Черная смерть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Черная смерть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Черная смерть

Статья написана 30 июля 2011 г. 01:29


Англия, Средние века. Эпидемия чумы охватила весь остров и нет от нее спасения ни в деревнях, ни в городах, ни за стенами монастырей. Некоторые отчаялись бороться, другие полагаются во всем на волю Господа, а третьи во всем винят ведьм и колдуний. До ушей епископа доходят слухи о том, что в одной отдаленной и уединенной деревне эпидемии нет. Радостные новости, если бы те же слухи не заявляли, что в том поселении нет еще и Бога. Разумеется, святой престол не может оставить такой вопиющий случай без должного внимания, поэтому отправляет отряд наемников под командованием благочестивого рыцаря Ульрика разведать обстановку и привести к ответу всех еретиков, буде таковые найдутся. В качестве проводника с отрядом отправляется юный монах Осмунд. У юноши есть свои планы на это путешествие, но готов ли он к тому, что ожидает его в конце пути?

С первых же кадров режиссер дает понять, что не собирается шутить с заявленным сеттингом, и погружает зрителей в атмосферу безысходности, ужаса и смерти. Улицы завалены трупами, среди которых бродят чумные доктора и копошатся вездесущие крысы, слуги Божьи ищут спасения у своего Господа и не находят его, а молодой монах Осмунд ищет способ покинуть стены монастыря и отправиться следом за своей возлюбленной, Анариэль, которую он днем ранее отправил из города. В отчаянии юноша обращается к небесам с просьбой о помощи, и, кажется его молитва услышана — в монастырь прибывает рыцарь Ульрик, который ищет проводника в деревушку, расположенную неподалеку от того места, где прячется Анариэль. Осмунд вызывается добровольцем и они с Ульриком пускаются в непростой путь.

Собственно, почти вся остальная часть фильма и будет собой представлять нелегкое путешествие к цели и еще более тяжелое пребывание отряда наемников в деревне. Какого-то запредельного уровня экшена ждать не стоит — размеренное течение повествования будет прервано парочкой коротких, но яростных схваток, после чего снова успокоится. Особой интриги тоже ждать не стоит — вина жителей деревни становится ясна практически с самого момента их появления в фильме.

Но «Черная смерть» берет не этим — она цепляет постоянным нагнетанием атмосферы по пути в деревню, бессмысленными смертями, озлобленными и испуганными людьми и решимостью Ульрика. Картина подкупает серьезностью тем, на которые не боятся говорить создатели и радует глаз восхитительной игрой исполнителей главных ролей. По сути, только на них и держится весь фильм — одна только финальная сцена в деревне по своей драматичности, глубине, жестокости и мастерству, с которым ее сыграли Шон Бин, Эдди Рэдмейн и Кэрис Ван Хаутен, еще долго не сотрется из моей памяти.

Основная идея фильма способна породить очередную волну холиваров на религиозной почве. Не то, чтобы создатели фильма умудрились сказать что-то новое, но подобные темы для разговоров, кажется, бессмертны. И это совсем не умаляет того факта, с которой сценаристы говорят о жестокости, ограниченности и слепой вере людей, жажде выжить любой ценой, религиозной нетерпимости и ненависти ко всем инакомыслящим. И одновременно фильм показывает нам, чего способен добиться человек, если он истинно верит и непоколебим в своих убеждениях. Откровенно говоря, на первый взгляд аргументы Лангивы выглядят разумными и логичными, но в конечном итоге все сводится к личным качествам участников противостояния. И когда с одной стороны эгоизму, лжи и трусости одних стоит истинная вера в своего Бога и готовность к самопожертвованию, нельзя сомневаться в том, кто выйдет победителем.

Очень грустный и трагичный финал, по сути, логически вытекает из всего настроя картины, но менее печальным от этого не становится. К месту звучащее музыкальное сопровождение только помогает получше прочувствовать атмосферу фильма, и общие впечатления от просмотра можно было бы назвать исключительно положительными, если бы не парочка «но»... Во-первых, слишком однотипными получились спутники Ульрика. Конечно, не стоило ожидать, что их покажут настоящими ангелами, но дело в том, что они вообще не вызывают никаких эмоций. Несмотря на все попытки сценаристов сделать наемников разными и запоминающимися, их судьба оставляет зрителей одинаково безразличными. Ну и во-вторых, картину частенько подводит темп повествования. Какой бы мрачной ни была атмосфера, как бы достоверно не выглядели многочисленные детали, действие порой протекает слишком медленно, а некоторые сцены получились чуть более затянутыми, чем следовало бы. В результате этого внимание рассеивается и улетучивается в никуда и приходится прилагать дополнительные силы для того, чтобы вернуться к просмотру.

Резюме: Достаточно тяжелый, эмоциональный и трагический фильм, затрагивающий многие серьезные вопросы веры, да и не только. Великолепная игра актеров, трагический финал и приятный саундтрек способны доставить удовольствие любому киноману, а будь «Черная смерть» чуть менее затянутой и более динамичной, цены бы ей не было.





736
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 02:19

цитата Aleks_MacLeod

Во-первых, слишком однотипными получились спутники Ульрика.

Лично я и не ожидал, что в средние века наемники будут представлять из себя яркие, запоминающиеся личности.

А фильм достойный. И не в последнюю очередь из-за того, что до конца не понятно — действительно чертовщина творится и фильм вот-вот скатится в потусторонний трешь, или ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 09:24

цитата ksGhost

И не в последнюю очередь из-за того, что до конца не понятно — действительно чертовщина творится и фильм вот-вот скатится в потусторонний трешь, или ...


Вот кстати да, очень точное замечание! По ходу фильма несколько раз убеждаешься в том, что МелиссандраЛангива — настоящая ведьма, но потом начинают глодать сомнения.


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 08:09
Хороший фильм. Лангива (Карис ) Мелисандру в игре будет играть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 09:26
Ну да, за роль Мелисандры я спокоен, справится:-)


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 08:38
Кто-нибудь знает подобные атмосферно-погружающие фильмы?
Мне вот «Валгалла: Сага о викинге» первым делом на ум приходит, но её я уже видел))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 09:29
Из свежего вроде «Железный рыцарь» хвалили, но сам я его не видел.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 09:29

цитата Luсifer

Кто-нибудь знает подобные атмосферно-погружающие фильмы?

Немного из другой оперы, но попробуйте «Имя Розы».
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 14:03
Из старого — Плоть + кровь


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 11:14
Очень достойное кино.


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 15:20
Кино мощное, средневековье без прикрас. Режиссер кинокартины «Время ведьм» мог бы тут многому поучится, хотя ему разумеется незачем.
Причем за атмосферностью и мрачностью повествования, скрывается не просто приключенческая история, но и поднимаются весьма тяжелые проблемы, которые и не решить однозначно. Кино кстати можно обозвать антихристианским и это не оскорбление, а всего лишь отношение к теме повествования. Потому как нельзя обозвать несчатных язычников явными злодеями, они тут скорее козлы отпущения вынужденные огрызатся на вторжение. Ну вообще дух времени передан очень точно, человечество живущее в ожидании конца света — весьма неприглядное, но интересное зрелище.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 21:26

цитата Вареный

Кино кстати можно обозвать антихристианским и это не оскорбление, а всего лишь отношение к теме повествования. Потому как нельзя обозвать несчатных язычников явными злодеями, они тут скорее козлы отпущения вынужденные огрызатся на вторжение.


Вот здесь я бы поспорил. Они были бы козлами отпущения, если бы они просто отреклись от Бога и проповедовали, что так им живется лучше. Но они не просто отреклись, они приносили в жертву христиан, веря, что их смерть и пролитая кровь оградит их от чумы. Все такие же лжецы и идиоты, как и те селяне в начале фильма, что женщину за колдовство сжигали, только предрассудки другие.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 22:51

цитата abstract

Они были бы козлами отпущения, если бы они просто отреклись от Бога и проповедовали, что так им живется лучше. Но они не просто отреклись, они приносили в жертву христиан, веря, что их смерть и пролитая кровь оградит их от чумы.

Они не могли отречся от Бога хотя бы потому, что никогда в него не верили. А приносить жервы для язычников довольно естественно.

цитата Aleks_MacLeod

Все такие же лжецы и идиоты, как и те селяне в начале фильма, что женщину за колдовство сжигали, только предрассудки другие.

А вот тут согласен, это пожалуй одна из основных мыслей фильма. Обертка разная, начинка одна. Только это скорее невежество, чем идиотизм. Они ведь искренне верили в то, что делают. Поступали в духе времени, вообщем.
 


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 09:34

цитата Вареный

А вот тут согласен, это пожалуй одна из основных мыслей фильма. Обертка разная, начинка одна. Только это скорее невежество, чем идиотизм. Они ведь искренне верили в то, что делают. Поступали в духе времени, вообщем.


Невежество и предрассудки — это в принципе одно и то же, второе обычно выступает результатом первого.

цитата Вареный

Они не могли отречся от Бога хотя бы потому, что никогда в него не верили. А приносить жервы для язычников довольно естественно.


А вот совсем не факт. В фильме на эту тему ничего не говорится, но у меня как-то есть сомнения, чтобы к 14-му веку в Англии оставались такие места скопления язычников, о которых церковь ничего бы не знала. Если бы они не приняли христианство во времена его насаждения, их бы, скорее всего тогда бы и спалили.

Куда более возможным кажется тот факт, что вся деревня отреклась от Бога во время начала эпидемии, когда Лонгива и использовала этот факт как повод обратить всю деревню в язычество. В фильме же видно, как хорошо она манипулирует людьми, да и процесс отречения у них явно был хорошо поставлен.
 


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 14:05
Обе стороны хороши, чего уж тут. В Средневековье человеческая жизнь не больно дорого ценилась.


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 16:22
Да, классный фильм, запоминается и пересматривать можно. Побольше бы таких.


Ссылка на сообщение30 июля 2011 г. 23:20
Какая, однако, занятная штука жизнь. У меня рассказ на 3ю фантлабовскую работу был на подобную тему, хотя о фильме даже не подозревал, да и не любитель я мрачных фильмов про чуму. Может, если бы глянул до того как, и написал бы получше :-)))

П.С.

цитата Вареный

Кино кстати можно обозвать антихристианским

Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Гал. 6.


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 01:09
Судя по афише Голливуд в очередной раз не стал заморачиваться с кастингом и предложил нам «Новые приключения Боромира».
«Я констатирую факт — козлы!» (с) БГ
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 01:55

цитата Frigorifico

Судя по афише Голливуд в очередной раз не стал заморачиваться с кастингом и предложил нам «Новые приключения Боромира».

Производство Германии, а Шон Бин английский актер. Голливуд тут вообще не при чем.


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 10:36
Не особо люблю кинематограф, but Boromir forever!


Ссылка на сообщение31 июля 2011 г. 14:02
Фильм классный! Очень здорово показали мировоззрение людей Средневековья, их отношение к жизни и смерти. И христианская позиция очень четка показана. Если бы церковь сегодня снимала исторические фильмы, я думаю, они были бы именно такими.
Страницы: 12

⇑ Наверх