Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 23 декабря 2018 г. 06:33

Год выдался не слишком удачным для чтения. Не в том плане, что было мало интересных книг, а потому что времени на чтение оставалось все меньше. Купленных и непрочитанных книг лежит в ожидании чуда- свободного времени- уже более 50-ти.

Но все же кое-какие итоги подвести все же можно. По традиции начну с разочарований. Тут у меня два несомненных претендента: Бекки Чамберс со скучнейшим романом «Долгий путь к маленькой сердитой планете» и Лоис Макмастер Буджолд "Адмирал Джоул и Красная королева".



Что тут скажешь? Оба автора создали поистине образцы скуки, в которых космическое приключение со всей его красочностью, великолепием и напряженностью утонуло в гигантском объеме приторно-сладкой "толерантности". Но если молодому автору можно дать еще один шанс, то мастеру пера такое просто непростительно. Поэтому отдаю первое место в разочаровании года Лоис Макмастер Буджолд.

Зато жанр фэнтези в этом году порадовал. И тут у меня два претендента в победители. И опять автор начинающий и автор маститый.

Брайан Стейвли со своими "Клинками Императора" порадовал меня традиционностью сюжета. Надоели долгие кровавые сериалы, скатывающиеся в мистицизм. Захотелось истории с простыми и понятными героями, линейным сюжетом и нормальными человеческими мотивациями.

В этом плане не менее традиционный роман Ричарда Адамса "Майя". Хорошо написанный и очень человечный, с такой малой долей волшебства, что ее и незаметно. По этому признаку, он и становится для меня романом года в фэнтезийном жанре.

В жанре НФ было прочитано значительное число книг. И качество их было достаточно высоко, хотя и большинство из них получили от меня изрядную долю критики. Но один роман меня зацепил. Он и становится лучшим из прочитанных в жанре НФ и лучшим из прочитанного за год: Джефф Вандермеер

"Борн".

Будем надеяться, что скопившаяся очередь из весьма многообещающих книг все же сократится в следующем году. Удачи всем нам! И всем хороших книг!.


Тэги: личное
Статья написана 23 декабря 2018 г. 04:28

Завершение выборной эпопеи в одном отдельно взятом бурном регионе не слишком улучшило ситуацию. Похоже мой личный Ад просто стабилизировался, оброс традициями и теперь его можно считать нормой жизни. Вот этот конкретный отзыв пролежал в ожидании свободной минуты для размещения целых две недели. Дождался таки. Печально, но это есть факт.

Что хочу сказать про очередной роман «Пространства». Обычно к пятому роману серии я уже точно знаю, буду ли мучить себя долгим ожиданием или нет. В данном случае, я четко знаю, что буду. И это несомненный плюс: авторам по-прежнему удается сказать новое слово о своих героях и мире, чтобы поддерживать мой интерес на уровне выше среднего. Поэтому рекомендую всем, кого увлекли приключения команды «Росинанта» : Дэниел Абрахам, Тай Френк «Игры Немезиды»


Обычно к пятому роману цикла сюжет входит в накатанную колею и далее предсказуемо следует по ней. Конечно, будут вноситься какие то новые мотивы, появляться новые герои — без этого было бы совершенно скучно- но общее направление от этого уже не меняется.

Накатанная колея "Пространства" обещала, что после приключений на Илосе наши герои продолжат осваивать новые территории и разгадывать тайны создателей протомолекулы. Это сулило огромные возможности: новые пейзажи, новые герои, глобальные тайны — поистине космический масштаб.

Но все складывается весьма неожиданно. Нет, мы не сворачиваем в сторону, а возвращаемся назад, что, как знают опытные автомобилисты, сделать без потерь в накатанной колее довольно таки проблематично, если только не тупо пятиться назад. Но в "Играх Немезиды" авторам удалось практически невозможное: не просто вернуться назад, но не изменить при этом общего направления сюжета. И хочу остановиться особо на том, как этого удивительного и противоречивого сочетания направлений удалось достичь.

Итак, хочу сразу предупредить читателей: возвращение назад в этом романе состоялось не только в пространстве, но и во времени. Понятно, что возвращение в пространстве предполагает, что мы снова в знакомых по первым романам декорациях родной Солнечной системы. Поселения Луны и Марса, космические станции пояса астероидов, отрытый космос, но не тот дальний за загадочными кольцами , а тот, где по-прежнему якорем служит родная звезда.

