FantLab ru

Айзек Азимов «Сами боги»

Сами боги

The Gods Themselves

Роман, год

Перевод на русский: Р. Рыбакова (Сами боги), 1975 — 1 изд.
И. Гурова (Сами боги, Лунные коньки), 1976 — 14 изд.
Перевод на болгарский: А. Хрусанов (Самите богове), 1982 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 155

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:1913
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Фридрих Шиллер — «Против глупости сами Боги бессильны». Две Вселенных. Два мира, угасающий — и полный сил. Величайшее открытие в истории человечества дарит людям неисчерпаемый источник дешевой энергии. И надежду на спасение умирающему миру. Голоса, предупреждающие об опасности — мстительность и людская зависть? Гениальные умы, но всего лишь люди. Невероятный мир удивительных, непохожих на нас, существ. Уникальная фантазия Айзека Азимова, Гроссмейстера научной фантастики.

Примечание:


Три части романа представляют собой завершенные истории, поэтому изначально книга издавалась по частям в журналах: первая часть — в мартовском номере «Galaxy» за 1972; вторая — в апрельском номере «If»; третья — в майском номере «Galaxy» того же года («If» был дочерним журналом «Galaxy»).

Отдельные фрагменты романа печатались на русском языке под названиями: «Лунные коньки» и «С Луны скатиться...» (журнал «Уральский следопыт», № 7, 1980 г.).

Входит в:

— антологию «Маги на стадионе», 1979 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— журнал «Уральский следопыт» 1980'07», 1980 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1973 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1973 // Зарубежная фантастика (США; роман)

Похожие произведения:

 

 


Лунариум
1975 г.
Сами боги
1976 г.
Маги на стадионе
1979 г.
Избранное
1989 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Избранное
1991 г.
Сами боги
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Сами боги
1999 г.
Фантастическое путешествие
1999 г.
Фантастическое путешествие. Сами боги
2003 г.
Конец вечности
2008 г.
Сами боги
2008 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 7, июль 1980 г.
1980 г.

Издания на иностранных языках:

Net patys dievai
1981 г.
(литовский)
Самите богове
1982 г.
(болгарский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2014 г.

Многим очень понравилась вторая часть романа о параллельном мире трёхполых существ. Да, идея весьма оригинальная и хорошо раскрыта. Но мне этот мир показался искусственным по двум причинам.

На всей планете есть только одна форма жизни. Мне не понятно, как эта форма жизни стала настолько высокоразвитой? Ведь в отсутствии конкуренции со стороны других видов и при отсутствии агрессивности окружающей среды необходимость в эволюционном развитии совершенно отсутствовала. Разум, если он не был необходим для выживания, просто не образовался бы. А если бы и образовался, то не предоставляя никаких эволюционных преимуществ, тот час же и пропал.

В защиту своего мнения могу даже привести пример. Существуют рыбы, живущие в пещерах, где никогда не бывает света. В процессе эволюции они полностью утратили глаза — на месте глаз у них есть небольшие бугорки. Казалось бы — зачем пропадать зрению, ведь эти рыбы в процессе дальнейшей эволюции могут занять среду обитания, где зрение может снова стать полезным? Другой пример — у паразитов, живущих в органах пищеварения, отсутствуют и зрение и нервная система и даже органы пищеварения. Почему? Потому что для выживания и тем и другим не важны утраченные или отсутствующие органы. Точно так же в отсутствие конкуренции или агрессивной среды не должны были образоваться и эти разумные существа из паравселенной.

Второй момент — трёхполость этих существ. Мне понятно, почему существует двухполость у земных существ — это способ ускорения изменчивость и способ увеличения скорости закрепления полезных виду генов. Два пола — это минимальное их количество, которое способно достичь поставленной цели, при этом не слишком усложняя процедуру обмена генами. В рассказе «Мираж» Саймака идея многополости доведена до абсурда — у существ из рассказа существует семь полов. Поиск седьмого, самого редкого, являющегося объектом браконьерства со стороны землян, ставит под угрозу существование вида. С этой точки зрения трёхполость тоже является излишеством, которое лишь отрицательно скажется на выживаемости вида. Хотя, конечно, в тех совершенно безопасных условиях, какие царят в паравселенной, трёхполость может быть достаточно безопасной, но в этих условиях и саму необходимость трёхполости можно поставить под сомнение — быстрая изменчивость и быстрое распространение полезных генов там и не требуется, поскольку у этих существ нет ни врагов, ни конкурентов, а живут они в неагрессивной среде.

Что касается мифической невероятной фантазии Азимова — тут тоже нет ничего экстраординарного. Кое-какие черты этого мира являются всего-лишь немного переосмысленными идеями, которые есть в нашей природе. У земных животных есть двуполое размножение? Хорошо, пусть в паравселенной будет трёхполое! Гусеницы превращаются в бабочек? Хорошо, в этом мире «мягкие» будут перерождаться в «жёстких».

Если же не вникать в эти претензии, то хочется отметить, что Азимов — мастер реализации. Оригинальность идей и их продуманность можно поставить под сомнение, но детальность и качество разработки идеи — выше всяких похвал!

Теперь — о первой и последней частях романа, а так же о нём в целом. Роман в целом является ярчайшим и исключительно качественным образцом твёрдой научной фантастики. В романе есть всего два фантастических допущения: существование параллельных вселенных и возможность обмена веществом между ними. Этих двух фантастических допущений оказывается достаточно, для того чтобы вокруг них развернуть обсуждение проблем научно-технического прогресса, морально-этических проблемы, проблемы гордыни, глупости, равнодушия, покорения космоса.

Лично я считаю, что задача фантастической литературы ничем не отличается от задач «большой» литературы. Её задача — раскрыть морально-этические, социальные и философские проблемы. И как любая литература, фантастика в первую очередь пишется о людях и для людей. С этой точки зрения часть о паравселенной совершенно бессмысленна, если бы она излагалась в отрыве от двух других частей, рассказывающих о мире людей. Но, в отличие от «большой» литературы, у фантастики есть особый приём — фантдопущения. Хорошая фантастическая литература стремится подготовить людей к проблемам, которые ещё не возникли. Это проблемы, продиктованные прежде всего научно-техническим прогрессом и проблемы столкновения с неизвестным. В первом случае развитие сюжета идёт от причины: рассматривается некое достижение научного-технического прогресса и рассматриваются проблемы и перспективы, которые это открытие или изобретение может принести человечеству. Это приём твёрдой научной фантастики. Во втором случае придумывается некая проблема, а затем под неё уже подгоняются причины, по которым эта проблема может возникнуть. Это приём мягкой научной фантастики. Особое искусство — воспользоваться наименьшим количеством фантдопущений, рассмотрев при этом проблему в наиболее волнующем ракурсе, так что ни автору, ни читателю не приходит в голову простое и очевидное решение этой проблемы. И конечно же — изложение должно быть максимально естественным и правдоподобным.

Больше всего в этом романе меня восхищает то, как мастерски на основе небольших фантдопущений строго научным методом, на основе современных представлений о физике, выведен наш мир, каким бы он вполне мог быть, если бы эти фантдопущения действительно были бы реальными. Нужно по-настоящему хорошо разбираться в науке, чтобы написать такую непротиворечивую историю. Нужно быть по-настоящему талантливым писателем, чтобы персонажи и ситуации выглядели настолько естественно и даже прозаично. В описании работы учёных и покорителей космоса — жителей Луны — нет ни грамма пафоса. Нет высоколобых учёных, самоотверженно работающих круглыми сутками в лабораториях в белых халатах во имя науки и прогресса всего человечества. Нет коренастых лунных шахтёров, сутками не выходящих из своих шахт во имя покорения Луны. Прогресс идёт без надрыва, открытия порой совершается по чистой случайности не самыми умными людьми и далеко не из самых альтруистичных побуждений. Нет протестных движений, нет митингов протеста во имя спасения мира. Люди равнодушны и беспечны, как сытый кот.

Итог — один из лучших образцов твёрдой научной фантастики. Безоговорочные 10 баллов и рекомендация прочесть всем, кто ещё не читал.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2010 г.

Это одна из лучших книг Айзимова:

Во-первых, противостояние между учеными, интриги и коварные планы, устранение конкурентов достойные рыцарей плаща и кинжала; научные идеи способные осчастливить или погубить Вселенную; реалистичные характеры и конфликты.

С «другой» стороны — захватывающая идея паравселенной. Айзеку Азимову в этом произведении удалось дальше всех фантастов уйти от антропоморфизма иномирцев, они действительно в достаточной мере непохожи на людей, насколько это вообще возможно для писателя-человека. Но в тоже время читать о них интересно, их проблемы вызывают эмоциональную реакцию.

С третьей — борьба колонии с метрополией за свою независимость. Не сказать что б «лунный» сепаратизм был такой уж новой идеей. Но очень продумано описан быт и физиология колонистов; их ксенофобия, как результат поиска своей идентичности. В Лунной части мне не очень понравилась романтическая линия, несколько угловато и бесстрастно.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2013 г.

На данный момент — лучшее, прочитанное мной у Айзека Азимова. Потрясающая триада из трех частей романа неослабно держала внимание и интриговала. В первой части — показательный урок того, как можно увлекательно и незанудно рассказывать о научных исследованиях, экспериментах, теоретических выкладках, что в других случаях вызывает у меня неуёмную зевоту и смертную тоску. Вторая «ксено»-часть — захватывающий, чудесно прописанный параллельный с нашим мир, в котором царствуют другие физические, социальные и физиологические законы. Кстати, как раз вторая часть меня особенно захватила и повлекла за собой самую высокую оценку всего произведения. Третья «лунная» часть видится мне чуть менее филигранной, что ли, в связи с некой надуманностью и схематичностью любовной линии. Тем не менее точки над «і» были расставлены именно в ней, причём очень логично и к месту.

В итоге грандмастер, коим бесспорно является А.Азимов, романом «Сами боги» однозначно подтвердил право венец короля фантастики держать на челе.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2013 г.

Данный роман, написан в те годы, когда фантастика и впрямь была «научной» и вопросы, поднимаемые в произведении всерьез обсуждались физиками-теоретиками. К сожалению, сейчас такой литературы уже не пишут, мельчает писательская братия... да в принципе и пипл уже требует ширпотреб, а не пищу для ума...

Многочисленные комментарии посвящены восторгу о мироустройстве «паралюдей». Согласен, общество, где ячейкой служит некая «триада», а поражающее воображение становление Жесткого — просто трамбует мозг. Но не менее смакуется и интеллекутальные баталии ученых. Я просто умилялся логическим конструкциям, которые аргументировались физиками. При чем, Азимов подает их сложные интерпретации весьма доходчиво и интересно.

Само по себе навеваются некие параллели с нашим малопонятным Большим Андронным Коллайдором... Что же касается третьей — «лунной» части призведения, то она мне показалось коктейлем из детектива, технотриллера и лирики. Единственным недоумением можно назвать тот факт, что человек — Homo sapiens, без нахождения под солнечными лучами, вряд ли способен обеспечить себя холекальцеферолом (витамин Д3), но я могу и ошибиться.

В итоге, перед нами — ярчайший образец фантастики, которую нынче не все поймут, но которую в далекие 80-е, называли «умными книгами«!

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2013 г.

И снова спасибо Фантлабу! «Поиск по жанру» — великолепное изобретение, прекрасный помощник для выбора произведения. Вопрос — «что бы почитать?» потерял свою актуальность. Так я узнал о романе «Сами боги» и прочитав несколько восхищенных отзывов, в некоторых из которых он назван лучшим произведением в жанре твердой НФ, понял что нашел, чем увлечь себя на ближайшие несколько дней. А наличие целых трех мировых премий, конечно, подтверждало правильность моих умозаключений.

Роман состоит из трех частей, каждая из которых оригинальна и интересна по своему. По сути это три отдельных мира, три разных философии.

Действие в первой части происходит на Земле и главные действующие лица в ней — это ученые, которым удалось установить контакт с жителями параллельной вселенной. И благодаря различиям в законах физики и, используя технологии «паравселенной», был налажен обмен веществами, с помощью которых оба мира получили неисчерпаемые источники энергии. Однако одному из ученых становится очевидной опасность такого взаимодействия, и он пытается остановить этот процесс. Здесь автор ставит некоторые вопросы психологического характера, ведь люди очень хотят верить в то, что приносит им выгоду, и остаются слепы ко всему, что может угрожать этому.

Во второй части главные герои — это существа, населяющие «паравселенную». Вот здесь хочется сказать Браво! Азимову. Последнее время мне попадались книги, где фантазии авторов, при описании иных цивилизаций, хватало максимум на разумных носорогов, пауков или прочих эквивалентных земным существам. Но только не в «Сами боги». Абсолютно оригинально описаны и сами жители, со своей непохожей ни на что философией, и их мир. Еще раз Браво! автору. Получил неимоверное удовольствие именно от этой части романа.

Третья часть так же не похожа на две предыдущие, так как действие в ней происходит на Луне, где несколько поколений живут люди. Из-за различий в силе тяжести и прочих особенностей жизни на Луне, население спутника все больше отдаляется от землян. И не только физиологически, но и психологически. Именно здесь, во многом благодаря этим противоречиям, и разрешаются проблемы, поставленные в первой части.

В целом роман «Сами боги» считаю выдающимся произведением НФ. Если не лучшим , то одним из лучших. Читается очень легко, не смотря на обилие научной информации, которая дана ровно в той степени на сколько необходимо для понимания самой сути происходящих событий. Вообщем рекомендую всем любителям данного жанра.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2008 г.

Знаете как бывает, читал давным давно книгу от которой в памяти осталось несколько цепляющих моментов, но по прошествии времени не помнишь ни названия, ни автора, ни сюжета толком...и сидит это в тебе занозой, и интересно, что же это такое было, но понимаешь, что в огромном количестве книг это произведение может уже и не встретиться до конца жизни. Встретилось). А запомнилось мне именно описание мира паралюдей — настоящая жемчужина этого классического НФ романа.

Уже само понятие — классика НФ (тем более от Азимова) — накладывает определенные условности на роман: суховатый стиль, отсутствие увлекательный приключений, зато мощнейшая научная идея, никакой попсовости. А еще это все таки роман главным образом о людях, несмотря на весь суровый научный бэкграунд. И пусть НФ не самый мой любимый жанр, и роман оставляет чувство незавершенности, но удовольствие от прочтения получил несомненное и глубочайшее.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2015 г.

Если человек может изобразить другой разум, мышление, отличное от нашего. Иную форму жизни, другую среду обитания, с физическими законами не похожими и не понятными. Если это все правдоподобно и реалистично. Если инопланетяне – действительно трудно понимаемы или не понимаемы вовсе. То этот человек гений. А если он это все умудрился показать и передать через фантастический роман – он Писатель и Фантаст с большой буквы. И если бы я даже никогда не знал о таком человеке как Азимов, никогда не читал его произведений, не видел фильмов по его книгам, не был бы знаком с его вкладом в фантастику и науку. Я бы все равно подумал именно так — гений.

У книги множество и других замечательных сторон. Например, интересные ученые, такие разные и в то же время схожие в своей жажде исследований, изобретательства, научных открытий и признания. О нем, о признании, в научных кругах и в общественных, сказано немало. Можно увидеть внутренний мир науки как социального института, с его изъянами, бюрократией, не зыблемыми авторитетами. Становится понятно, что там не все так просто. Что, несмотря на интеллект, настойчивость, разносторонность идей, этого не достаточно, чтобы пробить предвзятость мнений, чужие личные интересы и круговую поруку. Настоящая изнанка изобретательства, о существовании которой многие и не подозревают.

Ну и конечно сами изобретения. Как мастерски Азимов рассказывает о новых научных идеях, как он придумывает вместе с героями новые даже не изобретения и технологии, хоть и их тоже, а новые понятия, новые конфессии. И он вовлекает в этот процесс читателя, объясняет, доказывает, аргументирует. И все это с хорошей научной базой. Думаю, не мало людей почерпнуло для себя некоторые знания о химии, электронах и элементарных частицах, и о многом другом. В общем, очень добротное произведение в жанре твердой научной фантастики.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2010 г.

Хорошо. Но неоднозначно.

Три части психологически воспринимаются чуть ли не как самостоятельные произведения — эдакий набор из трех блюд:smile: Первые две так и хочется запустить параллельно, чередуя, скажем, через 3-4 главы, повествования о нашей и паравселенной.

Очень живо написано про Луну. Эти длинные диалоги на фоне «лунных пейзажей». Люблю я такие «азимовские» диалоги! «Лунная» часть показалась мне более зрелой. Автор твердо знал, о чем писать... Единственное — как-то нелепо там предстает Нэвилл Бэррон со своими бредовыми мяслями о независимости Луны, смещении ее орбиты и ухода в космос подальше от Земли-диктатора:smile:

... В первой — практически одна грызня. Научные склоки. У всех один мотив — насолить своему оппоненту. И потом — уж слишком складно у Ламонта получались предположения и теории касательно паравселенной. Практически никаких реальных данных. Тут можно выдвинуть миллион верси . А он как-то так, раз-два — и все время в точку! Ходил, кипел от злости к пожинавшему лавры бездарю Хэллему, а в самом конце с бухты-барахты пустил слезу за трагическую судьбу их мира и человечества из-за дурного воздействия электронного насоса. С чего такая резкая перемена? А Броновский — ну, прям Дюпон из «Золотого жука» Эдгара По:lol: Маялся-маялся, а затем стал как орешки щелкать послания из паравселенной. Автору явно не хватило толковой «технологии», или правдоподобного объяснения их расшифровки. Он, кстати, поначалу очень разумно и обрисовал практическую невозможность разгадки табличек. Ну а дальше, неожиданно и как бы между прочим, взяли и разгадали. Великое озарение!:smile:

Вторая часть очень необычна. Настолько необычна, что потребовалось прочитать около ее трети, чтобы проникнуться миром паравселенной. Все эти эмоционали, рационалы, овоиды, пестуны, триады, мягкие и жесткие, почкование и разреживание:lol: Пожалуй в этом романе наиболее ярко из всей НФ-литературы (что я прочитал) описана чужеродная иная жизнь — такая полутелесная-полуэнергетическая. Сюжетный недостаток (хотя и не существенный) второй части — слишком мало места уделено созданию насоса и непосредственно контакту именно со стороны паравселенной (а это ведь основа романа). Но зато автор чрезвычайно подробно описал «семейную жизнь» этих существ. Я тут же поймал себя на том, что читаю раза в 3 медленнее, чем остальное — усваивалось все это довольно тяжело. Но, тем не менее, интересно. Особенно, когда узнал, что мягкие — это лишь первая стадия жестких организмов. Хотя поначалу они описываются как совершенно самостоятельные и сильно отличные друг от друга существа, между которыми установлен определенный четкий «такт» в общении.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2008 г.

Очень неостандартный и интересный роман. Первая и третья часть. описывающая события на Земле, достаточно стандартны Зато вторая — одно из лучших описаний общества инопланеян и их жизни, из всех, которые я когда-либо читал. Причудливый мир инопланетных существ описан с большой фантазией и воображением, выглядит при этом совершенно реалистично.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2016 г.

В романе представлена научно-фантастическая версия возникновения Вселенной с характеристиками, пригодными для зарождения жизни, высказаны предположения о механизме Большого взрыва, дана картина множественности миров, разнообразия условий и форм жизни. Герои романа сами не боги, их возможности даже в отдаленной перспективе вряд ли приближаются к уровню божественного творения, но подходят к нему очень близко.

Действие романа охватывает небольшой отрезок времени — лет двадцать или двадцать пять. Но временные интервалы взаимодействия физических законов Вселенных поражают — Азимов сумел охватить все время мира, причем так, что оно легко уложилось даже в гуманитарной читательской голове. Научные теории — самый волнующий элемент произведений Азимова, и данного романа тоже. Они увлекают безотносительно к героям и сюжету, ведь речь идет об основах основ мироздания. Автор подводит нас к краю совершенно не мистической бездны, в которой мы и живем, как выясняется.

В плане идеологическом роман также весьма глубок. Он показывает склонность человечества отбрасывать от себя проблемы, решение которых требует ограничения материального благополучия, даже если на другой чаше весов лежит существование Вселенной. Он показывает также весьма любопытную нравственную коллизию: если ради сохранения жизни своей и своих детей нужно подвергнуть риску и в конечном счете уничтожить кого-то другого и чужих детей, как поступить?

Данная этическая проблема постепенно нагнетается и доводится до точки принятия решения: кому жить, своим или чужим, при том, что эти чужие — не агрессоры, они не создают проблему и даже ничего о ней не знают. В какой-то момент кажется, что разрешение этой коллизии является главным в романе. Книгу читаешь с напряженным ожиданием, какое же решение примут герои, смирятся ли с судьбой одни, сумеют ли защититься другие.

Предельно обострив конфликт и поволновав читателя, Азимов выводит миры из кризиса. Сделано это красиво, можно сказать, виртуозно. Компромиссный вариант основывается на логическом развитии научных теорий, представленных в романе изначально. Стрелка переводится на безжизненную Вселенную и максимально растягивается во времени. Фактор безжизненности возможной жертвы в какой-то момент воспринимается как маленькая хитрость Автора. Но это быстро проходит, поскольку фактор этот укладывается в философскую концепцию развития жизни, которая где-то начинается, а где-то уже завершила свой цикл, заложив основы стартового взрыва новой Вселенной. От прикосновения к таким мыслям-образам захватывает дух.

Недостаток в романе для меня один. Слишком резко оборвана сюжетная линия паралюдей, хотелось бы узнать, как поведет себя новый Жесткий, кто возьмет в нем верх — рационал или олевелая эм. Но даже в романе нельзя охватить все. Что-то неизбежно остается недосказанным. Да и сам выбор между жизнью своих и чужих представляет собой нравственный тупик. Азимов поступил гуманно, не став загонять читателя еще и в нравственную бездну.

Замечательная книга. Очень здорово!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2014 г.

Азимов, безусловно, мастер. Произведение написано блестяще; про интриги между учеными немного скучно было читать, но без этого книга бы не состоялась. В целом она очень интересная и читается легко. В ней много научных идей, но поданы они так, что понять их не сложно.

Инопланетяне описаны великолепно:) Более органичного и отличающегося от нашего мира не встречала больше ни у кого. Правда, я так и не смогла этих существ представить — возможно, потому, что они слишком другие. Читала здесь отзыв о том, что в их мире недостает других видов живых существ, конкуренции и тп — но ведь их цивилизация-то какая старая, они их просто вывели в незапамятные времена (во всяком случае, мне так показалось). Так что не считаю это минусом.

Идея — человечество готово пойти по любому пути, если это выгодно. Даже если этот путь смертельно опасен для всей планеты. И доказать ничего невозможно, увы. Можно только предложить альтернативу. задумалась — и поняла, что мы действительно такие. Вот только таких решений, чтобы и овцы были целы, и волки сыты, в реальном мире почти нет...

И все же произведение... не то чтобы суховато, а как-то чуждо по своей атмосфере. Разум вроде радуется, а душу не греет. Совсем. Только поэтому 8. Оценки — вещь глубоко личная, субъективная. Если нужно было бы максимально объективно и беспристрастно оценить книгу, дала бы 10. За литературное мастерство.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2012 г.

Роман хорош ещё своей художественностью, то есть в нём в изоболии есть эмоции (и не только человеческие). Впрочем, для романов Азимова это свойственно, в отличии от рассказов. В рассказах Азимов лишь описывает идею, иногда оставляя сырым сюжет, а большая форма даёт ему возможность помимо технической развить и душевную сторону.

«Против глупости... Сами Боги... Бороться бессильны?» Первая часть интересна описанием важного научного открытия и создавшейся ситуацией: самовлюблённый учёный может стать причиной гибели человечества. Вторая часть содержит подробное описание внутреннего мира, быта и социального строя жителей параллельного мира и имеет весьма красивую и лиричную концовку. Третья часть берёт тем, что в ней описывается социальный строй жителей Луны, их независимость, да и вообще является рекрутом в сторону классической фантастики Золотого века.

Каждую из этих частей можно рассматривать, как отдельную книгу, но в целом они дают очень хороший роман. Рекомендую читать.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2010 г.

Это конечно шедевр. Азимов на высоте, как впрочем и всегда.

Роман состоит из трех частей. Первая и третья — неплохие такие научные эпизоды (даже с самостоятельными героями), вторая же — Шедевр с большой буквы, достойный называться самостоятельным романом. Вначале совершенно непонятно что и как и где происходит, но потом все встает на свои места. Концовка второй части поразительная. Что бы придумать обитателей паравселенной настолько отличающемся от нас — это нужно иметь настоящий талант.

«Сами боги» как роман интересно и даже странно выстроен. Как бы маленькая трилогия. Нестандартное повествования придает ему какой-то шарм, от которого хочется читать и читать. В романе очень много диалогов, диалогов на фоне которых происходят грандиозные перемены в жизни человечества.

Концовка всего романа конечно не шедевральная, но и не плохая. Скажем так, Азимов мог бы и более шокирующе закончить повествование.

Рекомендую всем почитателям настоящей научной фантастики.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2007 г.

«Сами боги» — роман, подобных которому всё меньше и меньше становится в современной фантастике. Я имею в виду новые идеи, остроту мысли, свежесть сюжетных ходов, непредсказуемость. Роман — шедевр. Роман — эталон. Роман — идеал. Можете со мной не согласиться, но подобные произведения можно перечесть по пальцам.

Хотите поднять планку своих оценок произведениям, своих вкусов? Хотите познакомиться с романом, который сумеет провести черту между массовой, хотя и увлекательной литературой и золотой классикой? Тогда мой вам совет — «Сами боги». Читайте.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2012 г.

«Против глупости сами боги бороться бессильны» — любимое изречение человечества, подводящее итог столь многим событиям.

Как часто представляем мы далеких инопланетян существами могущественными, отринувшими рознь и сомнения, достигшими невероятных технологических высот, далеко опередившими нас в этическом плане и решившими все моральные дилеммы. В наших глазах — это Сами Боги, которые когда-нибудь снизойдут до нас и решат наши мелкие проблемы.

Вот и в романе Азимова, такое чудо, наконец, произошло. Что там «боги» химичат — не важно, но и человечество может урвать свой кусочек от их пирога в виде дармового источника энергии. Вот и решена извечная проблема! Энергия — в избытке и даром. И не надо думать о вредных выбросах в атмосферу, загрязнении воды и прочих неприятных вещах. Все включено! И никого не интересует, какую цену и когда придется заплатить за это дармовое счастье. Главное — не сейчас и не нам. И тонут в хвалебном потоке отдельные тихие предостерегающие голоса./Как это знакомо — вспомните, хотя бы прошлый год и «Фукусиму»/

Глупость человеческая — любимая героиня писателей всех жанров, дающая такие неограниченные возможности для полета фантазии. Вот — ученые, политики, бизнесмены и простые обыватели — готовые закрыть глаза на любые неприятные факты. А вот — и сами «боги», готовые ради решения своих проблем погубить чужой мир. И вроде бы закончится все хорошо — проблема будет решена, далекая цивилизация и земляне спасутся и попутно решат свои энергетические проблемы. Но, не бывает так однозначно у Азимова, ведь заглавие третьей части — «Бороться, бессильны?» — не утверждение, а вопрос. Это сейчас пронесло, а сколько еще впереди боев с Глупостью. И, как правило, человечество эти бои проигрывает. Но маленькая надежда все же есть, пока есть думающие люди.

Вот такая история. Завернутая в замечательную многослойную обертку из интриг, лунных поселений, научных открытий, любовной истории, и очень трогательного описания жизни и приключений юной инопланетянки.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх