Ли Брэкетт «Драгоценность Баса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В древней песне поется, что мир создан богом, пришедшим с другой звезды и что зовут его Бас Бессмертный. А еще в древней песне поется, что сила Баса заключена в Камне Судьбы. И очень скоро цыган и вор Сиран узнает, насколько эта легенда правдива. Осталось только перейти Запретную Равнину, сразится с ужасными Калдами и взглянуть в глаза андроидов, которые века напролет охраняют своего повелителя и его камень.
Входит в:
— сборник «Исчезнувшая луна», 1977 г.
— антологию «Thieves' Carnival. The Jewel of Bas», 1990 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Повесть |
- /языки:
- русский (8), английский (3)
- /тип:
- книги (8), самиздат (3)
- /перевод:
- Б. Александров (5), Г. Грей (5), Н. Несмелова (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 9 апреля 2024 г.
«Драгоценность Баса» — это трогательная, местами очень сумбурная и наивная ретро-фантастическая история.
История о любви. История о Боге. История о свободе и порабощении.
Каждый читатель может подчеркнуть в ней то, что ему кажется более важным.
Кто-то удивится тому, как упавший рядом с мальчиком-рыбаком метеорит сделал его бессмертным полубогом — скитальцем, который привёл его в сердце 10 планеты. Кстати, десятую планету, Эриду, открыли только в 2003 году. Какое небесное тело имеет ввиду автор? Браво, Брэкетт!
Кто-то спросит: «Как, чёрт возьми, камень величиной с человеческое сердце может питать энергией целый мир, спрятанный внутри планеты?»
А кто-то сосредоточится на любви Сирана и Маус, воров, отправившихся в дальний путь, чтобы обрести...Что? Мир? Покой? Любовь? Или какие-то высшие смыслы.
А кто-то поразится трагедии божества, уставшего от самого себя и тоже отчаянно мечтающего о любви.
А можно задаться вопросом: зачем андроидам Кафру и Стьюду планета и что они с ней будут делать?
Небольшой текст, а сколько всего в нём можно «НАРЫТЬ«!
Эта повесть, разумеется, далеко не шедевр и не образец, но весьма читабельна. Много времени чтение не займёт, но «лирики» хватанёте, это гарантированно.
Лично я люблю иногда окунуться в фантастику 40-50 х годов. Цепляет при всей внешней нескладности.
Darth_Veter, 21 декабря 2023 г.
Давным-давно сыну простого рыбака из Атлантиды несказанно повезло: во время грозы он нашел могущественный артефакт, даровавший своему хозяину качества настоящего бога. Но, став бессмертным, мальчишка оставался в юношеском теле и потому его никто всерьез не воспринимал. Помаявшись несколько тысячелетий, он бежал на отдаленную планету, чтобы построить на ней свой собственный рай. Однако, как и в библейском Эдеме, творения юного Бога восстали против него, угрожая уничтожением воссозданного рая...
Как и у многих американских фантастов 30-40-х годов прошлого века, это творение Брэкетт представляет собой синтез сказки и чистой фантастики. От сказки в нем — упоминание о легендарной Атлантиде и волшебный Камень Судьбы, находившийся в одном из ее храмов. (Тот самый камень, исчезновение которого вызвало гибель древнего континента.) От фантастики — роботы и гипнотический свет, ломающий волю людей и вызывающий у них беспрекословное подчинение. В те годы такой странный синтез казался весьма оригинальным ходом, приводящим к необычным и интригующим сюжетам. Подобные вещи вы встретите у Эдмонда Гамильтона, Эдгара Берроуза и даже у раннего Азимова. Но после начала космической эры писать в подобной сказочной манере стало «немодно и несовременно». Поэтому сегодня так уже не пишет никто.
Тем не менее, у повести имеется своя особая романтика: странные герои (которые на самом деле — воры и жулики) и жуткие противники (искусственно выведенные чудовища и зловредные роботы), действующие в антураже необычных декораций (манящая вершина Бет Виты и пугающие просторы Запретной равнины). А сюжет повести сильно напоминает знаменитую сагу Толкина «Властелин Колец». Язык изложения, правда, немного странный — я бы даже назвал его «асинхронным». Мысли выражаются слишком длинно и громоздко, а их смысл иногда ускользает от понимания. Наверно, дело тут в том, что автор — женщина, а они, как известно, пишут весьма мудрено и витиевато. Но если вы сумеете настроиться на волну автора, перед вами откроются весьма впечатляющие картины и образы далекой планеты и ее обитателей. Конечно, шедевром произведение не назовешь, но и проходным назвать язык не повернется. Просто увлекательное чтиво о чужой жизни, не мыслящей себя без опасных приключений.
-----------
РЕЗЮМЕ: история о том, как цыган с воровкой спасли от уничтожения свой мир, разбудив спящего бога и наказав его коварных приспешников. Позднее Джон Толкин возьмет те же мотивы и превратит их в настоящий шедевр по имени «Братство Кольца».
dobriy_doktor, 8 апреля 2009 г.
Повесть «Драгоценность Баса» поднимает один из часто встречающихся в фантастической литературе вопросов — «Богом быть трудно или скучно?» С точки зрения Л.Брекетт «Богом быть скучно.» Произведение пестрит натяжками и это явно проходная вещь для автора даже с учетом времени написания — конец 2й Мировой войны.
Хотя, с другой стороны, большое количество предлагаемых автором идей мы позже увидим во вполне современных произведениях — например, андроиды близки к им же в «Подземелье ведьм» К.Булычева, диалог между Сираном и Басом идейно созвучен разговору Бога с Аззи в «Театре одного демона» Р.Желязны и Р.Шекли и проч.
Поэтому, хотя «Драгоценность Баса» и изобилует нестыковками, идеи, предложенные автором в 1944 году, почти в том же виде переходят из произведения в произведение по сей день.
god54, 13 сентября 2009 г.
Эта повесть написана в стиле легенды. Красивой легенды о любви. И оставляет она человека перед выбором: любовь в реальном и трудном мире с реальной и трудной женщиной или же любовь в нереальном мире, где всё упорядочено и где ты очень нужен. Наверное второе ближе богам, а нам простым смертным всегда импонируют трудности. Поражает язык произведения и точность передачи чувств героев.