Г. К. Честертон «Наполеон Ноттингхильский»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Чудаковатый чиновник Оберон Квин неожиданно становится новым королем Великобритании. На своем посту он продолжает развлекаться, устраивая дурацкие розыгрыши и выдвигая неожиданные идеи. Одной из шуток короля стало создание «Хартии предместий», воспевающей славу и былые вольности районов Лондона. Но нашелся один человек, который воспринял Хартию всерьез. И вот уже на улицах Лондона взметнулись гордые знамена Ноттинг-Хилла и разгорелась кровопролитная война между жителями разных предместий.
Входит в:
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 15. Зарубежная фантастическая проза прошлых веков», 1989 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1920-е (1), 1980-е (1), 1990-е (2), 2000-е (3), 2010-е (3), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (11)
- /перевод:
- В. Муравьёв (7), В. Сметанич (1)
Самиздат и фэнзины:
страница всех изданий (11 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 7 декабря 2025 г.
Это самый слабый роман Честертона. Отчасти его оправдывает то, что это первый опыт. М ещё одно оправдание — нестандартный прогноз на будущее. Дело происходит в конце XX — начале XXI века, спустя почти 100 лет после выхода романа. В этом будущем царит анонимная олигархия. Она прикрывается неограниченной демократией, когда каждый по случайному выбору может возглавить государство, но ничего не может делать на своём посту. Однажды олигархи ошибаются в выборе. А граждане тем временем поднимают бунт против спокойной серости в защиту яркого беспорядка. И тогда в них, в том числе в самих олигархах, просыпается всё детское, в первую очередь детская жестокость.
Конечно, это ерунда. Да, олигархи могут прикрыться манекенами, но уж в выборе манекена ошибки не допустят даже самые глупые олигархи. В этом деле выбор у них огромный. И граждане в массе своей не станут бунтовать против тихой спокойной жизни. Конечно, бунты сытых случаются, и нередко, но до сих пор это всегда были бунты меньшинства. Большинство будет любоваться потоками крови с экрана кинотеатра, телевизора, смартфона и прочего, что нас ещё ждёт в будущем. И это, пожалуй, меньшее зло.
Что касается Англии, поделившейся на независимые общины и кварталы, она будет совсем не такой, как мечталось Честертону. 80% населения уедет в Канаду, а 20% будет обслуживать интуристов, нахлынувших полюбоваться на экзотику. Чего мне особенно не хватало в неофеодальном Лондоне Честертона, так это несметных толп интуристов.
И хуже всего отношение автора к войне. Ему тогда казалось, что война, особенно война бессмысленная — это весело, интересно, круто. Уже через 10 лет англичане на своём опыте убедились, что это совсем не весело, совсем не интересно и даже не круто. И им хватило.
А что хорошо, так это рассыпанные по тексту парадоксы. Главный парадокс оказался неудачным, но мелкие хороши.
Groucho Marx, 24 марта 2016 г.
Честертону казалось очень весёлым изобразить гражданскую войну. Он думал, что это здорово, когда люди убивают друг друга без всякого повода, «по поэтическим причинам». Однако, когда началась реальная война, сам Честертон на войну не пошёл, предпочёл получить справку «по состоянию здоровья» и представить возможность умереть за Родину другим. В самом деле — своей задачей он считал воспевание патриотизма, а не защиту Отечества.
Эта двойственность Честертона проявилась уже в его первом романе, где он восторгается эстетическими достоинствами массовой бойни, восхваляя войну с холма поодаль. Честертон описал резню, развязанную романтически настроенными реконструкторами, в весёлых и шутливых интонациях, как интересное приключение.