Василий Головачёв отзывы

Все отзывы на произведения Василия Головачёва



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1215

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»

«Смерш-2»
–  [ 6 ]  +

Kapitan, 26 ноября 2008 г. в 07:49

В юности вообще не смог прочитать это произведение — просто неинтересно было. Сейчас вот послушал аудиокнигу — ну если не сильно вдумываться в повествование, а просто знакомиться (как смотришь какой-нибудь недалекий мерикосский или гонгонгский боевик по дебилизору) нормально, местами даже интересно. Но конечно все эти супер-шмупер агенты — просто тоска по сильно руке, авторитарной власти и все такое...

Оценка : 5
«Никого над нами»
–  [ 6 ]  +

Alex_Crazy, 12 октября 2008 г. в 22:41

Извините, конечно, но это полный бред.>:-|>:-|

Оценка : 1
«Посторонним вход воспрещён»
–  [ 6 ]  +

Jediart, 30 сентября 2008 г. в 20:10

Обалденный роман. От начала до конца держит в напряжении. Переброс сюжетов от одних действующих лиц к другим, тщательно сбалансирован и взвешен.

Очень понравился момент в книге, когда секретный разведывательный катер приблизился к одному из вроде бы брошенных космических строений, как вдруг охранный беспилотный корабль уж больно похожий на медузу бросился за ним вдогонку.

Сюжет превосходный. Огромный респект автору!!!

Если бы оценки были больше поставил бы 20)))))

Оценка : 10
«Зелёные нечеловечки»
–  [ 6 ]  +

olya_p, 24 мая 2008 г. в 00:12

ну да, конечно. именно пришельцы взорвали чернобыль, небоскребы в америке и развернули войну сша с ираком. и тут появляется ОН. СУПЕРМЕН. без него бы человечество непременно погибло!!! в фильме роль подполковника фомина непременно бы играл стивен сигал.

плоский язык, картонные образы. отвратительный рассказ.

Оценка : 4
«Вторая сторона медали»
–  [ 6 ]  +

suslic, 06 марта 2008 г. в 11:41

Ну что тут сказать — очередной типично головачевский рассказ. Военные, спецслужбы, агенты хороших инопланетян VS агенты плохих инопланетян, эзотерические тайны, наукообразные термины, крепкие русские фамилии, манера изложения а-ля советская фантастика 60-х. Чтение исключительно для фанатов ВВГ. Остальным рекомендовать поостерегусь.

Оценка : 6
«Ведич»
–  [ 6 ]  +

Mef, 26 февраля 2008 г. в 08:07

И снова повторение пройденного. Сюжет последних книг Головачева списан как под копирку. Есть Светлые, которых теснят по всем фронтам, есть Темные который истоптали Русь-Россию. Светлые в конце концов вроде бы как бьют Темных. Но не до конца.

Ничего нового. «Ведич» запоминается в первую очередь самоцитированием и саморекламой. Причем не перекрыто. О сюжете молчим ибо итак понятно о чем. Логических нестыковок на первый взгляд не видно (возможно лишь в самом финале). Непонятная линия с альтер-эго Головачева. Зачем? Чтобы героически погибнуть? Или что бы извиниться перед читателями словами героя?

В целом очередная поделка для чтива.

Может уже стоит задуматься о том, что читателям не нужно «упрощать сюжет»?

Оценка : 3
«Реквием Машине времени»
–  [ 6 ]  +

Andrew1982, 06 января 2008 г. в 11:27

Книга увлекает лишь потому что это переписанная в угоду заработку «Реквием машины времени». Вот эту книгу прочитать сплошное удовольствие.... рекомендую! А вот «Бич времен» и продолжение читал с отвращением и осознанием того что автор наживается на нас с вами... творчество все больше напоминает записки помешанного на Континуумах, экзо, эндо и почих мудрено и непонятно но красиво звучащих терминах.... Вырождение автора однако товарищи..... В угоду обогащения... ИМХО

Оценка : 1
«Никого над нами»
–  [ 6 ]  +

Эдди, 25 декабря 2007 г. в 20:48

Честно признаюсь: не люблю я Головачева. Прочитал его вещь впервые за несколько лет. И убедился — правильное отношение к нему сложилось.

Правда, рассказ больше похож на прелюдию к чему-то более объемному. Но это объемное читать уж точно не буду.

Оценка : 3
«Никого над нами»
–  [ 6 ]  +

Kuntc, 22 декабря 2007 г. в 14:26

любит ВВГ штамповать свои произведения, ой любит! Но этот рассказ превзошел все мыслимые и немыслимые критерии, это не просто штамп, а штамп штампов, автор взял из каждого своего романа по предложению и получил новенький рассказ. Добавить больше нечего, читать категорически (!!!) не стоит.

«Чёрный человек» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Свят, 08 ноября 2007 г. в 17:46

«Черного человека» прочитал еще в далеком 1992 году, с тех пор неоднократно перечитывал. Потрясающая вещь! К сожалению, следующие 2 романа цикла получились у В.В.Г. один другого слабее. :-( Прочитал, конечно, и даже перечитывал разок другой, но — не то, не то... Наверное, это беда всех продолжений — оригинал всегда лучше.

Оценка : 8
«Реквием Машине времени»
–  [ 6 ]  +

alex2, 01 ноября 2007 г. в 02:38

Я в последнее время очень критичен к книгам Василия Головачёва. Покупаю всё, покупаю, открыл, пару десятков страниц прочёл — ну вот опять-двадцать пять. Всё та же борьба глобальных сил всё такие же картонные главные герои, всё такой же плоский сюжет.

Но эта книга — совсем другое. Она из тех, каких я от автора всё жду, да никак дождаться не могу...

Герои тут похожи на людей, а не на бумажные аппликации, события захватывают с первых страниц и не отпускают до конца, присутствуют неожиданные повороты сюжета... А главное для меня вот в чём: пусть в книге остаётся тайна! Не надо объяснять всё до конца, это же книга о Мироздании, которое в принципе не может быть до конца понято человеком. И знаете, есть в этой книге нечто такое, чего мне хочется... И тайна... И Тайна...:-)

Оценка : 8
«Чёрный человек» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Kapitan, 09 августа 2007 г. в 11:02

Читал перепрыгивая через десятки страниц — ну просто неинтересно. И почитать иного ничего не было.

Оценка : 3
«Мера вещей»
–  [ 6 ]  +

Kuntc, 24 июня 2007 г. в 13:56

Один из лучших рассказов у Головачева. Что особенно понравилось, так это не законченность рассказа. Главный герой, претерпев множество душевных мучений (можно было бы их получше было изобразить), принял решение, такую же возможность автор предоставляет и нам, читателям.

Оценка : 9
«Схрон»
–  [ 6 ]  +

Цырилла, 20 сентября 2006 г. в 05:14

Начало затянуло, но потом стало смертельно скучно. Дочитать до конца так и не смогла.

Оценка : 5
«Схрон»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 28 января 2024 г. в 23:19

Успешно торпедировав ствол хроно-бура в конце романа «Бич времён», герои произведения посчитали, что их миссия успешно завершена. Но не тут-то было! Оказывается, бур «закоротил» между собой сразу несколько ветвей Мирового Древа, продолжая подпитываться их энергией. При этом перемещения по хроно-стволу стали беспорядочными, перенося возвращающихся в свое время людей в совершенно чужие вселенные. Группа Ивашуры, к примеру, оказалась в мире, где параллельно с людьми живут разумные медведи, а Россия (точнее, Россиния) занимает почти весь центральный материк Земли. Кроме того, странники меж мирами столкнулись с третьей силой, которая почему-то занимает нейтральную позицию по отношению к обеим противоборствующим сторонам. А у Павла Жданова тем временем появляется смутное подозрение о реальной подоплёке происходящих в Веере Миров событий...

Второй роман Головачёва построен по той же схеме, что и первый: начинается он с увлекательной истории блуждания героев в альтернативной реальности Земли, а дальше снова начинается безумная смена декораций, которую я называю «сумбурным экшеном». Весь сюжет фактически заключается только в двух деталях: в противоборстве людей с т.н. «хирургами времени» и их стремлении еще раз выключить застрявший во времени и пространстве Бич времён. Для разнообразия автор добавляет к сей каше немного пряностей: новый мир Россинии, бровеев-наблюдателей и ... альтернативные версии пары-тройки героев. Подобную же роль играет и новая идея Жданова о сути происходящей на Древе войны. Не будь этого отличия, оба романа практически были бы идентичными.