Второе в- временное. К слову сказать, мы путешествовали с командой "Росинанта" четыре книги, в сущности, мало что зная о самих героях. Нет, нет, мы много чего знали об их характерах, взаимоотношениях и настоящих историях. Но о прошлом — лишь туманные намеки. И вот настало время нашим героям раскрыть свои тайны, достать припрятанные в пыльных шкафах скелеты и выставить на наше обозрение. И для этого авторы практически каждого персонажа отправляют по следам его прошлого. И мы, наконец, узнаем, что скрывала Наоми и от каких призраков прошлого бежала, как сложилась грозная репутация Амоса, и почему великолепный пилот и солдат Алекс предпочел судьбу свободного искателя приключений. И это не просто рассказ о прошлом: с каждым из героев придется прогуляться к его истокам и совершить некий квест, который неразрывно свяжет прошлое, настоящее и будущее.

Но простое путешествие по местам юности героев может было бы и интересно любителем цикла, но в общей колее повествования смотрелось бы явным откатом назад. И вот этого авторам удалось удачно избежать, введя некую объединяющую сюжетную линию в виде очередного заговора, истоки которого кроются в прошлом не только самого мира, но и некоторых героев, и с помощью которого одна из уже известных сторон конфликта решает раз и навсегда изменить расклад в политической игре. При этом в последствия этого заговора оказываются втянуты все наши герои, вновь играя едва ли не решающую роль в событиях.

Именно это не дает сюжету откатиться назад, а продвигает его вперед, поскольку заговор, его последствия, новый расклад политических сил- все создает основу для продолжения сюжета в будущих романах, включая глобальную, пока еще не разгаданную тайну создателей протомолекулы.

Есть еще один поворот сюжета, который смело можно записать в актив романа. Это расширение числа героев. Согласитесь, команда "Росинанта", требует "свежей крови". Для разнообразия. Для развития характеров. Для новых ноток в общей атмосфере. И для этого не надо придумывать новых героев, ведь за четыре романа накопилось множество проходных персонажей, которые, невзирая на краткость своего участия, оставили приятные воспоминания. Думаю, что многих удивит выбор таких героев для продолжения их участия в сюжете, но удивит весьма приятно.

Это было все о том, что можно занести в актив. Что в пассиве? Некоторое "зависание" сюжета в середине повествования. Перед тем, как отдельные линии главных героев опять сольются в одну, нам вместе с ними предстоит весьма небогатые на события путешествия, которые мне показались излишне затянутыми. И опять же герои до строго определенной сюжетом точки страдают массово вопиющей недальновидностью и несообразительностью, не замечая очевидны факты и детали. Но к этому мы к пятому роману уже привыкли, не правда ли?

Итак, в общем и целом роман получился. И как возвращение к истокам, и как настоящее приключение, и как заявка на будущее, которого уже жду. Очень хочется узнать, кто там прячется в темноте.


Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Пора вспомнить о поклонниках фэнтези. Следующий роман- Энтони Райан "Владыка башни"


Статья написана 26 ноября 2018 г. 04:56

С июля я живу в Аду. Мой индивидуальный Ад тесно связан с выборными делами в одном известном регионе. В результате, рабочий день у меня начинается в 6 утра и, если повезет, заканчивается в полночь. Поэтому читаю медленно, и еще медленнее пишу рецензии. Это чтобы вы, друзья, понимали, что я не игнорирую вас, а просто так сложились обстоятельства.

Ну а пока давайте завершим очередной длинный цикл. Кто пробился через первые два тома, осилит и этот. Питер Гамильтон «Эволюционирующая бездна»


Авторство Питера Гамильтона можно узнать не только по объему написанного. Объемно и со вкусом пишут многие. Сандерсон, Мартин или Эриксон по количеству слов вполне составят ему конкуренцию. Но есть у Гамильтона просто таки удивительная способность "комкать" финал. При первом знакомстве с автором это вызывало досаду: вот было же все так хорошо: летали среди звезд, стреляли, убегали от кого-то или догоняли кого-то, тайны разгадывали, врагов косили пачками, заговоры разоблачали. И вдруг: раз и все закончилось.

Но со временем к такому привыкаешь и начинаешь относиться к этому едва ли не как к фирменному стилю автора. Ну, вот одни свои саги пишут годами, а то и десятилетиями, и обещанный финал растягивается на тома, и, честно-честно, в некоторых, особо тяжелых случаях, я бы согласилась на любое завершение истории. А на Гамильтона всегда можно положиться. После долгого-долгого-долгого начала, с кучей героев и мест, с гигантским, готовым похоронить под собой читателя, массивом фактов, деталей, имен и названий, через бодрое продолжение со стрельбой, погонями, взрывами целых звезд и планет, к финалу скороговоркой и полным объяснением всего загадочного до самой мелкой мелочи. И если подобное ждешь, то и не разочаровываешься, а воспринимаешь все как отличительную черту автора и даже радуешься, что он не нарушает традиций и не обманывает ожиданий.

Гамильтон автор хороший, постоянных читателей любит и их не нервирует экспериментами. Поэтому после очень длинного начала «Дремлющей бездны» и весьма бодрого действия «Темпоральной бездны» финал может показаться чрезмерно быстротечным. Настолько, что я даже с удивлением проверила, не осталось ли случайно слипшихся страниц. Было даже обидно: я настроилась на весьма долгое чтение, поскольку в моем понимании «эволюция» все же процесс не столь стремительный.

Но вернемся к самому действию. Во-первых, как это и положено в гамильтоновских сагах, герои, скитавшиеся по отдельности, соберутся, наконец, вместе. Точнее, в несколько команд, которые одновременно будут решать одну и ту же задачу- остановить расширение Бездны- но в разных местах, хотя и пересекающимися курсами. Одна команда будет работать внутри Бездны, другая – решать проблему по другую сторону границы, пытаясь найти и предложить альтернативный вариант, устраивающий все стороны конфликта. Поскольку такие поиски дело довольно хлопотное, то в некоторые моменты бодрый сюжет едва ли не подвисает: Джастина должна вдоволь поскитаться по пустому Маккатрану, чтобы понять его природу, Гор и Экспедитор в волю поизучать артефакты на планете амонийцев, чтобы определить иной, лучший путь эволюции, Араминта погрузиться в интриги во втором Маккатране, чтобы решиться на отчаянный шаг. Плюс к этому практически исчезает история жизни Эдеарда. Она, со всеми ее перезапусками и повторениями одних и тех же ошибок, наконец, подошла к концу, что дает нам итоге ответ, зачем, пусть и при всей ее привлекательности, вообще нужно было ее рассказывать два тома подряд в мельчайших подробностях. Тем более, что природа Маккатрана становится понятна едва ли не после первых блужданий героя по городу в первом же томе, а к какому идейному выводу поводит автор- после первой же перезагрузки.

При этом многие сюжетные повороты кажутся излишне скоомканными. К примеру, подача главного злодея Иланты в виде какого то схематичного персонажа с расплывчатой и непонятной мотивацией действий. Но еще хуже, на мой вкус, финальная сцена, где должна решиться судьба целой Галактики и ее обитателей, превратившаяся в нудный спор, в котором стороны устало, нерешительно и весьма неубедительно пытаются представить свои аргументы в пользу того или иного пути развития Бездны и ее обитателей. И совершенно непонятно, почему же в результате было принято такое решение, а не другое. Как и не совсем понятно, в чем же, собственно, заключалась представленная нашими героями, как альтернатива развития , пресловутая эволюция.

Т.е. все произошло традиционно. Долго запрягали, быстро ехали, потом Все: приехали, всем спасибо, можно праздновать победу- награды в студию. Героям- за геройство, злодеям – за злодейство, читателям- за терпение. Все стороны довольны, можно ждать продолжения: в Содружестве полно еще нераскрытых тайн, а жизнь героев бесконечна, как и любопытство любителя фантастики. А продолжение не за горами, помяните мое слово, недаром же воскресили кучу мертвецов.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Еще раз вернемся в знакомый фантастический мир: Дэниел Абрахам, Тай Френк "Игры Немезиды"


Статья написана 8 ноября 2018 г. 08:34

Гамильтон очень хорош, когда хочется чего то постоянного. Это как фантастический вариант «Санта-Барбары»: действие плавно течет, герои становятся почти что родственниками, о которых знаешь буквально все, включая некоторые темные тайны , мелкие грешки и непристойные мысли. После трудного дня не надо вспоминать, кто эти люди, чего они хотят и что вообще тут происходит. Хотя надо отдать должное: этот том мне понравился больше предыдущего именно благодаря тому, что действие пошло живее. Много живее, что при таком впечатляющем объеме цикла и особенностях подачи материала у Гамильтона, весьма неожиданно. И появилась кое-какая идейная составляющая. Поэтому любителям литературной бесконечности читать: Питер Гамильтон «Темпоральная Бездна»

Бездна начала свое расширение, поглощая звезды и планеты, разрушая Галактику, которую миллиарды и миллиарды самых разнообразных разумных существ считали своим домом. И это единственный их дом. Поэтому, пока одна, не слишком большая и свято верующая в Воплощенный сон часть разумных существ приветствует происходящее, готовясь слиться с Бездной, другая- большая прибывает в смятении и страхе от приближающегося будущего. Хаос, страх, фанатизм- плодотворная почва для разных интриг. И этой возможность спешат воспользоваться разные силы и политические фракции, чтобы укрепить свою власть и влияние., решить долговременные задачи и расправиться с конкурентами. В ход идет все: тайные интриги, заговоры, убийства, похищения, захваты целых планет.

Вот на таком фоне начинается, продолжается и завершается повествование «Темпоральной Бездны». И Если первая книга была очень и очень долгим прологом, когда мы знакомились с окружающим миром, историями героев, запутанной политической ситуацией, технологиями, которые появились с момента Войны Звездного Странника, то в этом томе собственно начинается само действие, становящееся более динамичным и богатым на события.

Теперь повествование практически пополам делится между происходящим в Бездне и происходящим за ее стенами. Кому то может показаться неоправданным такой уклон, ведь то, что происходит с Эдеардом все больше становится похожим на фэнтези: весьма подробное описание войны полиции с городскими преступными кланами и не менее подробное местных политических интриг, долгие любовные сцены и запутанные личные отношения героя- все приправлено изрядной долей "магии". Наш герой становится все более могучим, открывает все новые возможности в себе и в городе. Мельчайшая детализация: что пил-ел герой, как изменял свой дом, о чем говорил с политиками, друзьями или врагами, или даже с девушками в постели.

Буквально весь том недоумеваешь, зачем такие подробности, и только в самом конце становится понятно, что нам нужно было пройти весь этот путь с взросления и становления с Эдеардом, чтобы начать понимать, зачем вообще была создана Бездна, чего хотят ее создатели от разумных существ и как тут все устроено. Вам наверняка потребуется этот взгляд на события "изнутри", чтобы начать критически относиться к внешней привлекательности мира патриархальных традиций, невероятных внутренних способностей людей и видимости свободы.

Ореол привлекательности этого мира, сулящего тихую, спокойную, предсказуемую, понятную жизнь, обещающего, что эта жизнь может зависеть от собственных талантов и способностей, а не от неведомо где засевших Высших с их непонятными Играми, соблазняющего Вечностью и возможностью исправить все ошибки, все проступки, вернуть самые лучшие моменты жизни, постепенно развеивается. Потому что, наконец, мы получаем возможность увидеть Бездну глазами наблюдателя, пришедшего Извне, способного разглядеть в предлагаемой "магии" набор продвинутых технологий.

Параллельно с событиями в Бездне продолжает раскручиваться сюжет в пространстве Содружества. Каждый из многочисленных героев, часто с риском для жизни, включая невинную жертву событий Араминту и сумасшедшую маньячку Кэт, должен для нас найти свою часть головоломки, которая, впрочем, пока не складывается. Им, нашим героям, придется побегать и пострелять, полетать между звезд, пройти тайными тропами между планетами, только чтобы добыть для читателя, нет, не ответы, только факты и детали, к этим ответам приближающие. И опять всплываем множество подробностей, на первый взгляд абсолютно ненужных. Ну, к примеру, зачем поход Араминты к друзьям? Или долгие беседы с бывшим мужем? Подробные описании маленькой гостиницы на краю Галактики. Но, нет, оказывается, вполне все укладывается в общую картину.: все описания жизни простых людей по обе стороны Границы., все диалоги, даже казалось вполне невинные или незначительные., все скрывает маленькие осколки, необходимые , чтобы сложный пазл наконец, сошелся.

Оказывается, столь многое крутиться вокруг боязни реальной жизни и реальной смерти. В сущности, везде только об этом: и в Бездне, обещающей вечную жизнь в Ядре, и в Галактике Содружества, технологии которой отодвигают небытие на огромный срок, но не на вечность. И Как это соблазнительно- жить вечно и контролировать каждую минуту этой бесконечности, и не быть безвольной игрушкой случайностей пространства и времени. Вот только, что делать в такой бесконечной жизни, чтобы в итоге не умереть со скуки? И это, пожалуй, самое любопытное в романе, и очень бы хотелось, чтобы эта тема не была оставлена.

Итак, на чем мы закончим. Все только-только начинает проясняться. Но это пока только предположения, догадки и гипотезы. Ничего не ясно. Какую роль сыграют вновь появившиеся на сцене праймы? Каких целей добиваются разные фракции Высших? Кто создатель Бездны и откуда у них такое извращенное понимание жизни? Зачем нужны Сновидцы, число которых увеличивается прямо на глазах? Что же все-таки такое- тропы сельфенов? И, главное, какая роль у Оззи, которого так часто поминают жители Содружества, как некое божество, и тень которого опять замаячила на горизонте?

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Добьем "Бездну" Гамильтона:следующая- "Эволюционирующая бездна"


Статья написана 25 октября 2018 г. 06:15

Практически все любят истории про оступившихся героев. Чтобы не совсем перешли на сторону тьмы, но что-то человеческое в них было. Небольшой порок, типа женщины-алкоголь-игра, неприятная черта характера — нелюдимость там или мстительность, безуминка или не смертельные для невинных граждан нелады с законом. Что-то приближающее к реальности.

Истории про друзей-воров вполне соответствуют этим пожеланиям. Герои человечны, понятны и симпатичны. Приключения не без героизма и благородства, хотя и не глобальны. Почти домашние события с понятным даже ребенку антогонизмом- алчность- бескорыстие, предательство-верность, ненависть-любовь. И, в принципе, читать можно с любого места. Поэтому рекомендую всем, кто хочет вернуться к старым, добрым и небольшим историям, где есть смето и героизму, и тайнам, и любви, и сражениям. Майкл Салливан "Роза и Шип":

Есть такие приятные путешествия по старым и хорошо знакомым местам и со старыми друзьями, когда вроде бы каждый поворот тебе уже хорошо знаком и каждую фразу попутчиков можешь сам продолжить с середины. И все идет спокойно и предсказуемо, но вдруг замечаешь какую то новую деталь, понимаешь, что она была тут и раньше и удивляешься, как этого не замечал, глядя на нее столько раз. И начинаешь более пристально вглядываться в знакомый пейзаж, находя все больше и больше ранее ускользавшего от твоего внимания, а в старых друзьях-попутчиках начинаешь находить новые черты. И от этого приятное путешествие делается еще более приятным, добавляя к ожидаемой предсказуемости радость маленьких открытий.

Вот примерно такое ощущение остается от "Розы и Шип" — очередного приключения Ройса и Адриана. Казалось бы, нам все про них известно, как встретились, какие основные события приключились в их жизни, и даже, как закончится история. Знаем, кто они для окружающих и что происходит в их душах. И ничего больше не ждешь, потому как даже это событие — пожар, оставивший королевских наследников без матери, нам известно. Хорошо знаем, чем оно закончится и какую роль сыграет в дальнейших событиях. И все участники событий нам хорошо известны и даже не тайна, какую роль сыграют описываемые события в их судьбах. И более того, нам всем хорошо известно, кто герой, а кто злодей. И для нас очевидно все то, что на протяжении всей книги заставляет участников событий лопать голову и искать доказательства своих подозрений.

Но все приятно здесь кроется в деталях. Вот сколько уже томов мы знаем про трагический пожар в Медфорде? А нет же, детали заговора откроются только сейчас , и станет ясно, при чем тут пресловутые Роза и Шип. Или сколько мы читаем о "Рийрия"? А задумывались, как возникло это название для пары воров, почему вообще потребовалось им себя как то называть и что значит это слово?

И таких маленьких открытий, скрашивающих путешествие по старым местам и со старыми попутчиками, великое множество. От этого приключения не надоедают, герои остаются по-прежнему интересными, а прозрачная интрига завораживающей. И пусть в ней нет глобальной тайны, но есть маленькие загадки.

Поразительно, но несмотря, на то, что герои неоднозначны( а что может быть неоднозначней, чем благородные воры и наемные убийцы?), в друзьях у них сплошь воры, бандиты, мошенники и проститутки, а сюжет то и дело вспыхивает кровавыми схватками, книга на удивление невинна и симпатична. Герои воспринимаются однозначно как положительные, что все более похоже на старые добрые героические истории о Рубин Гуде или геммеловском Друссе.

И мне не хочется гадать, по какой такой причине автор не стал придумывать новых историй про Ройса и Адриана, а все больше погружается в их прошлое. Мне время от времени приятно отправляться в такие небольшие путешествия по старым местам со старыми знакомыми в поисках небольших загадок, сулящих такие же небольшие, необременительных для головы, открытия. И после такого путешествия можно снова погрузиться в мир современного фэнтези с его эпическими сражениями, вселенскими тайнами и множеством эпохальных злодеев.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Следующий роман будет "Темпоральная бездна" Гамильтона. И это может занять некоторое время





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх