Жюль Верн «Вокруг Луны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Луна | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Небывалый эксперимент членов «Пушечного клуба», казалось, увенчался успехом: гигантский снаряд с тремя межпланетными путешественниками внутри вылетел из специально построенной пушки и умчался к Луне. Но вскоре астрономы принесли неприятное известие: по какой-то причине курс снаряда немного изменился, так что поверхности Луны ему теперь не достигнуть, и храбрым первооткрывателям грозит опасность стать вечными обитателями лунной орбиты...
Роман продолжает описание путешествия в космическом пространстве «вагона-снаряда» с тремя путешественниками, начатое в книге «С Земли на Луну».
К работе над второй частью романа автор приступил в конце 1868 года, и закончил его к февралю 1869.
Первая публикация романа – с 4 ноября по 8 декабря 1869 года, в Journal des Débats politiques et littéraires («Журналь де Деба»). В виде отдельной книги, с подзаголовком «Вторая часть романа «С Земли на Луну» («Seconde partie de: De la Terre à la Lune») роман вышел 13 января 1870 года. На русском языке роман был издан даже раньше — в 1869 году в переводе Марко Вовчк.
Иллюстрированное издание (44 иллюстрации Эмиля Баяра и Альфонса де Невилля, гравированных Хилдибраном) вышло в свет 16 сентября 1872 года; в него также вошел роман «С Земли на Луну». Это был пятый «сдвоенный» том «Необыкновенных путешествий».
По мотивам романов «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» в 1875 году была поставлена опера-феерия в четырех актах. Музыку написал Жак Оффенбах, либретто – Ванло, Летерье и Мортье. Жюль Верн не принимал участия в ее создании. Постановка шла на сцене в 1875-77 годах, в том числе в России.
Летом 1902 года по мотивам этих же романов Жоржем Мелье был поставлен короткометражный кинофильм «Путешествие на Луну» — первый фильм по произведению Жюля Верна, и первый научно-фантастический фильм.
Входит в:
— антологию «Great Science Fiction Stories», 1964 г.
— антологию «Лунариум», 1975 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.
— антологию «Beyond the Stars», 1983 г.
— антологию «Science Fiction Stories», 1988 г.
— антологию «Изгнанники Земли», 1993 г.
— антологию «The Collector's Book of Science Fiction», 2011 г.
- /языки:
- русский (49), английский (8)
- /тип:
- книги (55), аудиокниги (2)
- /перевод:
- М. Вахтерова (6), М. Вовчок (32), Л. Корнеев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Фалкон, 10 июня 2016 г.
Очень любопытно, как Жюль Верн справился с нетривиальной задачей — место действия романа строго ограничено, равно как и состав персонажей. Просто физически и то и другое ограничено. Написать превосходный роман в таких стесненных условиях — это гениально.
И уж поистине мистическим кажется то обстоятельство, что снаряд колумбиады был запущен практически из того же места, из которого через сто лет полетел реальный «Аполлон-8».
Мало того! Траектория полета, рассчитанная, насколько мне известно, математиком Анри Гарсе, окончилась в точке, которая отстоит всего на 4 километра от реальной точки посадки (приводнения) реального космического корабля!
Даже вес снаряда только незначительно отличается от веса командного модуля, на котором люди полетели к Луне. Как тут не удивляться.
Практически Жюль Верн угадал очень многое — он угадал использование реактивного двигателя для коррекции траектории полета; он угадал температуру космического пространства; он угадал, какие химические вещества будут использоваться в системе жизнеобеспечения; даже эпизод с гипероксией имеет известные параллели в реальной истории исследования космического пространства (наш «Восход-2»).
Движухи, конечно, нет (ну или её маловато — кому как). Но по мне, роман предназначен для медленного вдумчивого чтения, когда смакуешь каждую страницу.
Исключительно приятно вместе с героями медленно и постепенно приближаться к Луне, наблюдая её все подробней, и получая от Жюля Верна прекрасный урок селенографии.
Поверхность Луны была хорошо известна во времена Верна; уже имелись карты поверхности с десятками тысяч деталей. Так что, описывая поверхность Луны, Жюль Верн не допустил никакой особой фантазии. А при описании наблюдений с минимальных дистанций — остерегся описывать что-нибудь невероятное, типа селенитов, или каких-нибудь развалин (есть намеки, но предположительные — так и теперь есть такие конспирологи, которые что-то там на фотографиях видят — типа городов, куполов, башен). Только при полете над обратной стороной Луны автор допустил некоторую вольность. Однако, и тут Жюль Верн поступил очень мудро. Пролетая над темной стороной, путешественники лишь мимолетом (при взрыве пресловутого болида) увидели что-то, навроде лесов и атмосферы. Но, опять-таки, они как бы и сами не уверены в том, что видели мельком. Это отличный прием, на мой взгляд.
Ошибки.
Второй спутник Земли — была такая теория — не обнаружен.
Отсутствие невесомости во время полета. Не могу, честно говоря, понять, почему так? Жюль Верн сам употребляет термин «падение»; в его времена уже было известно, что в падающей кабине предметы лишаются веса. Это — конкретный косяк; самый крупный по ходу повествования.
Пресловутый взорвавшийся болид. Не горят они, летая в пустоте и мраке межпланетного пространства; и не взрываются тем более.
Выбрасывание термометра, путем открывания иллюминатора — та еще операция.
Ну и сам пушечный старт. Хотя тут-то явно Жюль Верн все прекрасно понимал — он прямо написал, что в этом случае безразлично где находится — внутри снаряда, или перед ним — результат будет один. Так что это не косяк, а художественное допущение, позволяющее сконструировать желаемый сюжет.
Герои.
Надо сказать, что описаны подробно и достоверно. Барбикен и Ардан — вообще прекрасно; Николь — чуть менее достоверно, хотя и он индивидуален. Невозможно изъять реплику Ардана и присвоить её, например, Барбикену — не получится — характер не тот. Единственно, несколько странно и нелепо выглядит вообще сама идея полета. Сначала все было кошерно — просто снаряд. Как только Ардан выразил идею в него залезть — надо было сразу на него надеть смирительную рубашку и определить в Бедлам. Ладно бы один буйнопомешанный, но ведь и Барбикен туда же! А там и Николь подтянулся. Видимо, это также некоторое условное допущение. Логика повествования требует, чтобы полетели люди — иначе не о чем писать.
Повествование.
Не знаю, кто тут засыпал или скучал во время чтения — что там усыпляющего, не вижу. В кресле, с чашкой кофе, сигаретой — отличное, приятное времяпрепровождение. Неоднократное, причем. Я перечитывал не менее пяти раз. Даже глава «Немного алгебры» — у меня она никакого неприятия не вызывает; и даже сложная формула в тексте кажется мне уместной. Если уж говорить откровенно, я лично вообще определения конических сечений, которые знаю до сих пор, запомнил именно из этого романа.
Так что, ознакомившись с сим творением Жюля Верна в детстве, я до сих пор не прочь его перечитать, при случае. Роман кажется мне прекрасным. Это — ранний Жюль Верн; лучший.
Сандро, 26 марта 2017 г.
Так получилось, что перед прочтением двух космических романов француза мне сначала попались разборы на тему того, где автор дал маху (самое элементарное — с невесомостью и открыванием иллюминатора) и какие вопросы проигнорировал (конечно же, гальюн). После этих разгромов показалось было, что лунный цикл безнадежно устарел и читать не стоит, но потом все же взялся — и не пожалел. Одни диалоги чего стоят, а в первой книге автору удалось «оживить» даже производственные совещания оргкомитета. По этой части прогресс с самыми первыми книгами прослеживается явно.
Что до ляпов, они оказались на месте, и многое действительно вызывает улыбку. Но думается, что для книги, написанной ровно за век до космической эры это было максимально возможное «приближение» к реальности, с тем же «Гансом Пфаалем» По никакого сравнения. Очень многое оказалось предсказано верно, о чем ниже уже говорилось. И даже там, где научные сведения того времени еще не были точны, автор иногда делает правильные утверждения, как в вопросе о необитаемости Луны. Очень хорошо (и с юмором, без которого было бы скучновато) передан и масштаб всего предприятия.
Однако, самый главный успех — это троица космонавтов. По спаянности и колоритности она превосходит даже свой аналог из более культовых «20 тысяч лье под водой». Да это и неудивительно. Ведь Ардан практически полностью списан с Надара — известного в те времена фотографа, воздухоплавателя и чудака. Американцы Барбикен и Николь несколько гротескны, но тоже выписаны весьма неплохо. Исходя из их характеров, легко представить, что они могли взять и полететь на Луну. И путешествовать с ними интересно даже сейчас.
John_Snow, 9 мая 2016 г.
В принципе данный роман является 2-ой часть одного целого. Может вот откуда пошла мода разбивать книгу на две части, как это делают все современные писатели и режиссеры. Ну а сама книга конечно совсем не прошла проверку временем в отличии от некоторых других книг автора. Время показало, что многие предположения, по поводу путешествий в космосе, были ошибочными. Также как и в первой книге тут присутствует много фактов и расчетов, и порой очень скучно читать и ты немного начинаешь засыпать при прочтении данного произведения. Хотя с другой стороны три главных героя наделены каждый своим характером, да и прочитать фантазии мсье Верна на счет Луны было немного забавно.
Итог 7 баллов. Не поднимается рука поставить Верну ниже 7-ки, да и все таки все равно это классика.
OneOfTheBeatles, 19 ноября 2015 г.
Всё-таки виден рост Жюля Верна как писателя по сравнению с произведением «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут». Любопытно читать представления Жюля Верна о путешествии вокруг Луны. Получаешь удовольствие и от остроумия, которое его героям и непосредственно ему присуще. Понравилось.
choyochagas, 17 августа 2015 г.
Действительно, дилогия интересна сейчас более как исторический памятник научным воззрениям XIX века, но Мишель Ардан, Барбикен и Николь — фигуры колоритные и незабываемые. А любителю поискать несоответствия данным современной науки — раздолье!
ffzm, 29 января 2012 г.
На момент издания этого романа у Ж.Верна уже было написано путешествие воздушное, подземное, арктическое и кругосветное, и вот перед читателями появляется новое путешествие- космическое. Сейчас этот роман многие считают несерьёзным, несовременным и скучным, думаю что читатели XIX века так не считали. Я прочитал эту книгу с удовольствием,хоть и читал её в конце XX века, очень понравилось описание полета и Луны, и думаю я не один такой. Просто эта книга уже классика, а она на все времена.
DeniSky, 2 января 2010 г.
Восхищает безграничная фантазия Жюль Верна при описании лунной поверхности и различных астрономических явлений. Писатель проанализировал большой объем информации связанной с исследованиями Луны и скрупулезно прописал мельчайшие технические особенности (пусть сейчас многое из этого кажется забавным, но достойно уважение стремление автора к детальности). Более того, Жюль Верн придумывает собственные термины: «апоселене» и «периселене» (по аналогии с апогеем и перигеем). Вновь порадовали персонажи, каждый из которых наделен уникальным характером. Однако иногда герои ведут себя слишком спокойно. Например, будучи уверенными в неминуемой гибели от недостатка кислорода, они не выказывают ни какого беспокойства.
Минус, по-моему, только один — местами роман скучноват и читается трудно. Слишком уж много научных отступлений перенасыщенных статистической информацией.
Тем не менее, любителям фантастики к прочтению рекомендую, но начинать с этой книги знакомство с творчеством Жюль Верна не стоит.
Nog, 19 ноября 2009 г.
Вот они, истоки современных проблем «сиквелизации» фантастики! Отсюда-то и пошла манера разбивать книги прямо посреди сюжета!.. :dont:
Понятно, что, будучи по сути второй половиной целой книги, «Вокруг Луны» ничем по большому счёту от «С Земли на Луну» не отличается, кроме разве что ограниченности места действия — невероятные приключения чередуются с экскурсами в науку (правда, некоторые такие экскурсы чуть ли не дословно повторяют текст первой книги). Многие идеи, конечно, сейчас вызывают улыбку, а то и смех — например, когда герои выбрасывают мусор в открытом космосе прямо в окно. Но читается книга ничуть не менее увлекательно и интересно, а герои всё так же симпатичны и вызывают желание быть похожими на них.
Bai, 31 января 2010 г.
Увлекательное, очень яркое и остроумное произведение. Пускай время показало, что представления Жюля Верна о космическом пространстве и перелетах в большинстве своем были ошибочны, но ценность произведения от этого не страдает. Читаешь с удовольствием и увлечением. Как будто сам вместе с героями являешься первопроходцем, как будто с таким же оптимизмом сам участвуешь в столь авантюрном предприятии. Проникаешься дружеской любовью и уважением к героям, да и ко всем учёным и великим путешественникам мира, потому что веришь, что гениальные открытия делаются всегда именно так, как в романе «Вокруг Луны» – легко, с юмором и человеколюбием.
god54, 17 февраля 2010 г.
И всё-таки это литературное произведение большого мастера, не следует придираться к точности и достоверности предсказаний и построению фантастических гипотез, следует просто читать произведение и получать удовольствие от прочитанного, характеров героев, построения сюжета, переживаемых приключений...
kkk72, 6 ноября 2007 г.
И снова, как и в первом романе, довольно странная смесь явных несуразностей и гениальных пророчеств. И снова явную симпатию вызывают персонажи Жюля Верна. Но воспринимать роман всерьез сейчас уже сложновато.
Yazewa, 3 февраля 2008 г.
История, конечно, очень уже несовременная, местами просто вызывает улыбку, но если отрешиться от технических тонкостей, можно увлечься переживаниями героев.