Энн Маккефри «Корабль, который пел»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Поэтическая история девочки с необычной судьбой — по определенным причинам она становится разумом космического корабля, участвуя во множестве экспедиций. Но девочка растет, взрослеет, становится девушкой, и перед ней появляются новые проблемы.
Русскоязычному читателю при чтении романа следует помнить, что в английском языке слово Ship (корабль) — женского рода.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— условный цикл «Вселенная Федерации» > цикл «Корабль, который пел»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
no_more, 18 ноября 2021 г.
Оригинальная (особенно на дату написания) центральная идея, сюжет состоит как бы из связанных рассказов разной степени интересности. Любителям неспешного повествования стоит ознакомиться.
Ladynelly, 10 июля 2019 г.
Как-то поймала себя на том, что почти не читаю... Это меня ужаснуло Поэтому уйдя в отпуск решила, что надо исправляться...
Но невольно пришла мысль, что интересные лично для меня книги закончились... К чему я это пишу? А к тому, что данный роман выбранный за интересное название и известного автора развеял мои страхи... Я опять читала, и опять с трудом отрывалась от книги.
Хотя сам роман по моим меркам далеко не шедевр. Идея положенная в основу для меня уже не нова — использование людей в качестве мозга корабля. Но написано легко, сюжеты достаточно интересны, хотя пожалуй не хватает психологизма и размышлений и большего раскрытия внутренного мира героев. Но для легкого чтения в дороге роман подойдет отлично.
Vienn, 12 февраля 2017 г.
Что меня поражает — это тоже книга о Вселенной Перна. То есть понимаете, да? И разумные драконы, и поселения непонятно кого, и вот люди, помещенные в корабли и ставшие их разумом. И все это — один мир. Обалдеть!
Другое дело, что как отдельная от циклов и подциклов единица, книга кажется местами простоватой, а местами просто скомканной.
Автор бог бы и развить многие темы, в рамках знакомства читателя с Объединенными мирами. Рассказать больше о корвиках (которых я не могу не читать как «ковриков»), негуманоидная раса, живущая в метановой атмосфере и имеющая сознание, мышление и речь, основанную на анализировании и умелом применении энергии — это же с ума сойти, это же сюжет для целой отдельной книги. Или эти жители убогой планеты, поклоняющиеся сбрендившему кораблю и взывающие смерти — хочется больше подробностей, как они дошли до жизни такой. И как их будут перевоспитывать — это много информации об объединенных мирах, которой мне автор не доложил.
Мало того, основная сюжетная линия: человек с дефектами развития, запаянный в титановую оболочку. Он не растет (операция на гипофизе), потребляет питательную смесь, не чувствую вкуса, лишен обоняния и полностью лишен подвижности. При этом имеет развитый поболее, чем у многих мозг, управляющий целым космическим кораблем. Это же отличная канва для социальной линии, и для сюжета о морально-нравственных исканиях тоже. О границах человека-не человека. Но автор только намечает эти проблемы пунктиром, не вдаваясь в детали.
Ситуация, когда Хельве предложили обрести тело, стать человеком в полном смысле. И иметь все возможности обычного человека, а возможностей корабля лишиться — это же по сути своей нехилая драма. Драмище прям. А что в книге? Предложили — отказалась. Все. Когда ситуация повернулась неожиданной стороной — вспомнила, от чего отказалась, так, вскользь.
В общем, мне кажется, здесь много упущенных возможностей для развития сюжета. Но! Тут надо быстро вспомнить, что это не моя книжка. А автор пишет не о социалке, и не о проблемах самоидентификации у живых кораблей. Автор рассказывает нам историю корабля, работающего в медицинской спасательной службе. От первого лица. И поэтому здесь нет подробностей того, чего Хельва не видит и не знает. И нет описания каких-то эмоциональных коллапсов, потому что рассказчица их не чувствует. И если какие-то возможности книги упущены, дабы сохранить её стройность, логичность и разумность — так тому и быть. В конце концов, автору виднее. Тем более, что у книги есть еще одна задача — не рамках отдельной истории, а в рамках целой вселенной она должна что-то читателю донести, занять свое место в узоре. И судить, вышло это или нет, можно только прочитав весь цикл.
А еще здесь есть постановка Шекспира в невесомости на планете с метановой атмосферой.
А еще я забыла сказать, что книжка-то о большой любви.
MarchingCat, 8 декабря 2014 г.
Сюжет про человеческие мозги в металле до дыр не затёрт, но и не нов, конечно. Версия Маккефри выигрывает пониманием женской психологии, тематикой «приключений» корабля — позитивные гуманитарные рейсы, ну и хорошим для чтения авторским языком.
Ещё в плюс то, что автор сумела удержать главным героем именно сам корабль, а не её напарников. А это не так-то просто, ведь основную движуху в приключениях осуществляют именно «тела», а не мозг-перевозчик. Хотя это сыграло и отрицательную роль. Сохранение за кораблём ведущей роли привело к уменьшению количества и качества приключений как таковых. Не сильно-то много активной и увлекательной движухи напишешь про спасательные операции и прочие задания, если усиленно пытаешься оставить за главного героя корабль и его чувства. Как результат — в романе время больше проходит за разговорами и рассуждениями, а не за активными событиями. Кроме психологии и разговоров, в самих заданиях-квестах, тоже преобладают не приключения, а производственные моменты, от описаний реабилитации младенцев до мелких аварий при погрузке (полёте, и т.п.) корабля. Любимой многими «боёвки» почти совсем нет.
Образ самой Хельвы стопроцентного доверия, к сожалению, не вызвал. Из подростковой психики отражена только реакция на потерю первой любви, остальные же моменты (юношеский максимализм и прочее) упущены. Лично мне, как ни странно, больше запомнился образ инспектора кораблей МТ — Паролана. Гремучее чередование циничной честности, ума, хитрости и искренней душевности.
Ещё в минус — проработка мира, в котором живёт корабль. Проработка не просто плохая — она почти отсутствует.
Но при всех недостатках — перед нами судьба, жизнь корабля. Корабля с рассудком и психикой человека.
Весьма добротный роман с искренним, а не формальным, отношением автора к своим героям.
lenank, 18 мая 2016 г.
Роман понравился. Согласна с предыдущими комментариями:
- Да, женский фантастический роман. Да, для женщин! Но почему не почитать мужчинам?
Так же как мне нравится Робин Хобб « Сага о живых кораблях», « Сага о Барраяре». Мария Семенова «Волкодав» Эти циклы пишут женщины. И очень замечательно пишут. Ну куда мы без чувств, отношений? Мы же, женщины! Что интересно, только мужчины выделяют и обращают внимание, что это написала женщина, это женская фантастика. Почему, мы женщины читая романы, не выделяем это «мужской «роман, для мужиков написано. Что это? Гендерная дискриминация? АУ, мужчины? Было у меня раз,когда своему мужу заявила, что это для мужиков.Вырвалось, после прочтения романа Злотникова «Грон. Было, да забыла. Читаю и просто наслаждаюсь хорошим чтивом, не обращая внимания какой пол писал. Ближе к роману. Здесь нет тягучих соплей, нет мыла, как есть в сентиментальных женских романах. Довольно неплохо написано, к тому же в 1969 году. Как было бы скучно мужикам на планете Земля, без нас — женщин!
Бурцмали, 10 октября 2010 г.
«Грубый век. Грубые нравы. Романтизьму нету...» — сказал персонаж Вицина в комедии «Не может быть!», и здесь я склонен с ним согласиться: лейтмотив книги фраза отражает полностью. В общем, чего я еще мог ожидать от книги, если даже в аннотации мне было черным по белому написано, что это «одна из самых удивительных и романтичных книг Энн МакКефри»? К еще большему удивлению, аннотация не соврала, что вообще редкость.
Корабль, который пел, скорбел, воевал и т.д. МакКефри упорно зовет свою героиню кораблем, в то время как от бездушной машины в ней — чуть. За стенками из прочнейшего титана скрывается чувствительная душа и, в общем-то, человек по сути даже более, хмм, человечный, нежели остальные homo sapiens. Эдакий пародокс, который, к сожалению, так же является до кровавых мозолей заезженным штампом. Хотя, посмотрев на дату написания (69-й год), я решил не заострять на этом факте внимания.
Все приключения, выпавшие на долю Хельвы, неизбежно заканчиваются вздохами в духе «о, мой милый Дженнан!», и суровым, волевым взглядом вдаль сильной женщины. Так и видится закат, холм, колышущиеся стебли пшеницы и тихая, но воинственная музыка. От одного этого сводит скулы.
Давайте поясню: я ничего не имею против романтики и женских чувств, но если бы мне дали листы этого текста, умолчав автора, уже по первым строкам можно было бы с умеренной долей уверенности предположить, что автор — женского пола. Наверно, это в крови — при некоторых оборотах событий в книге, или некоторых описательных моментах, у меня непроизвольно закатывались глаза или я поднимал голову к потолку, пытаясь проглотить кусок текста, ибо текст в этих моментах сугубо женский и близок исключительно женской натуре. Особенно это заметно в первой главе. Представьте себя в компании двух девушек, когда одна говорит другой: «Он на меня ТАК посмотрел, а я такая ножками — тыц-тыц-тыц, да и вообще все мужики...» и т.д. Женский дух, что поделать, хотя в книге это далеко не так утрировано, но уши торчат:wink:
Если опустить мою иронию, в сухом остатке получается вполне недурственный текст, местами даже удививший глубиной — ну, каждому свое, скажу я, так что скрытых глубин другим читателям обещать не могу. По сути книга напоминает сборник рассказов, сродни циклам Азимова — стрежневые персонажи и более-менее стержневая идея/цель, обрисованные в разных ситуациях, что в случае «Корабля» идет скорее в плюс.
В общем, не придавайте моей оценке большого внимания, поскольку она — плод сугубо личностного восприятия. Честное слово, книгу стоит прочитать, написана она хорошо, плавно, четко, нет «воды» и пустопорожних разглагольствований. Я не знаток женской прозы (хотя меня ждет томик Ле Гуин), но все же советую прочитать.
snaut, 29 декабря 2013 г.
Идея неплохая. Местами очень поэтично. Но написано явно женщиной и для женщин, точнее для девочек не старше 15. Все достоинства романа, а их немало, просто тонут в сладеньком сиропчике. Такое впечатление, что съел кусок вкусного, но слишком сладкого торта. От постоянных вздохов о милом Дженнане возникает чувство тошноты и пропадает сочувствие к главной героине.
Мириам, 30 ноября 2010 г.
С одной стороны мне даже немного понравилась книга. Цепляет живой корабль своей простотой. Даже немного грустно было, когда читала. Слишком по-женски, слишком для женщин. Когда можно обращать внимание только на эмоции/переживания героини, а об остальном забыть за ненадобностью. И правильно будет сделать — забыть. Так как и обращать толком не на что. Понятно только, что написано про мир будущего, где важен каждый — нормальный или с врожденным дефектом. Где и с врожденным дефектом можно быть на службе обществу.
Но автор лишь дает наброски окружающего, уделяя внимание только Хельве и всему, что происходит с ней. После того, как отложила книгу, стала вспоминать — а что я знаю о самом мире живых кораблей? Да ничего, кроме того, что есть такие замечательные корабли, состоящие на службе и матающиеся по всей галактике с поручениями. Для меня книга — что-то серое и малоинтересное, но оставляющее после себя небольшой эмоциональный след, который и будет со мной в качестве воспоминания о Поющем корабле.
glupec, 22 октября 2010 г.
