Айзек Азимов «Робот ЭЛ-76 попадает не туда»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Потерялся робот ЭЛ-76! Он остался на земле, хотя его позитронный мозг запрограммирован только на работу в лунных условиях. Люди волнуются, а уж каково самому ЭЛ-76... Под ногами вместо лунных кратеров какая-то зелень, люди вокруг почему-то ходят без скафандров и, завидя его, кидаются бежать... И инструмент для работы — «десинто» приходится конструировать самому из того, что валяется во владениях единственного человека, который не испугался робота — Рэндольфа Пэйна.
В СССР в 1967 году был сделан диафильм по этому рассказу.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— условный цикл «20世紀SF / 20seiki SF» > антологию «1940年代―星ねずみ», 2000 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №6 (6)», 1960 г.
— сборник «The Rest of the Robots», 1964 г.
— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— антологию «Amazing Science Fiction Anthology: The War Years 1936-1945», 1987 г.
— антологию «Roboti a androidi», 1988 г.
— антологию «Человек, который дружил с электричеством», 1989 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Созвездие Льва-8», 2022 г.
Экранизации:
— «Короткое замыкание» / «Short Circuit» 1986, США, реж. Джон Бэдэм
- /языки:
- русский (16), английский (7), чешский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (22), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Иорданский (11), Г. Филатова (1), О. Фуса (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
omaksimov, 23 сентября 2023 г.
Замечательный юмористический рассказ о потерявшемся роботе. Или скорее о человеческой жадности и глупости. Такой рассказ мог бы написать О Генри — если бы он писал фантастику. Въобщем нестареющая классика.
Сказочник, 7 июля 2022 г.
Азимов юморит. Юморит умело. Сам рассказ не зацепил совершенно. Если вы ищете сходства с культовым с СССР фильмом «Короткое замыкание», вы найдете минимум. Только то, что робот потерялся и... всё. В истории привлекает язык повествования — это действительно подается смешно. Но более ничем особо он не примечателен. Кроме того, что выпушен он был в 1942-м году, то есть, фактически это один из первых рассказов о роботах вообще...
Тиань, 1 апреля 2015 г.
Очень первоапрельский рассказ о разгильдяйстве. Одни разгильдяи потеряли узкоспециализированного робота, другой разгильдяй решил этого робота приручить, а потом внушить ему, что они не знакомы совершенно, а в результате человечество лишилось ценнейшего изобретения, сделанного слегка ошалевшим от людей роботом, ну и отдельные граждане кое-какой ущерб понесли.
Вывод ясен: сложных роботов надо тщательно оберегать от общения с людьми, иначе их позитронный мозг не продержится и суток; уж мы то сумеем загрузить его по полной — идиотическое поведение безвредно только для человеческих мозгов, позитронные его не выдерживает. Со вторым законом инженеры сильно поспешили.
zdraste, 19 мая 2018 г.
Хорошее, позитивное чтение, о скупердяйке жене, которая лично не участвует в сценарии, но ее зловещая, скряжническая тень так и довлеет на протяжении всего повествования. Вот что делает сквалыга-жена с честным мужчиной — житья ни ему не дает, ни всему миру, из за страха Пэйна, лишила человечество величайшего открытия.
Уважаемые женщины, не жалейте денег мужчин на них самих! Иначе, миру не поздоровится.
А вот Робот ЭЛ-76 это прелесть. Незаменимый работник, трудолюбивый, честный, целеустремленный, до-вер-чи-вый, ну чем не идеальный мужчина? а? жаль только, что не человек.
Спасибо Тиань за совет.
lex_art, 24 апреля 2020 г.
Что общего у всех рассказов Азимова про позитронных роботов? Возможно то, что люди всюду недооценивают этих созданий. От них не ожидают сложного поведения, изобретательности, самопожертвования и прочих высоких эмоций, которые традиционно приписываются только человеку. Каждый рассказ про то, что робот оказывается чем-то большим, чем машина, изобретенная для решения прикладной задачи. Есть у человека и робота одна общая деталь. Никто точно не знает, как работает человеческий мозг. Где зарождается человечность. Аналогично никто не знает толком как работает позитронный мозг. В одном из рассказов Азимова в этом сознается сам изобретатель этих машин. В этом рассказе роботу пришлось проявить себя в роли гениального изобретателя. Если обстоятельства лишили тебя любимой работы, то у целеустремленного существа нет другого выхода, кроме как превозмочь обстоятельства. Как обычно у Азимова его любимцы получились антропоморфными во всех смыслах.
SHWY, 15 мая 2017 г.
Если вспомнить, что у Азимова ещё есть весёлого и смешного, разве что «Шутник» приходит на ум, в основном Айзек трагичен и мрачен. Вещь, современная, если не ультрасовременная и на год написания (42), и на 60-е, когда я её прочитал, и сейчас ничто в ней не устарело — шедевр на все времена. Попадая не туда или видя, как другие там оказываются, всегда вспоминаю название рассказа (я, кстати, часто подписываюсь инициалами AL, но только сейчас увидел оригинальное название ЭЛ-76).
artem-sailer, 4 сентября 2014 г.
Ничего особенного в рассказе нет. Мне нравятся «Рассказы о роботах», однако эта история, пожалуй, одна из самых слабых в цикле. Логика робота непонятна. С чего это он вообще взялся конструировать «Десинто»? Странное решение. Наиболее правильным было бы искать завод-изготовитель или заказчиков.
Далее, первый закон гласит, что робот не должен предпринимать ничего, что может поставить под угрозу жизнь человека. Однако в рассказе чётко видно, что импульс, созданный «Десинто», лишь по счастливой случайности не убил никого из людей. Как-то это странно — неужели ЭЛ не мог предположить, что может «задеть» кого-то из людей? Тем более, в тексте прямо упоминается, что были уничтожены несколько домашних животных. Надо полагать, что под раздачу мог попасть и какой-нибудь фермер. Данный момент, на мой взгляд идёт вразрез с концепцией всего цикла, не вписывается он в существующие посылы.
Когда-то давно, в юности, уже читал этот рассказ, помнится, понравилось. Сегодня, перечитывая его, был глубоко разочарован. Вероятно, не стоило перечитывать...
Стронций 88, 29 марта 2016 г.
А интересный рассказ. Конечно, ничего такого особенного в нём нет, но он интересен. В чём-то даже такая комедия положений. Написано легко с юмором и без лишних изысков. Ну и история сама по себе хороша. Иронична. Тут тебе и попавший в «необычные условия» робот, и предприимчивый человек пытающийся нагреть на этом руки, и уйма недоразумений сваливших в кучу такое количество людей и событий. И, конечно же, открытие… такое гениальное и так потерянное! Увидев тут на сайте, что по этому рассказу есть диафильм и просто фильм (но, как я понял, последний не совсем передаёт рассказ), я обрадовался, потому что вот как-то напрашивается… Я бы посмотрел, будь по этому рассказу какая-нибудь лёгкая комедия. Мне кажется она – как и сам рассказ – вышла бы забавной и интересной, не смотря на то, что, казалось бы, ничего особенного (такого «сверх») в этой истории нет.
A.Ch, 2 июля 2016 г.
- Послушай-ка, сосед, не видел ли ты сейчас, по нашей улице прошло гигантское металлическое чудовище? Ростом футов семь, такое страшное, глаза горят, да ещё, как будто, искало кого-то в качестве жертв. Бормочет что-то. “Где мой дезинтегратор?” что ли. Старик Джонсон выстрелил в него два раза из своего старого ружья, да ему хоть бы хны. Пойти, что ли посмотреть, не случилось бы чего плохого.
- Нашёл я следы этого существа (ещё бы их не заметить – размером-то в два человеческих), так оно до фермы инженера толи мастера на все руки – Пэйна, дошло, хозяина не видать, чудовище, похоже, убило, теперь возится с какими-то железками, да повторяет что-то. “Работать хочу”. Работать? В чём его работа-то состоит? Может всех нас, как этого, со свету сжить и оружие мощное сделать? А? Как считаешь? Побегу ещё, проверю, а ты не усни, дождись моего возвращения через час, а не вернусь – так за шерифом отправляйся.
- Ох, сосед, хорошо, что ты дома остался, да даже здесь ты и слышал шум и взрыв видел. Как не увидеть, если вспышка ярче десятка молний была! Чудовище это РОБОТом зовётся, то есть РАБОТАТЬ хотело, но не здесь, а на Луне, здесь же у этого чудо-ремонтника нашло себе запчасти для своего плуга ядерного, да завести его хотело. Представляешь? От этого поле получилось ровное, без деревьев, без сараев, без сена и камней, да и от холма нашего Утиный Клюв четверть клювышка осталась. Только вот что я подумал, сосед. Всё это похоже на возникновение Вселенной. Ну, посуди сам, сначала учёные всякие, помощники шерифа, ротозеи не только местные, да и я, сбегаются в одно место, а потом, как после Большого Взрыва Вселенского – разбегаются. Как планеты со звёздами. А источник-то энергии неизвестен, да и история забыта.
lubar, 10 июня 2016 г.
Начал читать после пересмотра фильма «Короткое замыкание», который якобы снят по мотивам рассказа. Стоит читать, что бы знать, что к фильму он почти не имеет отношение, кроме факта потери дорого робота. Тут разве что идея для начала фильма. Скорее разочарован. Рассказ больше напоминает схему. В робота заложили инстинкт — желание работать. Этот инстинкт нашёл вначале способ обойти прямую команду человека. Но потом почему-то прямой приказ человека оказался священным. Юмор со слухами о большом чудище и толпой, которая пошла громит робота мне сильным не показался.
Не очень жалко изобретение, которое жрёт энергию как свинья, хотя конечно энергия батарейки из фонарика уничтожившая пол района наводит на мысль, что робот
из неё маленькую ядерную бомбу сделал.
ЛитАлхимик, 15 мая 2017 г.
Познакомился с этим рассказом в аудиоварианте в исполнении Вадима Максимова и получил заряд хорошего настроения! Сборник рассказов Азимова в исполнении Максимова — самое то для поклонников творчества Мэтра. О самом рассказе ничего не скажу, тут довольно спойлеров и без меня. Отмечу лишь, что в художественном чтении рассказ сильно выигрывает по сравнению с текстовым вариантом.
Skrag, 1 августа 2012 г.
Практически все роботы, описание которых идет в данной серии являются узкоспециализированными. Весь смак состоит в том, чтобы поставить их за рамки их специализации и посмотреть что будет. То же самое можно спроецировать на человека. Поставь его за привычные рамки и сразу проявится его истинная суть.
Yevgenijz, 27 августа 2016 г.
Был у меня в детстве этот диафильм, помню, посмотрел с сайта, поностальгировал. Может, конечно, и для детей рассказик, но хороший! Зря тут некоторые ругают.
PATARR, 14 ноября 2011 г.
Добротный и очень простой, в то же время, рассказик.
Не стоит искать в нем глубоких многоуровневых смыслов :smile:. Это просто юмористический рассказ. Но ТАК он мне в детстве понравился!
Я долго ломал голову, как же заставить робота опять все вспомнить :lol:
P.S. Талант Азимова, как выдумщика и рассказчика налицо — робот, пусть и необычная, но все же машина, выглядит эдаким неуклюжим, глуповатым и деятельным простачком, но вполне одушевленным, и даже являющимся личностью персонажем. Афермер — типичный озабоченный середнячек со среднего Запада Америки.