Предлагаем вашему вниманию рубрику, в которой мы попытаемся поговорить о том, как издают фантастику.
Мы приглашаем к участию в рубрике всех тех, у кого есть желание рассказать об изданиях своего любимого автора, необычно оформленных книгах, знаменитых и не очень сериях, дизайнерских решениях и удачных находках, шрифтах, титулах, журнальных иллюстрациях, ляссе и далее до бесконечности.
Никаких ограничений по времени и пространству нет. Единственное пожелание: ваша статья обязательно должна содержать иллюстрации, потому как лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.
Администрация сайта надеется, что фантлабовцам есть что сказать. Так давайте же сделаем рубрику познавательной и интересной!
И с нами очередное издание. На этот раз пока не очень интересное.
Это вот обложка.
Авантитул.
Титульный лист.
Оборот титульного листа.
Выходные данные.
Реклама.
Итак, это:
Стругацкий А. Улитка на склоне / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление и компьютерный дизайн В.Воронина. — М.: Изд-во АСТ, 2015. — 256 с. — (Книги братьев Стругацких). — ISBN 978-5-17-093061-6. — 4.000 экз. — Подп. в печ. 04.09.2015. — Заказ 7819.
Что можно сказать об издании... Текст стандартный, обложка — поскольку в "Мирах братьев Стругацких" "Улитка на склоне" была с двумя другими произведениями — глаза намозолить не успела (хотя, конечно, если судить по той подсерии "Миров...", что в мягкой обложке, и и по собраниям сочинений в пестрых обложках — 2 шт. — это уже "официальная" обложка. Традиционно хочется разнообразия. Ну, правда, все 4 вышеупомянутые обложки друг друга не повторяют.).
Забавно, что в аннотации обещаны "Комментарии к пройденному". На самом деле их тут нет.
Ну, я наконец вернулась... И с нами очередное издание. Португальское.
Это обложка.
Авантитул.
Титульный лист.
Оборот титульного листа.
Страница 235.
Рекламная вклейка.
Информация о вышедших в серии книгах.
Итак, с нами:
Strugatsky A. Prisioneiros do poder / Strugatsky A., Strugatsky B.; Trad. J.Bento. — Mem Martins: Publicacoes Europa-America, 1999. — 240 p. — (Ficcao cientifica. FC 243). — ISBN 972-1-04650-7. — Порт. яз. — Загл. ориг.: Обитаемый остров.
Что можно сказать об издании (учитывая, что португальского языка я тоже не знаю — правда, когда-то учила испанский)...
Подозрения появляются прямо с обложки (обратите внимание на написание фамилии авторов и на изменение названия) — уж не с английского ли перевода переводили?.. И вы знаете, на то похоже!..
Не знаю также, что значит пометка texto integral на обложке — хоть и издано в 1999 году, текст взят из издания 1971 года (с Творцами и т.д.; правда, Criadores — Todo-Poderosos)... а, ну да, перевод же с английского старого перевода... И есть у меня чувство, что мелкие кусочки то тут, то там опущены. Не помню, так ли в английском?..
ГСП — URI (Unidade de Recinhecimento Independente). Guy Gaal. Тоот — Tolot (интересно, зачем?). Вообще с именами тут примерно та же засада, что и в английском варианте: часть (прозвищ, в основном) перевели, а часть затранскрибировали, причем я не понимаю, по какому принципу. Тут часть прозвищ перевели, а часть оставили (причем я опять не понимаю, по какому принципу). Так, Рыба стала Cara-de-Peixe (не помню, как она в английском издании была). Бегемот — Hipo. Торшер — Lampada-de-Pedestal. Странник Strannik и остался (не спрашивайте, почему). А вот подполье — Resistencia. Интересно, это придает иной оттенок испанскому тексту, или там что Подполье, что Сопротивление — все едино?.. "Так точно" и "никак нет" дополняются обращением sir (и вообще это обращение к командирам — в португальском тоже оно? Или это остатки английского?). Сапожная улица — Boot Street (привет!), зато Голубая Змея — Cobra Azul. С "настоящим именем" не получилось (правда, не уверена, что такая игра слов возможна в португальском. Или получилось?.. nome verdadeiro, если что). Поселок Утки — Vila Duck. Манера переводить "ладно" как okay сначала озадачивает, потом вспоминаешь, что перевод с английского... Лесник — Forester. Копыто Смерти — Hoof of Death, Hoofer. Хотя в паре мест — Casco da Morte. Зеленый — Green. Малыш — Shorty. А вот Вепрь — Vepr. Умник — Smart, а про Странника мы уже говорили. Ловкач — Crafty, а вот Канцлера и Барона как прозвища не распознали. Дергунчик — Puppet. Колдун — Feiticeiro. Крючок — Gancho. Волдырь — Voldyr. И почему Странник представляется как Ernst???
Одиннадцатый номер 1988 года делают те же люди. Тираж журнала – 167 тысяч экземпляров. На передней обложке использована репродукция работы польской художницы МАЖЕНЫ КАВАЛЕРОВИЧ/Marzena Kawalerowicz. «Галерея» в этом номере целиком посвящена швейцарскому художнику ХАНСУ РУДИ ГИГЕРУ/Hans Ruedi Giger. Репродукции его работ размещены на внутренней стороне передней обложки, а также на стр. 7, 10, 11, 18, 47, 50 и на задней обложке.
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Lądowanie LXIX 3
Opowiadania i nowele
David Brin Kryształowe sfery 4
Karl Michael Armer Tubylcy z betonowej dżungli 13
Jana Moravcova Koniec sporu 21
Powieść
Poul Anderson Trzy serca i trzy lwy (2) 23
Z polskiej fantastyki
Waldemar Płudowski Ballada o rycerzu i dwóch pegazach 43
Стругацки А. Хищните вещи на века: Роман / Стругацки А., Стругацки Б.; Прев. Р.Бърдарска; Предговор А.Мелконян; Рис. Т.Алексиева; Библиотечно оформление Б.Мавродинов и Ж.Алексиев. — Варна: Книгоиздателство "Георги Бакалов", 1987. — 232 с. — (Б-ка Галактика). — Болг. яз. — Загл. ориг.: Хищные вещи века.
Содерж.:
"Главното е на Земята" / А.Мелконян. — С.5-9.
Хищните вещи на века. С.11-229.
Что можно сказать о переводе, учитывая, что болгарского я так и не знаю, а из-за кириллицы не было даже необходимости что-то делать с именами собственными?..
Деcятый номер 1988 года делают те же люди. Тираж журнала – 167 тысяч экземпляров. На передней обложке использована репродукция образца компьютерной графики, выполненной польским художником ВИТОЛЬДОМ ПОПЕЛЕМ/Witold Popiel. И вообще «Галерея» в этом номере носит название «Naciśnij ENTER/Нажми ENTER» и посвящена компьютерной графике (внутренняя сторона передней обложки, стр. 7, 10, 47, 50, внутренняя сторона задней обложки). На задней обложке -- реклама первого выпуска серии «Biblioteka “Fantastyki”». В «Галерее» также размещены в виде анонса репродукции четырех работ словацкого художника ЮРАЯ МАКСОНА/Juraj Maxon (стр. 31 – 34).