fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Мистер Ф. это мистер Ф.»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Оценок:
160
Моя оценка:
-

подробнее

Мистер Ф. это мистер Ф.

Mr. F Is Mr. F

Другие названия: Мистер Ф. есть мистер Ф.; Мистер Эф — есть мистер Эф; Мистер Эф — всегда мистер Эф; Метаморфозы мистера Фримэна

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

С беременностью жены часы жизни Чарльза Фримена начали тикать в обратную сторону: он становился все моложе и моложе, превращаясь из мужчины в мальчика, затем в ребенка. Однажды он с ужасом понял, что жена прекрасно знает об этом и делает вид, что ничего не происходит...

© vve
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Зона ужаса», 1967 г.

— антологию «Возвращение злого духа», 1993 г.

— антологию «Фата-Моргана 6», 1993 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.

— журнал «Супер Триллер №15 (102)», 2006 г.


Похожие произведения:

 

 


Возвращение злого духа
1993 г.
Фата-Моргана 6
1993 г.
Затонувший мир
1994 г.
Хрустальный мир
2000 г.
У врат преисподней — ветрено... Зона ужаса
2001 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №15 (102), 2006
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Загадай Желание
2015 г.
Территория бедствия
2018 г.
Поющие статуи
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Disaster Area
1967 г.
(английский)
The Disaster Area
1967 г.
(английский)
The Disaster Area
1973 г.
(английский)
The Disaster Area
1979 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами история Чарльза Фримена. История мрачная, безысходная, сюрреалистическая. Помните песню Саши Васильева из группы «СплиН» под названием «Выхода нет»? Вот — вот, рассказ ровно об этом.

Только ленивый не сказал, что это творение Балларда являет собой очередную версию про Бенджамина Баттона. Да, это так, но эта версия страшно-странная на новый лад до полного изнеможения читателя. Автор «умеет» создать атмосферу, умеет нагнать психологической «жути».

Меня особенно интриговала во всей этой безнадёжности роль жены главгира Элизабет. Перечитал два раза, но так до конца и не разобрался. Баллард как умеет «сказать», так так же хорошо умеет и «недосказать». Иногда это чертовски раздражает даже такого подготовленного читателя как я.

Рекомендую всем прочесть и до конца разобраться в причинах столь удивительной метаморфозы, приключившейся с господином Фрименом. И фамилию такую «интересную» ему писатель подобрал. Явно неспроста.

Рассказ хорош, но вот его психоделическая отделка мне не очень близка.

Читать в изменённом состоянии.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, по своему сюжету рассказ весьма близок к «Невероятной истории Бенджамина Баттона». Автор только сделал к ней одну существенную добавку: увязал омоложение своего героя с беременностью его жены. И тем самым дал «логическое» обоснование всем происходящим событиям. У Фицджеральд подобного не было — он просто исследовал необычную возможность идущих назад «часов» субъективного времени. Для Балларда же главное — показать корень самой проблемы и тем самым связать его с субъективными ощущениями женщины, вынужденной делить свою любовь между мужем и собственным ребенком. По воле автора эти чувства оказались сведены в одно, что тут же вызвало аналогичные изменения в материальном мире — муж одновременно стал тем ребенком, появления которого так ждала женщина. Конечно, ситуация совершенно невозможная, но дающая богатую пищу для размышлений на тему превратностей жизни. Не об этом ли говорит известное выражение, что «старый — словно малый» или «детство старику в голову ударило»? Но только настоящий мастер мог превратить подобную сказку в настоящий триллер. Почитайте — и ужаснитесь.

-------------

РЕЗЮМЕ: сюрреалистический триллер о новом Бенджамине Баттоне, расследующем причины своего быстрого омоложения. Несмотря на скрещение двух противоположных времен, логика повествования не нарушена ни в чем.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощный рассказ вечером на сон грядущий! В этом рассказе содержится та самая удивительная небывальщина, что поражает воображение. Да, попал мужик в лапы «богомолихи», так попал! Надо же, к чему могут привести природные влечения! Ну ладно, природа, а здесь это случилось в жизни людей, у вполне заурядной, только что сошедшейся вместе, пары. Как только сорокалетний Чарльз Фримэн узнал, что его супруга в положении, с ним начались твориться необратимые вещи. Каждый день он стал сбрасывать по 2-3 килограмма, и при этом молодеть. Жена этого , как будто, не замечала, пока он не заподозрил неладное. Но когда он это осознал, то кричать караул было уже сложно, однако он попробовал, но...

Приличная вещь от Балларда с некоторым налетом сюрреализмом, где можно заметить подсознательный страх мужчины к будущему появлению ребенка, его ревность в отношениях с супругой и чувство безысходности от неумолимо надвигающегося события. Пожалуй, рождение ребенка — событие прекрасное в жизни супружеской пары, но здесь автор отобразил все в мистическо-психологическом контексте без тени на счастливый конец. Баллард сразу и ясно дал понять , что финал будет интересным.

Удивило только одно, что главный герой неприлично долго тянул во всей ситуации. Там уже и жареному петуху потом клевать некого было....

После знакомства с таким произведением, все мужики после первого «секаса» , точно будут давать деру — куда глаза глядят! И, возможно, будут правы...Вот такая страшная история для мужиков!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень оригинальный рассказ. Бессилие мужчины перед какими-то процессами. Процессами, которые его постепенно превращают в младенца и рождают заново. Автор медленно , но уверенно описывает весь процесс омоложения. Только цель не понятна, которую преследует женщина, преследует осознанно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальный рассказ. Именно такого сюжетного хода я не встречал больше нигде.

Чаще происходит что-то типа:

«Представь себе, дружок, что если жонглеры временем решат

Переключить прожектора и время повернуть назад,

И стрелки на всех циферблатах начнут неистово шагать,

Справа налево оголтело, и мертвецы начнут вставать»... (Как, например, в чешском фильме «Хэппи Энд». Без мертвецов конечно, но к истокам жизни герой там тоже направился).

А здесь Баллард, похоже не только стрелки часов передвинул, но и гендерную психологию влез не слабо.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот на женской точке зрения мне бы и хотелось остановиться. Это же — с этой стороны — классическая история о «фэм фатай» в версии «черная вдова». Он с ней совокупился, а она его того-с... Преследуя, как всегда у женщин, свои тайные цели. Да что там тайного: мужика получше и социальный статус повыше. Одинокий бедолага Фримен (ха-ха, свободный человек!) стал инструментом в достижении простого женского счастья.

На ту же тему — полное совпадение — есть рассказ у Буковского, написанный несколько лет спустя. И то, что Бук говорит жестко, прямо и цинично, Баллард вуалирует своим классическим угрюмым лиризмом.

Сконструирован и написан рассказ виртуозно, но как я писал уже по другому поводу, мне лично мистический Баллард не так интересен, как он же в роли холодного препаратора человека — социального и политического животного.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюрреалистическая притча, отражающая подсознательную ревность и страх мужчины по отношению к ребенку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Героя рассказа ребенок подменяет в прямом смысле – он сам постепенно становится им, вплоть до закономерного шокирующего финала.
Корни сюжета следует искать в психоанализе: пугающая и угнетающая мужчину смена эротического влечения материнским инстинктом, связанное с этим смещение приоритета привязанностей, чувство «подмены», страх утраты взаимности. В образе мистера Фримена и встречаются два противоречивых стремления – страх перед ребенком и деторождением, порожденный бессознательной ревностью, и желание получить долю материнского внимания, стать ребенком для своей жены, чтобы вернуть прежний статус приоритетного объекта внимания. Тут же и обратная сторона эдипова комплекса – мистер Фримен как бы отождествляет рождение сына и собственную смерть, видя в нем угрозу, существо, которое заместит его не только в системе ценностей жены, но и вообще в жизни. Необходимость продолжения рода неразрывно связана с человеческой смертностью (еще библейский мотив), что и является причиной бессознательной тревоги, нашедшей сюрреалистическое воплощение в этом рассказе.

Итог: очень «мужской» сюрреалистический ужастик, основанный на чисто мужских комплексах и фобиях связанных с рождением ребенка. Женщинам и противникам психоанализа противопоказан.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю я такие вот короткие рассказики, в которых все внимание сосредоточено на одной ситуации. А когда эта ситуация еще и необычная, даже нереальная, и когда она хорошо обыгрывается — это вообще замечательно. Соглашусь с предыдущим комментарием: забавно и мрачно одновременно.

В общем, мне понравилось.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная вариация на тему времени, текущего в обратную сторону. Баллард умело сочетает общую сюрреалистичность ситуации и тревожное ощущение фаталической неизбежности событий. И рассказ по ходу действия из почти забавного становится всё более и более мрачным.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх