Все отзывы на произведения Валентины Журавлёвой |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 121
Страницы: [1] 2 3
«Астронавт» |
| |||
eollin6, 23 марта 2012 г. в 13:19 | ||||
Читая отзывы, понимаешь, что самое страшное уже произошло. 90-е изуродовали не только страну, они изуродовали нас. И поэтому мы заслуживаем той жизни, которую ведем. А героизм, самопожертвование? А на фига? Моя хата с краю, над нами не каплет, чужую беду рукой разведу и так далее. Декабристы? — Идиоты. Корчагин? — дебил. Данко? — Вообще даун. Ну и так далее. ТОлько вот если бы не было таких «совков», все человечество так и осталось бы в пещерах. Или вообще на ветке, с бананом в руках. Без энтузиастов, для которых общее дороже своего, пыльно-сундукового, мы бы все давно вымерли. Или сожрали друг друга. Энтузиасты пробовали на себе яды, чтобы нанешние просвещенные европейцы (и причисляющие себя к ним) пользовались благами фармакологии. Они штурмовали ледяные просторы тайги, чтобы сегодня довольный мещанин мог недорого заправить свою кровную Вольву. Наш комфорт оплачен кровью и потом бесчисленных энтузиастов своего дела, своей страны. И этот рассказ — о них. И, видимо, для них. Потому что мещанину всё это неинтересно. Ни тебе сражений с инопланетянами, ни эротики, без матерка опять же. ТОлько жесткие будни тяжелой профессии — ну кому это интересно? Но если у вас горячее сердце — читайте Журавлеву. Альтова. Ефремова. Это лучший антидот от того яда, которым сейчас пропитано все вокруг. | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
LENA56, 29 июля 2008 г. в 18:04 | ||||
Классика советской научной фантастики. Прочитала в глубоком детстве и долго ходила под впечатлением — сделать научное открытие в уме, в теории, зная только что так может быть! Да, чай без чашки, да, интеграл на пальцах... Не придерайтесь к мелочам! Образы двух умненьких и красивых девушек Насти и Киры стали моим идеалом! И медиком я стала во многом равняясь на эту повесть, правда психологом не стала — знаний не хватило. Но у многих ли сбылись детские мечты? А снежный мост продолжаю строить, это ведь так красиво — СНЕЖНЫЙ МОСТ НАД ПРОПАСТЬЮ. | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
wolobuev, 28 апреля 2019 г. в 17:36 | ||||
Героизм — это когда ты закрываешь своим телом амбразуру. А когда ты без оружия несёшься на вражеский окоп с криком: «Всех убью — один останусь!», это, дорогие друзья, не героизм, а идиотизм. Яркий пример которого нам демонстрирует данный рассказ. Поступок капитана по степени дурости напомнил мне поведение экипажа в последнем ридлискоттовском «шедевре» — там, если помните, корабль с колонистами меняет курс, просто получив сигнал с более близкой планеты (отсюда мы можем заключить, что натужная подгонка сюжета под финал — явление интернациональное). Я совсем не против одержимцев и фанатиков. Но не надо путать фанатиков с безответственными идиотами, действующими по принципу «дерусь, потому что дерусь». У Гуревича в «Функции Шорина» фанатизм правдоподобный и оправданный, а у мадам Журавлёвой — пафосная ахинея. «Через невозможное — вперёд!». Боже мой, какой бред. Таких историй с подростковым «героизмом» можно настрогать сколько угодно. Например: «- Не выходи в открытый космос без скафандра! Ты же погибнешь. — Там что-нибудь придумаю. Через невозможное — вперёд!». Или: «- Профессор, что ж вы в ядерный реактор без костюма радиационной защиты собрались? — Там что-нибудь придумаю. Через невозможное — вперёд!». И наконец: «- У нас вышли из строя оба двигателя. Но рядом есть аэродром. Приземляемся? — Ни в коем случае! Что-нибудь сообразим. Говорите, 250 пассажиров на борту? Ха-ха, тем лучше! Через невозможное — вперёд!». Господи, этот ура-идиот ещё и картины писал... А тем из лаборантов, кто тут в отзывах сокрушался по поводу тлетворного влияния «девяностых», якобы исказивших понимание светлой идеи рассказа, предлагаю подняться на крышу 16-этажного дома, раскинуть руки и воспарить. Романтика же! Свершения! Через невозможное — вперёд! | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
Sawwin, 26 марта 2008 г. в 18:09 | ||||
Ах, эта старая фантастика шестидесятых! Мы сами создаём себе трудности, чтобы потом героически преодолевать их. Перед экипажем звездолёта стоит дилемма: вернуться с полдороги или «через невозможное -- вперёд!» Нетрудно догадаться, какой выбор сделали астронавты. И что они получили? Капитан Зарубин погиб. Не жалейте, он этого хотел. Зато он остальных «спас». Как? Четыре недели при двенадцатикратном ускорении; то, что останется после этого, живым человеком назвать будет трудно. Плюс -- спасательная экспедиция... ещё шесть человек потеряли по нескольку лет жизни и остались инвалидами из-за суперперегрузок. А ведь эти люди могли бы в нормальном режиме слетать к какой-нибудь другой звезде, да мало ли что они ещё могли... Но совковое представление о геройстве требует быть самоотверженными дураками. На этом фоне уже не смотрятся всякие глупости вроде передачи энергии на межзвёздные расстояния с помощью радиоволн или атмосфера из чистого кислорода у мёртвой планеты. Вали до кучи, хуже не будет. Одно мне не понятно, ведь муж Валентины Журавлёвой -- изобретатель ТРИЗа Генрих Альтшулер. Он-то куда смотрел? | ||||
| ||||
«Орлёнок» не вернётся» |
| |||
Иприт, 29 мая 2010 г. в 22:55 | ||||
Яркий образец романтизма 60х экстраполированный в космическое будущее. Некое ощущение того, что собрали геологов, альпинистов, моряков и проч. середины оттепели, и вместе с гитарами и ламповыми радиоприемниками сунули в космическую ракету. Вперед. | ||||
| ||||
«Баллада о звёздах» |
| |||
Sir Shorris, 20 июня 2020 г. в 18:01 | ||||
С большим удовольствием продолжаю открывать для себя маленькие шедевры советской фантастики — популярные и значительные тогда, и практически забытые сейчас. На этот раз очередь дошла до совместного творения Г. Альтова и В. Журавлевой — повести «Баллада о звездах». Сразу скажу, что не являюсь большим поклонником Генриха Альтова, и знаком с его творчеством пока лишь по двум произведениям («Опаляющий разум», «Дедал и Икар»). А вот Валентина Журавлева наоборот — входит в десятку моих любимейших русскоязычных авторов и ее «фирменный почерк» я мгновенно узнаю. Трудно сказать (да это, наверное, и не нужно) чей вклад в это произведение был более значительным, но это тот самый случай, когда результат объединения творческих усилий оправдал все ожидания. «Баллада о звездах» — красивая, поэтичная и очень «человечная» повесть. И, пожалуй, наряду с «Астронавтом» — лично для меня это вершина раннего творчества Журавлевой. Каждая строчка в повести пронизана романтикой, одухотворенностью, жаждой открытий, стремлением к высоким моральным идеалам, готовностью к самопожертвованию... Для меня эта повесть стала одним из ярчайших символов фантастики 60-х, еще одной небольшой «энциклопедией человековедения», которую хочется буквально растащить на цитаты. И самое примечательное в этом произведении то, что стандартные, на первый взгляд, для фантастики темы — парадокс времени, контакт — рассмотрены авторами гораздо глубже, с неожиданных ракурсов. Все обсуждается не умозрительно, а происходит прямо в реальном времени — здесь и сейчас. Вот человек (в данном случае — один из главных героев повести, астронавт Шевцов) удаляется от Земли на субсветовой скорости. Он — единственный пилот, его присутствие на корабле необходимо и играет решающую роль. Для него полет займет несколько месяцев — на Земле за это время пройдет почти семнадцать лет. Он не выбирает — лететь или не лететь. Он уже летит... и смотрит на фотографию любимой девушки. С каждым часом, с каждой минутой время разделяет их все больше и больше. Вот она уже старше него... А что же будет через семнадцать лет? Этого времени достаточно, чтобы стать абсолютно чужими людьми. И на короткий миг появляется непреодолимое желание развернуть корабль обратно, пока еще можно что-то вернуть! Но он понимает, что от результата его работы зависит жизнь сотен людей и продолжает свой путь... Вот он — парадокс времени, здесь и сейчас, на своей собственной «шкуре». Что касается вопросов контакта, то в «Балладе о звездах» (еще за год до публикации Лемовского «Соляриса», и за девять лет до Ефремовского «Часа Быка») авторами уже были сформулированы качества «первопроходца будущего», на чьи плечи упадет ответственность от имени человечества установить первый контакт с иным разумом, насколько бы необычным для понимания человека ни оказался этот разум. Буду цитировать по тексту: 1. «...нужно соблюдать величайшую осторожность, ибо даже хороший астронавт может оказаться плохим психологом». 2. «Да, мы привыкли — дурная привычка! — мерить на свой аршин. Мы представляем себе обитателей чужих планет либо как наше прошлое, либо как наше будущее. Чепуха! Там, где другие условия существования, там все идет по-другому...» «...именно в эту минуту — мы смотрели друг другу в глаза — я понял, что существа эти не выше и не ниже человека по развитию. Они просто иные!» 3. «Человек будущего — поэт и ученый. Точнее — и то, и другое одновременно, ибо за какой-то гранью эти понятия сливаются...» Помимо того, что Альтов и Журавлева таким образом «примиряют» физиков и лириков, представляя их составной частью гармоничной личности людей будущего, выдвигается новая категория ответственности человека — уже в космических масштабах: «Это была ошибка. И первые же мои шаги на чужой планете были ошибочными. Как человек — я мог так поступать. Но как представитель человечества — нет и трижды нет!» «Видящий мог сказать мне: «Вы, люди, хотите сделать нам добро? Но почему мы должны вам верить? Кто вы? Еще столетие назад — всего столетие назад — вы уничтожили два города придуманным вами оружием. Еще несколько десятилетий назад лучшие свои силы вы отдавали совершенствованию оружия. Пусть не все люди таковы. Но мы судим все человечество. Каждый из вас отвечает за то, что происходит на планете.»» «Баллада о звездах» опубликована в 1960 году, прошло шестьдесят лет, скоро мы приблизимся ко времени действия повести, а все вопросы по-прежнему остаются открытыми... А теперь — в свободной форме еще о нескольких моментах: Произведение настолько красиво и талантливо написано, вызывает такую гамму эмоций и размышлений, что это нужно «увидеть собственными глазами». Невероятная достоверность происходящего... Я понимал, что вместе со скульптором Ланским сижу в зале Станции Звездной Связи и слушаю этот рассказ лично из уст Шевцова, как и подразумевалось по тексту. Слышу все интонации, малейшие оттенки в голосе — вот где писательское мастерство! А сама история о расе Видящих Суть Вещей... Вообще нужно сказать, что произведение просто «напрашивается» на экранизацию по всем параметрам. Оно изначально построено как фильм. И не случайно первое издание повести в журнале «Знание-сила» вышло с иллюстрациями легендарного Н. Гришина. Да, они немного наивные и «теплые-ламповые» по современным меркам, но в этих иллюстрациях чувствуется какая-то печальная, лирическая нотка... Они замечательно передают дух произведения и самой эпохи! Очень рекомендую читать именно в этом издании. Если Вы романтик, мечтатель и ценитель искусства, любящий книги со смыслом — эта повесть для Вас. И пусть коммунистическая составляющая никого не смущает — это неотъемлемая «фишка» советской фантастики! Единственное что — когда читаешь повесть, ощущаешь бездонную пропасть между нравами, целями и стремлениями той эпохи и современностью. И я говорю именно об общечеловеческих ценностях и качествах, которых сейчас очень не хватает... P.S. И, напоследок, один веселый момент. Альтов и Журавлева в этом произведении передали, по всей видимости, «зашифрованный привет» И. Ефремову, А. Казанцеву и братьям Стругацким, который без труда распознают многие любители отечественной фантастики. В повести есть эпизод, где главный герой — скульптор Ланской — вспоминает романы об астронавтах из наследия Земли, с которыми он ознакомился для создания скульптурной композиции. Среди них фигурировали: «Галактика Артемиды» («Туманность Андромеды» Ефремова), «Лунный путь» («Лунная дорога» Казанцева) и «Страна зеленых облаков» («Страна багровых туч» Стругацких). | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
Тиань, 15 июля 2015 г. в 20:32 | ||||
У этого рассказа очень поэтичное название. В образной системе автора снежный мост проходит над пропастью незнания, и восхищения заслуживают смельчаки, готовые вступить на этот мост, не ожидая, когда под него подведут бетонные опоры и установят по периметру надежное ограждение. Безумству жаждущих знаний поет песню Валентина Журавлева. Именно к таким безумцам относятся героини рассказа: две юные девушки, на одном лишь энтузиазме совершившие прорыв в науках — одна в области психологии, другая в преодолении сопротивления воды при движении в ней твердых тел. Героини очень милы, полны веры в себя и желания быть полезными людям, продвинуть вперед науку. Они охотно ставят эксперименты на себе, не считаясь с неизбежными в таких случаях рисками. Все бы хорошо, если бы не мой противный скептицизм. Не верю я в успешность дилетантов. А Кира и Настя дилетанты по определению, они ведь еще студентки и лишь начинают постигать избранные области знаний. К тому же Настя учится на физико-техническом факультете, но научное открытие делает в области биологии на основе новейших достижений химии, которые с легкостью усваивает из книг, и список нужных книг составляет с легкостью, не имея под рукой ни библиотечных каталогов, ни интернета. Для меня это фантастический элемент, причем такой, в который не получается поверить. Хотя я помню крылатую фразу о любителях, построивших Ноев ковчег, конечно. Есть в рассказе немало интересных моментов, очень ярко показана роль воображения в освоении любых видов информации, в том числе абстрактно-математической, еще более интересна идея обучения математике по методике Станиславского. Очень живо прописан Саша Гейм — второстепенный персонаж по сюжету, но запоминающийся сразу. Пожалуй, этот герой получился более ярким, чем Настя и Кира. Описание школьных лет девочек читается с теплой улыбкой. Сторож-эсперантист весьма колоритен и забавен. В целом рассказ напоминает некоторые повести Стругацких из Мира Полдня, особенно эпизод, где специалисты научно-исследовательского института на суперкомпьютере моделировали нелепые химерические существа, за что получили нагоняй от начальства. Все так же мило и легковесно: Кира из любопытства экспериментирует на психике Насти, не задумываясь об опасности такого рода манипуляций; Настя столь же легко поручает Кире натереться экспериментальной мазью, приготовленной буквально на коленке и не прошедшей никаких лабораторных проверок и тестов. Девушки весьма смело вступают на снежный мост познания. Дилетантам вообще свойственна бездумная смелость, ведь они просто не подозревают о рисках, которые с первого взгляда видит профессионал. В этом плане дилетантам легче. Но я не согласна с положительной оценкой такого рода научных прорывов. В данном случае все обошлось, а что будет в следующий раз — неизвестно, ведь объекты студенческих научных экспериментов — живые люди. Советская фантастика — это особенная литература. Она проникнута верой в человека, его возможности и лучшее в людях и в мире. Поэтому рассказ было очень приятно прочитать, несмотря на несогласие с основной идеей. | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
snovasf, 17 сентября 2008 г. в 19:53 | ||||
Солидарна с lena56 — рассказ, который воодушевляет на свершения. И вовсе не пустое дело, справляться с высшей математикой путём представления. Это у кого какие особенности... Многим очень даже помогает. А данный конкретный рассказ вкупе с «Опаляющим разумом» Альтова ещё в школьные годы вдохновил меня написать сочинение о научных фантастах на тему «Безумству храбрых поём мы песню», каковое было из гуманных соображений оценено мудрым школьным учителем на «хорошо», дабы отвадить от занятий этим сомнительным видом литературы. Но не помогло, а лишь подогрело | ||||
| ||||
«Баллада о звёздах» |
| |||
zotovvg75, 01 мая 2022 г. в 18:39 | ||||
Начало повествования представляет собой романтическое вступление, своеобразное Intro по аналогии с музыкальной композицией, а вернее с балладой, коль уж это слово упоминается в названии повести. Дух романтизма фантастики шестидесятых годов прошлого века полностью проявлен в данном совместном произведении известных советских фантастов. Это наглядно выражено в основной канве сюжета: переплетение искусства и науки, родство творческого и научного поиска, муки духовных и интеллектуальных исканий-в этом смысле главные герои Ланской и Шевцов абсолютные побратимы. Авторы утверждают, что работа астронавта в звездном мире-думать и оружие звездоплавателя-мысль. Если бы Ланской мог, он бы поставил статую мысли, собственно для подобного замысла и послал его старый учитель на сеанс звездной связи. Рассказ Шевцова представляет собой многоаспектную тематику проблемы фантастических межзвездных путешествий и контакта с внеземным разумом. Черная пыль одна из гипотетических опасностей ожидающих космонавтов в отнюдь не дружелюбном вселенском вакууме. И человек борется с этим коварным врагом, сплавив в единое целое силу мысли и силу техники. И кто знает на чьей стороне была бы победа, если на помощь Шевцову не пришла бы еще и вдохновенная сила искусства, выраженная в потрясающих стихотворных строчках и портрете близкого человека. Такими и должны быть люди будущего, гармонично использующие все заложенные в них способности. Только такие натуры способны к контакту с внеземным разумом, к воплощенной способности понимания нечто принципиально иного с последующим установлением точек соприкосновения. Авторы блестяще описывают чужой мир, его призрачных обитателей с непостижимыми способностями и мышлением. Действительно, мы привыкли все мерить на свой аршин, приписывая своей природной сущности уникальность вершины возможной эволюции. Другой мир, другой Разум не всегда может быть лучше или хуже, он может быть просто иным по сути и упоминаемая в тексте инструкция не случайно требует особой осторожности и продуманности первого контакта. Вообще в повести присутствует огромное количество тем для интересных размышлений: значение труда и праздности в развитии цивилизации, проблема высвобождения лучших качеств человека в противоборстве со злом, заявленная необходимость коммунистического социального строя в будущем человечества. Тут каждый может подумать и вынести свое суждение, в этом для меня заключена одна из ценностей советской научной фантастики. Любопытны и приводимые технические новинки грядущего, как например «кремниевый пожар» или способность таинственного шара проникать через материальные преграды. В общем авторы большие молодцы! И баллада о звездах заканчивается в унисон с Intro величественной Coda, позитивным финалом для всех романтиков и мечтателей! | ||||
| ||||
«Баллада о звёздах» |
| |||
Darth_Veter, 26 декабря 2021 г. в 22:35 | ||||
«Баллада о звездах» — самое крупное произведение Генриха Альтова и его жены. Сегодня оно кажется немного наивным и многословным, заполненным ненужной философией. Это легко объяснить: повесть писалась еще до полета Гагарина и предназначалась будущим космонавтам. Никто не знал, какими они будут, но всем хотелось, чтобы это были достойные представители нашей расы. Полной противоположностью современным российским туристам. Они верили в неизбежную победу коммунизма над силами мрака, несли в себе гуманистическую философию Объединенного Человечества и искренне верили в дружелюбие своих братьев по разуму. Пусть вас не удивляет, что они летали по Космосу в одиночку: в те далекие годы считали, что управление кораблем будут осуществлять весьма продвинутые автоматы, которые взьмут на себя функции штурмана, навигатора и моториста. Пилоту останется только чисто научная деятельность. Вот и капитан Шевцов полетел к Сириусу один. По пути ему пришлось «на ходу» решать сложную задачу «черной пыли», выедающей прочный корпус звездолета. А на самой планете, названия у которой не было, так же в одиночку он решал вопросы Первого Контакта с сирианами. Впрочем, человеку коммунистического Завтра было не привыкать разрешать подобные проблемы. Автор не говорит, что такой человек был абсолютно идеален (его ошибки тоже описаны), но верное мышление рано или поздно приводило его к правильному решению. Очень подробно описаны все размышления героя о смысле жизни, из-за чего процесс чтения произведения далек от развлекательного — скорее, это философские размышления автора о человеке будущего, о роли науки и техники в освоении дальних планет, о настоящих ценностях разумной жизни. Сириане — не просто иные по своему строению живые существа, они абсолютно ЧУЖДЫ земному разуму. Их эволюция проходила более мягко и комфортно, нежели наша: во многом природа помогала, расчищая им путь и отбраковывая враждебные организмы. Но в итоге получилась раса мирных иждевенцев, не способная к борьбе и трудностям. Если б не прилет Шевцова, они бы безропотно погибли, не сделав ни единой попытки изменить ситуацию себе на пользу. Тем самым автор показывает пользу враждебной среды, закалившей характер человека и научившей его сражаться за собственную независимость от нее. Люди — борцы и творцы, но не иждевенцы, утверждает автор. Таким было и его собственное кредо: практически всю свою сознательную жизнь он искал новые методы решения научно-технических задач, которые могли бы далеко продвинуть вперед прогресс нашего общества. Его теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — яркое тому доказательство. Ни до, ни после Альтова-Альтшуллера никто этим уже не занимался. Возможно, сегодня мы сами идем по пути этих самых сириан: в России отсутствуют все высокотехнологичные производства, а образование (в т.ч. и высшее) полностью переориетировано на ситуативно-коммерческую основу. Современная школа дает детям не знания, а МЕТОДЫ ДОБЫВАНИЯ знаний. Фактически, это самая настоящая профанация, каковую еще 200 лет назад описал Фонвизин в своем «Недоросле». Благодаря смартфонам и Интернету, детям уже не нужно думать, а достаточно просто найти уже готовый ответ среди имеющихся. Тестовый характер ОГЭ и ЕГЭ лишь подтверждает деградацию нашего образования в сравнении с советским. Инфантильность нынешней молодежи грозит «икнуться» нам уже в течение ближайших 10-20 лет. Мы, конечно, не вымрем, как сириане, но точно уж потеряем свой авторитет и значимость в этом мире. От компьютеров нас уже «оттерли» и недалеко то время, когда «ототрут» и от Космоса. Вот тогда великая страна перестанет быть великой и превратится в ту самую «Верхнюю Вольту с ядерной бомбой», о которой говорила ярая антикоммунистка Маргарет Тэтчер. Если это случится, произведения Альтова снова превратятся в настоящую фантастику. Но в этом случае это уже будет для нас полной катастрофой. ------------- РЕЗЮМЕ: философское размышление о людях будущего, в одиночку осваивающих межзвездные перелеты. Рекомендуется ДУМАЮЩИМ читателям. | ||||
| ||||
«Кира Сафрай» [Цикл] |
| |||
SBENDA, 11 апреля 2013 г. в 19:06 | ||||
Хороший, познавательный цикл , немного вправляющий мозги. Интересно читать, хоть и много научных терминов, но это не мешает воспринимать главную идею произведений цикла. Одним словом понравился. | ||||
| ||||
«Орлёнок» не вернётся» |
| |||
Incnis Mrsi, 02 июня 2021 г. в 09:04 | ||||
Вот из-за всего такого о фантастике 1950-х (особенно советской) знают теперь, главным образом, литературоведы. Звездолёты пашут целину Вселенной, герои выпилены из фанеры, разрисованной коммунистическими лубками, а стройки срисованы с СССР времён индустриализации. И, кроме парафраза на притчу о близнецах, никакого внимания к законам физики. Возможно, кандидат химических наук Журавлёва хоть расскажет нам что-нибудь толковое о чужих планетах? «Вода, насыщенная углекислотой, бурлила и пенилась» — ну, допустим. Влияние на климат? Ну сказала же, что 84% кислорода в атмосфере! Догадывайся, Incnis Mrsi, знаешь же сам, что O₂ — антипарниковый газ. Но тут я уже придираюсь, поскольку в 1961 году мало кто о климате особо заморачивался. «Умел по едва уловимому запаху, по едва приметным изменениям в окраске неба определять приближение урагана» — охренеть. Посылать Открывателя на дно океана мы умеем, а повесить несколько метеоспутников над планетой, в которую делаются такие инвестиции (с Земли ракеты гоняют; ты вообще представляешь, Журавлёва, сколько это стоит?) мы не сообразили. И это — даже не 1955 какой-нибудь, а 1961 год? В отстой. | ||||
| ||||
«Орлёнок» не вернётся» |
| |||
god54, 02 августа 2011 г. в 19:53 | ||||
Какой пафосный и героический рассказ с вполне предсказуемым концом в духе советской фантастики — самопожертвование превыше всего. Все люди идеальные, мысли одинаковые, у них даже имен нет, только клички и все ходят строем и по часам... Не хочу я такого будущего, не хочу одинаковости и серости... | ||||
| ||||
«Нахалка» |
| |||
god54, 02 августа 2011 г. в 19:00 | ||||
Хороший по-настоящему хороший и добрый рассказ. И пусть слегка ироничный, но сюжет именно такого отношения и требует. И этот чертенок просто нравится и не суть в изобретениях, суть в ней самой... Она и есть, та белая ворона, которую так ищут авторы. Она из тех кто не перестает удивляться и не доверяет законам, правилам и устоявшимся взглядам. Такое будут читать всегда. | ||||
| ||||
«Нахалка» |
| |||
ermolaev, 20 сентября 2008 г. в 00:24 | ||||
Все дети, как считается, любопытны. А потом они вырастают и постепенно теряют способность удивляться таинствам окружающего мира. Лишь некоторые из них сохраняют это качество и вырастают первооткрывателями — учеными, художниками, путешественниками... А героиня этого рассказа — девочка-подросток — потому и зовется «Нахалкой», что она не хочет ждать, пока вырастет. Мир для нее полон тайн и недоделок, которые надо немедленно исправить — ПРЯМО СЕЙЧАС! | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
Ученик Дьявола, 28 апреля 2021 г. в 06:15 | ||||
Часто вижу здесь отзывы, авторы которых обвиняют советскую фантастику в сплошной героизации самопожертвования. Персонажи, мол, невыразимо идеальны, до отвращения положительны, изъясняются не иначе как встав в позу и с завываниями и только и ждут момента положить свою жизнь (или хотя бы здоровье) на алтарь прогресса человечества. Мне подобная категоричность взглядов не представляется оправданной. Во-первых, даже классическая советская фантастика с ее подчеркнутой героикой отнюдь не укладывается в эту примитивную черно-белую картину. Самопожертвование самопожертвованию рознь – иногда это просто наиболее разумный и оправданный ход. Пример – Эрг Ноор из «Туманности Андромеды», добровольно уходящий в дальнюю межзвездную экспедицию без надежды дожить до возвращения на Землю. Он делает это не потому, что горит желанием принести себя в жертву, а потому, что, спокойно и обдуманно взвесив все «за» и «против», решает, что так будет лучше для всех – и для человечества в целом, и для него, Эрга Ноора, лично. Вот и всё – никаких вам громких фраз и завываний. А во-вторых, тему самопожертвования успешно обыгрывали самые разные авторы из самых разных стран, включая, к примеру, столь далекого от идеалов советской фантастики писателя, как Роберт Хайнлайн, – вспомните его «Долгую вахту», «Тяжесть небес» или «Зеленые холмы Земли». Но – и это нельзя отрицать – действительно попадаются порой и такие «вдохновенные до полупрозрачности» персонажи, кто изъясняется исключительно чеканными лозунгами за гранью разумного мышления. Тут-то мы и подходим к собственно рассказу Валентины Журавлевой «Астронавт». Капитан звездолета «Полюс» Алексей Зарубин – именно из таких, героических до абсурда. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Подхватив в качестве лозунга брошенную штурманом фразу «Через невозможное – вперед», он заявляет фактически следующее: «Полетим дальше, мы герои или кто? А там я, может быть, что-нибудь придумаю».Во время исследовательского полета к звезде Барнарда выясняется, что расход топлива превышает расчетный в несколько раз, так что, долетев до цели, «Полюс» вернуться на Землю уже не сможет. Бортинженер, трезво оценивая ситуацию, предлагает прервать полет и повернуть обратно: ведь даже если экспедиция достигнет цели, добытые ею знания будут иметь смысл лишь тогда, когда ими сможет воспользоваться человечество. А для этого потребуется выслать к звезде Барнарда спасательную экспедицию, то есть подвергнуть риску еще один корабль и группу людей; при этом, прибыв на место, они и сами смогут сделать все те открытия, которые сделает экипаж «Полюса». Таким образом, никакой пользы продолжение полета не принесет – наоборот, один вред. Вот вам еще пример, когда персонажи мыслят в первую очередь категориями общественной пользы, но при этом разумно и спокойно, не стараясь бить на эффект. Но что отвечает на это капитан? Полагаю, что даже если оценивать рассказ с героико-романтических позиций фантастики конца пятидесятых, когда он был написан, такому «полету на авось» оправдания все равно быть не может. В созданной в те же годы «Туманности Андромеды» есть слова о том, что мудрость руководителя заключается в умении определить реальный предел достижимого и, если дальнейшее продвижение нецелесообразно, вовремя остановиться. У Эрга Ноора эта мудрость, кстати, имеется – вспомните, как он отказался от исследования чужого звездолета на планете железной звезды и счел нужным отступить, чтобы через несколько лет его начинание целенаправленно продолжил другой отряд исследователей, уже как следует оснащенный и защищенный от всех напастей. А если бы на месте Эрга Ноора оказался Зарубин? Так и представляю себе, как он, потеряв в безуспешных попытках всех своих людей и поломав снаряжение, с криком: «Через невозможное – вперед!!» – бросается на чужой звездолет, потрясая единственным оставшимся на корабле консервным ножом… Интересно отметить, что муж Журавлевой, Генрих Альтов, включил историю, подобную «Астронавту», в свои «Легенды о звездных капитанах» – это рассказ «Огненный цветок». Но там – другое дело: «Легенды о звездных капитанах» – это не столько фантастика, сколько эпос. Там красивые слова и героические поступки – неотъемлемая часть легенды, горделивой сказки космической эпохи. Ну, а история «Полюса» подается под соусом обыкновенной научной фантастики, и в таком виде отчетливо видна вся ее несусветная глупость. В начале рассказа Зарубин охарактеризован так: «В этом человеке самым необыкновенным образом уживались “лед и пламень”, спокойная мудрость исследователя и бешеный темперамент бойца». Темперамента – да, хоть отбавляй. А где же спокойный и мудрый исследователь? Перед нами скорее мальчишка, который мечтает стать героем и готов ради этого расшибиться в лепешку, а если потребуется, расшибить заодно и всех окружающих. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Соответственным образом он и повел себя дальше: остался один у звезды Барнарда, на предельно облегченном корабле с телеуправлением отправив всех остальных обратно. «Риск в кубе», – заметил один из них: двенадцатикратные перегрузки, до предела урезанный рацион и невозможность спасения в случае хоть сколько-нибудь серьезной поломки. (Замечу, что этим испытаниям капитан подверг, помимо прочих, беременную жену бортинженера, прекрасно зная о ее состоянии.) Каким-то чудом они сумели добраться до Земли, и к звезде Барнарда немедленно вылетела спасательная экспедиция – также с огромными перегрузками и риском для жизни. Затем была другая экспедиция, причем одному из персонажей рассказа участие в ней стоило почти полной потери зрения. Спасти Зарубина они все равно не успели. Итого: баранье упрямство капитана, не пожелавшего признать, что не постыдно склониться порой перед форс-мажорными обстоятельствами, заставило рисковать собой десятка два человек, отняло несколько лет их жизни и немалую часть здоровья и не принесло человечеству никакой полезной отдачи, кроме научной информации, которая так или иначе была бы добыта если не с первой, то со второй попытки. Ах да, конечно же, есть еще картины, которые Зарубин написал на планете звезды Барнарда и которые спасатели нашли и доставили на Землю. Но что-то я сомневаюсь, что они стоят заплаченной за них цены. | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
amak2508, 26 ноября 2017 г. в 11:00 | ||||
Удивительно как могут измениться взгляды общества на жизнь всего за какие-нибудь полвека: от романтики и самопожертвования начали 60-х к явному прагматизму нашего времени. «Через невозможное — вперед» — эта финальная фраза рассказа как нельзя лучше подходит не только ко всей советской фантастике начала 60-х, но и к жизни нашего общества того времени в целом. После победы в Великой отечественной война, восстановления народного хозяйства и первого спутника все казалось по плечу, все быстродостижимым. А если что-то и не получается сразу — всегда есть место подвигу, отступать не в наших правилах. Рассказ Журавлевой написан в достаточно популярной для того времени манере — лирическом повествовании о героизме, проявленном при покорении космоса. Написано на уровне знаний того времени вполне профессионально, читается неплохо, но позиция экипажа звездной экспедиции, отказавшегося повернуть назад после обнаружения критического перерасхода горючего в надежде на русское «авось», сегодня уже восторга не вызывает, скорее говорит об их массовой глупости и авантюризме. Насколько прагматичнее вернуться назад, обнаружить и ликвидировать причину неисправности (что может пригодиться и при организации других звездных экспедиций) и заново отправиться к звезде Барнарда. Тем более, что звезда-то за это время никуда не денется, а результаты экспедиции тогда уж Земля получит наверняка. И чуть-чуть о проблеме, так беспокоящей Валентину Журавлеву — вынужденном безделии астронавтов во время полета. Проблема и тогда уже выглядела несколько надуманной — в программе полета наверняка для каждого из членов экипажа было бы расписано все время, до последней минутки. А сегодняшние результаты для космонавтов, длительно пребывающих в космосе, только подтверждают этот вывод. | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
god54, 03 августа 2011 г. в 19:02 | ||||
Вода поступает в бассейн по двум трубам и одновременно выливается по третьей трубе... Как вспомню, даже сегодня — мороз по коже. И самое главное — «это мне так пригодилось в жизни», спасибо учителям и школе. С моей точки зрения все три рассказа о Сафрай — это вершина творчества В.Журавлевой. Полное отсутствие политики, максимум психологии и чистых человеческих отношений, правда многовато ненужных наукообразных рассуждений о простых и понятных вещах. Но, в целом, все три рассказа заслуживают прочтения. | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
god54, 02 августа 2011 г. в 08:49 | ||||
Более страшных по своей глупости ситуаций я не встречал, если не считать ряд советских фантастических произведений, и более глупого поведения людей в этом рассказе. Все произведение от начала до конца пронизано пафосом самопожертвования ради мифических знаний, которые все-равно станут известны человечеству, пусть немного позднее, но что от этого изменится. Оно проиграет гонку с другой цивилизацией? или другой страной? или ради чего? Чему учит такой рассказ? Твоя жизнь ничто по сравнению с интересами общества? | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
denik, 01 апреля 2011 г. в 09:55 | ||||
Очень убедительно! И, кстати, одного из героев фамилия Гейм — через 40 лет его однофамилец получит нобелевскую премию. И он, как и герой книги, физтех. Жаль, что любые рассуждения, сложнее описания волосатых ног хоббитов, многим кажутся слишком наукообразными. Но — это не вина Журавлевой, по большому счету. А за идею о причине быстрого плавания дельфинов — просто 5 (или 10, по местным расценкам) Может, оно так и есть — кто нибудь экспериментально проверял? | ||||
| ||||
«Приключение» |
| |||
Sawwin, 04 апреля 2009 г. в 05:44 | ||||
Один из лучших рассказов Валентины Журавлёвой. И всё же, при чтении меня не оставляла одна мыслишка: «А может быть, Горчакову всё-таки надо было уйти в моряки? Человек, который с такой лёгкостью меняет «любимую» науку на что-то другое, вряд ли будет приличным учёным. Да ещё оказывается, он не видит разницы между чтением учебника и собственной работой... нет, такому в науке не место. Ну, дала ему Кира Сафрай новую блестящую игрушку, удержала на время в физиках, так ведь потом снова станет трудно, и избалованный мальчик опять захочет в моряки. | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
Zvonkov, 27 февраля 2009 г. в 11:34 | ||||
Читал в детстве в сборнике рассказов: «Снежный мост над пропастью», тут эта книжка 1971 г. Там 3 рассказа из цикла о Кире Сафрай. Эти рассказы отчасти определили мою будущую профессию — врача. А мозги настроили на лад — никогда не сдаваться и искать нестандартное решение. Я благодарен Валентине за ее книги. | ||||
| ||||
«Мы пойдём мимо — и дальше» |
| |||
denik, 28 марта 2020 г. в 16:36 | ||||
Совершенно обалденное произведение. Опусы Журавлевой — это вообще какой-то совершенно особый жанр. Конечно, это даже уже и не научная фантастика, а нечто на грани рецензируемой статьи... Вот и проблемы с оценками, ясно, что проще осилить выбор между магом и воином в литРПГ. Но вы почитайте рассуждения об электромобилях в этой книжке — и осознайте, что не родился, когда она это писала, ни Элон Маск, ни Грета Тунгерд, или как там ее... И ведь это — просто так, проходной текст. Сейчас вместо него вставят, сколько баллов нуб получил за данж, что бы это ни значило. Или как БывшийПланктонАНыне Иван Калита втайне клепает АК-47 в Оружейной Палате... Наверное, у такой литературы меньше аудитория, чем у разной чуши, но, кажется, когда говорят о пользе чтения, имеют вот это скорее в виду, а не «Тарнсменов Гора» | ||||
| ||||
«Баллада о звёздах» |
| |||
PATARR, 14 ноября 2011 г. в 22:02 | ||||
Повесть пронизана романтикой дальних космических путешествий и открытий. Добрая, немного грустная и наивная история. Грустная — потому, что жалко «Видящих...», наивная от того, что сейчас уже никто не поверит в бескорыстность душевных порывов героев. Это в те далекие года люди могли себе позволить мечтать о помощи незнакомым и бесконечно далеким братьям по разуму, и высекать из камня не олигархов-торгашей, а героев первопроходцев. А сейчас... сейчас — это выглядит не практично, пафосно и отдает дешевой идеологей. | ||||
| ||||
«Баллада о звёздах» |
| |||
Ле, 18 апреля 2010 г. в 21:45 | ||||
Баллада о звездах... Точнее и не определить именно Баллада... Баллада о Безграничности Мироздания, о Призрачных существах с улыбкой Джоконды «Видящих суть вещей», о вселенском одиночестве Человека и целых Цивилизаций... Читала, давным давно и до сих пор помню вплетенные в повествование, строчки «Заклинания» Ильи Сельвинского... Позови меня, позови меня, Позови меня, позови меня! Если вспрыгнет на плечи беда, Не какая-нибудь, а вот именно Вековая беда-борода, Позови меня, позови меня... | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
mputnik, 31 января 2022 г. в 18:45 | ||||
Бесподобно красивая сказка. Одна из тех умопомрачительно притягательных вешек, незыблемой основательностью которых Подсознание столбит извилистый путь к алтарю Светлого Храма Фантастики. Прекраснейшая фантИдея, поражающая воображение своей обманчивой простотой и вспышкой бенгальского огня воспламеняющая бикфордов шнур цепочки ассоциаций, за которой — лавина цепной реакции уже осмысленных умозаключений в самых разнообразных областях знания и практической деятельности. Чудо Фантастики. Прелесть любимого Жанра. Неподражаемое «рукотворное» колдовство. Магия, в которую, опять же, по определению великого фантаста Кларка, превращается — по своим внешним проявлениям — любая развитая технология. Это настолько «въедается в мозги», уважаемый потенциальный читатель, что постоянно «бодрствует в подкорке» при восприятии новых текстов, напоминая некую активную следящую систему. Последний — самый яркий пример: при чтении последнего цикла Лукьяненко («Изменённые») после первой же фразы Миланы «…обращай внимание на то, чего нет, а не на то, что должно быть — тогда информативность анализа будет на порядок выше…» — «Снежный мост…» с его героями — вспыхнул в мозгах моментально, аки разрыв сигнальной мины. Сильный текст. Шикарная фантИдея. Добротная Литература. Однозначно рекомендую, уважаемый потенциальный. Однозначно | ||||
| ||||
«Мы пойдём мимо — и дальше» |
| |||
Darth_Veter, 08 января 2022 г. в 21:23 | ||||
Еще один образец использования автором методики ТРИЗ, принадлежащей перу (точнее, уму) Генриха Альтшуллера. Правда, на мой взгляд, сила метода здесь не так очевидна и убедительна, как в новелле «Приключение». Потому что задача, стоящая перед начинающим психологом Кирой Сафрай, еще более «невозможная» — определить, что за устройство собрал ее знакомый Игорь Чуваев, давший ему поэтическое имя «Тумба-2». Как всегда, такая постановка проблемы может сбить с толка любого здравомыслящего человека. Любого, только не Киру Сафрай, первооткрывателя «АС-эффекта». Правда, и она сама вначале затрудняется в том, с какой стороны подойти к вопросу (точнее, к самой машине). Описание ее рассуждений довольно утомительное и детальное, что вполне может оттолкнуть от прочтения большинство читателей, рассчитывающих на увлекательное чтиво. Таковым я сразу советую после второй части перейти сразу к десятой. Потому как все промежуточные части могут банально вывихнуть им мозги. Тем более, что в них есть один тонкий момент, который заставил бы задуматься и самого Эркюля Пуаро. Раскрытая тайна, как это и положено в подобных производственных детективах, имеет целую кучу полезных применений, одно из которых поможет людям достичь ближайших звезд (о чем, собственно, и говорит заголовок рассказа). ------------- РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как с помощью метода ТРИЗ можно разгадать назначение неизвестного физического устройства. Полезное, но отнюдь не развлекательное чтиво! | ||||
| ||||
«Буря» |
| |||
Darth_Veter, 03 января 2022 г. в 22:28 | ||||
Медицина в СССР находилась на весьма высоком уровне, что подтверждает и данный рассказ. Профессия медика была очень важной, уважаемой и почетной, о чем говорит только один факт: в те времена наряду с обычной Академией наук существовала и Академия медицинских наук (АМН), которая издавала свои журналы и учреждала специализированные Государственные премии. Благодаря такому вниманию общества, в нашей стране были полностью побеждены такие «старые» болезни, как оспа, полиомиелит и малярия. А, когда после Великой Отечественной войны в Одесской области разразилась эпидемия чумы, ее ликвидировали за несколько месяцев! Так что заметки на медицинские темы были весьма популярны и часто проникали на страницы научно-популярных журналов («Наука и жизнь», «Техника-молодежи» и др.). Этот рассказ Журавлевой я читал в одном из таких изданий (каком — не помню). Запомнилось в нем мне только одно: аппарат, позволяющий врачу полностью «прочувствовать» больного. Даже в таком юном возрасте я был полностью согласен с автором, что врач должен разделить боль со своим пациентом, чтобы лучше понять его проблемы. К сожалению, сегодня доброе имя лекаря дискредитировано многочисленными дельцами от медицины, которые наплевали на клятву Гиппократа и пытаются банально нажиться на своей профессии, не особо стремясь помочь другим людям. Они полностью разучились сочувствовать больным и «лечат» по справочникам и энциклопедиям, совершенно игнорируя жалобы своих пациентов. Я сам уже устал убеждать таких «медиков» в важности беседы с пациентом, ибо ни один справочник не даст такого подробного описания симптомов и клиники болезни, как сам больной. Результатом такого халатного отношения к своим обязанностям становятся ошибки в диагнозах, которые, в свою очередь, приводят к неправильному лечению и очень серьезным последствиям для здоровья и жизни людей. Врач, как и минер, ошибается всего раз, и не всегда удается исправить такие ошибки. Не мудрено, что многие больные сегодня предпочитают искать альтернативу квалифицированным докторам, пролистывая страницы Интернета в поисках своей панацеи. Это и печально, и тревожно одновременно. Если доверие к врачам упадет до уровня Средневековья, пути назад уже не будет — придется заново отстраивать всю отрасль. Пока это будет происходить, население планеты капитально уменьшится. Вот почему так важно врачу наладить со своим пациентом хорошие доверительные отношения, заботясь только о его здоровье, а не о наполнении собственного кармана. Медицина должна стать важнейшей государственной отраслью, наряду с образованием и вооруженной защитой. Коммерциализация медицины — грубейшая ошибка нашего общества, которая может поставить под вопрос наше будущее как великой нации. В этом смысле рассказ Журавлевой приобретает иное значение: врач должен по настоящему «заболеть» своей работой, чтобы грамотно и точно выполнять свои обязанности. Только вот где найти сейчас такой «болеанализатор», который бы мог поправить все насущные дела? -------------- РЕЗЮМЕ: рассказ о новых методах диагностики болезней, имеющих важное философское значение. | ||||
| ||||
«Некий Морган Робертсон» |
| |||
SHWY, 20 декабря 2018 г. в 10:32 | ||||
Да, гонка за «Голубой лентой», северная Атлантика, апрельская ночь, айсберг, почти точные технические параметры — как Робертсон всё это предвидел? И вот Валентина Журавлёва даёт своё фантастическое предположение на этот счёт. Интересен главный герой — испытатель спасательных средств, и сколько за этим риска, столкновения интересов производителей, продавцов, покупателей. Он опасается писать об этом книгу, но найденные прогнозы Робертсона подвигают героя начать свою, явно рискованную войну за справедливость, что не слишком вяжется с недавней осторожностью. И само предвидение катастрофы 1988 года — в тумане воображения восьмёрку с шестёркой недолго перепутать, а тут тебе и Чернобыль, и Адмирал Нахимов с балкером. Нам не дано предугадать... А может быть всё-таки дано, да не научились пользоваться даром? | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
Denver_inc, 19 марта 2012 г. в 17:08 | ||||
Ах, Кира Сафрай, Кира Сафрай... Автору можно простить всё, что угодно только за образ этой милой и очень находчивой девушки. Вот так взять и возвести психологию в ранг супернауки, без которой все остальные дисциплины нервно курят в сторонке, наверно пытались многие. Но сделать это очень красиво и так, чтобы это было интересно, смогла только Валентина Журавлёва. Честь и хвала ей за это. В сборнике так же присутствует великолепный рассказ «Нахалка» и душещипательная история «Орлёнок не вернётся». Все остальные рассказы в сборнике, мягко говоря «на любителя». | ||||
| ||||
«Нахалка» |
| |||
Pupsjara, 08 июля 2008 г. в 19:56 | ||||
Немного наивный рассказ, сейчас такие уже не пишут. Магия или компьютеры в почете у сегодняшних авторов. Простые научно-фантастические изобретения их уже не интересуют, подумаешь крылья, ну что тут такого особенного. Хороший получился у автора рассказ, в нем есть и ирония, и смелые эксперименты, и даже обьяснения «почему не сейчас». Понравилось также, что автор сумела вовремя остановиться, именно на этой мажорной ноте и нужно было заканчивать рассказ. | ||||
| ||||
«Мы пойдём мимо — и дальше» |
| |||
amak2508, 07 апреля 2024 г. в 16:38 | ||||
Один из лучших, если не лучший рассказ цикла о психологе Кире Сафрай. Всё удачно сошлось в этой вещице — любопытная идея о возможности новых открытий в случае изменения существующей системы ценностей, небезынтересные размышления о ценностях условных и безусловных и, наконец, увлекательнейший сюжет. В нём читателю предстоит вместе с героиней рассказа Кирой Сафрай разобраться в том, что же из себя представляет загадочная машина. И описан весь этот процесс «докапывания» до истины просто великолепно — умно и интересно одновременно. И ещё хотелось бы обратить внимание на два момента из этого произведения. Первый, реально жизненный, это когда созданный аппарат (прибор, машина и т.д.) при правильной идее не работает всего лишь из-за недостаточной технической грамотности конструктора. Время одиночек, увы, действительно безвозвратно ушло. И второй — это разговор героини с главбухом по поводу затрат на тему. Для советского времени весьма правдоподобно, только вот главбух у автора получился каким-то уж очень вежливым... :). | ||||
| ||||
«Путешествие к эпицентру полемики» |
| |||
Darth_Veter, 10 января 2022 г. в 21:53 | ||||
Тунгусский феномен стал своего рода Атлантидой фантастики. Сначала его банально зевнули: исследования места происшествия начались в 30-х годах прошлого века, т.е. спустя почти 20 лет после самого события. Главные улики были уже уничтожены временем, так что установить всю подоплеку не представлялось возможным. В итоге разгадка феномена превратилась в своего рода игру разума: гипотезы стали больше цениться по степени оригинальности, нежели по степени научности. Говорили не только о крушении инопланетного звездолета, но и о природном ядерном взрыве, спонтанной детонации болотных газов, солнечной вспышке и какой-то непонятной «белой молнии». Такое впечатление, что кто-то объявил литературный конкурс самых безумных идей! Высказывались и ученые, и колхозники, и спортсмены и даже ... политики. Зарабатывали себе баллы популярности, а дело с места не двигалось. Собственно, сегодня мы все находимся у того же знакомого с детства «разбитого корыта». Ни одна из предложенных до сего времени гипотез не объясняет феномена на 100%, оттеняя лишь отдельные его моменты. Но в целом то, что произошло в сибирской тайге ранним утром 30 июня 1908 года, по-прежнему остается для нас непостижимой Загадкой с большой буквы. Возможно, таковой она и останется навсегда. Но мы еще долго будем читать о ней не только в фантастических произведениях, но и в подобных статьях, где авторы будут пытаться внести свежую кровь в проведенные ранее исследования. Может, кому-то из них повезет, как в свое время повезло «самостийному» археологу Генриху Шлиману... | ||||
| ||||
«Орлёнок» не вернётся» |
| |||
Darth_Veter, 27 декабря 2021 г. в 21:38 | ||||
Хоть данный рассказ и не принадлежит циклу «Легенды о звездных капитанах», по духу и букве он во многом подобен ему. В далеком будущем люди освоили все ближайшие звезды и летают между ними, как сейчас перемещаются между городами. С одним существенным отличием, правда: время полета на корабле и на Земле течет по-разному. Когда корабль летит с околосветовой скоростью, оно замедляется в соответствии с законом Лоренца. Так что на Земле пройдут сотни лет, в то время так космонавты постареют всего на несколько лет. Поэтому можно понять экипаж «Орленка», когда встал вопрос, по какому маршруту ему лететь: к Земле или на вновь открытую планету Аэлла. Именно этот моральный выбор и составляет суть данного рассказа, а не сам полет космического корабля с важным пассажиром на борту. Они нужны только для создания необходимой ситуации — не более и не менее. Если б она возникла в произведениях американских фантастов, экипаж разделился приблизительно поровну, и миссия Открывателя оказалась бы под угрозой срыва. Но на советских звездолетах подобной «демократии» не могло быть вовсе: если лететь, то всем без исключения. Коммунистическая идеология сегодня кажется нелепой и нелогичной, но в космосе никакой другой места нет: корабль один на всех и делить его на две части не получится. Так что коммунисты были правы, насаждая строгую дисциплину в любом ответственном деле. Именно такое отношение к труду и позволило Королеву ДВАЖДЫ обставить демократичных американцев, уведя у них из-под носа почти гарантированную победу в космической гонке. Я уверен, что если бы мы до сих пор придерживались подобной философии, «на пыльных тропинках далеких планет» уже давно отпечатались бы следы наших ботинок. ----------- РЕЗЮМЕ: рассказ о непростом выборе, вставшем перед экипажем космического корабля, летящего домой, на Землю. Несмотря на простоту своего сюжета, он способен показать молодым, что такое долг и честь настоящего космопроходца. | ||||
| ||||
«Буря» |
| |||
Sir Shorris, 02 февраля 2020 г. в 02:07 | ||||
Этот небольшой рассказ запомнился яркой научно-фантастической идеей и приятным стилем письма... Но по-настоящему поразил именно своим морально-этическим, даже отчасти философским содержанием. Ведь удивительный, внезапно проявившийся эффект болеанализатора — это ничто иное, как гениальная в своей простоте истина: «раздели с человеком его страдание, и ему станет легче». Вот в такие моменты фантастика и становится реальностью! | ||||
| ||||
«Летящие во вселенной» |
| |||
amak2508, 28 декабря 2017 г. в 10:55 | ||||
Прекрасный образец отечественной научной фантастики 60-х. Это уже не скучная фантастика «ближнего прицела» 50-х, здесь чувствуется и романтика, и дух человека-победителя, способного преодолеть любые трудности, однако осталась еще и обязательность мысли. Мысли, которая в дальнейшем постепенно уступит свое место приключениям, увлекательным, но, увы, в основном совершенно бездумным :(. Конечно, художественная составляющая произведения достаточно непритязательна, но, в общем-то, так обычно и получается, если главная задача автора донести до читателя определенную идею. Зато сама идея настолько хороша, настолько красива и настолько аккуратно подана, что запросто заставляет читателя забыть о неказистости литературной части. Рубеж 50-60-х — как раз пик того времени, когда человечество почему-то думало, что чужие цивилизации обязательно должны повсюду рассылать сигналы о том, что они есть и готовы к сотрудничеству. Время шло, сигналы не ловились и интерес к проблеме постепенно угас.... Но так ли и то ли мы искали? Валентина Журавлева в своей совсем небольшой вещице предлагает совершенно неожиданную и очень красивую идею на этот счет. Думается, рассказ стоит прочитать уже только ради этой совершенно безумной идейки :). | ||||
| ||||
«Тост за Архимеда» |
| |||
тессилуч, 22 декабря 2014 г. в 12:54 | ||||
Одним из любимых произведений юности был «Гиперболоид инженера Гарина» и когда позже наткнулся на этот рассказ был доволен находкой. Хотя автор на основании современных данных расказывал о лазере было занятно, как якобы по этой истории Алексей Толстой написал свой знаменитый роман на базе научных знаний 20-х годов. Получился с одной стороны фанфик, а с другой основа романа. Так же как у А Щербакова в его рассказе «Тук!» в космосе находят банку дореволюционной тушенки и автор пишет: «Значит Алексей Толстой что-то знал!» | ||||
| ||||
«Астронавт» |
| |||
Bond82, 16 января 2013 г. в 07:18 | ||||
>Читая отзывы, понимаешь, что самое страшное уже произошло В прошлом в психиатрии существовал диагноз «моральная идиотия». Вообще, олигофрены с трудом усваивают моральные нормы, или не усваивают их вообще. Есть люди, неспособные понять принципы, типа: «сам погибай, а товарища выручай», «один за всех, и все за одного», «если не мы, то кто, если не сейчас, то когда», и т. д. Тут даже излишне пытаться объяснять. | ||||
| ||||
«Основатель колонии» |
| |||
god54, 05 августа 2011 г. в 15:37 | ||||
Довольно неплохая юмористическая фантастика с путешествием в далекое прошлое. Если честно разобраться, то автор права цивилизованный человек ничего не сможет противопоставить дикарям. Это их мир и они в нем хозяева. Одно смущает, а как же Кортес сумел завоевать Америку? Рассказ достоин прочтения даже сегодня. | ||||
| ||||
«Тост за Архимеда» |
| |||
god54, 04 августа 2011 г. в 19:39 | ||||
Как я понимаю, с момента первой публикации рассказ больше не публиковался. И поделом. Сюжет отсутствует напрочь, идея не раскрыта, так отдельные намеки на героев, события, изобретения. Создается впечатление, что автор хотела написать предысторию «Гиперболоида инженера Гарина», а потом засомневалась и бросила это дело. | ||||
| ||||
«Сквозь время» |
| |||
god54, 03 августа 2011 г. в 18:35 | ||||
Очень хорошее было начало — переживания человека, пораженного неизлечимой болезнью. Красиво, точно, во многом реалистично... А потом техническое произведение — куда лег, как лег, что включили... а в итоге победил коммунизм. Идея анабиоза вторична даже для 1958 года. | ||||
| ||||
«Приключение» |
| |||
god54, 03 августа 2011 г. в 13:13 | ||||
Странный рассказ, о психологии, о жизненном кризисе, а на самом деле опять сводится к технической фантастике. На огромном количестве страниц героиня и некий К. за глаза обсуждают молодого ученого вдоль и поперек и никакой возможности узнать самому эту «тень» и попытаться проанализировать его поступки. Выводы, к которым приходит героиня малоубедительны, а решения тем более далеки от психологии и тем более науки. Основы психоанализа требуют вначале провести проверку на «Кризис среднего возраста», который переживают все люди, без исключения, а также оценить «синдром эмоционального выгорания». Но как писатель и не зная этого все-равно нужна было бы сделать упор на психологию самого человека. А так готовые выводы, заранее придуманные автором. | ||||
| ||||
«Придёт такой день» |
| |||
god54, 03 августа 2011 г. в 12:26 | ||||
Долго пытался понять, о чем рассказ и в чем его смысл. Ну, нашел бальзам, увидел странные результаты и бросил испытания... И это ученый, который собственными руками закапывает собственное открытие. Масса животных — испытывай, получай результат, доказывай, добивайся. С точки зрения литературы, мне было бы интересно проследить трансформации человеческой психологии, конфликт интересов, поступки... А в данном случае длинное и скучное перечисление событий. | ||||
| ||||
«Леонардо» |
| |||
god54, 02 августа 2011 г. в 11:59 | ||||
Я бы сказал, что это научно-популярный очерк, который несет свет знаний для молодежи в области науки. А также позволяет получить готовый ответ о некоторых поступках Леонардо. И это все. Ни литературы, ни сюжета, ни тайны, ни динамики... | ||||
| ||||
«Придёт такой день» |
| |||
Sawwin, 28 декабря 2009 г. в 19:37 | ||||
Слабый рассказ, чрезмерно затянутый; слишком много страниц отдано псевдоистории науки, что вообще не представляет никакой ценности. Уважаемые главные герои представления не имеют о том, как ведётся научная работа, а тривиальный вывод, к которому они приходят, в XIX веке был, конечно, нов, но к 1968 году иначе как общим местом назван быть не может. Тридцать страниц необязательного текста и тривиальная концовка: что ставить? | ||||
| ||||
«Тост за Архимеда» |
| |||
Sawwin, 23 декабря 2009 г. в 15:27 | ||||
Слабый рассказ. Настолько слабый, что ему потребовалась подпорка в виде предисловия, в котором автор сообщает, что теоретически лазер мог был построен в 1918 году. Вслед за тем пишется иллюстрация к этому заявлению: вот, мол, лазер в России во время гражданской войны. А поскольку реально никакого лазера не было, то, значит, нужно изобретателя вместе с его детищем угробить, благо что, во время Гражданской войны это не трудно. Ну, угробили... и что дальше? Рассказ-то где? | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
stMentiroso, 15 сентября 2006 г. в 09:18 | ||||
Конечно возможности человека безграничны, но рассчитывать задачи по высшей математики путем образного представления... это тоже самое что и исчислять интегралы на пальцах, что описано, кстати, у Альтова. | ||||
| ||||
«Снежный мост над пропастью» |
| |||
elent, 04 сентября 2006 г. в 12:32 | ||||
Прямо японский принцип — пить чай из чашки, которой нет. | ||||
| ||||
«Звёздная соната» |
| |||
БондаренкоЕА, 18 апреля 2023 г. в 14:10 | ||||
Фантастическая идея рассказа сегодня вряд ли покажется интересной и актуальной. Но ведь когда-то надо было опробовать любые идеи. И в те далёкие годы она наверняка казалась замечательной; да и сегодняшнему читателю полезно испытать её на самом себе. А написан рассказ легко, красиво и поэтично, его стоит прочитать. | ||||
| ||||
«В эпицентре дискуссии» |
| |||
Darth_Veter, 10 января 2022 г. в 21:37 | ||||
Это не сама статья о Тунгусском диве, а всего лишь предисловие к ней, где авторы объясняют причины ее написания. Она явилась посильным вкладом писателей в т.н. экспедицию к Неведомому. Первым был известный исследователь Кулик, отправившийся в свое путешествие еще до войны, а потом стало не до экспедиций. И вот в 60-х годах прошлого века они возобновились опять. Правда, организующего начала у них не было: большей частью это были «самостийные» сборища со слишком претенциозной целью — чуть ли не установить контакт с разбившимся в тайге инопланетным звездолетом. Неудивительно, что пригласили именно фантастов: кого еще могли «зацепить» подобные фантазии? Серьезных исследований феномена было крайне мало, как и толку от них — никаких значимых открытий сделано не было. Но авторы хотя бы постарались привлечь внимание к проблеме... | ||||
|
Страницы: [1] 2 3