Роман очень горький и, я бы даже сказал, болезненный — Маккефри писала его, чтобы хоть как-то унять своё горе после смерти отца. В «Перне» тоже эта идея была — что любая скорбь со временем отпускает, и жизнь, несмотря на все наши потери, все равно хороша. Но там это было не в пример мягче; тот же Алессан, убивавшийся по Морете, просто сперва не понимал своего счастья — что рядом с ним не менее красивая, живая и любящая Рилл. Т.е., у него был выбор между скорбью и спокойной жизнью. А тут выбора нет. И спокойной жизни тоже нет. Маккефри с безжалостной прямотой обнажает, т. ск., «механизмы боли»: если что и спасает нас от постоянного депрессняка — так это банальный ИНСТИНКТ самохранения. Инстинкт!! Если бы автор сказала — любовь к людям, к жизни и т.п., я бы понял и согласился. Но инстинкт — это нечто менее человечное... и более примитивное.
Поэтому книгу трудно (и поначалу страшно) читать. До появления Киры — тогда-то всё становится на свои места (и поведение Хельвы уже значительно гуманнее...)
Вероятно, так и надо было. Пройти через ПОЛНЫЙ отказ от всего человеческого, через последний предел боли — и таким образом победить. А потом вернуться в нормальное, спокойное течение жизни.
У меня книга вызвала, некоторым образом, эмоциональный шок (я предпочел бы то решение проблемы, к которому прибегли Алессан и Джексом, т.е., банальное исцеление через заботу о ближних). Но это у меня... Так-то книга и сильная, и серьезная.
Рейкьявик, 15 января 2010 г.
В «Корабле,который пел»,да и в последующих романах трилогии фантастический «космооперский» антураж довольно стандартен и играет второстепенную роль,но и не лишен красочности и привлекательности.Как и в любом из своих произведений,исключая,с моей точки зрения,чисто коммерческий и при этом какой-то куцый сериал о космических пиратах,Энн Маккефри выглядит как автор традиционно женской прозы.Но это не упрек!Ее(Маккефри) главные персонажи (традиционно женского пола) переживают,любят и действуют как героини,допустим, Джейн Остин,только перенесенные в космическое пространство.В «Корабле,который пел» описана история девушки,чей мозг был помещен в звездолет и фактический стал его компьютером.Если трансформировать этот фанатстический момент(я имею в виду помещение мозга в компьютер) в «обычную» прозу,то получится жизнеописание инвалида,которая хочет,но не может быть любимой вследствие своих ограниченных возможностей,хочет ходить,смеяться,есть и пить как нормальные люди,но лишена такой радости.Единственное,что она может делать как человек:это петь,и делает она это здорово.Кроме пения,девушка-инвалид обладает могуществом,недоступным обычным людям:фактически,она-межзвездный корабль,безо всяких усилий летающий между галактиками.Здесь женская проза Маккефри не перестает быть женской,из нее не исчезают ее характерные черты, но добавляется крайне нетривиальный,фантастический, конфликт внутри самой героини.С одной стороны-немощь и ущербность,невозможность ощутить обычные человеческие радости,а с другой-почти всемогущество.Способна ли человеческая психика выдержать такую странность,ЧТО может случиться с ней в столь необычном положении,ЧТО мог бы почувствовать человек,поставленный в такие контрастные условия?Именно это блестяще исследует Энн Маккефри.Роман являет собой несомненный шедевр.Он и издан был в серии «Шедевров» издательства «Эксмо»,которое не подкачало и с уровнем перевода.
Dark Andrew, 19 августа 2007 г.
По большому счету — это не роман, а сборник из повестей, причем оценка 6 — из-за начало и серединки, которые довольно таки скучные, хотя и встречаются интересные моменты. Лучшая повесть — последняя.
А в целом — классическая НФ «старого» типа, читать можно, но те же «Певцы кристаллов» сильно лучше.
volkuz, 21 ноября 2007 г.
Мне очень интересен замысел автора — торжество не искусственного, «машинного» интеллекта, но человеческого разума и души.Конечно, идея не нова — до какого предела человек остаётся человеческим существом и каковы рамки понятия «человек». По-моему, очень изящно написано. Читается легко, несмотря на давность написания.