fantlab ru

Айзек Азимов «Разрешимое противоречие»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
1225
Моя оценка:
-

подробнее

Разрешимое противоречие

The Evitable Conflict

Другие названия: Конфликт, которого можно избежать; Разрешимый конфликт

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 156
Аннотация:

Рассказ, завершающий сборник «Я, робот», потрясает грандиозностью: Земля поделена на четыре макрорегиона, за экономическое развитие каждого из них отвечает Машина, а Координатор планеты и его заместители, курирующие каждый свой регион, выполняют лишь номинальную, представительскую функцию.

Но всё же иногда Машины ошибаются, и для разрешения возникшего противоречия Координатор вызывает к себе небезызвестную Сьюзен Кэлвин.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— антологию «Machines That Think», 1984 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.

— антологию «Китеж», 1992 г.

— антологию «Созвездие Льва-7», 2022 г.



Китеж
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Том 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-7
2022 г.
Я, робот
2022 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
1950 г.
(английский)
I, Robot
1970 г.
(английский)
Machines That Think
1984 г.
(английский)
Machines That Think
1985 г.
(английский)
Máquinas que Pensam
1985 г.
(португальский)
The Complete Robot
1987 г.
(английский)
Robot Visions
1991 г.
(английский)
I, Robot
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)
I, Robot
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, завершающий сборник «Я, робот». Поначалу кажется несколько далёким от канвы цикла, но это лишь кажущееся противоречие, просто нужно иметь в виду, что масштабы в ходе продвижения по циклу возрастали, и вот наконец читатель добрался до апофеоза авторской мысли. Если в «Уликах» можно увидеть лишь намёк, то здесь всё названо своими именами: люди отныне — хозяева планеты, хозяева жизни, но из того разряда хозяев, которые сами уже ничего не решают. Все функции экономического, стратегического, социального и всех прочих развитий перепоручены Машинам. Координатор Земли и его заместители выполняют лишь представительскую, номинальную функцию. По их словам и поведению видно, что ситуацией они не владеют и, надо полагать, сами с трудом понимают, что происходит вокруг. Один из вице-координаторов даже не может отыскать на своём столе нужные документы — о каком контроле может идти речь?

Финал эволюции непростых взаимоотношений человечества и роботов: человек признаёт за роботом лидерство и уже даже не пытается вмешаться в ход вещей, отныне ставший естественным. Человек признаёт, что Машина продумывает много шагов вперёд, на каждое действие у неё припасено адекватное противодействие, поэтому нет смысла разбираться в ситуации и что-либо предпринимать. На всё воля... роботова. Да, да, если Три Закона Роботехники — это квинтэссенция человеческой нравственности, которая в свою очередь является производной от морально-религиозной доктрины, то живущие по этим Законам Машины — совершеннейшие существа. Люди, правда, всё ещё считают богами себя, поскольку это человек создал Машину. Но это уже только кажется — ведь это тот самый случай, когда из Машины появляется Бог.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучнейший рассказ, на 90 процентов состоящий из воды, с закосом под детектив, но совершенно провальный.

Вместо героев действуют картонные декорации. Одна декорация — главный Координатор — ездит по планете и выслушивает длинные нудные лекции о том, что ему и без того должно быть хорошо известно.

Параллельно читателям приходится впитывать такую же длинную и нудную информацию об особенностях земных регионов, которые не играют в сюжете абсолютно никакой роли. К тому же разграничение этих регионов не поддается никакой логике. К примеру, из состава Европейского зачем-то исключили Великобританию, но зато добавили Северную Африку, Сирию и... Аргентину. А Северный регион слепили из США, Канады, России и... Австралии с Новой Зеландией.

Суть возникшей проблемы становится ясна уже после посещения Координатором первого региона, далее она зачем-то тиражируется с незначительными вариациями, нагоняя воды в и без того водянистый рассказ. На самом же деле для перечисления возникших коллизий за глаза хватило бы одного абзаца.

Вторая декорация — доктор Кэлвин — появляется в самом начале, затем автор убирает ее на чердак, чтобы не мешала Координатору разъезжать и выслушивать лекции. Однако ближе к финалу он достает ее с чердака, сдувает пыль и заставляет сообщить читателям готовую разгадку. Вот так запросто: не совершив никаких действий, не продемонстрировав умственных усилий, взяла и изрекла истину в последней инстанции. При этом разгадка оказалась предельно банальной. Поневоле задумаешься: стоило ли ради этого городить весь огород?

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С каждым рассказом сборника «Я, Робот» проблематика отношений роботов и человечества становилась все шире, все значительнее, и закономерно, что последний рассказ — самый масштабный. Речь идет не об одном каком-то происшествии на какой-то далекой космической станции, но обо всей Земле и обо всех ее жителях сразу.

Автор в финале делает однозначный вывод — роботам можно абсолютно доверять, человечеству для качественного прорыва в своем развитии стоит отдать заботу о рутинных проблемах машине. И картина рисуется чуть ли не райская.

Но я категорически не приемлю будущего, в котором человек лишается права выбора, права голоса, права на ошибку. Для отрезвления, после «Разрешимого противоречия» стоит прочитать «У меня нет рта, а я хочу кричать» Харлана Элисона.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ завершает сборник «Я робот» (1950) и рисует грандиозную картину мира, управляемого могущественными позитронными роботами, которые здесь именуются «Машинами» и подчиняются в свою очередь трём законам роботехники. Логичным компонентом данной постановки является то, что руководит всем этим великолепием небезызвестный нам Стивен Байерли, по-прежнему успешно выдающий себя за человека.

В поисках причин необъяснимых сбоев в работе машин он опрашивает руководителей всех регионов планеты, а затем обращается за помощью к своей старой знакомой Сьюзен Кэлвин.

От себя могу сказать, что мне очень нравятся сюжеты, происходящие в таких декорациях. Это бескрайнее поле для создания интересных историй. Но «Разрешимое противоречие» представляет собой, как я уже сказал – грандиозную картину, статичную и завершённую. Сюжета как такового здесь нет, так как нет движения и нет конфликта, а то самое «противоречие» на поверку оказывается мнимым. Как-то оправдать сюжетную беспомощность может довод, что этот рассказ – логическое завершение великолепного сборника «Я робот», призванный создать определённое настроение. Но почему нас должно это волновать?

Итог: оценка 6, выставленная данному рассказу, крайне завышена, учитывая его литературные качества (полное отсутствие какой-либо динамики и внутреннего конфликта) и отражает скорее любовь автора отзыва к глобальным постановкам. Если Вы любите «Сильмариллион» больше самого «Властелина колец», а Олафа Стэплдона предпочитаете Хайнлайну, то может быть, поставите и выше.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем известна концепция мирового тайного правительства, которое влияет на развитие человечества для достижения своих далекоидущих целей. Концепция есть, ей верят, но доказать ничего не могут. Здесь же тайное общество заменено Машинами и результат тотже. Действия отдельного человека, организации, региона не имеет значения. Все служит во имя цели Машин. В остальном идея та же. У Машин есть цель и вечность, им некуда спешить.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе можно отметить несколько интересных гипотез. Автор пишет о продуктах питания созданных на основе дрожжей. Вдумайтесь только более 2000 тысяч видов дрожжей. Перенаселение азиатского региона; тропически регион вырывается в лидеры в экономическом и промышленном секторе. России нет места в таком будущем, потому что она вошла в состав северного региона со столицей в Канаде. Ну и наконец, затухшая Европа уже не является землей обетованной – мечтой среднего класса. Все это может быть, если отказаться от собственных целей и довериться Машинам в принятии решений. Это будут решения, которые приведут к сбалансированному распределению ресурсов, а главное более не будет голодающих детей в Африке.

Жаль только, что концовка слишком предсказуема.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ полностью соответствует тому будущему, которым управляют машины, и даже Координатор тоже робот, исчезли эмоции и сопереживание. Чисто техническое общество, в котором человеку уже нет места, равно как в рассказе почти исчезли эмоции.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна антиутопия, леди и джентльмены. Антиутопия, стоит заметить, не самая ужасная.

Вот к чему может привести желание избавиться от ответственности, перекладывая ее на кого-то другого. В итоге, всё оканчивается тем, что вся ответственность и власть сосредотачиваются в одних руках, а это, как всем известно, есть совсем не гут. Еще одна вариация азимовского же Мультивака.

Такие дела, леди и джентльмены.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если на это не способен человек — пусть работают созданные им машины. Вернее, Машины.

Немножко затянутая, с весьма специфическим сюжетом рассказ. Хотелось бы все-таки больше литературной составляющей... Здесь люди совершенно «плоские», они нужны только для высказывания неких мыслей, и все.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, действительно, несколько затянутый, но, видимо, так было надо для финала. Идея рассказа очень любопытная, хотя и весьма спорная.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что человечество не может само прийти к светлому будущему без помощи машин, решающих за них все глобальные вопросы.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Регресс и его отношение к прогрессу всегда упомянались в рассказах научной фантастической тематики, так например, у Пьера Буля в «Планете обезьян» только в более категоричной форме, где человек уступает место обезьянам из за своей лени и полного доверия машинам.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно впечатляющая картина будущего. И далеко не самая худшая из возможных, по-видимому.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Машины оказалось мощное стратегическое мышление, способное решать очень крупные этические проблемы. Человечеству уже не надо беспокоится.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может быть не стоило давать такую свободу и полноту власти над всей экономикой? Ведь, как показано на примере оценщика хлопка, есть вещи, которые может решить только человек.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх