Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, Barros, ceh, cat_ruadh, Claviceps P., denshorin, glupec, Kons, mastino, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007



Статья написана 16 августа 2021 г. 16:23

Вчера, на проходящем в формате онлайн-конференции конвенте Readercon 31, был объявлен новый лауреат премии Кордвейнера Смита «Открытые заново». Им стал Дэвид Гай Комптон (David Guy Compton), один из старейших англо-американских писателей-фантастов современности, который родился 19 августа 1930 г.

Больше о премии можно узнать, пройдя по ссылке выше. Лауреат же нашему читателю не знаком вовсе, не издавался, не переводился, поэтому позвольте рассказать о нём подробнее. Вот, что пишет в своей "Энциклопедии фантастики" (1995) Вл. Гаков:

цитата
Англ. прозаик. Род. в Лондоне, после окончания колледжа Челтенхэм служил в армии, работал электриком в театре, на мебельной фабрике, коммивояжером, докером, почтальоном; с 1969 г. работал ред. в изд-ве; с 1981 г. — профес. писатель. Первая публикация — радиопьеса "Всё завершено полностью" (1956). С 1981 г. живёт в США.

Большинство произв. К., к-рый никогда не был "чисто жанровым" автором, посвящено близкому будущему, предпочтение в них отдается не НФ идеи или сюжету, а психол. состоянию героев, нюансам человеческих взаимоотношений (см.Психология). Тем не менее начал К. с "фантаст.-политич." романов: в романе-дебюте "Качество сострадания" [The Quality of Mercy] (1965; испр. 1970) описаны последствия противостояния Востока и Запада, включая заговоры с целью использования биол. оружия для "окончательного решения" проблемы перенаселения (см. Демография, Политика), а в романе "Прощай, благословение Земли" [Farewell, Earth's Bliss] (1966; испр. 1971) группа "асоциальных" диссидентов отправлена в ссылку на Марс; др. диссиденты сражаются против консерваторов, душащих науч. и соц. прогресс, в "Электрическом крокодиле" [The Electric Crocodile] (1970; др. — "Стальной крокодил" [The Steel Crocodile]). Герои "Синтеудовольствия" [Synthajoy] (1968), хирург и изобретатель, нашли способ записывать на плёнку эмоциональные впечатления одарённых людей с целью последующей продажи плёнок тем, кто ничем не выделяется и хотел бы сопереживать "счастливчикам"; использование их метода помогает раскрытию преступления (см. Изобретения и открытия, Криминология, Медицина). Инопланетяне, несущие Слово Божье жителям Земли, сатирически изображены в романе "Миссионеры" [The Missionaries] (1972) (см. Мессии, Религия, Сатирическая НФ).

Наиб. известность принес К. психол. роман "Продолжающаяся Кэтрин Мортенхоу" [The Continuous Katherine Mortenhoe] (1974; др. — "Недремлющее око" [The Unsleeping Eye], "Вахта смеpти" [Death Watch]). В будущем, где практически исключены заболевания, репортёр с имплантированными телекамерами фиксирует весь процесс умирания сорокалетней женщины; увидев на экране снятый "материал", он приходит к выводу о полной творческой неудаче (предполагавшийся объективно-реалистическим, "фильм" получился бессмысленным и лишённым сострадания, а потому лживым); роман в 1979 г. экранизирован франц. режиссёром Б.Тавернье как "Наблюдение за смертью" (см. Искусство, Медицина, Спорт и досуг) В романе-продолжении "Окна" [Windows] (1979) продолжаются муки совести героя: лишённый своих "глаз"-камер, он сам превращается в аналогичного испытуемого, за страданиями к-рого наблюдают праздные обитатели бездушной утопии. Ещё две саркастические "утопии" представлены в романах "Влияния" [Ascendancies] (1980) и "Игра Скаддера" [Scudder's Game] (нем. 1985 — Германия; 1988); в первом земляне неожиданно получают "дар небес" — нов. источники энергии, имеющие, однако, фатальные побочные эффекты. В соавт. с Джоном Гриббином К. написал роман "Рагнарёк" [Ragnarok] (1991), герой к-рого — учёный — устраивает в близком будущем "ядерную зиму" (всего лишь с целью "подтолкнуть" ядерное разоружение) (см. Глобальная катастрофа, Ядерная война).

В справочнике "Новая волна в литературе второй половины ХХ века" (2000) Александр Сорочан отмечает:

цитата
В 1960-х гг. Комптон был одним из ярких представителей плеяды британских авторов, разрабатывавших традиционные темы НФ на новом уровне, с привлечением всего спектра гуманитарных наук, с опорой на индивидуальную психологию. Стиль Комптона по сравнению с М. Коуни, Э. Купером и др. несколько более эффектен, хотя сюжеты его книг зачастую выглядят слишком знакомыми. Однако Комптон всегда умел сказать своё слово: он писал о путешествиях во времени, глобальных катастрофах и массовой культуре с одинаковой глубиной и серьёзностью. <...> После переезда в США в начале 80-х качество и количество книг К. резко снизилось, и ныне писатель далёк от авансцены жанра.

Ранние детективные романы он подписывал именем Гай Комптон (Guy Compton), готические романы выходили под псевдонимом Фрэнсис Линч (Frances Lynch).

Добавлю, что роман "The Steel Crocodile" был номинирован на премию Небьюла-1970, а в 2007 году Американская ассоциация писателей-фантастов присвоила Д. Г. Комптону звание "Author Emeritus", как писателю, который внёс заметный вклад в развитие жанра, но уже отошёл от литературной деятельности.

Д. Г. Комптон — второй писатель после Кэтрин Маклин, удостоившийся премии Кордвейнера Смита при жизни.


Статья написана 14 августа 2021 г. 17:31

Из интервью с Булатом Окуджавой, 1995 год:

цитата
Сейчас я хочу написать фантастическо-сатирический исторический роман о том, как Пугачёв не погиб, а победил, стал императором в Петербурге, и что из этого получилось.


Статья написана 13 августа 2021 г. 15:31

Из воспоминаний вдовы Юлия Даниэля:

цитата
Наверное, самое время и место припомнить один разговор, при котором мне довелось присутствовать и даже, вопреки мною же заведённой традиции, вмешаться.


А важный был разговор. Завёл его Булат:


— Юлий, если б снова революция, а у нас с тобой уже есть наше знание истории, наш опыт; так с кем бы оказались сегодня: с белыми или с красными?


Выяснилось — сын пламенных кавказских революционеров ушёл бы в «Белую стаю» (вот вам и «комиссары в пыльных шлемах»!).


Что касается Юлия, сына еврейского писателя, он всесторонне рассматривал вопрос, размышляя, стоило ли последовать за Булатом.


Тут-то я и позволила себе:


— Юлик, ты о чём? Кто это в белую гвардию еврея взял бы?..


Испортила песню — больше они, посмеявшись, на эту тему не говорили.


А Юлий, этот злостный антисоветчик, на том историческом переломе оказался бы с красными, о чём сказал позже. Видно, додумал до конца.


Статья написана 12 августа 2021 г. 10:38

Леонид Стекольников



ЕСЛИ...



Настанет час — в раскатах грома

Посланцы звезд к нам прилетят;

На Землю — мир им незнакомый —

Нетерпеливый бросят взгляд.


Обуглены леса и степи,

И тускло блещут, как слюда,

Сквозь черный смертоносный пепел

Оплавленные города.


А где же люди? Там, в колодцах,

В пещерах и во мраке шахт,

Слепые жалкие уродцы

Как насекомые кишат...


Посланцы звезд прильнут к приборам

Широкими зрачками глаз.

С каким презрительным укором

Они подумают о нас!


«Здесь жили слабые созданья.

Могли бы вровень с нами встать,

Но не смогли в час испытанья

Своих безумцев обуздать».


И командир с лицом суровым

К штурвалу резко подойдет,

И, тая в зареве багровом,

Навек умчится звездолет...


Так будь же бдительна всечасно,

Землян великая семья!

Цвети, наш мир — живой и ясный!

Умри, фантазия моя!


(1966)


Статья написана 11 августа 2021 г. 12:23

Кстати, на сайте Лабиринта предзаказ и скидка в полцены:

А еще Василий Владимирский неплохо так прошёлся по основным проблемам этой книги. Я только добавлю несколько причин, по которым письма просто нельзя было печатать в исходном виде. Во-первых, возможные юридические последствия — не все писатели и редактора, с которыми имел дела РЭХ (или их наследники), могли оказаться достаточно толерантны к высказываниям покойного. Сын Горация Голда уважал писателя. Клан Скрибнеров, как ни странно, тоже (ну, или смотрел на выпады покойного сквозь пальцы, поскольку по-прежнему держал права на его ювенильную серию романов). У Алисы Далглиш, по-моему, не было наследников. Поэтому всем троим, Горацию Голду, Алисе Далглиш и м-ру Скрибнеру, досталось в этой книге на орехи. Обо всех прочих в "Ворчании" не найдётся ни одного дурного слова, хотя яду по их поводу в своё время было выплеснуто немало. Во-вторых, письма РЭХ — это довольно объёмные документы, в каждом из которых намешано всего помаленьку — деловые переговоры, пункты контрактов, обсуждение гонораров, личные подробности, которые относятся к личной жизни корреспондентов и не имеют отношения ни к литературе, ни к жизни самого РЭХ, есть и просто праздная светская болтовня. Так что не резать эпистолярные труды мужа Вирджиния просто не могла. Ну и в-третьих, некоторые письма вообще не могут быть поняты без предыстории, а чтобы её поднять, нужно попутно опубликовать не только письма РЭХ, но и его корреспондентов, на что требуется разрешение. В этом плане очень жаль, что в книге почти нет ранней переписки с Джоном Кэмпбеллом-младшим. Те письма великого редактора Золотого века, что я читал, были просто великолепны, а его критика текстов Хайнлайна была очень умна и очень деликатна. Возможно поэтому мы их и не видим — в письмах Кэмпбелла было намного больше веса, чем в репликах самого Хайнлайна. Кэмпбелл в этих историях доминировал, а Вирджинии вряд ли хотелось выставлять на публику подобные картины. Хайнлайн вообще был задирист, но не всегда выходил победителем в письменных баталиях.Так, во время подобного обмена колкостями, редактор "Плэйбоя" уделал писателя, как младенца, и поэтому от их переписки в "Ворчании" остались всего несколько фраз. Но даже после цензуры Вирджинии эта книга стоит прочтения — где-то между строчками в ней всё же маячит реальный Боб Хайнлайн, то, каким он был на самом деле.





  Подписка

Количество подписчиков: 698

⇑ Наверх