Хорхе Луис Борхес «Беспардонный лжец Том Кастро»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двоим проходимцам становится известно, что одна богатая и одинокая вдова (уже преклонных лет) не верит в смерть своего сына, пропавшего 14 лет назад во время плавания через океан, и по-прежнему разыскивает его. И они, Том Кастро и слуга-негр Богль (так звали этих мошенников), разрабатывают план, согласно которому один из них «становится» пропавшим наследником...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
Входит в:
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (19), испанский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (24)
- /перевод:
- Ю. Ванников (4), Е. Лысенко (15), В. Шовкун (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anastasia2012, 17 января 2011 г.
История Тома Кастро ещё одна в череде тех, что «собирает» автор. Скудость ума и души делает обман героя бессовестным, таков и его конец (сказатель — путешественник, то кающийся, то оправдывающийся); Том Кастро лишь призрак для Борхеса. А вот «серый кардинал» истории Богль совсем не таков: это творец, фантазёр, фаталист. Он дерзок и одержим. И его конец вполне определённый.
jamuxa, 11 декабря 2010 г.
Лгать — нехорошо. Нагло лгать — безнравственно. А вот ложь совершенно беспардонная — приносит дивиденды.
Великое изобретение Богля: «именно чудовищная несообразность притязаний будет лучшим доказательством того, что здесь не может быть речи об обмане, при котором никто не пошел бы на столь явное пренебрежение простейшими приемами«! Ложь имён, нанизываемая невольным героем (стать-то ему истинным героем помог именно Богль), как матрёшка на матрёшку, послужила достаточным основанием что бы не только взбудоражить Британскую Империю, но и попасть в её Энциклопедию!
Ах, как всё прелестно началось и длилось, и длилось..., но, экипаж (случайность или судьба? — ведь Борхес сам как-то обронил, что случайность ни что иное, как ещё что-то не ведомое нам в законе причинности)....
Вот так, в Барселоне, под колёсами трамвая (не из пророческого ли стихотворения Николая Степановича?) погиб и Гауди, оставив недостроенным Свой Храм — последний Храм их Великих....
Вот так же и погиб, вместе со своим архитектором Боглем, такой прекрасный и чудный замысел беспардонной лжи!
«О, сколько нам открытий чудных таит...» и Борхес, и его блестящие вымыслы!
alex1970, 25 января 2011 г.
Автор взял статью из Британской энциклопедии и создал очень неплохой рассказ о бессовестном мошеннике (точнее, о мошеннике и големе, которым он умело руководил).
Рассказ о наглой лжи, которая и не думала рядиться в одежды правды, и которая сработала именно в силу своей чудовищности.
rav50, 9 декабря 2010 г.
Наверно, именно Борхес стал автором сюжета и создателем образов, столь популярных в истории кинематографа...