Клиффорд Саймак «Мираж»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ричард Уэбб искал на Марсе древний город, а встретил шестерых марсианских «древних», которые тщетно искали Седьмого...
Входит в:
— сборник «Незнакомцы во Вселенной», 1956 г.
— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
— антологию «Глубина. Погружение 58-е», 2024 г.
- /языки:
- русский (14), английский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (1)
- /перевод:
- О. Битов (12), Р. Рамбелли (1), К. Сенин (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 29 июня 2023 г.
Вот и Саймак отметился в марсианской теме, пройдясь по теме угасающей автохтонной цивилизации, успешно добиваемой земными трапперами и старателями. Уже был Берроуз, в том же году Рэй Брэдбери выпустил свой знаменитый роман, мрачный Кларк Эштон Смит создал свою уникальную, ни на что не похожую Красную планету... На этом фоне зарисовка Старика Клиффа выглядит бледновато, у его мира уже всё окончательно в прошлом, осталась только пустыня, и миражи умирающих одичавших аборигенов. Тема всё та же, что и у других «марсианских» классиков — стремление к уже ушедшему, к мечте, вопреки всему, и вопреки самой смерти. Что не хватает этому рассказу? Всё таки поэтичности, которая могла бы зацепить нашу душу.
artem-sailer, 31 января 2022 г.
А мне тоже показалось, что речь идёт о смерти главного героя. Видимо, он уж очень сильно, может быть, даже больше жизни, хотел найти затерянный город, стремился к нему всеми правдами и неправдами, раз город явился ему в момент предсмертного забытья. Смерть от жажды, холода и голода — не одномоментное событие, а долгий и мучительный процесс, когда жизнь уходить из тела человека как бы по крупицам, сознание смешивается с подсознательным, и взору человека открываются такие вот картины — того прекрасного, чего он хотел бы, но которое так и осталось для него недостижимым. Что-то вроде защитной реакции организма, нечто похожее на укол морфия, смягчающий смертельную агонию.
Одним словом — жуть.
god54, 1 сентября 2020 г.
Никак не могу понять, какую прелесть находят авторы, когда оставляют читателя с непонятной концовкой, полной двояких намёков, подозрительных рассуждений и заставляют читателя самому сочинять вариант концовки и верить, что именно так и хотел сказать автор. Хорошее начало, прекрасная середина, а про финал я уже сказал?!. Как в рассказе, три знака препинания, какой хотите тот и выбирайте.
romanpetr, 16 сентября 2020 г.
Чудесный рассказ от Клиффорда Саймака! Читал его много раз в прошлом, но вот решил немножко освежить память и...приятные воспоминания нахлынули. Действительно прекрасный рассказ: очень лиричный, немного грустный , содержащий в себе глубокие философские нотки. Что нравится сразу — так это богатый литературный язык мастера! Читая его пасторальные описания природы и окружающего мира другой раз просто завораживают настолько, что искренне проникаешься всей душой. Для других писателей, и не только начинающих, такое произведение может стать отличным учебным пособием и подсказать, как нужно творить.
Ричард Уэбб, прибывший на Марс в поисках древнего города, нанимает двух местных сорвиголов-проводников из типа лучших из худших, потому что других не было. И в сопровождении оных прибывает где-то в середину марсианской пустыни, где встречает шестерых древних жителей этой планеты, страждущих найти до полного комплекта Седьмого, иначе продолжение их рода оборвется...
Казалось бы отличное начало, которое гарантирует развитие лихого сюжета, но Саймак очень тонко сконцентрировался на главном герое, переведя рассказ в русло приключений одного главного героя, которому предстоит преодолеть многие опасности, избежать неоднократно смерти, встретить чудом «Седьмого», найти город, но самое главное, найти и постичь самого себя. Здесь Саймак протянул из далекого времени очевидный философский контекст, где можно понять, что ни одними мирскими радостями живет наша душа, что есть нечто более отдаленное , но воспринимаемое, что может продлить наше существование в ином образе и в ином мире или ... мираже.
Не все так конкретно расписано у автора, но в мелких деталях мозаики, которые постепенно складываются в один большой узор. И Саймак старается нас предупредить или уберечь от алчности и низости, которые мешают нам обогащать свой дух другими мирскими ценностями. Он показал, что человек должен быть выше привязанности к деньгам и вещизму, что он должен нести совсем другую добрую, открытую культуру, которой сможет заслужить себе место в другом мире ...
Рассказ очень рекомендуется к ознакомлению всех читателей, ибо здесь есть, что извлечь полезное для себя!
Yazewa, 2 февраля 2012 г.
Пожалуй, перекликается с марсианскими историями Брэдбери. Здесь планета стала своеобразным фильтром, пройти через который могут очень и очень немногие. Своеобразный рай для познавших себя. Красиво, романтично. Символично.
Трудно представить это: уничтожение потомков разумной расы... ради меха! Стрелять в существо, владеющее второй сигнальной системой... Хочется верить, что до такого человечество не дойдет даже при всех его страшных пороках!
sanchezzzz, 18 апреля 2009 г.
Многоликий рассказ, после прочтения которого можно говорить о многих вещах, которые волей-неволей были затронуты: и о морали человеческих отношений к себе подобным и даже и вовсе не к себе подобным; и о природе одиночества, которого одна из суть-ипостасей – очищение; и о мечте, и о славе, и о вознаграждении за свои поступки и мысли, и о каре за проступки и грязные делишки…
В этом весь Саймак, дающий нам, читателям, пищу для размышлений, и лишний повод спросить с себя «за жизнь». Частенько задумываясь о том, что есть суть наша жизнь – реальность или всего лишь умело созданная кем-то (самими нами?) иллюзия, я всё чаще вписываю в свою доктрину устройства жизни именно слова «иллюзия», «постановка», «мираж». Порой кажется, что мир нереален; порой думаешь, что то, чего ты жаждешь, тебе давалось, но ты прошёл мимо, не заметил, принял за мираж, как это было с двумя «охотниками за сокровищами» из рассказа…
Мне всегда нравится, с какой теплотой относится к своим выдуманным существам Клиффорд Саймак, в разных его «меховушек» влюбляешься сразу и навсегда. Здесь их аж семь, все разных полов, но с одной целью на протяжении многих, долгих столетий и тысячелетий. Ах, как они смешно разговаривали! :-) «Друг – значит не обидит? Друг – значит не убъёт?»…
Их было Шестеро «древних». Они искали Седьмого. Они нашли его.
Думаю, они нашли и Восьмого. Того, кто за Миражом увидел и нашёл Истину. И Цель. И Жизнь.
morbo, 5 ноября 2012 г.
На самом деле, всё закончилось гораздо прозаичнее —
OldBones, 9 июля 2012 г.
Очень красивая и грустная история.
Каждый раз, когда вспоминаю её — мурашки по коже, а в душе — светлая печаль.
Один из рассказов, зацепивший меня так, что по сей день не могу его забыть.
Читать (а потом, через пару-тройку лет — перечитывать).
IPSE2007, 23 октября 2011 г.
Прочитав рассказ начинаешь думать — о чем он? О человечности? Бесчеловечности? О том, что закон далеко, а люди здесь? О том, что за 50 тысяч долларов человек готов практически на все, тем более на убийство какого-то там пушистого инопланетянина? Обо всем этом. А еще о том, что некоторые люди остаются (во всяком случае на первых порах) настоящими людьми, не готовыми первыми нарушать «закон пещеры». А миражи... Да что там миражи! Кто чего ищет — тот то и находит. Тот кто ищет золото — тот и находит золото. А кто ищет чудо — тот находит в сердце марсианской пустыни оживший мираж с озерами, садами, прекрасными домам и высокими башнями, указывающими своими шпилями на небо.
VaLKa, 18 января 2008 г.
Очень красивая повесть. Самопознание человека, достижение чего-то высшего в бесконечном стремлении к совершенству. Чистота и открытость души. Человек может понять мираж, толька став его частью. И кто же эти Древние, показавшие герою другой мир? И все это на фоне алчности и низости, стремлению к наживе — пускать на мех разумные существа!
Настоящая притча о поиске. Сильная повесть.
swamp girl, 6 ноября 2008 г.
Первый рассказ, который прочла у Мастера, шедевр... Я долго была под впечатлением. Оставляет потрясающе сильное послевкусие
ZiZu, 1 апреля 2008 г.
Какой правильный вопрос задали марсиане в пещере «А кто такой друг?», «Это сейчас ночью у него действуют законы пещеры, а утром». Насколько сильно земляне научились лгать и предавать, что даже инопланетяне уже перестали верить их словам. Только Седьмой смог поверить по-настоящему.
Nonconformist, 31 июля 2007 г.
Понимание того, что есть мираж, а что реальность, приходит с испытанием тела и духа. Возможно, я только пытаюсь скрасить судьбу героя, двояко означенную автором, но хочется верить, что ему открылся путь в Рай...
kkk72, 20 сентября 2007 г.
Одна из лучших повестей Саймака. Несколько землян в марсианских пустынях ищут сокровища. Шестеро марсиан ищут Седьмого. Кто достигнет своей цели? Что победит: жестокость и алчность или дружба и взаимопомощь жителей разных миров?