из-тени, знаменитого полумифического серийного убийцу Джека Потрошителя, а в какой то мере даже и библейского Каина….
Но все происходящее мы увидим с перспективы его сторожевого пса и только его глазами, слухом и обонянием. С помощью этого писатель смог создать удивительный эффект, эпическое фэнтезийное событие подается с удивительно бытовой, домашней и уютной точки зрения. Снафф выполняет свои обязанности по дому, охраняя его от непрошеных гостей и держа под присмотром мелких демонов, заточенных Джеком для своих целей, ходит с хозяином на ночные вылазки, спит и видит сны, ест и закапывает кости, общается с другими животными, в том числе и фамилиарами других участников, проводит свои небольшие исследования и расследования, также принимая участие в Игре. Но, в конце концов, он и просто домашний пес, который больше всего любит полежать у ног хозяина рядом с теплым камином, и Роджер сумел сохранить это в книге.
Сюжет ускоряет темп с каждым днем, вводятся новые персонажи, заключаются союзы, строятся заговоры и возникают, казалось бы не слишком уместные, чувства: писателю найдётся чем удивить читателя, выстроив в самом финале весьма напряжённую ситуацию, к которой до этого и вела вся книга.
Одно из лучших произведений Мастера.
Энигма, 23 января 2010 г.
Красивая часть осени неуловима и быстротечна. Это время легенд, рыжей луны, поисков и шепота бархатных листьев. А потом поднимется ветер, обнажая деревья, и все чаще будет идти дождь. А потом в последнюю ночь тоскливого октября при полнолунии наступит Хеллоуин, или Самхэйн – древний кельтский «праздник мертвых».
В эту ночь друиды собирались на вершинах холмов, чтобы зажечь гигантский костер и принести жертвы злым духам, в надежде обрести их милость. В эту ночь реальность становится тонкой, как никогда, потому что Самхэйн – властелин мертвых и князь тьмы — открывает Ворота в прошлое и будущее, чтобы выпустить в человеческий мир первобытное зло…
Действие романа Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» происходит в течении месяца перед этим событием. Ну что тут скажешь – книга великолепна, волшебна, Желязны – бог. Он воссоздал удивительную атмосферу легенды, вплетая в ткань собственной фантазии кельтские верования, мифы Лавкрафта, творчество Брема Стокера, Конан-Дойля и других писателей.
Получилась созвучная осени старая Англия, где рядом существуют Граф Дракула и Франкенштейн, и Шерлок Холмс ведет интеллектуальные беседы с оборотнем. И Джек – обычный фермер, от которого отрекся как ад, так и рай, обреченный на вечное прозябание на Земле. И все они крадутся в сумерках, вдыхая седые туманы Лондона, ощущая тревожную угрозу надвигающегося октября, и его последней ночи, чтобы сыграть в Игру, ставкой в которой является образ мира. И не думайте, что со второй страницы вам удастся раскусить всех Игроков, потому что не всегда Свет означает Добро, и Тьма не всегда прислуживает Злу. А Боги, которые ждут за Воротами, не имеют отношения ни к одной цивилизованной религии, не учат милосердию, им ведом один язык — крови. Это из Лафкрафта – Ктулху, Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат… Их тени ждут своего часа, и добрая сказка превращается в сумрачную древнюю легенду, навеянную печалью собственного угасания…
Никто не способен озвучить тоску так, как Желязны…
Никто не может, как он, сотворить мир так, чтобы он был настоящей истинного. И пока длится Игра, существующая реальность беззвучно откланивается и исчезает в алфавите.
И все же, несмотря на чувство осени и тоски, книга на удивление уютная и добрая. Очень тронула честность и прямодушие пса, преданность зверушек своим хозяевам. Чем-то перекликнулось со знаменитым «Мы в ответе за тех, кого приручили». Джек чем-то неуловимо напомнил Джека-из-Тени. Тонкая грань между чувством долга и свободой выбора. Простые истины тысячелетий.
Такая она – «Ночь в тоскливом октябре». Как теплый пушистый плед, в который кутаешься зябким осенним утром, предвкушая покой и приключение. Нужно только прислушаться: «Я вдыхал запахи горящих дров, глины, упавших с дерева гниющих яблок, возможно, все еще покрытых утренней изморозью в тени фруктовых садов, видел высоко летящий, перекликающийся клин, направляющийся к югу. Я слышал, как крот роет землю под моими ногами…»
И 10 баллов за отзыв facedancer, действительно, всем, кто ценит творчество Желязны за его неповторимый стиль, читать в переводе Ибрагимовой.
Sawwin, 23 сентября 2008 г.
У меня очень непростые отношения с этим автором. Когда-то я с удовольствием прочитал «Девять принцев Амбера», с трудом дожевал «Ружья Авалона» и с отвращением бросил трьтью книгу цикла. Диагноз был готов: сериальщик! Рассказы Желязны, а я нежно люблю рассказы, как назло, попадались в таких перекладах (переводами это назвать невозможно), что без плевательницы к ним не подступишься. И я уже готов был сбросить автора в ту помойку, где пребывает большинство американской жвачки. По счастью, люди, ко мнению которых я прислушиваюсь, настоятельно советовали прочесть этот роман. Послушался -- и не прогадал. Дело даже не в изящной литературной игре, этакой шараде типа «Угадай персонажа», дело в игре иной, бесчеловечной и внеморальной. Причём бесчеловечность и внеморальность показаны так изящно, что многие читатели не разобрались в книге и продолжают делить героев на положительных и отрицательных. В результате оказывается, что Джек Потрошитель и граф Дракула -- положительные персонажи! Читатели, жаждущие борьбы Добра со Злом забывают, что это критерии человеческие, а значит, неприложимые к сверхъестественным силам и существам. Игроки -- не люди, и это особо подчёркивается, тем, что повествование ведётся от имени пса. Животные оказываются более человечны, нежели те, в ком поверхностный взгляд ищет добро и зло. Хозяева развлекаются, а человечество в этой игре -- расходный материал, нечто вроде колоды картишек, в которые решили перекинуться скучающие курортники. Истреплется -- купим новую. А короли и шестёрки пытаются делить игроков на добрых и злых... Нет уж, веришь в добро -- верь в людей, а не в какие-то сакральные или инфернальные сущности. В горних высях, равно как и в адских безднах, добру и злу внимают равнодушно. Роджер Желязны показал это великолепно.
Всячески рекомендую книгу к прочтению и осмыслению.
xdma, 18 декабря 2018 г.
Очень уважаемый мною автор решил одной книгой условно поучаствовать сразу в нескольких межавторских циклах. Что ж, это получилось у него не на высшем уровне, ведь как известно, очень трудно усидеть одним мягким местом одновременно на нескольких стульях...
Первая часть повести — это беспрерывный бег туда-сюда по нескольким локациям загадочного смышлёного магического пса, общение его с другими не менее колоритными животными-фамильярами, туманные обрывки информации о каком-то надвигающемся мистическом(и возможно — очень значительном) мероприятии и о возможных его участниках. Люди-персонажи (ну, или почти люди) — это вроде бы тоже весьма живописные типажи на первый взгляд, но в дальнейшем оказывающимися всего лишь плоскими картинками из комиксов.
Своим беспрерывным бегом по кругу пёс как бы накручивает пружину сюжета, которая начинает стремительно раскручиваться к концу книги. Но развязка совершенно разочаровывает — она получилась какой-то уж очень сухой, скомканной и невразумительной. Ряд моментов вообще не получил никаких объяснений.
Оригинальное, но далеко не лучшее произведение Р. Желязны.
traveller54, 30 октября 2024 г.
Долго откладывал я чтение этого романа, переносил на октябрь, но октябри пролетали, а роман вновь откладывался. На этот раз начал я его читать первого числа, с мыслью растянуть по 31-е, читая по одной главе в день. Почти весь месяц получалось, но ближе к концу всё-таки не удержался: роман просто стал втягивать в себя и не отпускать. Почти совсем, как и описываемые Врата. Показался необычным даже для Р. Желязны и, вместе с тем, очень уютным — действие происходит на небольшой территории, населенной самыми разными активно взаимодействующими персонажами. Эти персонажи постепенно стали узнаваться и стало формироваться ощущение нахождения в кругу «своих» — давно уже знакомых героев различных книг. Пес замечателен! Концовка показалась слишком краткой и сухой, но потом подумалось, что Пес и не мог увидеть её по- другому. Так что и здесь — идеальное завершение: Игра сыграна, занавес на холме закрылся.
Khoel, 9 января 2024 г.
По роковому стечению обстоятельств, последний роман Роджера Желязны. Действие разворачивается на протяжении одного осеннего месяца, и развязка приходится как раз на 31-ое октября – на Хэллоуин.
Сюжет. Накануне Дня Всех Святых в определённом месте начинают собираться персонажи, ведущие свою игру, о которой пусть читатель самостоятельно узнает из книги. В этих таинственных личностях легко угадываются знаменитые герои классических произведений – готических ужасов, детективов и литературных сказок XIX-XX веков. Хоть имена большинства из них ни разу не упоминаются, всё же для усиления узнаваемости Желязны описал в тексте их киношные образы из самых известных экранизаций. Так что у читателя не остаётся никаких сомнений, кто выходит на авансцену: это и Джек Потрошитель, и граф Дракула, и доктор Франкенштейн со своим монстром, и классическая рыжая ведьма из готического романа, и великий детектив Шерлок Холмс с напарником, и Человек-Волк, и монах, чем-то напоминающий киношного Распутина. Персонажи Стокера, Конан-Дойла, Лавкрафта и других писателей, которым Желязны и посвятил свою книгу. Образы героев взяты из ранних экранизаций американской киностудии Universal, либо из более поздних – от британской студии Hammer. Но не всё так банально: это не обычный кроссовер всех со всеми, ведь события поданы от лица не самих героев, но их питомцев – магических фамильяров из животного мира. И главный герой книги – это пёс по кличке Нюх, домашний питомец одного из наиболее опасных монстров... Цель сбора и кто есть кто, а точнее кто на какой стороне будет играть в решающий момент, неизвестно почти до самого финала. И в этом интрига. Как и в том, чем закончится мистическая игра, правила которой завязаны на магию и алхимический символизм. Это-то и пытается выяснить Нюх с сотоварищами – питомцами других героев ужасов.
Рекомедуется читать под настроение, по вечерам или ночам, и желательно осенью – лучше всего именно в октябре. Атмосфера Хэллоуина в духе фильмов Тима Бёртона будет вам обеспечена.
easylads, 16 апреля 2024 г.
Буду ругаться :(
Судя по всему, как и многие, повёлся на массу восторженных отзывов, которые «воспевали» это произведение. На протяжении всего чтения в голове была одна мысль: «Вот щас, щас что-то будет. Наверное, сейчас точно. Не, вот сейчас...», а так ничего и не произошло :( Точнее, ничего такого, что смогло бы удивить, а удивить меня не очень-то и сложно, но чуда не произошло...
Теперь из того, что именно не понравилось:
Книга на 90% состоит из диалогов, но не самых интересных. В каждой главе ты читаешь диалоги животных, которые разговаривают между собой (кошка с мышью, сова с полозом, белка с псом...и.т.п.). Прочитав более половины книги так и не понимаешь, что происходит. Игра...какая игра? Зачем? Кто всех их собрал? Почему нельзя не приходить? Что будет, если не прийти? Открывающие, закрывающие. Множество магических предметов (и не очень магических), совсем не понятно зачем.
И вся ирония в том, что ты до самого конца не можешь понять, что здесь за вакханалия происходит, а в последней главе всё заканчивается как по щелчку пальца, так и не дав ответы на многие вопросы.
Были главы, которые не несли в себе вообще никакой смысловой нагрузки, примерно как полёт кошки с псом, исключая встречу с главным котом :)
Я поклонник подобного жанра и это первое произведение автора, с которым познакомился, но если это «великий роман одного из гигантов жанра» (как сказал Дж. Мартин), то на этом знакомство с автором , пожалуй, и закончу. Даже не знаю, кому смогу посоветовать эту книгу и от души не понимаю людей, которые пишут здесь, что перечитывают этот роман время от времени. Зачем?
Подытожу. Роман читать только ради того, чтобы почитать. Если вы надеетесь на хитросплетения, интригу или финал-пушку, то вам не сюда. На слабую троечку, т.к. не пойдёт даже под бокал пенного.
loki_1979, 18 июля 2024 г.
Как большой фанат творчества Р Желязны хочу внести свой вклад в хор восхищенных голосов. Замечательное атмосферное произведение с четкой структурой, интересными персонажами и хорошей динамикой! В дополнение, хотел бы всем поклонникам этой книги посоветовать прочитать статью Александры Золотницкой «Открывающие. Закрывающие и их тени в нашем мире». Она идет в издании 2021 года. Если роман-игра позволяет вам наслаждаться стильной историей-сказкой, то статья расширяет понимание персонажей и пределы созданной автором литературной игры. Все персонажи имеют отсылки к реальным людям или киногероям, что необыкновенно интересно в случае такого автора как Р. Желязны. С моей точки зрения, при создании произведения он вышел за рамки своего канона и очень удачно. В статье Золотницкая подробно разбирает персонажей книги, их прототипы из истории и киноиндустрии ХХ века. На мой взгляд, понимание этого придает данному произведению некий исторический шарм, выводит на новый уровень восприятия книги, позволяя более глубоко понять мотивации и поступки героев романа в контексте сюжета. Рекомендую «Ночь в одиноком октябре» всем читателям Р. Желязны для погружения в тоскливом октябре😉
majj-s, 11 ноября 2024 г.
Мастера Игры
К четырем вещам, которые царь Соломон называл непостижимыми: путь рыбы в море, птицы в небе. змеи на скале и женщины к сердцу мужчины, добавлю пятую — внезапный вал (полтысячи) рецензий на Лайвлибе у этой книги. Не модная новинка от издательств, не в жесткой ротации у критиков и блогеров, не самая известная вещь Желязны. Сама я узнала о ней случайно: писательница Ольга Небелицкая сказала, что перечитывает ее каждый год в октябре. На такие подвиги постоянства неспособная, я не могу не уважать их, когда встречаю у других. И да, книга, которую кто-то перечитывает ежегодно, стоит того. чтобы прочесть ее хотя бы раз.
Хэллоуинская история с участием множества героев, известных по другим культовым произведениям мировой литературы и просто собранных с миру по нитке, такая постмодернистская солянка сборная. Холмс и Ватсон под одной обложкой с Дракулой, Распутиным, монстром Франкенштейна и Джеком-Потрошителем. Впрочем, возможно хозяин рассказчика — пса Снаффа, не серийный убийца из викторианского Лондона, а порождение фантазии самого сэра Роджера — Джек-из-тени, герой одноименного романа. Так или иначе, абсолютное большинство, в том числе те из них, кто выступает здесь в амплуа положительных героев — в коллективном бессознательном четко прописаны как негодяи, а то и вовсе чудовища. Возможно я невыносимо старомодна, но размытие моральных цензов назначением душегубов на роли героев мне не близко. Соответственно, вторая попытка проникнуться обаянием Желязны мимо, как и первая.
Концепция Игры, со всеми этими Открывающими и Закрывающими, с артефактами, которые нужно искать преимущественно на кладбищах, с Тварями в гардеробе, на чердаке и черт знает где еще, которые мечтают прорваться в наш мир предвестием лавкрафтовых Древних богов — эта концепция немыслимо сложная и разобраться в ней без пол-литры вряд ли возможно, а с пол-литрой и подавно не разберешься. Но определенная поэтика во всем этом присутствует, а рассказ от имени Снаффа — фамильяра «закрывающего» игрока Джека и его взаимодействие с другими животными-фамильярами, довольно сложное и не всегда напрямую нацеленное на служение интересом представляемого партнера-человека, однако некими кривыми путями приводящее к оптимальному результату и удерживающее мир на краю — все это по-настоящему круто.
Понравилось? Скорее нет, я сильно не по лавкрафтиане. И все-таки хорошо, что эта книга есть в моем читательском багаже. Если уж выходить из зоны комфорта — то ради таких вещей.
Lilian, 31 октября 2019 г.
Изящный атмосферный роман, в полной мере отдающий дань уважения многим знаковым мистическим (и не только) романам, а так же фольклору. Да, здесь нет классического построения сюжета, большая часть внимания сосредоточена на животных-фамильярах, а не на их хозяевах, и весь роман по сути является не всегда понятной, развивающейся по каким-то своим законам подготовкой к финальному противостоянию-ритуалу. Но именно это и создает уникальную атмосферу. Главы — дни октября. Неспешное повествование, когда практически за каждым героем или местом скрывается узнаваемый образ. Фокус на животных, позволяющий до поры оставаться в тени их хозяевам. Впрочем, животные здесь — полноценные участники Игры, вне всякого сомнения. Не слишком частые и все же яркие вкрапления действия или путешествий за пределы городка. Ну и наконец полностью хеллоуинское противостояние в финале.
Роман из тех книг, которые лучше читать одиноким октябрем, неспешно, можно по главе в день. Просто наслаждаясь атмосферой.
2020-10-31
93
(10)