Честертон, Гилберт Кийт (Chesterton, Gilbert Keith) (1874–1936) — английский писатель. Родился 29 мая 1874 г. в лондонском районе Кенсингтон. Честертона крестили 1 июля, назвали Гилбертом в честь крёстного отца Томаса Гилберта. Второе имя — фамилия его бабушки по материнской линии.
Получил начальное образование в школе Св. Павла. Закончив школу в 1891 г., учился живописи в художественном училище Слейда, чтобы стать иллюстратором, также посещал литературные курсы в Университетском колледже Лондона, но не закончил обучение.
В 1896 г. Честертон начинает работать в лондонском издательстве Redway и T. Fisher Unwin, где остаётся до 1902 г. В этот период он также выполняет свою первую журналистскую работу в качестве фрилансера и литературного критика.
В 1900 г. выпустил первую книгу стихов «Дикий рыцарь» («The Wild Knight»).
В 1901 г. женился на Фрэнсис Блогг, с ней он проживёт всю свою жизнь. Тогда же приобрел скандальную славу ярого противника англо-бурской войны.
В 1902 г. ему доверили вести еженедельную колонку в газете «Daily News», затем, в 1905 г., Честертон начал вести колонку в «The Illustrated London News», которую вёл на протяжении 30 лет.
Начиная с 1918 г. он издавал журнал «Джи-Кейз Уикли» («G.K.'s Weekly»).
По словам Честертона, будучи молодым человеком, он увлёкся оккультизмом и вместе со своим братом Сесилом экспериментировал с доской для спиритических сеансов, но в 1922 г. перешёл в католичество и посвятил себя пропаганде христианских ценностей.
Честертон был большим человеком, его рост составлял 1 метр 93 сантиметра, и весил он около 130 кг. Честертон часто шутил над своими размерами. Во время Первой мировой войны в Лондоне на вопрос девушки, почему он не на фронте, Честертон ответил: «Если вы обойдёте вокруг меня, то увидите, что я там». В другом случае он разговаривал со своим другом Бернардом Шоу: «Если кто-нибудь посмотрит на вас, то подумает, что в Англии был голод». Шоу ответил: «А если посмотрят на вас, то подумают, что вы его устроили». Однажды при очень сильном шуме Плам (Сэр Пэлем Грэнвил) Вудхауз сказал: «Как будто Честертон упал на лист жести».
Честертон часто забывал, куда он должен пойти, случалось, пропускал поезда, на которых должен был ехать. Несколько раз он писал телеграммы своей жене Фрэнсис Блогг не из того места, где он должен был быть, такого содержания: «Я на Маркет Харборо. Где я должен быть?» На что она ему отвечала: «Дома». В связи с этими случаями и с тем, что в детстве Честертон был очень неуклюж, некоторые люди считают, что у него была диспраксия развития.
Честертон любил дебаты, поэтому часто проходили дружеские публичные споры с Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Бертраном Расселом, Кларенсом Дарроу. Согласно его автобиографии, он и Бернард Шоу играли ковбоев в немом кино, которое не было выпущено.
Честертон рано проявил большой интерес и талант к искусству. Он планировал стать артистом, и его писательское видение показывает умение преобразовывать абстрактные идеи в конкретные и запоминающиеся образы. Даже в его беллетристике осторожно скрыты притчи.
«Основную идею» своей жизни он определял как пробуждение способности изумляться, видеть мир словно в первый раз. В основе его художественной «аргументации» лежали эксцентрика, упор на необычное и фантастическое. Парадоксы Честертона являли собой проверку здравым смыслом расхожих мнений. Писатель необыкновенно злободневный, газетчик в лучшем смысле этого слова, он предстал глубоким и оригинальным мыслителем в историко-литературных и богословских работах. Подлинными шедеврами стали его литературоведческие работы: «Роберт Браунинг» («Robert Browning», 1903), «Чарлз Диккенс» (Charles Dickens, 1906), «Джордж Бернард Шоу» («George Bernard Shaw», 1909), «Роберт Луис Стивенсон» («Robert Louis Stevenson», 1927) и «Чосер» («Chaucer», 1932).
Широко известны также религиозно-философские трактаты, посвящённые апологии христианства. Теологи отдают должное его проницательности в портретах-житиях «Св. Франциск Ассизский» («St. Francis of Assisi», 1923) и «Св. Фома Аквинский» («St. Thomas Aquinas», 1933).
Экскурсы Честертона в социологию, представленные в книгах «Что стряслось с миром?» («What's Wrong with the World», 1910) и «Контуры здравого смысла» («The Outline of Sanity», 1926), сделали его, наряду с Х. Беллоком, ведущим пропагандистом идеи экономической и политической децентрализации в духе фабианских принципов.
Полемика пронизывает и художественную прозу Честертона, его работы «Наполеон Ноттингхилльский» («The Napoleon of Notting Hill», 1904) и «Человек, который был Четвергом» («The Man Who Was Thursday», 1908) по сути столь же серьёзны, как и откровенно апологетические работы «Ортодоксия» («Ortodoxy», 1908) и «Вот это» («The Thing», 1929).
Честертон много путешествовал и выступал с лекциями в Европе, Америке и Палестине. Благодаря выступлениям на радио его голос стал известен ещё более широкой аудитории, но сам он последние двадцать лет жизни провёл главным образом в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где и умер 14 июня 1936 г..
Проповедь на панихиде Честертона в Вестминстерском соборе прочитал Рональд Нокс. Честертон похоронен на католическом кладбище в Биконсфилде.
В России Честертон наиболее известен благодаря циклам детективных новелл с главными персонажами священником Брауном (в переводах встречаются также варианты патер Браун, отец Браун) и Хорном Фишером.
Прототипом Брауна послужил священник Джон О’Коннор, знакомый Честертона, сыгравший важную роль в обращении писателя в католичество (1922). В 1937 г. О’Коннор опубликовал книгу «Отец Браун о Честертоне».
Детективные рассказы о патере Брауне, простом священнике с непримечательной внешностью, но острым аналитическим умом, который творит чудеса в розыске преступников, читая в умах и душах окружающих, неоднократно экранизировались. В одной из экранизаций роль отца Брауна сыграл сэр Алек Гиннесс. В другой, «Лицо на мишени», снятой в 1978 г. на Литовской киностудии, в роли отца Брауна — Повилас Гайдис.
Фантастическое в творчестве автора
К истории НФ имеют отношения два из 6-и романов Честертона. Действие романа «Наполеон Ноттингхильский» («The Napoleon of Notting Hill», 1904; русский перевод в 1925 — «Наполеон из пригорода») происходит в фантастичной идеализированной патриархальной Англии, представляющей собой по сути консервативную утопию в духе Уильяма Морриса и художников-прерафаэлитов. А в лучшем романе писателя — «Человек, который был Четвергом», в оригинале издаваемого с подзаголовком «Ночной кошмар» («The Man Who Was Thursday: A Nightmare», 1908; русский перевод 1914) — автор, напротив, помещает действие в кошмарный сюрреальный Лондон — «Новый Вавилон», наводнённый агентами тайного общества анархистов, подчинённых не просто лидеру-мессии, а, как явствует из намеков в финале, самому Христу. В целом сложный и «разночитаемый» роман Честертона остается блестящим примером одновременно детективной НФ, изящной мистификации в духе абсурдистской НФ и выстраданных размышлений о противостоянии «естественного человека» (обывателя) и одержимых мессианскими идеями революционеров-террористов.
Ироническая история турецкого вторжения в Англию описана в романе «Перелётный кабак» («The Flying Inn», 1914; русский перевод 1927). Рассказы Честертона в жанрах НФ и фэнтези включены в сборники «Человек, который знал слишком много» («The Man Who Know too Much», 1922), «Охотничьи рассказы» (Tales of the Long Bow, 1925), «Солнечный свет и Кошмар» («Daylight and Nightmare», 1986). Мало знакомый читателям сборник «Солнечный свет и Кошмар» уже подписывали в печать, когда умер Хорхе Луис Борхес, и книга была посвящена ему. Когда-то Борхес сказал о Честертоне: «Честертон обуздал в себе желание стать Эдгаром Аланом По или Францом Кафкой, но что-то неотъемлемое от его индивидуальности постоянно склонялось в сторону кошмарного, потайного, слепого и важного...»
«Солнечный свет и Кошмар» можно отнести к двум школам фантастических концепций: «weird tale» (паранормально-фантастических историй) и «Inklings» (мифопоэтической группе оксфордских филологов, представленной К. С. Льюисом, Дж. Р. Р. Толкином и Чарльзом Уильямсом, которых считают литературными наследниками самого Честертона). Рассказ «A Crazy Tale» представляет собой необычную историю в психо-аллегорическом оформлении, сравнимой с «Изгоем» Лавкрафта. Рассказ «Сердитая улица» («The Angry Street»), где предприниматель, путешествующий по одной и той же улице в течение 40 лет, вдруг попадает в странное место, на холм, которого не было днём раньше; встречный говорит ему, что сегодня вместо станции улица ведёт в рай. Так давно знакомую улицу Честертон превращает в тропу из «Гензель и Гретель». Простой городской квартал становится опасной неизведанной территорией, магазины из унылых превращаются в магические и загадочные. Этот метод был позже использован Лавкрафтом в «Музыке Эриха Занна» и Жаном Рэем в «The Shadowy Street». Рассказы «Concerning Grocers as Gods» и «Utopias Unlimited» по содержанию близки к антиреализму Майринка и Кафки (из статьи Адама Уолтера «The Weird Fables & Fancies of G.K. Chesterton»).
Среди других произведений автора, близких тематике сайта, выделим повесть «Три всадника из Апокалипсиса» («The Three Horsemen of the Apocalypse», 1937), сказки, пьесу «Колдун» («Magic: A Fantastic Comedy»). Необходимо также отметить энциклопедию демонологии «Half-Hours in Hades, an Elementary Handbook on Demonology».