Герберт Уэллс «В обсерватории Аву»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ночью, когда Вудхауз наблюдал звезды в обсерватории, он подвергся нападению таинственного животного.
Входит в:
— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.
— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «Борьба с химерами», 1927 г.
— журнал «Mardus 2. 1991», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 2», 1991 г.
— антологию «Masterpieces of Terror and the Unknown», 1993 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 27 мая 2023 г.
Приятный одноразовый рассказ, в момент своего появления вполне новаторский и яркий, позже заезженый миллионом подражателей, использовавшими тот же «бу!»-эффект в сочетание с реликтом, внезапно набрасывающемся на героя.
Однако Уэллс писал рассказ не просто для развлеченния, а с несколькими вполне ясными посланиями читателю:
1. Человек всматривается в бездны Космоса, не успев разобраться с тем, что творится на его же планете.
2. Привидения и монстры не потусторонние сущности, а, скорее всего, вполне реальные существа, всего лишь более редкие, чем медведи и волки.
Суховатая ирония и предельный рационализм Уэллса в этом рассказе показывыают умного талантливого писателя, ещё не научившегося стопроцентно пользоваться своим умом и талантом. Но талант — несомненнен.
Darth_Veter, 3 июля 2023 г.
Еще одна «шокирующая» история от создателя современной фантастики, посвященная неизвестным тогдашней науке животным. Джунгли Борнео даже сегодня представляют из себя непроходимую чащу, кишащую разного рода живностью, а в прошлом веке этот остров вообще был «белым пятном» на всех географических картах. Полностью исследовать его смогли уже после Второй мировой. Легенды гласят, что в подобных местах легко терялись целые дивизии квантунской армии. Наверное поэтому индонезийский архипелаг не был полностью японцами оккупирован. Даже сегодня туристам не рекомендуют отходить от берега дальше, чем на сто метров: там заканчивается всякая радиосвязь и поиск пропавшего фактически превращается в рулетку. А на каждом шагу туриста ожидает множество опасностей — от ядовитых лиан до ужасно злющих представителей фауны типа оранг-утанга или кланг-утанга. Из этих двоих ученые смогли подтвердить наличие только первого, а второй пока так и остается легендой. Впрочем, легенда завтра также может стать реальностью, как в это произошло с кистепёрой рыбой — целакантом. Пусть загадочный зверь не окажется гигантской летучей мышью, но он вполне может быть крупной разновидностью белки-летяги. И рассказ Уэллса сразу же станет документальным.
------------
РЕЗЮМЕ: очередная «история на ночь» от прародителя современной фантастики повествует о непознанном животном мире острова Борнео. Совсем не страшная, а временами даже и забавная, она дает нам представление о том, чего боялись и чем восхищались читатели, жившие на «переломе» веков.
Тимолеонт, 21 февраля 2021 г.
Небольшой бодрый рассказ, чьи достоинства этим и исчерпываются. Слишком нелогично, слишком несвязный переход от таинственных глубин звёздного неба к прозаическим хищникам из леса. Смысл такой резкой смены атмосферы, ломающей темп повествования, остался для меня загадкой. Ощущение, что Уэллс просто соединил два разных рассказа и издал их под названием «В обсерватории Аву».
sergu, 5 января 2018 г.
Рассказ, который не впечатлил. Причин тому две.
Первая. Представьте себе: шепчущая тишина звёздного неба, светящийся туман Млечного Пути, мрачный тропический лес внизу... и на вершине горы — астрономическая обсерватория...
Вдруг, откуда ни возьмись, маленький кошмарик,
И во рту его торчит остренький зубарик...
В итоге — всё прозаично: на астронома напало какое-то реликтовое страшилище из леса.
Зачем, скажите на милость, эти подробные описания обсерватории, это звёздное небо, эта «горячка» исследования? Так и хочется поверить, что «кошмарик» прилетел из чёрных бездн Космоса. Но нет. В конце чётко объясняется его земная прописка. Наверное потому, что Уэллс всё-таки чересчур рационалист. Мистика же этому рассказу пошла бы только на пользу.
Причина вторая (отдадим должное уже рационализму). С какого перепугу этот реликт (не то гигантская летучая мышь, не то какой-то птерозавр) занесло на вершину обсерватории, к месту людному, а потому и опасному? Как же он тогда дожил до наших дней, не боясь человека — этого самого жестокого хищника, истребителя всего живого, а тем более чужеродного? Как он ухитрился летать внутри в общем-то небольшого помещения обсерватории (где главное место занимает телескоп) при своём-то размахе перепончатых крыл? Как он вообще летает в условиях густого тропического леса, а автор прямо указывает на его лесное происхождение? Или он не такой уж и большой? Тогда почему решил поживиться человеком? Рацион из москитов изрядно осточертел?
Gourmand, 20 февраля 2017 г.
Фантастики тут нет, это классическая страшилка. В переводе Березиной вполне жуткая. Темнота, ограниченное пространство, зубастая тварь — все классические элементы. Щепотка экзотики в виде обсерватории на тропическом острове добавляет таинственности, борьба, кровь, отчание и... смазанный финал! Ах, как обидно мне было, что Уэллс не дополнил рассказ туземной байкой.
Oreon, 16 декабря 2014 г.
На сегодня в этом коротеньком рассказе нету практически ничего особенного, если не считать небольшого погружения в антураж тропического острова Борнео, так сказать для разнообразия. Но если его рассматривать как предтечу появившихся позже множества разнообразных однотипных страшков-клонов, как некая тварь, во что бы то ни стало, взявшись ниоткуда, хочет самым ужасным образом пожрать главного героя мелкими кусочками... То бал можно чуть-чуть и поднять, тем более, что рассказ любителям Уэлса, должен показывать многогранность таланта автора. По крайней мере у меня, несколько последних прочитанных у автора рассказов, вызвали именно такие ассоциации. А именно, что автор был в зачинателях многих и разных идей, позже разработанных продолжателями и подражателями до уровня современной однотипной жвачки. И мало какому современному автору удается потоптаться в разных жанрах не попав на уже протоптанное поле и привнести что-то свое, оригинальное.
god54, 7 августа 2015 г.
Сегодня этот рассказ о некоей реликтовой летучей мышке не привлечет большого внимания, если только имя автора. Сегодня такое уже не пишут, сейчас в моде монстры с других планет на Земле.. В итоге только для тех кто хочет прочитать всего Уэллса.