Основные персонажи первого романа по воле автора претерпевают определенные «мутации», становясь еще круче,хотя казалось, что это уже невозможно. Теперь они не только владеют телепатией, умеют предсказывать события, но и становятся практически вездесущими и неуязвимыми. А в концовке кое-кто из них умудряется даже силой воли вызывать ствол трансгресса (т.е. практически мгновенного перемещателя по Вееру миров). Сражения становятся более масштабными и ... скучными, ибо результат их заранее известен — герои всех перебьют, не получив даже царапин. После того, как читатель узнает, что один из профессоров в одиночку справляется с внедренной в его сознание программой «хирургов», интрига куда-то пропадает и появляется настойчивое желание забросить это чтение. Неужели автор не в курсе того, что психоблоки и ментальные внушения не снимаются по желанию своей жертвы — они даже ею не воспринимаются! Жертва просто считает их своим собственным убеждением, против которого бороться не только глупо,но и бессмысленно! Как бороться против себя самого?? Да и снять такой блок может только тот, кто его ставил, а до этого момента он по-прежнему актуален и продолжает действовать. Это знает не только каждый психолог, но и учитель! Но инженеру Головачёву такой факт неизвестен.

По-прежнему бесят многочисленные «сюжетные рояли», без которых автор не мыслит своего творчества. Наверное, стоит наградить его особой медалью Союза композиторов «Рояльный виртуоз» за пропаганду данного музыкального инструмента в фантастической литературе. Количество «роялей» растет в арифметической прогрессии, достигая в финале просто немыслимых значений: герои могут уже противостоять не одному сопернику, а целой ветви Древа времён! Слава богу, что они еще не могут отсекать эти ветки или выращивать свои собственные миры...

Пожалуй, только первая часть написана в старой доброй манере приключенческой фантастики, которая в свое время сделала имя автору. А все его дальнейшие творения фактически используют один и тот же шаблон, в котором просто переставляются местами декорации. Если вы прочли первые произведения писателя (включая и данное), остальные творения можете смело не читать: они только разочаруют вас своей повторяемостью и однообразием сюжетов. Лично я поставил на «Схроне» жирную точку и вряд ли изменю свою позицию. Если только не случится настоящее чудо, и автор вдруг сменит свою литературную парадигму.

-----------

РЕЗЮМЕ: сказ про то, что произошло после отключения Бича Времён и чем были в действительности вызваны войны между «хирургами» и «смотрящими». Приготовьтесь к тому, что научные заумствования главных героев вырастут на целый порядок и станут непонятны даже самому автору.

Оценка : 7
«Бич времён»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 12 января 2024 г. в 22:35

В далеком будущем исследовательский центр под Брянском проводит научный эксперимент по изучению прошлых периодов развития Земли. Для этого создается особое устройство для «просверливания» временных пластов, в просторечии — просто «хронобур». В ночь перед его первым пуском на здание лаборатории неожиданно нападает группа вооруженных людей, называющих себя «хроно-хирургами». Они включают хронобур, заставляя его двигаться по нерасчетной траектории. В результате устройство проваливается вглубь времен, создавая точки выхода во множестве эпох земной истории. Всё это нарушает естественный ход мировых процессов, создавая угрозу цельности пространственной структуры Вселенной. Специально созданной группе ученых ставится задача срочно ликидировать грядущую катастрофу путем отключения аварийного устройства.

Данный роман представляет собой переделанный вариант более раннего произведения под названием «Реквием машине времени». Необходимость в нем возникла, когда автор понял, что линия главных антагонистов в первом варианте была описана недостаточно полно и ясно. Были дописаны две вступительные главы, показывающие предысторию катастрофы, и добавлена финальная пятая часть, в которой автор доводит фабулу своего произведения до логического завершения. Кроме того, в 3-й и 4-й частях были произведены вставки, имеющие целью показать контроперацию отдела безопасности против земных агентов «хроно-хирургов» — т.н. «санитаров».

Я сам положительно отношусь к доработке и редактированию писателями своих произведений, ибо это позволяет не только устранить из них разного рода ошибки и несуразности, но и придать им новый смысл и более современное звучание. Однако, дело это весьма тонкое и главное в нем — не навредить, не ухудшить уже имеющийся вариант. К сожалению, у Головачёва редакция вышла по принципу «50/50»: половина добавленного материала оказалась «к месту», а другая половина — не совсем. Поэтому заметного улучшения качества произведения не получилось. Главное — концовка получилась более логичной и внятной. А вот роль «санитаров» по прежнему оставалась «на втором плане», будучи описана неполно и неконкретно. Мне кажется, было бы лучше, если б автор детальнее проработал линию поведения наблюдателей из смежной ветви реальностей («те, кто следит»), ибо имеющийся вариант выглядит слишком искусственно и неубедительно (учитывая масштабы самой катастрофы). Стоило также убрать из текста всякие непонятные и откровенно глупые фразы, которые не вносят никакой ясности, а служат только для того, чтобы подчеркнуть чужеродность происходящего (что-то наподобие такого: «Код перегиба — БАМ-У-С 1010. Длительность — 2 минуты, выход квантован с шагом 110 лет»). Но вся подобная муть так и осталась в сюжете нередактированной, хотя явно подлежала изменению. В общем, редакция далеко не идеальная, хотя и неудачной ее тоже не назовешь. Но если уж и читать роман, то точно в новой версии.

-------------

РЕЗЮМЕ: переписанный автором вариант романа «Реквием машине времени», в котором более ясно показаны действия «санитаров», а также доведена до ума финальная часть.

Оценка : 7
«Беглец»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 20 декабря 2023 г. в 16:21

Эксперт Центра по изучению быстропеременных явлений природы АН России Березин изучает в Сибири аномальную зону, известную как Драконья пустошь. Его вертолет терпит катастрофу, и ученый неожиданно для себя понимает, что настигнувший его природный катаклизм был явно искусственной природы... Неординарные люди в необычной ситуации — своеобразный литературный стереотип Василия Головачёва. Почти 80% его творений посвящены описанию подобных событий.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На этот раз герой рассказа встречается не с инопланетянином, как это было в рассказе «Фуор», а с весьма дальним предком людей, который бежал в будущее от не совсем ясной опасности. Тема бегства в иное время — тоже один из стандартных сценариев писателя, так что рассказ являет собой единение двух алгоритмов сюжета в одной канве. Но чего-то оригинального новелле это не принесло, ибо в результате получается третий шаблон: наделение героя новыми сверхспособностями. Зачем? Ну, во-первых, на память о необычной встрече. А во-вторых — не пропадать же столь уникальному дару: посланец из прошлого был последним в своем роду.
Как это отразится на современном обществе — решать читателю, ибо концовка рассказа намеренно сделана незавершенной. Наверное, это единственно-правильное решение в столь шаблонном сюжете.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как Прошлое повстречалось с Будущим в глухих сибирских горах, чтобы передать эстафету своим далеким потомкам. Наверное, самый ранний из рассказов Головачёва, опубликованный в периодике еще в советскую эпоху.

Оценка : 7
«Дерево»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 18 декабря 2023 г. в 16:33

Еще один рабочий эпизод из череды деятельности спасательной службы будущего. Катер с четырьмя работниками УАСС аварийно выбрасывает на траверзе какой-то неизвестной планеты, на поверхности которой растет трехкилометровое дерево. Один из космолетчиков погибает, но остальным удается посадить аварийный катер на планету. Увидев, что посадка произошла в непосредственной близости от странного дерева, один из спасателей припоминает, что другие космолетчики приписывали ему весьма необычное свойство исполнять совместные желания... Про разные исполнители желаний писали все, кому не лень, — от классиков (Генри Каттнер) до маргиналов (Юрий Петухов). Так что тема достаточно избита и разработана. Нового в ней сказать крайне сложно и непросто. Автор рассказа пытается намекнуть, что без артефактов высокоразвитой цивилизации тут явно не обойтись. Подобно Сеятелям из трилогии Лукьяненко о Звездном Лорде, «цивилизаторы» пытаются облегчить освоение космоса другим, менее развитым расам, оставляя свои артефакты на самых разных планетах. Новизна тут в том, что артефакт имеет свойство «самонаведения»: он появляется не везде, а только там, где в нем возникает острая нужда. После чего дает нуждающимся урок коллективизма и сопричастности: пожелание сбывается только тогда, когда ВСЕ потерпевшие загадывают одно и то же. Словно заботливый дрессировщик, артефакт дает людям конфетку, если они забывают о своем индивидуализме. Тем самым, воспитывает в людях космическую мораль: покорить Вселенную можно только сообща, испытывая одни и те же стремления и чувства. Может, получилось немного наивно и идеализированно, но зато верно: космос — не место для себялюбцев и авантюристов, он настолько враждебен жизни во всех ее проявлениях, что может быть завоеван лишь в совместной борьбе.

------------

РЕЗЮМЕ: фантастическая притча, утверждающая, что космического «батьку» лучше бить сообща. Для тех, кто не понял: вполне вероятно, что вырастившие дерево иномиряне могли быть причастными и к появлению жизни на Земле.

Оценка : 7
«Катастрофа»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 17 декабря 2023 г. в 16:10

Обычные будни спасательной службы оказались прерваны ужасной катастрофой, случившейся на гигантском ускорителе антипротонов, который ранее считался почти идеально-безопасным. А теперь смертельная опасность грозит самым населенным регионам Солнечной системы... УАСС Головачёва — что-то типа современной МЧС времен Шойгу: постоянно в работе, на страже безопасности земной цивилизации. Но что она может сделать, если масштабы катастрофы превосходят ее доступные ресурсы? Только одно: уменьшить негативное воздействие катастрофы на другие объекты. Не уверен, правда, что подрыв ядерного реактора тут может чем-то помочь: ядра атомов настолько малы, что практически не сталкиваются между собой в обычном космосе — лишь в очень плотных звездных ядрах. Задержать (точнее, отклонить) их сможет только очень сильное магнитное поле, но создать его не так-то просто — даже в «продвинутом» во всех отношениях будущем. Вряд ли описанные в рассказе методы противодействия сработают. Что же остается в «сухом остатке»? Только мужество и решимость людей, противостоящих стихии. Каждый космопроходец будущего должен быть готов к тому, чтобы расстаться с жизнью в любой момент, ибо космос враждебен к жизни как ни одна другая среда обитания. Поэтому летать в нем — занятие не для слабых и мнительных. В качестве подтверждения приведу реальный пример, случившийся в самом первом полете человека в космос. Во время схода «Востока-1» с орбиты не сработала часть пиропатронов, и приборно-агрегатный отсек не отделился от спускаемой капсулы. Корабль стал бешено вращаться вокруг новой оси (1 оборот в секунду), так что Гагарин не смог даже определить, куда именно он движется. Тем не менее, он продолжал хладнокровно слать рапорты в ЦУП, словно находился на тренажере, а не на борту аварийного космического корабля. К счастью, трагедии не произошло: трение об атмосферу пережгло связывающий отсеки кабель, и штатная посадка продолжилась. Впрочем, штатной она уже не была: перегрузки превысили 8g и вместо Пермского края Гагарин сел в Саратовской области, где его никто не ждал. Пришлось ориентироваться на ходу и поджидать спасателей в местном гарнизоне. А народ узнал об этом ЧП только спустя 30 лет... Еще один пример, на этот раз фантастический, вы найдете в знаменитом романе Сергея Павлова «Лунная радуга». Думаю, не надо пояснять, почему полеты в космос НИКОГДА не станут безопасными. И служба УАСС тут мало чем сможет помочь — в ней всё же не боги работают.

------------

РЕЗЮМЕ: небольшая зарисовка о спасателях будущего, готовых рисковать всем ради благополучия остального человечества.

Оценка : 6
«Не будите спящих джиннов» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

doctrorCode, 09 ноября 2023 г. в 02:02

Василий Головачёв, Роман Злотников вот уж поистене если что называется ну не умею я писать, но на стройку боюсь идти работать до ус**чки, поэтому страдайте. Вы просто посмотрите на ужасающее количество произведений у этих специлистов большой и малой формы, это уже не графоманство, а какой-то вид психологического растройства. Как там говориться, если дать миллиону обезьян бесконечно долго печатать на машинке они напечатают Войну и мир, тут пожалуй та-же история. Гении тащили всё что не прибито, где что-то было услышано, или привидилось в грибном угаре, всю в кучу, главное объём, даёшь по 1й книге в неделю. Бумага всё стерпит! — видимо с таким девизом писали свои «тексты». У программистов есть такое понятие как говнокод, но компьютер хоть не запустит код которые заведомо не рабочий, тут же авторы не утруждаются складывать слова в предложения даже, такой бесвязной белеберды ещё поискать.

Нудно. Логика где ты? Интесный сюжет это сразу мимо.

«Атлантарктида»
–  [ 5 ]  +

LadyL, 23 июля 2023 г. в 10:12

Ух, какие же у меня противоречивые чувства. Очень хотелось поставить оценку повыше, но рука не поднялась. Вот вся эта муть про атлантов и прочая конспирология прям сильно портит впечатление. Вот правда эти места читаются тревожным голосом диктора передачи «Военная тайна». Бррр. если бы не эта очень шаткая и мутная основа, которую автор не переработал, я бы с легким сердцем поставила «10» за отличный и динамичный боевик. Так что понимаю авторов отзывов с низкой оценкой и даже поставила им плюсы. Но так же понимаю и авторов положительных отзывов и тоже поставила им плюсы. Почему так? Да потому что если не брать основу, то сама книга как противостояние двух держав, как очень патриотичная книга, которая легко читается и дает отдых от всех реальных событий прям очень хороша и действительно понравилась. Собственно ради этого я её и начала читать. Да, мне бы тоже очень хотелось видеть страну такой, её руководителей такими как описал Василий Головачев. И я очень благодарна ему за это.

Оценка : 6
«Перехват»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 27 октября 2022 г. в 09:42

Ну, наконец-то. Я уже, грешным делом, решил, что в этом сборнике вообще не случится ни одного текста, достойного внимания.

Хотя, конечно, эта «неожиданность» — она, скорее, смахивает на закономернейшую банальность. Автор у сего чтива — мэтр Российской Фантастики, автор «Запрещённой реальности», «Абсолютного оружия», «Смутного времени». Было бы достаточно странным, если бы после оного представления нужно было бы ещё чего-то говорить в смысле доказательности достоинств данного конкретного чтива.

Здесь же ещё — ко всему прочему — мы имеем Фантастику супер-ближнего прицела, то бишь, фактически — производственную прозу практической космонавтики, плавно перетекающую в область космических боевиков и галактических триллеров.

Ну, и вишенкой на торте — это ещё и специфический юмор. Очень специфический

Оценка : 7
«Возвращение «Стопкрима»
–  [ 5 ]  +

Snow walker, 20 сентября 2022 г. в 15:02

Возвращение пальцевысасывания.

Если предыдущий роман был просто вторичным, то этот уже не просто третичный, но и низкокачественный.

Итак, волей спустившегося с небес Иисуса-Соболева на Земле больше нет магии. Фактически, он накрыл планету стеклянной банкой и оставил людей грызться между собой без паранормальности, пока из них не выйдет вся агрессия. Очень мудрое решение, да. Просто забить и удалиться в закат.

Оставшиеся герои остепенились, углубились в бизнес и дела семейные, но Зло — вот сюрприз! — само не исчезло, и коррупция с криминалом по-прежнему с нами. И когда герои в конце концов смотрят на статистику, для них это становится такой неожиданностью, что очень хочется спросить — вы эти двадцать лет в бункере провели, что ли, и ни разу не столкнулись с криминалом? В начальных книгах серии герои постоянно воевали с местными бандюганами параллельно с глобальным квестом.

Осознав бездну падения нравов общества, Котов-старший и Самандар трясут стариной и в который уже раз возрождают многострадальный Стопкрим, он же чистилище, он же Смерч. Также в сюжете участвуют многочисленные дети перонажей, что делает роман похожим на какую-то семейную сагу. Отдельно хочется отметить дочку Соболева, которая, как внезапно оказалось, была в наличии целых восемь лет до момента ухода родителей в эзотерические дали. Отец и мать десятилетия! При этом Москва — мелкая деревня на пять домов, и все ключевые герои сталкиваются друг с другом совершенно случайно.

Добавлю сюда неимоверно ватную политизированность автора (кругом злобный Запад, Расея в опасносте) и совсем уж неприличные для такого маститого писателя стилистические огрехи («джип «Вольво»», «поглядел с интересом и поинтересовался» и т.д.).

Итог — не стоит потраченного времени.

Оценка : 2
«Враги Большого Леса»
–  [ 5 ]  +

sosnitskiy, 24 марта 2022 г. в 11:26

Второй роман получился удачно, события быстро развиваются и держат читателя в напряжении за судьбы героев, но правда в этом романе писатель допускал не точности, вот пример, главный герой с героиней оставил свою винтовку шепот смерти около инопланетного аэробайка и его они замаскировали когда пошли к главному дубу, а когда их взял в плен негр то винтовка как то оказалась у него, а аэробайк он не нашел, да и как он мог целиться в Максима из пистолета и винтовки одновременно когда тот освободился, ведь любой профессионал знает что на вытянутой руке из винтовки выстрелить получиться но это повредить руку, ведь она у него снабжена спец патронами повышенной пробиваемости а значит отдача больше, если не сломает запястье, даже если бы у негра получилось выстрелить,    кто хочет может посмотреть видео как стреляют из крупнокалиберных пистолетов и к чему это приводить если его держат одной рукой а так роман мне понравился напоминает мне ранние произведения Головачева.

Оценка : 9
«Очень Большой Лес»
–  [ 5 ]  +

sosnitskiy, 28 февраля 2022 г. в 11:14

Мне роман понравился, автор выступил в новом амплуа попаданец, обычно Головачев пишет в другом стиле, у него чаще все связано с древними жителями земли которые пытаются контролировать земной ареал, а если космос там негуманоидные пришельцы, мне это роман напомнил творчество Головачева 90 годов, герои все время в движение хорошие диалоги в целом роман получился удачно, надеюсь и другие 6 романов продолжения не разочаруют.

Оценка : 9
«Регулюм»
–  [ 5 ]  +

navaraven, 03 августа 2020 г. в 11:37

Роман «Регулюм»​ — ещё один пример контрастного восприятия одного и того же произведения в разных возрастах и временах.

Линия сюжета за время периода между первым и повторным прочтением уже полностью растворилась в сознании и позабылась, что позволило воспринять её по сути заново.

В школьное время роман совершенно точно был мной воспринят с восхищением. Это было начало двухтысячных… Тогда абсолютно не смущали простота и прямота, наивность и неправдоподобность образов главных героев, оправданность их шагов, шаблонность и картонность второстепенных героев, не вызывало подозрений описание путешествий героев по разным планетам солнечной системы и не казалась абсурдной теория поочерёдного развития цивилизаций на каждой из таких планет Солнечной системы.

Сейчас же от этой книги, в отличие от некоторых иных книг, повторно перечитанных в более позднем возрасте, не возникло даже впечатления снисходительного умиления. Постоянно возникало лишь впечатление какой-то абсурдности всего описываемого в ней.

Главное противоречие романа, не получившее даже намёка на объяснение и выбивающее у сюжетной линии основу: почему более искушённый и опытный в понимании законов Регулюма и применении полученных сверхспособностей Инба не смог себя отстоять и защитить в момент необходимости хотя бы в отдалённом подобии от того, чему САМ ЖЕ (!!!) обучал главного героя?

Ну а основное разочарование романа – это завёрнутое в обертку псевдогероизма мелочное, славбовольное и корыстное нутро главного героя, которому вовсе не хочется сопереживать, как бы ни старался «ненавязчиво» к этому нас подтолкнуть автор.

Резюме такое: в детстве мы с энтузиазмом наблюдаем за тем, как мышка в мультфильме «Том и Джери» раз за разом устраивает экзекуции незадачливому коту. Взрослым нам становится его жаль и уже как-то грустно и неуютно за всем этим наблюдать.

Всему своё время.

Роман «Регулюм», вероятно, хорош для своего возраста и аудитории.

Оценка : 6
«Реликт»
–  [ 5 ]  +

Madruk, 16 июня 2020 г. в 00:40

Научная фантастика для тех, кто любит ощущение «взрыв мозга».

Плюсы цикла: масштабность, привязка к современной науке, философское осмысление эволюции человечества, умение автора нагрузить мозг читателя и заставить его кипеть. Фантастика для умных.

Минусы: герои почти сплошь спортсмены-комсомольцы, многим не хватает глубины и развития характнера. Нет четкой понятной сюжетной линии и интриги — это не космоопера, а масштабное полотно будущего человечества.

ИМХО одно из достойнейших произведений научной фантастики.

Оценка : 10
«Мера вещей»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 04 августа 2019 г. в 11:41

Для того Головачева, которого мы знаем, рассказ довольно необычный. Вероятнее всего в то время (1981 год) он только ещё искал свою дорогу в фантастике. В центре повествования один из вечных вопросов человечества — праве другого принимать решение о жизни или смерти человека. Впрочем, решение этой проблемы на интуитивном уровне давно уже найдено и нравственные мучения героя произведения (тем более врача, которому это решение, если серьёзно, и не доверят) выглядят довольно надуманными.

А завернута основная идея рассказа во вроде бы эффектную обёртку космической фантастики — исследование Юпитера. Только вот то, что на рубеже 70 — 80-х было новым и интересным (хотя, например, та же самая «Встреча с медузой» Кларка уже добрый десяток лет, как была написана), сейчас таковым уже не является — произведений на аналогичную тему написано немало и «Мера вещей» далеко не лучшая из них.

И получается, что рассказ, который в момент своего написания может быть и выглядел неплохо, сегодня никакого интереса не представляет. Хотя ради справедливости следует сказать, что и негативного отношения к себе не вызывает.

Оценка : 5
«Дерево»
–  [ 5 ]  +

ardon, 01 февраля 2019 г. в 22:17

Понравился. Человечный фантастический рассказ. Особенно понравились слова в рассказе «Я не в вас сомневался, а в себе».

До последнего надеялся, что финал будет особым, а нет, он оказался таким как и та эпоха когда он был написан.

Сейчас бы я финал переписал под то что это была программа моделирования ситуаций по проверки совместимости и надежности спасательной команды.

Так мне кажется немного современнее.

Оценка : 9
«Смерш-2»
–  [ 5 ]  +

Сказочник, 18 апреля 2018 г. в 23:18

Ах, эти книги Головачева, написанные в середине 90-х! Своя атмосфера, как говорится. Да, криминал, зачистки, спецслужбы, тайные общества, психотропное оружие, тайные знания, данные Избранному. Наивно, но, блин, такие картинки из подросткового периода... Не перечитываю специально, чтобы не портить впечатления.

Оценка : 8
«Непредвиденные встречи»
–  [ 5 ]  +

Сказочник, 18 апреля 2018 г. в 23:03

Очень тягучее произведение, несмотря на малый объем. Да, все герои, как один — героической судьбы, да, большую часть повесть не отличается динамизмом, да, сейчас так не пишут... Но напряжение и нерв ощущаются в каждой строчке. Читал у Головачева мало вещей, но первые две книги «Реликта» считаю лучшими в творчестве.

Оценка : 8
«Консервный нож»
–  [ 5 ]  +

Angvat, 28 февраля 2018 г. в 10:54

Идея у произведения, в общем-то, неплохая, как и каркас сюжета. Все портит безобразная подача. В течение всей повести у меня складывалось впечатление, что за спиной писателя стояла муза и, размахивая электрохлыстом, орала: «Давай, больше, больше! Неказистых событий, невнятных персонажей, ненужных поворотов сюжета, непонятных терминов! Быстрее, быстрее!» Ну а демиург не смог сказать своей эфимерной даме веское «Нет». Поэтому на выходе вышла какая-то несуразная мешанина, где автор будто бы пытался выдать максимум своих идей за минимум времени. Тот редкий случай для отечественной фантастики, где лишнее страницы не то что бы не повредили, а могли бы быть весьма полезны. Увы, финальный итог вышел куцым и явно недоработанным, где из-за нагромождений слов и событий робко выглядывает потенциал того, чем бы могло стать это произведение стать, прояви писатель больше усердия и меньше спешки.

Оценка : 5
«Одиночка»
–  [ 5 ]  +

bonems111, 11 февраля 2018 г. в 03:03

Книга не имеет смысла, т.к. она позиционируется как приквел к «Смерш-2», а события развиваются в 2001 г. когда в «Смерше» — в 1994. Читать ее после «истребителя закона» — тоже глупо, ведь по книге — «Чистилища» еще нет, хотя по предыдущим книгам серии — оно давно уже действует. Вся логика событий и летит к чертям из-за этой временной ошибки. Непростительно для такого опытного писателя как Головачев, забывать сюжет и хронологию событий предыдущих книг цикла.

Оценка : 2
«Спящий джинн»
–  [ 5 ]  +

mka, 13 января 2018 г. в 19:39

Эпичность событий, происходящих у Головачева, потрясает. Еще больше потрясает, что эти события на всей земле как ни в чем не бывало, не спеша (это более половины книги), «расследуют» два молодых и не имеющих особого опыта сотрудника, один из которых еще и стажер. Это при том что гибнут люди, происходят покушения на сотрудников, а эти идиоты и дальше как ни в чем не бывало разъезжают посмотреть да послушать рассказов очевидцев, «собрать фольклор», хотя уже со второго события ясно, что события эти одного порядка и надо срочно объявлять ЧП мирового уровня со всеми вытекающими последствиями.

Оценка : 7
«Смерш-2»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 10 декабря 2017 г. в 01:00

Очень характерное для своего времени — середина 90-х годов — произведение. Автор создал фантастический мистический философский боевик триллер на тему униженного «национального достоинства великороссов», густо замешанного на эзотерике. Своего рода отключка — духовный наркотик для людей, действительно потерявших страну, действительно унижаемых (и уничтожаемых!) и самое главное — потерявших духовную опору — словом, для абсолютного большинства старшего поколения русских людей того времени.

В общем, книга нашла многочисленных читателей и почитателей, как вариант новых русских сказок про новых русских богатырей, одаренных чувством справедливости, силушкой безграничной, идеями трансцендентальными (это уже влияние позднесоветской промывки мозгов разной телеерундой для размыва сознания).

Тем не менее в то время читалась с интересом — так как всё-таки был и напряжённых сюжет, и массив новой информации, плюс — верно угаданная ситуация со спросом на подобную литературу и наличие ещё не искушённого, но привыкшего к книге огромного количества потребителей таковой продукции.

Продукт своего времени, сейчас весьма вероятно, выглядит крайне наивно — люди привыкли надеяться только на себя, герои-супермены навевают скуку, а всеобщая коррупция воспринимается как обыденное явление, без резкого эмоционального неприятия времен ранней эпохи «демократии» в России.

Оценка : 8
«Спящий джинн»
–  [ 5 ]  +

vovka, 17 октября 2017 г. в 15:58

Прочел книгу в украинском варианте (он, кстати, с иллюстрациями самого автора) и немного удивился, когда начал читать отзывы — оказывается это не просто перевод, там есть и отличия.

Из того, что заметил: джина первоначально нашли не на Луне, а на Марсе, а Люция не военный историк, а пилот-испытатель космоцентра (есть даже фрагмент с испытанием ею какого-то десантного модуля).

Читать еще и русский вариант желания нет, поэтому не знаю повлияли ли эти (и, возможно, другие) отличия на общее качество повествования.

Оценка : 6
«Схрон»
–  [ 5 ]  +

alklor, 15 апреля 2017 г. в 15:55

Начинал читать «Бич Времён» и «Схрон» изначально «подготовленным»: друзья посоветовали, мол, интересное, хотя и весьма спорное произведение в плане концепции параллельных миров. А я на тот момент как раз «отходил» от «Повелителей времени» Пеша. Прочитал. Удивился...

I.

«Зиночка: — Это он из роли! Ну, роль такая!

Шпак: — Эта роль ругательная, я её прошу ко мне не применять!»

Достаточно сложно похвалить или поругать авторскую концепцию. За отсутствием таковой. Идея о том, что каждое мгновение вселенная разделяется на две (или более) в соответствии с некоторым выбором, вообще-то в фантастике не нова. Превратить её в истинно авторскую концепцию могут детали. В чём специфика взаимодействия этих миров? Какой именно выбор заставляет вселенные делиться — квантовый, нравственный или какой-то другой? Как всё это соотносится с законом сохранения материи? Почему, в конце концов, если Стволов бесконечно много, двойники лезут из одного и того же? Вот только ответов у автора нет. Каждый раз, как эти вопросы встают, герои либо расписываются в собственном незнании, либо ссылаются на то, что концепция сия слишком сложна для понимания ограниченным разумом биологического существа. И ведь веришь в последнее! Особенно в свете того, что Дендроконтинуум, оказывается, имеет конечное число Ветвей. Это может осознать, должно быть, только могучий разум Атанаса Златкова. Для слабосильного и сущеглупого меня конечный континуум — это как горячий снег или белая чернота.

Впрочем, Атанас Златков-то в целом — достаточно «качественный» персонаж. Пожалуй, единственный, кто в рамках «Схрона» пытается применять именно научный подход, пусть даже за кадром. Остальные постигают вселенную на интуиции и паранормальных способностях, находясь чуть ли не в постоянном инсайте. Способность приятная для персонажа, но скучная для читателя. Шерлок Холмс тем и велик, что делает умозаключения без подключений к вселенским информаториям...

А со Златковым хочется вступить в диалог — когда он внезапно ставит вопрос: а с чего мы, собственно говоря, взяли, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«хронохирурги» несут зло, а «Те, Кто Следит» — добро?
Вопрос хороший, без кавычек и иронии. Но я дерзну на него ответить: а как ещё относиться к
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
противоборству двух сторон, в ходе которого одна из них:

— вербует себе сторонников не убеждениями, а промывкой мозгов и зомбированием (поклон Gourmand);

— использует исполнителей, общающихся в стиле гопников даже не XX, а XIX века (тот же Шерлок Холмс убедительно показал несостоятельность подобного подхода);

— ни разу не пытается вступить в переговоры, предпочитая вместо этого создание заговоров и тайных лож;

— прибегает к терроризму и взятию заложников;

— наконец, представлена персонажами, которые в свободное от работы время предаются всевозможным порокам (эротика, наркотики, насилие над женщинами, бессмысленные убийства)?

В противовес «десантникам», ни одного из которых, вроде бы, не удаётся даже с сигаретой поймать, и «Тем, Кто Следит», которые общаются вежливо, не навязывают своего мнения, дают советы, спасают за просто так и предоставляют ощутимую помощь?

Чем, спрашивается, покорили сердца двойников пресловутые «Хранители Равновесия»? Сложно сказать. Разве что... Я очень надеялся встретить это в тексте. Но, боюсь, пока что это всего лишь мои домыслы. Так вот, а что, если

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сами правила игры предполагают, что в рамках той или иной совокупности Ветвей та или иная сторона должна заниматься неким ролевым отыгрышем? Нет, речь не о Тюрьме и его бандитах. Исполнители явно делают своё дело именно в том стиле, к которому у них лежит душа. Но вот выбор исполнителей и общее направление методов могут, с одной стороны, являться достаточно характерной визитной карточкой Игрока, а с другой — меняться от Ветви к Ветви во имя игрового баланса. И где-то именно «Хранители» ведут себя очень культурно, доброжелательно, бескорыстно, вежливо и доверительно, в то время как их оппоненты делают ставку на откровенных подонков и жёсткое принуждение. Ну, роль такая!

II.

«Пациент: — Я недавно, врать не буду,

Видел вот какое чудо:

Ель растёт перед дворцом,

А под ней — хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые —

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд!..

Но слуги белку стерегут!!!

Вот такая благодать!..

Что ты можешь мне сказать?

Доктор: — Ну, что я могу сказать? Допрыгались, доигрались! У вас «белочка» !»

Отдельно хочется сказать про радикальные повороты сюжета. Если в «Биче Времён» их ровно два, то в «Схроне» я их даже сосчитать не берусь. Средство мощное, неплохо тонизирующее, ещё «Хрониками Амбера» освящённое... Но в такой концентрации начинаешь чувствовать себя каким-то пенсионером из 90-х. Когда СССР уже рухнул, а доверие к телевизору — ещё нет. Когда из всех щелей начали появляться знахари, целители, экстрасенсы, колдуны, ведьмы и «почётные паломницы». И все, что характерно, потомственные! И ощущения людей, отнёсшихся к этому, с одной стороны, достаточно серьёзно, а с другой — недостаточно критично, хорошо описывается фразой одного из героев Михаила Башкатова: мол, какой именно урок в школе я пропустил? Почему все это знают и умеют, а я — нет? Почему соседка за стеной может на меня порчу напустить, а я только из газет узнаю, как защититься? Почему обычный попутчик в метро или давно знакомая коллега в офисе может у меня энергию отсасывать, а меня такому никто не учил — ни мама, ни учительница, ни профессор в институте? А я, может, тоже бы так мог...

Вот так же и в финале «Схрона». Вроде бы мы этих людей уже неплохо знаем. И даже в головы им залезали. Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь — и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ромашин уже — Судья Игры! Обалдеть! Ещё раз — и Златков уже — Главный Судья! Очуметь! Как-то даже за Ивашуру обидно — не оказался он при всех своих талантах ничьим тайным резидентом.
И естественным образом возникают вопросы (которые хочется задать ласковым тоном психиатра): значит, вы утверждаете, уважаемые
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Игнат и Атанас, что вы — Судьи?
И, простите, давно это с вами? А как же всё, что было до этого? Увлечённое пудрение мозгов? Нам, читателям? Или друг другу? Или вы недавно пришли к подобному осознанию? И что же вас на это сподвигло? «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.» (повторный поклон Gourmand).

«Рыжий»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 11 апреля 2017 г. в 21:23

В принципе, ничего особенного, рассказ довольно прост, как по структуре и смысловой нагрузке, так и по фантсодержанию и литературной составляющей.

Характеры героев весьма приблизительны, реакция на происходящие вокруг странности не особо естественна.

Путешествие в параллельный мир — идея настолько затасканная, что, не имея сколь-нибудь оригинальной идеи, лучше вообще, на мой взгляд, тему не затрагивать. И данный аспект в рассказе также остался без галочки.

Вынесенная в заглавие роль кота в этой истории, кстати, тоже оставила больше недоумения, нежели можно было бы говорить о чём-то гармоничном.

И, кстати, непонятно — а с чего они решили, что попали именно в параллельный мир, а не в прошлое? Путешествие во времени поначалу показалось мне более логичной теорией...

Несмотря на такие вот замечания, рассказ читается довольно легко. Зевать от скуки не приходится. Впрочем, и в памяти надолго, наверное, не останется.

Оценка : 7
«Посланник» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Budimir Aulov, 19 сентября 2016 г. в 18:30

Единственная прочитанная по рекомендации друга книга Василия Головачева. Здесь можно познакомиться с мирами параллельных вселенных.Туманные миры стимпанка с космическими кораблями на паровых двигателях. Миры русских сказок Баба-Йога, и другие...

Поражает эрудиция автора, если вы забыли как выглядел алфавит славян (буквица) до реформы Кирилла и Мефодия и не знали о существовании других алфавитов на руси (глаголица) то , в книге вы найдете не мало таких отсылок и параллелей. Очень понравились идеи о памяти рода.

Приключения боевые искусства поиски истины Япония и конечно ЛЮБОВЬ. Для моего тогда еще юного восприятия энига показалась многогранным пазлом в общей картине достоверных знаний о которых не расскажут в школе)Читать!

Оценка : 10
«Вирус тьмы»
–  [ 5 ]  +

pssc, 02 августа 2016 г. в 10:54

А Главный Герой по мере приобретения знаний и умений становится все большим хамом и самоуверенным спесивцем.

Зачем по 50 раз повторять одно и то же? Это касается очень многих вещей — устройство Веера Миров, Люцифера и его подручных и т.п.

Фашиствующие режимы в 1994 году в Прибалтике и в Украине — это тоже у автора такая фантастика?

Оценка : 1
«Золотое время»
–  [ 5 ]  +

Нескорений, 15 июня 2016 г. в 07:46

«Всё, что вы хотели знать о путешествиях во времени, но боялись спросить» — именно так можно вкратце описать назначение данной антологии. Подборка произведений лучших зарубежных мастеров фантастики Золотого Века от В. Головачева выглядит очень сильно, сложно сказать, что сюда еще можно было бы добавить, но слабых произведений здесь попросту нет. Одно только перечисление громких имён, среди которых Р. Брэдбери, А. Азимов, Р. Шекли, Р. Хайнлайн, П. Андерсон, говорит о многом. Авторы подробно на ярких примерах разбирают проблемы классических временных парадоксов, закручивают невероятные петли времени, ставя своих героев в крайне затруднительное положение. На страницах антологии мы познакомимся с различными организациями, учреждение которых станет возможным после проникновения в тайны Хроноса — от брэдбериевского АО «Сафари во времени», чьим девизом могла бы стать фраза «только бизнес, ничего личного», до азимовской Вечности, контролирующей Столетия земной истории, меняя Реальность.

Эталоном грамотной приключенческой хронофантастики для меня всегда будет цикл П. Андерсона «Патруль времени». В настоящей антологии представлен один из лучших рассказов цикла — «Легко ли быть царём». Патрульный Мэнс Эверард по просьбе девушки, к которой он питает нежные чувства, отправляется в древний Иран на поиски её мужа, затерявшегося в той эпохе. Здесь есть всё — любовный треугольник, необходимость морального выбора, проработанный исторический антураж, где отсутствуют непреднамеренные ляпы и анахронизмы, а также изящное решение того, как найти выход из петли времени. Автор анализирует распространенный в древнем мире миф о становлении национального лидера — сколько здесь правды, а сколько вымысла — всё это он покажет на примере. Патруль времени — служба, стоящая на страже времени, пресекающая случайное или злонамеренное вмешательство человека в историческое прошлое Земли. Читать нужно весь цикл, а начать вполне можно с этого рассказа.

В отличие от патрульных Андерсона, сотрудники организации Вечность из романа А. Азимова «Конец Вечности» активно вмешиваются как в прошлое, так и в будущее. Вечные считают, что человечество нужно защищать от самого себя, иначе рано или поздно чей-нибудь палец надавит на ядерную кнопку, и поминай как звали. Автор придерживается мнения, что точно рассчитанное незначительное вмешательство в прошлое может вызвать желанный результат, корректировку реальности. Согласно Азимову, Минимально Необходимое Воздействие на Реальность аналогично камню, брошенному в озеро — волновые колебания расходятся, но постепенно затухают, т.е. Реальность постепенно стабилизируется, любая цепная реакция изменений конечна. Главное оружие Вечности — точный расчет, основанный на беспристрастных отчётах Наблюдателей, микроизменения не способны вызвать глобальных последствий. Научная сторона произведения крайне интересна, но также немаловажен и морально-этический аспект — к чему приведет такая плотная забота о мире, можно ли ограничить свободу воли людей, лишить их возможности ошибаться и отвечать за последствия ошибок, во имя общей безопасности.

В рассказе Р. Скотта «Третий вариант» люди будущего тоже создали особую спецслужбу — Разведку времени. Главной задачей этой организации является спасение культурных ценностей прошлого, которые подвергались случайной гибели в результате стихийных бедствий или действий человека. Согласитесь, довольно заманчивая перспектива — получить возможность засылать в прошлое специалистов для спасения свитков из Александрийской библиотеки или древних летописей и икон из горящей Москвы. В нашем случае разведчик отправляется в начало XX столетия в Чикаго, перед отправкой его занимает вопрос — отказаться от полевой работы ради почетной должности и денег или же продолжить службу в качестве разведчика, мотаясь по векам и континентам. Существует ли третья альтернатива, обозначенная в заглавии рассказа?

Одним из самых известных произведений не только среди хроноопер, но и в фантастической литературе в целом является замечательный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». 2055 год, день накануне оглашения итогов очередных выборов президента, богатый охотник Эскель готов отправиться на 60 миллионов лет в прошлое за главной добычей своей жизни — грозным тиранозавром. За техническую сторону вопроса отвечает организация «Сафари во времени», которая накладывает на охотника строгие ограничения, но не гарантирует ничего, кроме желанной добычи. Основополагающим моментом рассказа является теория о том, что любое, даже самое незначительное изменение в прошлом может повлечь за собой радикальные изменения в будущем, вероятностная цепь событий накручивается, как снежный ком — в результате под угрозой может оказаться само существование жизни на Земле. Литературное оформление фантдопущения выше всяких похвал — фирменный яркий, поэтичный слог Брэдбери предстает здесь перед нами во всей красе — такого мощного, красочного описания реликтового ящера мне не доводилось встречать где-либо ещё — одним словом, рассказ абсолютно заслуженно имеет статус шедевра.

На страницах хьюгоносного романа Ф. Лейбера «Необъятное время» разворачивается масштабная Война перемен между условными группировками Скарабеев и Скорпионов. Противостояние затрагивает миллиарды лет и триллионы планет, но автор ограничил свое произведение камерными рамками Места, где участники конфликта получают временную передышку и восстанавливают силы в перерывах между спецоперациями. Автор предлагает читателю почувствовать себя посетителем театра, его роман подчеркнуто похож на сценическую постановку. Технические аспекты и парадоксы автора не интересуют, в центре внимания судьбы простых людей, оказавшихся заложниками глобального конфликта. Что важнее — любовь или долг, как противостоять соблазну обрести уют и сбежать от ужасов войны или же напротив стоит этому соблазну поддаться? Роман относится к категории «не для всех», его вряд ли можно воспринимать как легкое развлекательное чтение, главные его козыри — оригинальность и нестандартный подход к проблеме.

Если быть точным, то в романе Дж. Уильямсона «Легион времени» речь идет не о какой-то спецслужбе, меняющей реальность, а скорее о команде героев, которые отправляются в будущее ради спасения Земли. Выбирать придется из двух возможных вариантов — рабовладельческая Гирончи или прекрасный Джонбар, пылкая и жестокая красавица Зорана или же скромная и очаровательная Летони. Помимо прочего роман подарил фанткритикам выражение «точка Джонбара», обозначающее вилку реальности, незначительное событие, которое имеет ключевое значение для формирования того или иного варианта будущего. Аналогичное фантдопущение мы встречаем в рассказе Ж. Клейна «Развилка во времени» — герой получает звонки из двух альтернативных вариантов своего будущего, один собеседник убеждает писателя принять выгодное предложение американского кинопромышленника, а другой всячески отговаривает героя от этого шага. Рассказ также интересен тем, что автор по сути предсказал появление в наши дни Интернета!

Переходим к рассказам о временных парадоксах, крайне распространенная и интересная тема. В рассказе Р. Шекли «Вор во времени» молодой ученый, которому предстоит изобрести способ перемещения во времени, оказывается в ситуации, когда полиция будущего начинает преследовать его за преступления, которые ему только предстоит совершить. Довольно ловкое и остроумное решение — чтобы докопаться до истины герою предстоит отправиться в будущее, выступая в роли частного сыщика, распутывающего череду своих же преступлений в попытке докопаться до истинных мотивов. Что было раньше — яйцо или курица? В рассказе Р. Хайнлайна «По собственным следам» автор заворачивает хитроумную временную петлю, которая просто взрывает мозг. Бобу Вилсону предстоит столкнуться с самим собой, сколько же на самом деле Бобов Вилсонов вовлечено в петлю, и кто из них настоящий, что послужило отправной точкой для начала развития событий — увлекательная головоломка, написанная в легком ироничном ключе.

Можно ли отправившись в прошлое жениться на своей бабушке, тем самым став собственным дедушкой. А. Ван Вогт пробует разобрать эту ситуацию в хрестоматийном рассказе «Часы времени». Главный герой узнает секрет старых напольных часов, доставшихся ему в наследство от деда — выставляя на циферблате нужные цифры можно перемещаться в прошлое, а затем по необходимости возвращаться. Можно ли жениться два раза, жить одновременно в прошлом и настоящем — блестящий рассказ, который не только талантливо и остроумно обыгрывает классическую тему, но и своим неожиданным финалом заставляет читателя недоумевать — «а был ли мальчик? Любовь сильнее времени, в этом уверен Дж. Уиндэм. В его рассказе «Хроноклазм» главный герой, классический британский джентльмен, встречает странно одетую девушку, которую преследуют не менее странные люди. Благородный порыв — защитить несчастную от преследования постепенно перерастает в нечто большее, но возникает ощущение, что они уже давно знакомы, да и странной девушке есть что рассказать своему благородному спасителю. История напомнила «Девушку-одуванчик» Р. Янга — более эмоциональный и пронзительный вариант «Хроноклазма».

Живой образный язык, бьющая ключом ирония, высмеивающая прожженных бизнесменов, которые в погоне за прибылью не остановятся ни перед чем, выгодно отличают рассказ У. Тенна «Посыльный» от множества похожих историй, где наши современники встречаются с пришельцами из будущего. Главный герой — типичная акула американского мелкого предпринимательства, когда ему на глаза попадается странный мальчик, выполняющий работу посыльного на его складе, он сразу понимает, что дело здесь не чисто. Любыми путями, хитростью, уговорами и силой герой пытается выжать из доверчивого мальчугана секреты будущего, которые могут принести материальную выгоду в настоящем. В качестве самого забавного рассказа антологии выступает «Колесо времени» Р. Артура. Экстравагантный изобретатель Джереми Джупитер утверждает, что изобрел машину времени, чтобы доказать реальность своего открытия всему научному сообществу, а также своему приятелю Лусиусу, Джереми приглашает друга на полевые испытания, которое решено совместить с пикником на природе. Реквизит, который послужит для демонстрации заставляет сомневаться в психической адекватности изобретателя — три дрессированные обезьяны в костюмах американских индейцев, барабаны и цирковые велосипеды. Концовка рассказа по-настоящему остроумная и смешная, как минимум вызовет широкую улыбку.

Классическое путешествие на машине времени в очень далёкое будущее предстоит герою рассказа Р. Силверберга «Хранилище веков». Рассказ довольно стандартный, его главные отличительные черты — путешествие в очень далёкое будущее, возможность стать очевидцем того, во что превратилась Земля и населяющее её человечество, а также легкомысленные действия хрононавта, которые приводят к непредвиденным последствиям. Подход к вопросу времени, который использовал Дж. Финней в рассказе «Боюсь» встречается в литературе профильного жанра не так часто. После необычного происшествия с радиоприемником главный герой начал коллекционировать подобные случаи, с которыми рассказчик и знакомит читателя. Обобщая массив информации, герой приходит к неожиданным выводам. Вообще, очень интересная тема, попытка подойти к вопросу со стороны психологии — по мере ускорения темпов прогресса коллективное бессознательное человечества по инерции остается в прошлом, происходит откат, меняющий реальность. За примерами далеко ходить не надо — в век мощных компьютеров люди начинают возрождать язычество, уходить от реальности в толкиенизм, исторические реконструкции.

Вопрос о том правомерно ли было включать в состав настоящей антологии повесть Ли Брэкетт «Цитадель утраченных лет», которая относится к жанру постапокалиптики и планетарной фантастики, является дискуссионным. После долгих размышлений я склоняюсь ко мнению, что такой подход имеет право на существование, если мы рассматриваем как хронофантастику фэнтезийный цикл Р.И. Говарда о Джеймсе Эллисоне, или же игровую франшизу Assassin's Creed, которая постепенно перемещается с экранов мониторов на страницы комиксов и афиши кинотеатров. Несмотря на то, что к жанру хронооперы «Цитадель» отнести невозможно, в исследовании вопросов времени подобные сюжетные ходы используются, данная повесть является прекрасной иллюстрацией того, как это воплощается на практике. Ещё одно произведение, которое лишь косвенно относится к заявленной теме антологии — рассказ А. Кларка «Завтра не наступит». Высокоразвитая раса инопланетян вступает в телепатический контакт с американским инженером, чтобы предупредить о том, что через 4 дня Земля погибнет в космическом катаклизме. Футурология, наука позволяющая увидеть будущее без фактического перемещения во времени — по здравому размышлению можно сказать, что и в этом случае составитель оказался прав, разнообразив антологию этим рассказом.

Что можно сказать в заключение? На мой взгляд, антология получилась достаточно сильной и разноплановой, для иллюстрации основных вопросов хронофантастики были отобраны не только классные, но и одновременно классические произведения, которые должен знать каждый любитель фантастики. Присутствует определенный момент личных пристрастий, вкусов составителя, кто-то из читателей может поспорить, что, к примеру, вместо «Хроноклазма» Уиндэма лучше было бы включить в состав «Девушку-одуванчик» Янга, но это частности. Из общего числа представленных произведений читатель получает наиболее широкий спектр темпоральной фантастики Золотого Века, в качестве базового фундамента такие антологии знать необходимо. Лично я для себя сделал вывод, что время на эту книгу было потрачено с пользой — ряд произведений я с удовольствием освежил в памяти, попутно восполнил пробелы, знать всё невозможно, какие-то вещи всё равно проходят мимо в своё время. Как итог, настоятельно рекомендую данную антологию как начинающим, так и опытным любителям фантастики — все произведения в её составе высокой пробы, нестареющая классика!

Оценка : 8
«Человек боя»
–  [ 5 ]  +

igor_pantyuhov, 10 мая 2016 г. в 15:59

На первый взгляд, роман — это простой боевик. Именно таким он и кажется, именно первые 100-150 страниц. Но вот умел Головачев что-то такое затронуть в душе, что заставляло меня читать дальше и дальше. Как ни парадоксально, но больше всего мне здесь понравилась линия Панкратова. Вообще, она одна из самых грустных. Да и персонажи бабушек и дедушек главного героя, тоже очень понравились. Мне весь роман показался грустным. Хоть в итоге все наши победили, но осталась какая-то горечь.

Оценка : 10
«Катарсис» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

igor_pantyuhov, 10 мая 2016 г. в 15:54

Не сказать что самый знаменитый цикл у Головачева. И самый увлекательный. Нет, Этот цикл я рекомендую читать тогда, когда хочется отдохнуть от чего-то, от чего вы хотите отдохнуть. Именно я так и делал. Начал читать этот цикл, когда устал читать Запрещенную реальность (цикл). И вышло довольно-таки неплохо. На первый взгляд это простой боевик. Но только на первый. Тут есть свои пикантности и довольно «вкусные». Вся вот эта мифология представляет интерес. Если к борьбе светлых и темных магов, уже как-то привыкаешь, то когда начинают рассказывать о «серых» магах, становится вдвойне интересно. В целом цикл для подростков. Именно им будет очень интересно здесь. Без исключения. Дальше уже надо смотреть у каждого индивидуально.

Оценка : 10
«Избавитель»
–  [ 5 ]  +

mr_logika, 09 мая 2016 г. в 23:59

Сразу скажу — мне творчество ВВГ нравится. В частности его живопись, за которую ему отдельный поклон. Что до романов, то у него получились отличные фантастические боевики, которые я читаю с удовольствием, начиная с 1992 года. «Спасатели Веера» — неплохое блюдо из спецназа, теоретической физики, вариаций на темы русских сказок, невероятных образов и образин, поражающих воображение пейзажей и... творений Даниила Андреева, которого вполне можно было бы назвать соавтором этой толстой книги. «Значит нужные книги ты в детстве читал» — пел (и поёт!) Владимир Семёнович. Это и о книгах ВВГ тоже.

Отзыв на роман «Избавитель» я представляю здесь в виде дружеского шаржа или пародии, процентов на пятьдесят состоящей из цитат.

               ******************************************

Ликвидаторов ЧК было шестеро, но штурмовой пистолет старшего лейтенанта Светозара Яснова, снабжённый магазином на 666 патронов, обладал поистине фантастической скорострельностью и поэтому бой закончился очень быстро. Первая пуля, выпущенная Светозаром, попав в командира чекистов, превратила его во фрактальную пыль, рассыпанную внутри топологической сопряжённости континуума. Вторая пуля, а каждая из 666-и пуль производила своё собственное воздействие на цель, благодаря чему очередью из этого чудо-пистолета можно было гарантированно уничтожить практически любой объект, попав в одну из голов второго чекиста, изменила метрику внутричерепного пространства, в результате чего череп вывернулся наизнанку мозгами наружу. Светозар видел такое не в первый раз, но всё же с трудом справился с тошнотой. Чекисты, очевидно не владеющие ТЕМПОМ, ещё только начали движение манипуляторов к своему оружию, а уже третья пуля попала в третьего из них. Результат был неожиданным даже для старлея — чекист оказался разделённым на три равные части, две из которых отлетели в разные стороны на километр, а средняя часть осталась на месте, превратившись в горсть пепла. Четвёртая пуля преобразовала фигуру следующего бойца в сгусток «мыльной пены», каждый пузырёк которой представлял собой область пространства с отличающимися от соседних областей свойствами, и в каждом пузырьке Светозар присутствовал не в виде живого существа, а в виде ЗАКОНА. «Мыльная пена» медленно оседала. Оставшиеся в живых двое чекистов собрались было бежать, но пятая пуля настигла одного из них (с момента первого выстрела не прошло и четверти секунды) и он оказался закапсулированным в коконе иного времени.

— Хорошо, — подумал Светозар — этот будет жить, возьмём «языка» — . Шестой, бросив своё умертвие на траву, поднял кверху манипуляторы и стал раза в полтора ниже ростом. — Сдаюсь! Пощади! — услышал Светозар в пси-диапазоне. — Кто вас послал? — спросил он. — Великий Игва Даймон — был ответ. — Слава богу, Даймон был однослойный — сообразил Светозар — иначе мне пришлось бы туго. — Ладно, проваливай — сказал он — и передай своему хозяину, чтобы не путался у нас под ногами. —

Через несколько минут старший лейтенант с удовольствием уплетал снедь, сотворённую скатертью-самобранкой: сациви из жюльена с красной икрой и местных свентанских грибов, а на второе шашлык во фруктовом желе. — Всё-таки во мне ещё очень много от человека — подумал Яснов.

Оценка : 10
«Особый контроль»
–  [ 5 ]  +

Mamedov098, 19 марта 2016 г. в 16:54

Это не первая книга Головачёва, с которой я имел честь ознакомиться . До этого мною были читаны : «Отклонение к совершенству» , «Бич времён» и «Схрон». И вот сейчас, посмотрев отзывы лаборантов на другие книги писателя, я понял, что мне повезло, потому что это чуть ли не лучшие произведения « самого неоднозначного и противоречивого автора « как сформулировано в 2001 году о причине вручения премии « Золотой Шлем « жюри конкурса Роскон .

Теперь о самой книге — книга мне понравилась, но в восторг не привела. Связано это с тем, что середина романа затянута, можно было сделать её короче страниц на 50 хотя бы, ничего не потеряв при этом. Так автор сберёг бы несколько сот деревьев, ведь именно об охране природы ратует наш писатель. Ну ладно, оставим троллинг .

Так же к минусам отнесу то, что в книге ни одного отрицательного героя, а все главные действующие лица сплошь кандидаты наук и великие спортсмены одновременно. Не верю я таким героям, картонные они .

Тот же ГГ, игрок сборной Мира по волейболу, гениальный ученый, изобретатель практически мгновенного ТФ переноса и просто красавчик, с идеальным телом, всю жизнь любящий одну женщину , даже несмотря на то, что она его бросила . И даже его неуверенность в себе , присутствовавшая поначалу , вызывает скорее умиление , чем другие эмоции .

Так же некоторые ошибки в научной составляющей книги , как это ранее отметил в своем отзыве -Lexx- .

Но есть и плюсы , и довольно большие доя меня , это — интересные идет про Наблюдателей и про Кунсткамеру , в которой собраны примеры людского и не только равнодушия и злобы к чужим жизням . Не бурусь утверждать , что Головачёв первый , кто эту мысль описал , но я с такой идеей сталкиваюсь в первый раз .

И самое главное — философская составляющая этой книги , воплощенная в призыве беречь окружающую среду , ведь на этой земле жить еще и нашим потомкам .

Все-таки я люблю , когда в книге присутствует некая глобальная идея и смысл.

Ещё хотелось бы отметить неплохой язык произведения , чуть суховатый , конечно, но это « твердая « НФ , тут зачастую так .

Резюмирую , хорошая глобальная идея , философский смысл и неплохой язык контрастируют с картонностью героев и некоторыми фактическими ошибками . Поэтому оценка — 8 .

Оценка : 8
«Мегаморф, или Возвращение Реликта»
–  [ 5 ]  +

EvS, 09 февраля 2016 г. в 18:00

Не могу сказать, что данная книга достойное продолжение такого могучего цикла как «Реликт». Автор соскочил с космооперы в социальные дебри, и прочую не вписывающуюся в цикл старорусскую тарабарщину. Будь моя воля, я бы эту книгу отправил в класс «вбоквел», а для основной линии написал бы логичное продолжение. Нельзя такой грандиозный цикл завершать без окончания, и уж тем более «вбоквелом».

Название книги, тоже не должно пахнуть банальщиной с корнями и приставками Мега, Супер, Гига и прочее, и кто только надоумил автора на использование таких слов...

Оценка : 5
«Непредвиденные встречи»
–  [ 5 ]  +

Gourmand, 01 сентября 2015 г. в 23:39

Мне как раз понравилась повесть в отрыве от основного цикла. Здесь нет реликта-конструктора, зато есть непонимание, есть зло, творимое от незнания. Не шедевр, но туповатые герои, постоянно лезущие на планету, мне понравились. Очень, на мой взгляд, характер таких горе-исследователей хорошо показан. Не столько стёб, сколько горькую иронию я увидел со стороны автора. Возможно, этого и не задумывалось, но получилось так.

Оценка : 7
«Палач времён»
–  [ 5 ]  +

Gourmand, 29 августа 2015 г. в 02:08

Боже мой! Какая же ... фигня! Абсолютно бессмысленное приключалово! И сколько антипутинской риторики!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если говорить о глобальном уровне происходящих событий, то Безусловно Второй, он же Заказчик Игр, решил стать Безусловно Первым. ...

Достигнув предельного для данной Вселенной уровня постижения Абсолюта, он решил «обрезать» Древо Времен до состояния Вектора или Стрелы Времени, то есть максимально уменьшить пропускную способность каналов связи и вычислительную мощь Разума, что коррелируется с понятиями Правда и Духовность.

Если Палач играет не по правилам, почему в Игру не вмешается Судья?

Судья… э-э, как бы поточнее выразиться… подкуплен. А судебные исполнители отстранены либо устранены. Физически. Вот почему нужен независимый исполнитель.

Ни смысла, ни связности событий, ни даже развешенных «ружей» — ничего! Нужно уйти от слежки — появляются хроносрезы, нужно победить металлосущество — вытаскивается Аристарх Железовский, нужно, наоборот, прокачать ГГ — Железовский машет платочком и улетает в свой мир.

Кругом одни волшебники в голубых вертолётах.

Думал, хоть что-то в финале понять, хот какой-то смысл уловить — нет, полная белиберда.

Оценка : 4
«ВВГ, или Власть Времён Гармонии»
–  [ 5 ]  +

igor_pantyuhov, 27 апреля 2015 г. в 10:20

  Пожалуй самый необычный роман автора. Другого подобного в творчестве автора нет на настоящее время. Многие путались в этом обилии определений и жаргона, которого полно с избытком в этом романе. И этого действительно, много. Но в отличии от них, я не путался, а наоборот наслаждался. Мне вот это нравится больше всего в романе. Плюс мне понравился главный герой.

Оценка : 10
«Триэн»
–  [ 5 ]  +

Алексей1965, 20 апреля 2015 г. в 17:09

Ну что тут можно сказать?

Прочитал с чисто исследовательским интересом — изменилось ли что-нибудь за те 20 лет, что я не читал Головачева?

Ответ уверенный — нет. Все те же сюжетные ходы, убогие диалоги и экзотические имена персонажей.

На фоне этого даже совершенно деградировавший Звягинцев кажется недостижимым идеалом.

Оценка : 4

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»



⇑ Наверх