Альфред Бестер «Аттракцион»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эдди Бекон повел своих детей в парк Кони-Айленд на аттракционы. Он и не мог подумать, что встретив женщину по имени Фрейда, сам станет участником аттракциона, сломавшего его жизнь.
Первая публикация на русском языке («Аттракцион») в журнале «В мире книг», 1988, № 10, с. 78-80.
Входит в:
— журнал «Fantastic, May-June 1953», 1953 г.
— сборник «Звёздная вспышка», 1958 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— журнал «Галактические новости 1992'01», 1992 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— журнал «Если 1993'1», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Spec-Lit 2: Speculative FIction», 1998 г.
— сборник «Redemolished», 2000 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
- /языки:
- русский (12), английский (5), французский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (3), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Баканов (5), В. Задорожный (4), Д. Хаас (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Акулина-Макушка, 9 октября 2008 г.
Интересный вариант размышлений на тему фатализма. Однако в отличие от большинства предшественников Бестер видит предрешенность наших бед не в Судьбе, не в генетической предрасположенности или влиянии прошлых деяний, а в... будущем. Не предки, а потомки, согласно версии Бестера — причина несчастий. Вырождающееся поколение, которое не умеет чувствовать самостоятельно (страдает атрофией чувств) и потому использует прошлое в качестве оригинального атракциона. Этакое эмоциональное сафари на предков. Трофеи — эмоции, которых так недостает потомкам...
Вихрь, 22 ноября 2011 г.
Любопытный рассказ. Его тема заключается во в чём: в будущем люди всё-таки научились путешествовать вр времени, но данное открытие они используют не в исторических и познавательных целях, а для удовлетворения своих неормальных потребностей. То есть для превращения в реальность своих садистских и извращенческих сексуальных фантазий, Для получения новых эмоций и ощущений посредством убийств, изнасилований, издевательств и прочих злодеяний
И после прочтения я подумал, что нетакая уж это фантастика. Ведь человек (по выражению А.А.Бушкова) — «сволочь изрядная». и он способен на всякую мерзость и преступления только их-за любопытства или даже просто так...
ozor, 15 ноября 2008 г.
Человек — самое мерзкое существо на Земле, ибо способен убивать не ради пропитания, не ради борьбы за существование, а просто из любопытства, или просто для развлечения.
god54, 15 ноября 2009 г.
Общество, не испытывающее чувств, вернее не показывающее свои чувства в своем времени и расслабляющееся в другом времени. Как это похоже на нас сегодняшних. Всю неделю в наглухо застегнутых костюмах и душах, а на выходные в лес, на природу, на охоту, в баню — оторваться по полной, почувствовать эмоции, взбодрить свою кровь...
redmarie, 21 августа 2012 г.
Рассказ понравился своей психологической напряженкой, на грани надрыва.
В самом начале мало что указывает на фантастичность рассказа, это скорее триллер с откровенными сценами насилия. Оригинальна идея автора по объяснению засилья преступности в настоящем: свалить все на неких пришельцев из будущего. Один из персонажей в порыве откровения делится своими мыслями: «Отсюда все эти преступления, убийства и изнасилования. Это не мы. Мы не хуже, чем были всегда. Это они.» Диалог двух людей из разных времен, нашего и будущего, драматичен. Насколько разные восприятие действительности и цели этих двоих!
Правда, для меня есть в этой истории некая фантастическая неувязка. Это произведение наложилось на один из самых известных рассказов Р.Брэдбери... И если даже убийство бабочки ТАК повлияло на ход истории... То чего же эти искатели развлечений А.Бестера такими действиями хотят добиться там, в своем будущем?..
Сказочник, 13 сентября 2017 г.
Рассказ вполне типичен для Бестера. О человеческом надрыве, о том, как кто-то другой толкает на грани эмоций, на трагедии ради... Ради чего? Ради развлечения... Ради того, чтобы разогнать кровь самому себе. Охота, одним словом. Охота на эмоции. И неважно, что кто-то умрет. Это ведь произошло за тысячи лет до твоего собственного рождения.
Darth_Veter, 11 марта 2021 г.
Сложное и непонятное существо «человек». Вначале борется с природой, чтобы обезопасить и упростить свою жизнь, а, достигнув цели, ищет себе опасных приключений, чтобы потешить свою заскучавшую душу. Особо хорошо это видно на американцах: их просто тянет в «проблемные» страны, где они могут испытать то забытое чувство, которое зовется страхом. Примеры подобного поведения показывают такие фильмы, как «Тени Чернобыля», «Бангкок Хилтон» и «На гребне волны». Наверно, изгоняя наших пращуров из Эдема, господь-Бог вложил в их естество небольшой изъян, мешающий нам наслаждаться спокойной жизнью и заставляющий рисковать. Как настоящий американец, Альфред Бестер знал о подобном недостатке и сумел использовать его во благо другим: он стал писателем-фантастом, мастером на разного рода выдумки и предсказания. Новелла «Аттракцион» поначалу кажется каким-то сюрреалистичным бредом о маньяках и извращенцах. Но уже к середине повествования читатель понимает, что всё гораздо сложнее: персонажи ведут себя вполне адекватно, вот только им слишком много известно про психически-неуравновешенных людей. К этим людям их тянет, словно пчел на мед. Но вовсе не затем, чтобы свести счеты с жизнью, а наоборот — чтобы почувствовать ее вкус. Глядя на современное поколение, я начинаю понимать правоту американского писателя: исчезновение романтики 60-70-х годов сделало наших граждан рыхлыми и слабыми людьми, которые поездку за грибами уже считают героическим поступком. Свою нереализованную страсть они глушат либо компьютерными играми (например, в «танчики»), либо просмотром «ужастиков» и чтением сопутствующей литературы. Если б предоставилась такая возможность, они отправились бы и в прошлое, чтобы помочь Аттиле захватить Рим или присутствовать на последних мгновениях жизни Атлантиды. С другой стороны, человек, наверное, не достиг бы своего сегодняшнего положения в этом мире, если б трусливо прятался от опасностей в подземных норах (см. «Девятую планету Тайи» Стругацких). Главное в такой ситуации — не терять рассудок и сохранять чувство меры во всех своих поступках.
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о разнице в развлечениях настоящего и будущего. Это благо для человечества, что машину времени создать невозможно — в противном случае наша история нам бы уже не принадлежала.
Gourmand, 23 декабря 2014 г.
Хороший рассказ. Очень грамотно подано: правда открывается шаг за шагом, держа читателя в постоянном напряжении. И неплохая идея. Я не увидел «атрофии чувств». Я увидел то, что свойственно любым людям. Экстрим. Желание пощекотать себе нервы, получить адреналин. Аттракцион. Все эти слова есть в тексте. В том числе и сафари. Разве не организуют сафари? Бои без правил? Прыжки в Эвереста?
Наоборот, чем безопаснее, чем добрее и спокойнее окружающий мир, тем сильнее тяга получить встряску. Возможно, это ненормально. Не знаю. Но это есть.
Есть и «русская рулетка», когда игроки поочерёдно стреляют себе в голову. Есть патрон или нет?
Соглашусь, что автор перемудрил. Щекатать себе нервы можно и не выходя из дома. И тем не менее кто-то ездит за сто морей ради того, чтобы съесть отравленную (возможно) рыбку.
Прочитал без отторжения. Динамично, бодренько. Нормальный вполне рассказ.
vam-1970, 10 февраля 2018 г.
Как и бывает у гениального писателя Бестер в коротком рассказе сразу вместил пару оригинальных идей: люди с будущего перемещаются к нам для развлечений, причём острых, и все преступления организуют они, воздействуя на психику местных жителей. При этом наблюдая и получая удовольствие от содеянного.
tevas, 23 сентября 2007 г.
Рассказ поначалу совершенно не нравился, поскольку не было понятно о чем идет речь. Читаешь — и все кажется бредовым. Но потом все встает на свои места, и, к большому сожалению, это не меняет сути моей оценки. Как-то скучно...
Pupsjara, 19 июля 2007 г.
Средний рассказ о людях из будующего, которые возвращаются в ХХ век с помощью машины времени, чтобы пощекoтать себе нервы возможным убийством или самоубийством, аттракцион одним словом.
vorpol, 27 декабря 2020 г.
Рассказ казалось бы с интересной сюжетной идей, но получается вот какая загогулина: да, с психологической и социальной точки зрения Бестер подал новую идею про «тайм-сафари» за эмоциями. Однако, с точки зрения канонов научной фантастики, он выдал ахинею — тут тебе и путешествия назад во времени, и активное влияние на прошлые события... в общем «научная» составляющая фантастики проигнорирована полностью.
Vendorf, 17 марта 2008 г.
Все достаточно намешано, что очень сложно разобраться, что автор хотел показать и что автор хотел добиться от читателя. Все немного странно...
amak2508, 9 июля 2024 г.
Тема рассказа — путешествие в прошлое с целью поиска свежих/острых впечатлений/ощущений — для фантастики отнюдь не нова. Для меня, например, давно уже эталоном произведений такого плана служит «Лучшее время года» Каттнера и Мур — вещица, сделанная очень качественно, причем сильная не только в событийном плане, но и в эмоциональном тоже.
Здесь же ничего, кроме довольно странной идеи путешествий в прошлое с целью «расшевелить» психически неустойчивых людей, чтобы потом посмотреть, что из этого получится (боже, какое же это будущее, в котором живут такие ублюдки!), нет. Да и написан рассказ как-то не очень интересно — и по построению, и по тому, что в нём слишком много грязи. Ну а про то, что все эти художества пришельцев из будущего как-то должны влиять на это самое будущее, здесь, в рецензиях, неоднократно уже упоминалось.
alexey1978, 28 апреля 2007 г.
:confused:Мутный рассказ о каких-то непонятных пришельцах из будущего. Толком ничего не понятно.