FantLab ru

Борис Житков

Борис Житков
Страна: Россия
Родился: 11 сентября 1882 г.
Умер: 19 октября 1938 г.

Псевдонимы:

Владимир Никитин

СОДЕК


Жанры:
Реализм
90%
ещё >>

Борис Степанович Житков – писатель, прозаик, педагог, мореплаватель и исследователь.

Биография

Родился 30 августа (по новому стилю 11 сентября) 1882 года недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. В семье, кроме Бориса, было три дочери – Вера, Александра и Надежда. Его мать, Татьяна Павловна, была пианисткой, ученицей известного композитора Антона Рубинштейна. Отец, Степан Васильевич, известный педагог-математик, автор нескольких учебников. Преподавал в Новгородской учительской семинарии. Был “неблаго­надёжным”– ещё в 1870-е гг., будучи слушателем Высшего военно-инженерного училища, связался с народовольцами, участвовал в попытке освобождения революционера Мышкина, за что был исключён из училища. Поступил в Гражданский технологический институт и оттуда был исключён с 4-го курса за участие в революционных выступлениях.

В доме постоянно звучала музыка, гостили музыканты, поэты, учёные. Житковы сочувствовали революционным идеям, и у них часто останавливались политические ссыльные. Из-за этого Степан Васильевич, в итоге, вынужден был менять одно место работы за другим.

Житковы решили уехать из Новгорода. Борису в то время исполнилось шесть лет. Почти всю зиму он прожил у бабушки, на окраине Петербурга, на речке Карповке... Это у бабушки Борис сломал пароходик, чудесную модель, чтобы поймать маленьких человечков, прятавшихся, как ему казалось, внутри пароходика. Он описал потом этот случай в рассказе «Как я ловил человечков».

Покатавшись год по России, но так нигде и не зацепившись, Житков-старший отвозит семью в Одессу, где на тот момент проживали его брат и сестра. Житков-старший поступил на службу кассиром в пароходстве. Семья поселилась в гавани, на военном молу, и тут Борис оказался лицом к лицу с морем. «Бегал Борис по всем пароходам, лазал по вантам, спускался в машину, — рассказывает его сестра. — …По вечерам катался с отцом на военной шлюпке… Грести надо по-военному строго: раз-два…».

Начальное образование Борис Житков получил в частной французской школе. А потом поступил во 2-ю городскую гимназию. В этом учебном заведении и происходит знакомство Житкова-младшего с Николаем Корнейчуковым — будущим писателем и переводчиком Корнеем Чуковским, а также с Владимиром Жаботинским — будущим основателем Еврейского легиона.

В Одессе, в том же дворе, где жили Житковы, помещались мастерские Русского общества пароходства и торговли — токарные, слесарные, столярные. Тут Борис влюбился в инструменты, в станки, в умные и сильные рабочие руки. «В раннем возрасте он мастерил лодочки, — рассказывает его сестра, — а теперь делал настоящие модели яхт… Рабочие с охотой возились с любознательным мальчиком, учили его, давали в руки инструменты, подпускали к станкам». Ещё мальчиком выучился Борис метко стрелять — ходил на охоту в Крыму, когда гостил летом на хуторе у брата Софьи Перовской. А более всего увлекался морем. Да и морское искусство было в традиции семьи: два старших брата Степана Васильевича, Николай и Александр, — герои обороны Севастополя, контр-адмиралы; Аполлон дослужился до лейтенанта на флоте, но утонул во время кругосветного плавания; Пётр занимался строительством маяков на Чёрном море (генерал-майор в отставке). И маленький Борис Житков рос моряком.

Гимназические и университетские годы Житкова совпали с нарастанием первой русской революции. Живя в порту одной жизнью с моряками, Борис Житков с отроческих лет помогал революционерам-подпольщикам: добывал воск для гектографов, распространял листовки, прятал их до времени в надёжных местах.

В 1901 году Б. Житков поступил в Новороссийский университет на математическое отделение. Но 3 марта 1901 года его отчислили из университета за участие в “университетских беспорядках”. Только благодаря хлопотам отца ему в 1902 году удалось восстановиться в университете, но на естественном отделении. Вся семья Житковых находилась под полицейским надзором. Желая избежать его, Б. Житков записался добровольцем на фронт на Дальний Восток, но, по неизвестным причинам, через месяц возвратился в Одессу.

Будучи студентом университета, Житков сначала увлекается игрой на скрипке, но позже решает променять её на занятие фотографией. Также он по-прежнему уделяет много времени спорту и путешествиям: уже в 1901 году вступил в яхт-клуб, ходил под парусами в Варну, Марсель, Яффо, Констанцу. Сдал экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания.

В июльские дни 1905 года после длительной забастовки одесские моряки создают свой профсоюз “Регистрация судовых команд Черноморского торгового флота”. Борис снова оказался в Одессе и принимал активное участие в работе этого профсоюза, стал членом стачечного комитета, входил в группу обороны еврейского квартала, но не принадлежал ни к одной партии. За участие в многотысячном митинге его снова исключили из университета. Восстановился он только весной 1906 года. Окончить университет ему не удалось: он получил свидетельство о прослушивании курса университета.

С января 1907 года до весны 1909 года он жил в Петербурге. В 1908 году женился на Фелицате Фёдоровне Гусевой, в этом браке родились двое детей – Фелицата (1910—2000, известная спортсменка) и Николай (1912?).

Вернувшись в Одессу, он получил заманчивое предложение поехать в ихтиологическую экспедицию на р. Енисей, где ему предстояло быть одновременно и капитаном, и начальником отряда по изучению сибирской реки. Ему было поручено обследовать Енисей до самого устья, до Ледовитого океана, и изучить водящихся в реке рыб. Он с восторгом принял это предложение. По прибытии получил специальное моторно-парусное судно, но в разобранном виде, и Житкову пришлось собирать судно самому, вместе с ярославскими плотниками-переселенцами, которые «не то что сложного судна — лодки не собирали». Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает. Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело». Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск.

Осенью 1909 года Б. Житков уже студент кораблестроительного отделения Петербургского политехнического института императора Петра Великого. В 1910 году он отправлен в Данию для прохождения практики на механическом заводе «Атлас». Там Житков изучил последовательно все профессии квалифицированного рабочего-металлиста. «Я здесь первый русский студент, — писал он отцу из Копенгагена, — уж подгадить никак нельзя… Надо показать им, что не баловаться приехали».

В 1912 году вместе с другими студентами-корабелами ушёл в свое первое учебное кругосветное путешествие, через три океана из Петербурга во Владивосток. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии.

После путешествия Житков встретил Елизавету Петровну Бахареву, которая следующие десять лет была его женой.

В 1914-м году Борис Житков командирован в Николаевский судостроительный завод, принимает участие в завершении строительства броненосца “Мария”.

В 1915 году в Архангельске как инспектор “Русского Ллойда” занимался проверкой морских судов.

Затем Житков перешёл на военную службу в морской авиации. В 1916 году, после окончания института и срочного выпуска гардемаринов, Борис получает звание прапорщика по авиационной части (и был направлен в распоряжение Военного морского штаба, штаб командировал его в Англию принимать моторы для самолетов и подводных лодок), а годом позже – подпоручика по адмиралтейству.

При этом он оставался тесно связанным с революционным подпольем, но так умело конспирировался, что когда в 1917 году охранка арестовала Житкова, то за неимением улик жандармы были вынуждены выпустить его…

Борис вернулся в Одессу, устроился работать морским инженером в порту. С 1918-го по 1920 год Одесса попеременно находилась под властью иностранных армий и Центральной рады, атамана С.В. Петлюры и генерала А.И. Деникина. Житков был вынужден скрываться. Отпустив бороду, он служил сторожем на «университетской даче», потом рыбачил вдалеке от города, на пустынном берегу. Этот период нашёл позже отражение в рассказах «Варька», «Беспризорная кошка».

Весной 1920 года Б. Житков от отдела губнаробраза направлен заведующим технического училища в Тираспольский уезд, в 1922 году преподавал черчение, химию, физику в Одессе на рабфаке.

А осенью 1923 года уехал в Петроград к своему другу К. Чуковскому. В Петрограде он ищет работу на заводах, в порту, в проектировочных бюро. Он всё ещё считает себя кораблестроителем-инженером.

11 января 1924 года в дневнике Житкова появляется запись: «Да, неожиданно и бесповоротно открылась калитка в этом заборе, вдоль которого я ходил и безуспешно стучал: кулаками, каблуками, головой. Совсем не там, где я стучал, открылись двери и сказали: «Ради бога, входите, входите…», — в тот день, когда он по совету К. Чуковского впервые принёс свой рассказ в редакцию альманаха «Воробей». Рассказ был восторженно встречен редакцией. С этой публикации началась его писательская деятельность.

С 1925 года Житков устроился преподавателем в местную школу, а всё свободное время тратил на писательскую работу.

Житков постоянно печатался в детских изданиях – газете «Ленинские искры», журналах «Новый Робинзон», «Ёж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер».

Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале «Юный натуралист», Борис Степанович учинил там «житковский переворот». То же произошло чуть раньше в журнале «Пионер», чему там, впрочем, все были рады.

Увлечённый блестящей компанией, собравшейся в Ленинграде вокруг Маршака, Борис Житков стал автором детских книжек. Вместе с Маршаком и окружавшими его более молодыми Евгением Шварцем, Николаем Олейниковым, Даниилом Хармсом он создавал в России детскую литературу, сильно повлиявшую в конце концов и на литературу взрослую.

Однако темперамент Бориса Житкова был таков, что от любви до ненависти у него не оказалось и шага: нежданно-негаданно он обрушился на самого Маршака, разойдясь с ним по мотивам, с исторической точки зрения совершенно неважным. Шварц заключает по этому поводу: «…Житков, Гарин, Олейников, Хармс (отчасти) доказали мне с несомненностью, что деспотизм — неизбежная национальная особенность наших крупных людей».

В 1927 году Олейниковым и Житковым была создана «Ассоциация писателей детской литературы». В числе других в нее вошли Хармс, Введенский и Заболоцкий. Маршак пригласил их к сотрудничеству с Детской редакцией Госиздата.

Он работал над созданием игровых научных фильмов, писал пьесы, преподавал студентам.

В 30-х Житков переехал в Москву.

С 1924 по 1934 годы был женат на Софье Павловне Ерусальми, глазном враче по профессии и, по утверждению Корнея Чуковского, племяннице Михаила Кобецкого, с которым Житков учился в одесской гимназии. После расставания с ней Житков стал жить у своего товарища Шварца. Его комната содержалась в идеальной чистоте. В свободное время прозаик варил настойки и наливки по собственным рецептам.

Из воспоминаний Е. Шварца:

цитата

Разойдясь с Маршаком, Борис пытался затевать журналы невиданного типа, небывалого жанра книжки, но не довёл ни одного дела до конца, точнее даже до настоящего начала. Борис не был организатором, сила его была взрывчатой.

...

Но вот однажды пришёл Борис Степанович к Биянки, бледный и мрачный, с бутылкой коньяку. Не отвечая на вопросы, осушил он эту бутылку один. И уже уходя, признался: «Чёрта видел. Получил повестку с того света». Пояснить свое странное признание Борис отказался. Вскоре он слёг.

В последние годы жизни женой Житкова была Вера Михайловна Арнольд.

Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал Житкову лечиться голодом. И он начал голодать. Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения. «Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность». Книгу, которую Житков планировал как «Энциклопедию для четырехлетних граждан «Почемучка»», писатель заканчивал, уже диктуя своей жене. Эта книга позже была издана под названием «Что я видел».

Умер Борис Степанович Житков 19 октября 1938 года в Москве, причиной гибели стал рак лёгких.

Творчество

Бориса Житкова всегда влекло к перу и бумаге, он всю свою жизнь вёл дневники, выпускал рукописные журналы, письма его нередко содержали целые рассказы, и однажды для племянника придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. К тому же он писал стихи, которых у него в юности уже накопилась целая тетрадь. Он был ещё и великолепным рассказчиком, и рассказать ему всегда было о чём, поскольку его жизнь представляла собой калейдоскоп событий и приключений, путешествий и самых разнообразных занятий, необычных профессий...

Ещё до начала своей писательской карьеры он обращался в Чуковскому с просьбой познакомить его с Анной Ахматовой и пытался показать ей свои стихи.

Придя в журнал «Воробей» Житков сразу влился в его работу. Вот что пишет Н. Волотова:

цитата

Пожалуй, самым разносторонним и деятельным (после Мар­шака) сотрудником нашего журнала стал Борис Житков, работавший во многих отделах одновременно. Это был острый, нервный и не слишком сговорчивый человек. Творческие от­ношения между ним и Маршаком были такими сложными, что в них и «сунуться» было нельзя. Оба высоко ценили друг друга и всё же часто спорили. У Бориса Степановича была тяга к психо­логизму в литературе. Но он был замечательным рассказчиком и обладал необыкновенной, точной и конкретной памятью, и Самуил Яковлевич заставлял Житкова писать про­сто — о фактах и событиях, которые тот наблюдал на протя­жении своих обширных странствий и о которых необыкновен­но хорошо рассказывал в товарищеских беседах. Житков поначалу этому противился, но в конце концов поддавался. И со­здавал при этом свои лучшие произведения, такие, как «Про слона», «Чёрная махалка», «Дяденька»

Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и другие. Житков умел придать повествованию уникальную, только ему присущую тональность. В читательское восприятие как непременное условие входил «образ автора» — краткая биографическая справка о Житкове.

Наряду с Виталием Бианки и Евгением Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе.

Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша (будущий известный профессор-океанолог Алексей Нестеров).

Автобиографический рассказ Житкова «Слово» (для взрослых), по мнению литературоведа Михаила Гаспарова, — один «из лучших во всей русской литературе, включая Толстого и Чехова. При жизни он не печатался — не по политическим причинам, он чисто психологический, но написан с такой силой, что ни один журнал не мог его взять: сразу выцветали все соседние.»

Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич» Житков считал своим главным произведением. Роман — это история нравственного падения околоточного Вавича, однако как писал автор: «Книжка-то очень современная, но изображено (внешне) старое. Кажется, будто это анахронично, только поверхностным критикам. Разумеется, что в чеховские времена я так бы не писал». Первые две книги романа увидели свет в 1929 и 1934 году. Тираж полного издания в 3-х книгах в 1941 году был почти полностью уничтожен из-за отрицательной рецензии Александра Фадеева. Издание романа, доступное широкому кругу читателей в полном объёме, стало возможным лишь в 1999 году, благодаря тому, что Лидия Чуковская сохранила экземпляр книги 1941 года (несколько экземпляров этого издания романа также сохранились в библиотеках). Запоздалая публикация привела к тому, что это значимое произведение после 1933 года выпало из литературного процесса.

цитата Б. Пастернак

Это лучшее, что написано когда-либо о 905 годе. Какой стыд, что никто не знает эту книгу. Я разыскал вдову Житкова и поцеловал её руку.

цитата А. Битов

Вопреки Булгакову, рукописи горят. Кроме текстов нужна ещё и судьба. Вот, скажем, «Виктор Вавич» Бориса Житкова. Если бы у этого романа была судьба, он занял бы нишу между «Тихим Доном» и «Живаго». Теперь он станет, может быть, лишь темой диссертаций.

Фантастическое в творчестве Житкова

Обширные знания в естественных науках и личные впечатления, накопленные во время странствий по всему миру, привели Житкова в научную фантастику. Им создано немного: современная сказка для взрослых «Элчан-Кайя» (1926) — про каменный корабль, фантастический очерк «Микроруки» (1931), в котором Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий, получивших развитие с началом XXI века.

И главное нф-произведение — изданная посмертно повесть «Без совести» (1990), над которой писатель начал работать в 1928 году, так и не решившись опубликовать её при жизни. Это яркий образец «романа-предупреждения» — об ответственности учёного за свои изобретения и открытия и опасности попадания достижений науки 20 века в руки «человекоподобных».

Житков и его книги в творчестве других

Самуил Маршак сделал Бориса Житкова главным героем своего детского стихотворения «Почта». В нём письмо, посланное Житкову, везут за ним по миру через Германию, Британию и Бразилию и никак не могут вручить.

цитата

Он протягивает снова

Заказное для Житкова.

- Для Житкова?

Эй, Борис,

Получи и распишись!

Первым иллюстратором был Михаил Цехановский. Он же дважды экранизировал его – в 1929 и 1963 гг. В 1929 году Цехановский вместе с Евгением Шолпо и Арсением Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» – соединения музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке. В 1930 году вышла озвученная версия «Почты» (композитор Владимир Дешевов, конферанс Даниила Хармса), ставшая первым советским звуковым мультфильмом. Также «Почта» стала первым советским мультфильмом, имевшим широкую аудиторию, и первым советским мультфильмом, широко показывавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом.

Житков упоминается также (как уже покойный и отец фронтовика) в стихотворении Маршака «Почта военная» (1943) — своеобразном продолжении «Почты».

В том же, 1929 году вышла экранизация повести «Удав» под названием «Смертный номер». По мотивам морских рассказов в советское время было снято ещё несколько фильмов.

В 1984 году Борис Житков стал прототипом одного из главных героев художественного фильма «На миг оглянуться», фильм был поставлен на Одесской киностудии режиссёром Вячеславом Колегаевым. Бориса Житкова в фильме сыграл артист Виктор Проскурин, а его друга, Корнея Чуковского, — актёр Олег Ефремов (тёзка более известного актёра).

Имеется также несколько анимационных лент по произведениям Б. Житкова. Последней экранизацией является мультфильм по рассказу «Пудя», вышедший в 2008-м году.


Примечание к биографии:

Библиография об авторе:

  1. В. Арнольд. Воспоминания о брате

  2. Г. Черненко. Вечный Колумб

  3. Г. Черненко. Две жизни Бориса Житкова.

  4. Г. Черненко. Жизнь и наследство Бориса Житкова (К 100-летию со дня рождения писателя)

  5. Ц. Вольпе О писателе Борисе Житкове

  6. К. Чуковский. Детство

  7. В. Бианки. Друг

  8. Р. Фраерман. Последние годы

  9. Л. Чуковская. Творчество Бориса Житкова

  10. Г. Петрова. Б.С. Житков. Морские истории. Рассказы о животных

  11. Л. Пантелеев. «Ни на один оборот...»

  12. В. Глоцер. О Борисе Житкове

  13. С. Сивоконь. На все руки мастер

  14. И. Халтурин Писатель-энциклопедист

  15. Л. Чуковская. Борис Житков и его рассказы для подростков

  16. Л. Чуковская Борис Житков: Критико-биографический очерк

  17. С. Маршак Штурман дальнего плавания

  18. Е. Шварц Превратности характера

  19. Д. Зубарев Б. С. Житков

  20. И. Иноземцев Борис Житков и проблема детской технической книги

  21. Л. Разгон Борис Житков

  22. К. Андреев Борис Житков

  23. А. Некрасов Борис Степанович Житков

  24. К. Федин. Мастер

  25. В. Шкловский. Писатель Борис Житков и традиции русской литературы

  26. В. Смирнова. Борис Житков и его мысли о воспитании и детской книге

  27. Б. Ивантер. Борис Житков

  28. А. Гарф. Б. С. Житков в редакции журнала “Юный натуралист”

  29. А. Покровская. Контакт с читателем

  30. Г. Карпенко. Для самого маленького зрителя

  31. В. Шубинский О кн. Бориса Житкова «Виктор Вавич»

  32. А. Арьев Долгая зима в городе N

  33. М. Поздняев Уже написан «Вавич»

Сетевые источники:

  1. Википедия

  2. ПроДетЛит

  3. Они оставили след в истории Одессы

  4. 24 СМИ

  5. Rarus's Gallery


Похожие авторы:

Сортировка:

Борис Житков. Циклы произведений

7.14 (7)
-
7.57 (7)
-
7.57 (7)
-
7.33 (6)
-
  • Зоосад  [= Как мы ездили в зоосад] (1939)  
7.86 (7)
-
7.17 (6)
-
7.17 (6)
-
7.50 (6)
-
7.50 (6)
-
7.33 (6)
-
7.50 (6)
-
7.33 (6)
-
7.33 (6)
-
7.50 (6)
-
7.17 (6)
-
7.17 (6)
-
7.33 (6)
-
7.50 (6)
-
7.33 (6)
-
7.00 (6)
-
7.00 (6)
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9.00 (2)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (2)
-
-

Борис Житков. Условные циклы

-
7.38 (8)
-
-
8.18 (17)
-
8.00 (17)
-
7.89 (18)
-
8.06 (17)
-
7.67 (18)
-
7.50 (10)
-
7.00 (2)
-
7.30 (10)
-
7.43 (14)
-
7.31 (13)
-
7.17 (18)
-
7.60 (15)
-
7.10 (10)
-
7.56 (18)
-
7.44 (16)
-
7.71 (21)
-
8.15 (45)
-
7.43 (23)
-
7.44 (9)
-
7.20 (10)
-
7.80 (15)
-

Борис Житков. Романы

7.46 (13)
-

Борис Житков. Повести

  1926 Элчан-Кайя [сказочная повесть]  
8.08 (13)
-
  1927 Удав  
8.08 (13)
-
7.43 (23)
-
  1935 Повесть о товарище Кирове // Соавторы: Андрей Некрасов, Борис Шатилов, Беньямин Ивантер  
10.00 (1)
-
-
7.25 (8)
-

Борис Житков. Рассказы

  1924 «Мария» и «Мэри»  [= Мария и Мэри]  
8.00 (17)
-
7.50 (10)
-
  1924 На воде  [= Шквал]  
8.06 (17)
-
  1924 Над водой  [= Над морем; Аэроплан]  
7.89 (18)
-
7.67 (18)
-
  1924 Русалка  
-
  1924 Ураган  
7.20 (5)
-
  1925 Голый король  [= Его величество]  
7.00 (2)
-
  1925 Дяденька  
7.31 (13)
-
  1925 Кенгура  
7.17 (12)
-
  1925 Компáс  [= Компас]  
7.60 (15)
-
  1925 Орлянка  
-
7.83 (43)
-
  1925 Тёзка  
-
  1925 Чёрная мáхалка  [= Чёрная махалка]  
7.30 (10)
-
  1926 Банабак  
-
8.18 (38)
-
1 отз.
  1926 Варька  
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
8.50 (2)
-
7.43 (14)
-
7.40 (5)
-
  1926 Стол // Соавтор: Евгения Эвенбах  
-
  1927 Про обезьянку  [= Про обезьяну]  
7.72 (44)
-
7.00 (1)
-
6.60 (5)
-
  1928 Николай Исаич Пушкин  [= Николай Исаевич Пушкин]  
7.17 (18)
-
  1928 Пудя  
7.71 (17)
-
  1929 Клоун  
10.00 (1)
-
  1929 Микроруки  [= Микро-руки] [Фантастический очерк]  
8.00 (8)
-
7.53 (30)
-
-
7.38 (8)
-
  1930 Метель  
7.55 (11)
-
  1932 Вербочка  
-
  1932 Механик Салерно  [= Было давно]  
8.15 (45)
-
  1933 Вата  
7.56 (18)
-
  1933 Урок географии  [= Урок географии с «заводом»]  
7.80 (15)
-
7.71 (21)
-
  1934 Дым  
7.65 (17)
-
-
  1934 Как слон спас хозяина от тигра  [= Как слон хозяина от тигра спас]  
7.55 (29)
-
7.45 (11)
-
8.12 (73)
-
3 отз.
  1934 Пекарня  
7.57 (7)
-
7.44 (16)
-
  1935 «С Новым годом!..»  [= «С Новым годом!»]  
7.10 (10)
-
  1935 Адмирал // Соавтор: Борис Шатилов  
-
7.33 (21)
-
  1935 Волы  
7.44 (9)
-
  1935 Мангуста  
8.48 (41)
-
  1935 Мышкин  
8.07 (14)
-
6.44 (9)
-
  1935 Разиня  
7.58 (12)
-
7.77 (13)
-
7.40 (10)
-
7.22 (9)
-
7.33 (9)
-
  1939 Аэропорт (для детей)  
7.00 (6)
-
  1939 Баштан (для детей)  
7.17 (6)
-
  1939 Борода  
7.50 (14)
-
  1939 В горах  
7.08 (13)
-
  1939 Вечер  
7.10 (10)
-
  1939 Волк  
6.45 (11)
-
  1939 Волки  
-
  1939 Галка  
7.48 (25)
-
  1939 Гармонь  
7.30 (10)
-
  1939 Дворец пионеров (для детей)  
7.50 (6)
-
  1939 Детский сад (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Дома у бабушки (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Железная дорога (для детей)  
7.57 (7)
-
  1939 Зоосад  [= Как мы ездили в зоосад] (для детей)  
7.86 (7)
-
6.00 (2)
-
  1939 Как мы ехали в колхоз (для детей)  
7.50 (6)
-
7.09 (11)
-
7.50 (10)
-
7.10 (10)
-
  1939 Колхоз (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Красная армия (для детей)  
7.17 (6)
-
  1939 Лес (для детей)  
7.17 (6)
-
  1939 Медведь  
6.50 (6)
-
  1939 Метро (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Москва (для детей)  
7.57 (7)
-
  1939 Мыло  
7.18 (11)
-
  1939 На даче у бабушки (для детей)  
7.50 (6)
-
7.41 (34)
-
7.26 (23)
-
6.75 (4)
-
  1939 Невод (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Пароход (для детей)  
7.50 (6)
-
7.58 (26)
-
6.00 (1)
-
7.07 (15)
-
  1939 Почта  
7.38 (21)
-
  1939 Представление (для детей)  
7.33 (6)
-
  1939 Сад (для детей)  
7.17 (6)
-
  1939 Скотный двор (для детей)  
7.50 (6)
-
  1939 Стадо (для детей)  
7.00 (6)
-
7.81 (16)
-
  1939 Цветок  [= Столетник]  
7.27 (11)
-
  1940 «Мираж»  
7.20 (10)
-
  1945 Обвал  
7.88 (34)
-
  1945 Скат  
7.10 (10)
-
  1957 Слово  
-

Борис Житков. Микрорассказы

  1928 Девчонки (для детей)  
-
  1928 Кто кого (для детей)  
-
  1928 Одень меня (для детей)  
-
-
-
-
7.17 (23)
-

Борис Житков. Сказки

6.12 (8)
-
7.69 (35)
-
7.28 (35)
-

Борис Житков. Документальные произведения

-
-
-
-

Борис Житков. Пьесы

  1927 Пятый пост  [= Контра]  
-
  1929 Семь огней  [= Предатель]  
7.00 (1)
-
6.00 (3)
-

Борис Житков. Научно-популярные книги

8.00 (2)
-
  1927 Кино в коробке  [= Стробоскоп]  
-
  1927 Паровоз  
-
  1927 Плотник  
-
9.00 (2)
-
-
9.00 (1)
-
9.00 (2)
-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
  1930 Червонец  
-
  1933 Пароход  
-

Борис Житков. Статьи

-
-
  1925 Шалаш  
-
-
-
-
-
-

Борис Житков. Эссе

-

Борис Житков. Очерки

  1924 «1+1=1»  
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
  1924 Литьё  
-
-
-
-
-
  1924 Прокатка  
-
-
-
  1924 Товарищ  
-
  1925 1. Плотник  [= Морской плот]  
9.00 (2)
-
  1925 2. Очаковские плотники  [= Очаковские мастера]  
-
  1925 3. Плотник  [= Избяной инженер]  
-
7.00 (2)
-
-
-
  1925 Буер  
-
-
-
-
-
-
  1925 Звонок  
-
-
-
-
  1925 Литейщик  
-
-
-
  1925 Нищая  
-
  1925 Паровозы  
9.00 (2)
-
  1925 Планер  
-
  1925 Покос  
-
-
-
-
-
-
  1926 В зоологическом саду  [= Лесная станция]  
7.50 (2)
-
-
-
-
  1927 Ледоколы  
9.00 (1)
-
-
-
  1928 Чудаки  
7.33 (3)
-
-
8.00 (2)
-
5.00 (1)
-
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
-
6.00 (2)
-
8.00 (2)
-
-
-
8.00 (1)
-
7.00 (2)
-

Борис Житков. Сборники

9.00 (1)
-
-
  1926 Орлянка  
-
9.00 (1)
-
8.64 (11)
-
7.50 (2)
-
6.00 (1)
-
6.50 (2)
-
  1939 Что я видел (для детей)  
8.12 (32)
-

Борис Житков. Отрывки

  1964 Плотник  
-

Борис Житков. Прочие произведения

  1925 Буера [заметка]  
-
-
  1925 В цирке [заметка]  
-
  1925 Индейцы в Нью-Йорке [заметка]  
-
  1925 На настоящем танке [заметка]  
-
-
-
  1925 Хоккей [заметка]  
-
  1929 Охотники и медведи  [= Охотники и медведь] [заметка]  
-
-
  1935 Вопросы и ответы [заметка]  
-
  1935 Есть ли жизнь на Марсе? [заметка]  
-
  1936 Издательство, редактор, автор  [= Речь тов. Б. Житкова] [речь]  
-
  1937 О суевериях [заметка]  
-
-
-
-
-
-

Борис Житков. Незаконченные произведения

  Разговор с матерью (рассказ, не закончен)  
-
  История корабля (научно-популярная книга, не закончена)  
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — JimR

  • Куратор библиографии — JimR


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх