В этой рубрике мы станем публиковать статьи только о редких и коллекционных изданиях. Разумеется, для таких статей особое значение имеет визуальный ряд, поэтому просим авторов не забывать снабжать свои тексты иллюстрациями.
Те, кто видит сны наяву в ясный день, всегда идут гораздо дальше тех, кто видит сны только засыпая по ночам.
Эдгар Аллан По
Сегодня, в день рождения гениального американского визионера, вниманию уважаемых форумчан ГК "РИПОЛ классик" представляет продолжение коллекционного иллюстрированного издания рассказов Эдгара По с иллюстрациями выдающегося французского художника, нашего современника Бенжамена Лакомба.
Передаю слово ведущему редактору Кристине Коноплёвой, руководителю проекта:
В день рождения Эдгара Аллана По мы предлагаем обратиться к творчеству великого писателя, чьи произведения покорили весь мир. Готические, полные психологизма, с драматическим надрывом и незабываемыми иллюстрациями Бенжамена Лакомба – «Страшные рассказы» По не оставят вас равнодушными.
Родовое проклятие, кровавое безумие, неизбежный рок и навевающая жуть атмосфера готики, смешались в пугающих историях виртуозного маэстро ужасов.
Открыв страницы этой книги, вы окажетесь по ту сторону реальности, в мире, полном мрачных и трагичных событий. Здесь вы ступите в проклятый особняк рода Эшер, увидите изнанку болезненной одержимости и услышите о грехах темных душ.
Вы готовы?
Коллекция "Метаморфозы" представляет великие произведения мировой литературы в интерпретации современных иллюстраторов. Как древнеримский поэт Овидий в поэме "Methamorphoses" повествует о различных превращениях, произошедших со времени Сотворения мира, так и современные художники, обращаясь к классическому тексту , переосмысливают его в уникальные художественные образы.
"Страшные рассказы. Книга II" — долгожданное продолжение невероятно мрачных и завораживающих историй Эдгара Аллана По в сопровождении удивительных иллюстраций Бенжамена Лакомба.
Идея уникального проекта принадлежит самому французскому художнику. В книгах нет лишней речи. Почти вся она родом из XIX или начала XX столетия: маэстро и его главный французский поклонник — Шарль Бодлер, чьи статьи замыкают каждый из томов; в русскоязычном издании — голоса Серебряного Века, голоса удивительных переводчиков Константина Бальмонта и Михаила Энгельгардта, самых, как нам представляется, горячих его почитателей в отечественной словесности той поры.
Мы приглашаем вас посетить странный, тревожный и вместе с тем завораживающий мир прочтения (и интерпретации) произведений великого американского литератора самым своеобразным французским художником нашего времени!
Альбомы живописи обычно имеют либо увеличенный формат 25 на 30 сантиметров, и тогда его можно ставить на типовых стеллажах, либо просто таки гигантский размер, в полметра высотой, озадачивая собирателя вопросом "куда бы пристроить такой альбом на книжной полке". С этим альбомом всё вышло совсем наоборот: думать надо как бы его не потерять ненароком, ведь это миниатюрное издание:
Альбом фантастической живописи "Миры Николая Редьки"
— Волгоград, ПринТерра, 2010 г. 136 стр. тираж 750 экз., размер 11,5 х 7,8 х 1,3 см.
Николай Редька родился 27 февраля 1957 года в Севастополе. По образованию — техник-судомеханик, работал на судах загранплавания. С 1992 года свободный художник. В фэндоме с 2005 г. Постоянно проводит выставки на конвентах «Звёздный Мост», «Роскон», «Портал». Штатный художник фестиваля «Созвездие Аю-Даг». В его оформлении выходили книги в издательствах "Шико", "Таврида".
Аннотация: Братья Аркадий и Борис Стругацкие были самыми популярными российскими писателями-фантастами с момента их первой публикации в 1959 году. Неизменная большая популярность их произведений в течение трех десятилетий в условиях меняющихся политических и литературных реалий тем более интересна, если принять во внимание, что их первичной читательской аудиторией была российская научно-техническая интеллигенция — та часть общества, чьи ценности и установки сыграли важную роль в преобразовании Советского Союза. Это живое и оригинальное исследование творческой эволюции Стругацких как представителей целого поколения российских ученых является своевременным и уникальным.
Издательство: М.: Новое литературное обозрение, 2022 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 312 стр. ISBN: 978-5-4448-1731-5 Серия: Научная библиотека. Научное приложение. Вып. CCXXVII
Аннотация: Владимир Сорокин — один из самых ярких представителей русского постмодернизма, тексты которого часто вызывают бурную читательскую и критическую реакцию из-за обилия обсценной лексики, сцен секса и насилия. В своей монографии немецкий русист Дирк Уффельманн впервые анализирует все основные произведения Владимира Сорокина — от "Очереди" и "Романа" до "Метели" и "Теллурии". Автор показывает, как, черпая сюжеты из русской классики XIX века и соцреализма, обращаясь к популярной культуре и националистической риторике, Сорокин остается верен установке на расщепление чужих дискурсов. Автор комплексно подходит к эволюции письма Сорокина — некогда "сдержанного молодого человека", поразившего круг концептуалистов "неслыханным надругательством над советскими эстетическими нормами", впоследствии — скандального автора, чьи книги бросала в пенопластовый унитаз прокремлёвская молодежь, а ныне — живого классика, которого постоянно называют провидцем.
Дирк Уффельманн — профессор Института славистики Гисенского университета им. Юстуса Либиха.
Аннотация: В этой книге исследуются отношения между ностальгией сегодняшнего дня и утопиями прошлого в контексте космической эры ХХ века и ее кинематографических репрезентаций в СССР и постсоветской России. Когда-то восторженная проекция, затем многообещающее и сверхъестественное настоящее и, в конечном итоге, совокупность ностальгических означающих в истории мирового кинематографа, эта космическая эра была связана в первую очередь с жанром научной фантастики. Автор анализирует более 30 советских научно-фантастических фильмов, выдвигая на первый план их структуры утопии и их эволюцию во времени, чтобы проследить их транснациональную позиционность, трансмедиальный резонанс и влияние на постсоветские российские фильмы о космической эре.
Издательство: Evanston: Northwestern University Press, 2021 год, Формат: другой, твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 978-0810143036
Аннотация: Проза Виктора Пелевина стала выражением сомнений и страхов поколения 1990 х годов, пытавшегося сформулировать и выстроить новые жизненные стратегии на руинах распавшейся империи. Несмотря на многолетний читательский успех, тексты Пелевина долго не становились предметом серьезной литературоведческой рефлексии. Книга Софьи Хаги призвана восполнить этот пробел; в центре внимания автора — философская проблема свободы в контексте художественного мировоззрения писателя. Как Пелевин перешел от деконструкции советской идеологии к критике сегодняшней глобальной реальности? Какие опасности писатель видит в ускоренном технологическом развитии? Почему, по его мнению, понятие свободы в современном обществе радикально искажено? Автор ищет ответы на эти вопросы, предлагая пристальное прочтение созданного Пелевиным уникального социально-метафизического фэнтези. Софья Хаги — профессор русской литературы на кафедре славянских языков и литератур в Мичиганском университете (г. Энн Арбор).
Издательство: Brighton (MA): Academic Studies Press, 2018 год, Формат: другой, твёрдая обложка, 402 стр. ISBN: 978-1-61811-722-9 Серия: Cultural Syllabus
Комментарий: The first collection of essays devoted to the rich tradition of Russian science fiction on the page and the screen from a variety of disciplinary perspectives.
Издательство: Middletown (CT): Wesleyan University Press, 2013 год, Формат: другой, мягкая обложка, 218 стр. ISBN: 978-0-8195-7334-6 Серия: Early Classics of Science Fiction
Аннотация: Фантастика зародилась в России значительно раньше чем в англоязычных странах и стала визитной карточкой русского модерна. Эта книга — попытка понять, почему фантастика появилась здесь, на окраине Европы, ещё до того, как появились первые определения жанра, и что фантастика значила для людей, живших в условиях того, что Лев Троцкий метко назвал, "смешанным и неравномерным развитием". Русская фантастика нашла своё место не только в литературных кругах и популярной культуре, но и среди исследователей, инженеров, философов и политических мечтателей. Автор анализирует творчество нескольких хорошо известных ранних фантастов (Брюсова, Богданова и Замятина), используя большой объём материалов, включающих газетные очерки, научные статьи, научно-популярные работы и манифесты. Эта работа приоткрывает двери необычного смешения науки, техники, художественного воображения и сознательного стремления быть современным человеком.
Аннотация: Книга Дж. Куртис, известной исследовательницы творчества Евгения Замятина и Михаила Булгакова, представляет собой первую полную биографию Евгения Замятина, включающую редкие материалы архивов США, Франции и России. Тщательному исследованию, в равной мере академическому и увлекательному, подвергаются не только подробности личной жизни и творчества одного из самых недооценных писателей России первой половины XX века, но и значимые события культурной, политической и экономической жизни того времени.
Издательство: Bern: Peter Lang, 2013 год, Формат: другой, мягкая обложка, 388 стр. ISBN: 978-3-0343-1323-0
Аннотация: Издание посвящено анализу украиноязычной фантастики (1918-1996 гг.). В книге есть информация об истоках украинской фантастической литературы. Читатель узнает много нового о формировании жанра в Украине. Анализ произведений украинской фантастики автором был сгруппирован в блоки по таким темам: утопия, космические путешествия, встречи с пришельцами, искусственные создания, юмор в украинской фантастике. Кроме того, ряд разделов посвящен фантастическим концепциям или отдельным произведениям конкретных фантастов.
Книга отличается от критических работ, издававшихся в УССР, наличием анализа произведений авторов украинской диаспоры, а также авторов из Западной Украины (1919-1939), которая находилась в составе Польши.
Монографию характеризует скрупулезный анализ представленного материала, открытие ряда забытых и новых имен в истории украинской фантастики.
Комментарий: The study of Ukrainian science fiction encompasses both the historical and thematic features of this genre. It contains a discussion of the representative and the most imaginative Ukrainian science fiction works published by writers residing in Ukraine and abroad. Artist not credits.
Издательство: Арканар: Метагом, 2020 год, 30 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 416 стр. ISBN: не указан
Аннотация: В сборник вошли статьи польского литературоведа последних лет о научной фантастике, польской литературе и отдельных кинематографических темах.
Издательство: М.: Новое литературное обозрение, 2009 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 400 стр. ISBN: 978-5-86793-740-9 Серия: Научная библиотека. Научное приложение. Вып. LXXIX
Аннотация: Книга известной немецкой славистки, профессора Констанцского университета Ренате Лахманн посвящена детализации литературных представлений о фантастическом в западноевропейской и русской культуре. Читателю предлагаются новаторские интерпретации произведений Э.Т.А.Гофмана и А.С.Пушкина, В.Ф.Одоевского и Э.По, Н.В.Гоголя и И.С.Тургенева, Н.Готорна и И.А.Гончарова, Х.Л.Борхеса и В.Набокова, Ф.М.Достоевского и Бруно Шульца, М.А.Булгакова и Герберта Уэллса, сочинений Сарбиевского и Грасиана, Коменского и Тезауро, а также старинных и новейших теорий литературной фантастики, обнаруживающие превратности творческого воображения и закономерности его литературного воплощения — безграничность фантазии и ограниченность риторики, обратимость вымысла и памяти, порядка и парадокса, действительности и утопии.
Первая книга — это сборник статей разных авторов, объединенных общей идеей: показать все жанры развлекательной литературы, от криминального детектива до вестерна, от ужастиков до научной фантастики.
Это небольшая хроника истории массовых карманных книг в бумажных обложках, с упором на период 1940-1970 гг. В сборнике порядка пятисот обложек оригинальных покетов, плюс некоторое количество оригинальных рисунков из запасников коллекционеров и собирателей, то есть подлинные целые картины — до их обработки под нужды типографии.
В 2018 году сборник получил премию журнала Локус в разделе "книга об искусстве". Эд Халс написал в этой книге четыре статьи, и выступал как соредактор. Спустя четыре года, в октябре 2021, он выпускает продолжение:
"Искусство криминального чтива: иллюстрированная история старинных книг в мягкой обложке" (2021)
The Art of Pulp Fiction: An Illustrated History of Vintage Paperbacks
Костяк второй книги Эд Халс написал один, лишь добавив несколько эссе четырёх приглашённых специалистов (коллекционеров и художников, про одного из них, Дэвида Сондерса, мы упоминали в одной из предыдущих заметок). Жаль только что в Содержании эти эссе вообще никак не обозначены, их можно найти только пролистав книгу:
• стр. 6-9 — Ричард А. Лупофф "Introduction: A Bright New Morning" (Введение: Яркое новое утро) — вспоминает самые зрелищные покетбуки прошлых лет;
• стр. 36-37 — Дэвид Сондерс "From Pulps to Paperbcks" (От дешевых журналов к книжечкам в мягкой обложке)
• стр. 74-75 — Дэвид Сондерс "Brush-Wielding Buckaroos" (Ковбои с кистями в руках?) — про книжки про ковбоев;
Общее впечатление от двухтомника: крайне скудные, коротенькие, куцые статьи — буквально на 1-2 странички, просто пунктирная история книгоиздания что было в начале и как стало в середине века, без особенностей систем распространения прессы (а она менялась, что и приводило к смене форматов), без объяснения качелей в общественном настроении (пуританство — либерализм — маккартизм — нью эйдж). Для коллекционеров тоже никакой значимости: нет ни указания редкости тех или иных книг, ни тем более ценников. Из несомненных плюсов: иллюстративный ряд шикарно подобран и есть множество редко репродуцируемых, не заезженных изображений. Далее под катом просто четыре десятка фотографий из книг.
Альберт Бернард «Эл» Фелдстайн (Albert Bernard «Al» Feldstein) — американский художник, автор и редактор, работал в EC Comics (Издательство Образовательных комиксов, чуть подробнее см. в предыдущей колонке )
Альберт родился 24 октября 1925 года в Бруклине, в семье зубного техника. В четырнадцать лет взял награду на конкурсе плакатов на Всемирной выставке в Нью-Йорке, и решил плотнее заняться живописью и искусством, учился в школе музыки и искусства на Манхэттене. Примечательно, что на этой же выставке в Нью-Йорке два месяца жил и работал инженером-оформителем Александр Казанцев, он пишет об этом в мемуарах.
Будучи школьником, после занятий Фелдстайн подрабатывал в издательстве комиксов за 3 доллара в неделю:
"сначала рисуя фоны, затем рисуя фигуры, нарисованные другими".
Во время второй мировой войны Фелдстайн служил в ВВС.
После войны он снова вернулся к комиксам, работал на нескольких издателей, а в 1948 году устроился в EC Comics — сначала он рисовал собственно комиксы и сочинял истории, но со временем специализация дошла до того что он стал только сочинять историю и делал цветную броскую обложку, а сам комикс рисовали другие художники. Плоды его сценарной работы теперь можно посмотреть — он автор почти всех историй в сборнике Валли Вуда "Рассвет близок" (издательство "Белое яблоко", 2021).
В фирме EC Comics Фелдстайн вел серии Weird Science, Weird Fantasy, Tales from the Crypt и др., выделяющиеся смелыми сюжетами и раскованной формой подачи материала. В Сенате конгресса США началось расследование о влиянии этих комиксов на малолетнюю преступность, и под давлением общественности издания были свёрнуты.
В 1956 Фелдстайн стал главным редактором сатирического журнала Mad Magazine (примерный аналог "Крокодила"), и проработал там до 1985 года, после чего ушёл на пенсию и продолжил занятия живописью — образцы его реалистических картин из жизни животных и растений будут в самом конце книги. С 1986 по 1992 он жил в Вайоминге, в 1992 перебирается в Монтану и покупает ранчо около Йеллоустоунского национального парка. За серию картин о природе Колледж Роки-Маунтин (Биллингс, Монтана) присвоил ему звание почетного доктора искусств, а в 2010 году Фелдстайн получил премию Брэма Стокера за заслуги перед жанром.
Скончался художник 29 апреля 2014 года. Но сталась замечательнейшая книжка, вышедшая в свет 20 августа 2013 года, за год до кончины художника.
Эл Фелдстайн, Грант Гейссман "FELDSTEIN: The Mad Life and Fantastic Art of Al Feldstein!" — San Diego: IDW Publishing, 2013 год, ISBN: 1613776764, 978-1613776766. https://fantlab.ru/edition336107
Эл Фелдстайн, Грант Гейссман. "FELDSTEIN: The Mad Life and Fantastic Art of Al Feldstein!" — San Diego: IDW Publishing, 2013, ISBN 978-1-61377-777-7. https://fantlab.ru/edition340044
Первая версия — массовое издание, без футляра, на сайтах магазинов указано количество страниц 320. У меня нет этой книги, никак уточнить не могу.
Вторая версия — лимитированное издание тиражом в 500 экземпляров, в тёмном коричневом бумвиниле, с тиснением фольгой под золото, с автографом Фелдстайна и автографом Гейссмана (автора книги), помещенное в коричневый же короб с аппликацией сверху. В лимитке 416 страниц, и тут уже начинаются вопросы: то ли на всех сайтах ошибка что в массовом издании 320 стр., а на самом деле в массовом тоже 416 стр, то ли лимитка — расширенная на сто страниц версия книги.
Тиснение на футляре и корешке книги идентичны друг другу
Автографы художника и автора текстовой части для данного альбома
Оглавление
Первые работы
"Юниор"
Вот и ужастики:
Начало НФ:
Реализм:
Недавно изданная на русском языке книжка Валли Вуда с историями по сценариям Фелдстайна: