Рэй Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Космический корабль терпит аварию и пилот оказывается на астероиде, который когда-то давно был ареной яростной битвы, уничтожившей целую цивилизацию, сохранились только души предводителей враждующих сторон. После появления космонавта начинается борьба за его тело...
Рассказ написан в 1942-43 г. Правки в сборнике «Нескончаемый дождь», видимо, принадлежат редактору, а не автору.
Входит в:
— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.
— журнал «Argosy (UK), February 1952 (Vol. 13, No. 2)», 1952 г.
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— антологию «Звёзды зовут…», 1969 г.
— антологию «Histoires de cosmonautes», 1974 г.
— антологию «Tierra Fantasy», 1986 г.
— антологию «Крылья ночи», 1989 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 6, 1994», 1994 г.
— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.
— антологию «Глубина. Погружение 9-е», 2018 г.
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
outlook, 6 сентября 2011 г.
Прочитал эту повесть пару десятков лет назад еще юношей и с тех пор забыть не могу. Больше не перечитывал, но подтверждения тому, что это больше, чем фантастика нахожу и по сей день. Наш разум, на мой взгляд настоящее поле битвы и война, происходящая в нем — длинною в жизнь. Враг, пришедший к астронавту не скрывал своих намерений, а в нашем разуме он плетет тонкую нить, как паук очень незаметно. Нищета, боль, разочарование,безотцовщина и другие пороки- откуда все это? А из человеческих умов. А мы думаем, что врага нет и мы сами управляем своими мозгами:glasses: Есть и другое войско, которое хочет владеть нашим умом, которое побуждает нас дарить любовь, заботу, внимание. А мы уж выбираем на чьей стороне воевать. Автору и произведению +10!
Alexandre, 12 апреля 2009 г.
Рассказ не назовешь ни прекрасным, ни замечательным. Сильный, впечатляющий, беспощадный, неумолимый — это всё подходит. А великолепный — это неподходящее слово. Вот жуткий — это то, что надо. Всё-таки это не «Земляничное окошко». Рассказ поражает своей правдоподобностью, при всей нереальности происходящего. Человек, попавший в ужасную психологическую ловушку, борется из последних сил, кошмарные чудовища раздирают его мозг, он надеется на помощь, но когда помощь приходит — это губит его окончательно. Только ли его одного?
А финальная сцена, когда герой отбивается от «доброжелателей», старающихся убить его — неужели никогда не бывало такого состояния, когда желающие тебе добра люди стараются тебя погубить, и не слушают, не обращают внимания на твои возражения, как бы разумны они ни были. Невыносимое чувство беспомощности мучительней самой смерти.
Но ничего. Иорр и Тилле отомстят за смерть Сейла.
martinthegod9, 16 декабря 2015 г.
«Подумать только, что мысль может прожить так долго! Наверное, миллион лет все эти мысли о смерти, смутах, завоеваниях таились в безвредной, на первый взгляд, но ядовитой атмосфере планеты и ждали живого человека, чтобы он стал сосудом для проявления их бессмысленной злобы.»
Какой же прекрасный рассказ! Какое же удовольствие очередной раз вернуться к творчеству Рэя Брэдбери, этого фантаста-поэта, этого художника слова. Нет, ну вы сами гляньте: «Бормотание, вопли, как будто через равнины разума и континент костного мозга, через лощины вен, по холмам артерий, через реки меланхолии идет армия за армией...» Просто прекрасно!
Наиболее примитивный пласт рассказа — о сне. Действительно, пока не постоишь в ночном дежурстве или не прочтешь этот рассказ, вряд ли задумаешься о важности сна. Да и не столько о важности, сколько о необратимости засыпания. Вроде бы банальные вещи говорю, но под впечатлением этого рассказа они мне кажутся неким откровением. Сколько раз Сейл хотел застрелиться в последний момент, перед тем, как уснуть. Но сколько раз он снова просыпался и продолжал бороться за свое сознание. И находясь уже в бреду, всё-таки пересиливал себя. А своим физиологическим потребностям противостоять труднее всего, ведь они — это ты сам.
Главный пласт рассказа — политический, человеческий. Как у нас принято в обществе? Патриот — значит глупый. Оппозиционер — значит продажный. Конечно же, эти клише не выдерживают никакой критики, но всё равно они существуют. Сам я политику терпеть не могу, стараюсь отдалиться от любых разговоров как можно дальше. Прошу прощения... Я немного отвлекся. Так кто же такие Тилле и Иорр? — это любые стороны власти, борющиеся друг с другом, вечно жаждущие величия, возможности управлять. Они ненасытные паразиты. А что же такое разум Сейла? — это их поле битвы, плацдарм, земля, за которую идет борьба до полного уничтожения противника. И нет никаких компромиссов! Сейл ведь предлагал поделить его разум по дням недели... Нет, Тилле и Иорра такой вариант не устраивает. Они не могут жить сообща друг с другом, хотя... на самом деле, их борьба (отметка на полях: «классовая борьба») делает каждого сильнее.
А что же здесь сказать по поводу сна? Как он относится ко второму пласту? Очень просто: пока каждый человек поступает осознанно, зная, что именно он автор своих мыслей и поступков — лишь тогда он остается самим собой. Иначе... стоит хоть на секунду предаться забвению... начать вкушать информацию, подаваемую тебе из СМИ, без «фильтрации» — в мгновение потеряешь себя, и станешь лишь марионеткой у любых, абсолютно неважно каких, но всегда враждующих между собой сил.
stewra darkness, 28 июля 2010 г.
По масштабности рассказ напоминает мифологические произведения Роджера Желязны. Но поражает, что это все поместилось в такой краткой форме, как рассказ. И, как всегда у Рэя Брэдбери, многоплановый. Здесь реалистично показано состояние человека при раздвоении личности (редкий специалист может так точно и кратко описать это состояние). Изумительные картины жизни умершей цивилизации, изложенные ими же самими. И тонкое наблюдение о невероятной самоуверенности других людей, не желающих прислушаться к словам товарища, пусть даже по их мнению больного.
И еще поразила та жажда к жизни, пусть и подпитываемая древней вендеттой, которая характеризует Иорра и Тилле.
andor, 5 ноября 2008 г.
Отличный рассказ, напоминающий о том, что во «внеземелье» нас могут ждать любые неожиданности, и что ко всему не подготовишься. Автор мастерски умеет «крупными штрихами» разбудить фантазию читателя, так что полная картина дорисовывается в сознании сама.
И должен отметить психологическую ткань романа и нарастающее напряжение рассказа. Переживания за главного героя усиливаются по мере увеличения его страданий. Резкий скачок происходит в момент, когда врачи, толком не разобравшись в ситуации и несерьезно относясь к «бреду» космонавта по своему оценивают ситуацию и «лечат» пациента снотворным. А дальше, несмотря на странную смерть, решают сами переночевать на планете... Концовка позволяет читателю самому додумать дальнейшее — какого же будет их состояние после кошмаров, поймут ли они о своей ошибке в лечении «первого» космонавта....
Groucho Marx, 19 февраля 2016 г.
Несколько манерный (вот этот-то рассказ, в отличие от безупречного во всех смыслах «Тот, кто ждёт», хочется назвать «изящным») очень красивый рассказ о самоубийственной нетерпимости. Опубликован он вскоре после Второй Мировой Войны, когда до американцев дошли документы Нюрнбергского процесса, и они ужаснулись деяниям «нашего друга Гитлера», которому так долго сочувствовали в его неустрашимой борьбе против «большевистского еврейства».
Рей Бредбери великолепно воспроизвёл и восторженную захваченность «упоением в бою бездны мрачной на краю» и отчаянное желание остаться в живых и ужас от неотвратимого сползания в пропасть по наклонной плоскости, когда не за что зацепиться.
«Уснувший в Армагенддоне» одновременно грандиозен и интимен, перед нами разворачиваются необозримые пространства и времена, но исток этой поразительной панорамы — тихий шепот в ухо в момент погружения в сон.
Вне всяких сомнений, рассказ — фактически целый роман, свёрнутый в несколько страниц — заслуживает высшую оценку.
Лэйла, 11 ноября 2007 г.
Замечательный рассказ. Мне кажется, он не способен оставить равнодушным. Столь воинственный народ, который и после потери тел, не способен прекратить воевать. Казалось бы, есть возможность обрести тела, ну договоритесь, нет, не могут. Неожиданная развязка. Честно, после первого прочтения, было немного жутковато. Запоминается сразу и после первого раза.
Lost, 28 апреля 2007 г.
Один из прекраснейших рассказов! Самое сильное впечатление от описания пустыни плюс призрачное воинство, буквально нарисованное в несколько крупных штрихов, но зато оставляющее простор для воображения! Именно в таких моментах проявляется истинное мастерство — не рассказать все подробно, а заманить читателя в собственное воображение, которое и дорисует внешний вид воинов и их сражения.
god54, 2 октября 2009 г.
Война до победного конца. Война всегда, везде и во все времена. Насколько надо ненавидеть друг друга, чтобы так воевать. И человек становится заложником этой войны... Хотя это рассказ о людях, о их смертельной вражде или конкуренции, чтобы выжил сильнейший?..
zhivaev, 6 января 2009 г.
Великолепный рассказ, многогранный, состояние человека, попавшего в ловушку одиночества и безмолвия, и, с другой стороны, исчезнувший мир и его бесплотные армии — потрясает! В детстве, прочитав рассказ, долго прислушивался к себе по ночам — а ну как!!?
viv, 25 декабря 2007 г.
Жуткий рассказ, запомнившийся на всю жизнь. Стоит утомленному космонавту закрыть глаза, как на просторах его мозга пробуждаются двое древних вождей, Тилле из Раталара и Иорр из Вендилло, настолько ненавидящие друг друга, что их ненависть пережила их самих, и начинают войну, которую мозг человека выдержать не в состоянии. Не спать! Только в этом спасение! А врачи, прибывшие на помощь, начинают со снотворного. Удивившись внезапной смерти человека, решают переночевать перед обратной дорогой. И засыпают...
Мигель_Стэмпф, 21 декабря 2008 г.
Один из первых рассказов Бредбери, которые я прочёл — безумно понравилось! Глубоко и философски.
Как и большинство произведений у Бредбери, этот рассказик довольно романтичен и гуманитарен. Автор больше внимания уделяет не научному объяснению идеи, лежащей в основе, а внешним проявлениям и переживаниям самого героя. Это свойственная именно Бредбери манера. Если читатель по натуре материалист, то ему скорее всего мало понравится этот рассказ, потому что в нём нет ответа на вопрос «Как?». Читатель остаётся ошеломлён произошедшим, так же как и главный герой.
Остаётся только гадать, как Бредбери пришла в голову эта идея, если он не дошёл до неё логически. Истинный романтик! И хороший рассказ.
olvegg, 21 мая 2008 г.
Не стоит искать научной правдоподобности у Брэдбери. Другим он силен. Рассказ очень яркий, прекрасно написан. Особой смысловой нагрузки в нем вроде бы нет, что для Брэдбери нетипично, но мне такое отсутствие морали по вкусу. Хотя, если подумать — война, пережившая саму породившую ее цивилизацию... И ждущая, когда же появится для нее новое поле боя. Что-то в этом есть!
андрос, 30 октября 2006 г.
Замечательный рассказ. Если кому приходилось не спать хотя бы двое суток, он почувствует всем нутром обстановку, в которой оказался герой рассказа. Как он боролся! Как я за него болел, уже понимая, что всё бесполезно! А вообще основная мысль по-моему состоит в том, что в каждом «монастыре» свой «устав». И как бы ты не хотел его изменить, а придётся подчиниться. Вот уж точно иной мир это не курорт — нельзя забывать об этом.
ozor, 9 сентября 2006 г.
Один из лучших рассказов Брэдбери, один из лучших фантастических рассказов, сильно влияющих на сознательном и подсознательном уровне. Хотя, кое у кого включается «защитная реакция» :biggrin:.