Мой отзыв на первую книгу этой серии.
До чего сложна профессия некроманта! Ни на минуту нельзя забывать о технике безопасности, ведь неудачный результат какого-нибудь эксперимента не прочь полакомиться мозгами экспериментатора. С литературой, опять же, проблемы: большая часть книг ни на что не годится, а меньшую охраняют, прячут и чужакам-самоучкам показывают весьма неохотно. Мы расстались с Иоганном Кабалом, когда он вернулся домой, вновь обретя утраченную душу; мы встречаем его вновь в тюремной камере, через месяц после неудачной попытки украсть ценную книгу по некромантии из университетской библиотеки. В хитроумный план Кабала вкралась досадная ошибка в виде огромного мастифа, из-за которого наш герой оказался в тюрьме. Неплохое начало? В том-то и дело, что только начало! Зловещий граф Марешаль даёт Кабалу задание, наградой за выполнение которого будут жизнь и свобода: нужно на некоторое время воскресить умершего императора Миркавии, чья внезапная кончина поставила под угрозу важные политические перемены в стране. Казалось бы, всё просто — вот бездыханное тело, вот заранее написанная речь, которую император должен прочитать перед собравшимся на площади народом, вот некромант. Увы и ах, бедолага Марешаль не знал, с кем связался...
В новом романе про Иоганна Кабала совершенно самостоятельный детективный сюжет о поиске убийцы, который прячется на борту воздушного корабля, куда сам Кабал угодил, скрываясь от мести графа Марешаля за проваленное воскрешение императора. Детективная интрига закручивается постепенно, заставляя подозревать почти каждого героя если не в убийстве, то в сокрытии ценной информации, финальное грандиозное разоблачение одновременно неожиданное и логичное — словом, всё идёт в строгом соответствии с канонами жанра. Однако вынуждена признаться, что «Иоганн Кабал, детектив» мне понравился значительно меньше «Иоганна Кабала, некроманта».
Судя по оценкам на Амазоне и рецензиям, я в меньшинстве. Читатели и критики не жалеют хвалебных эпитетов, отмечают возросшее писательское мастерство Джонатана Ховарда, тёмное обаяние главного героя, стимпанковую атмосферу, тонкий юмор и проч., и проч. Да, так оно и есть... отчасти. Исчезла затянутость, из-за которой некоторые страницы первого романа я просматривала по диагонали, автор научился держать темп и прилежно избавляться от нестреляющих ружей по ходу повествования. Но мой интерес к тексту стабильно угасал на протяжении первой половины, и вторую я читала уже по инерции, чтобы узнать, кто убийца. Что-то случилось с историей про Кабала, что-то важное из неё пропало.
Трогательный финал «Некроманта» и тайна, которую Кабал прятал в своей лаборатории, предполагали совсем не то, что автор показал во втором томе. Главный герой вновь обрёл утраченную душу — логично предположить, что он должен измениться? А вот и нет, в «Детективе» мы увидим всё того же расчётливого, педантичного, холодного робота в человеческом обличье. Некоторые моменты, свидетельствующие об изменениях, всё же будут, но ближе к финалу. Очень близко к финалу. И, сдаётся мне, важное решение, которое автор несколько прямолинейно объясняет угрызениями совести, бездушный Кабал всё равно бы принял, желая убедиться в своей правоте.
Резюме: сам по себе роман неплох, но первый намного лучше, несмотря на ряд ошибок, свойственных дебютным произведениям.
Моя оценка — 7 из 10. Можно читать, но если не получится, вы ничего важного не пропустите. Увы.
цитата
— Ошибки быть не может, — говорил [император] Антробус. — Эти так называемые друзья строят козни и заговоры против нас, они являются нашими врагами!
Толпа взревела.
— Нашими смертельными врагами!
Толпа кровожадно зарычала.
— Нашей добычей!
Яростный рёв застрял в глотках собравшихся, когда они запоздало осознали, что именно было сказано.
Марешаль перевёл внимательный взгляд с Карштеца на Антробуса. Добыча? Он ничего подобного не писал.
— Мы устроим охоту на них! Мы убьем их! Мы сожрём их! — вдохновенно кричал Антробус. — Они наше мясо! Мы собственными зубами будем рвать их плоть и поглощать её!
Марешаль в ужасе уставился на тёмную пену слюны, покрывающую губы императора. [...]
— Ach, du lieber Gott, — прошептал он и, повернувшись к Карштецу, рявкнул: — Лейтенант! Хватайте его!
— А? — Карштец ошарашенно огляделся по сторонам. — Кого? Кого хватать?
— Императора, болван! Тащите его внутрь, пока не поздно!
— Мозги! — завопил император. — Если мы съедим их мозги, к нам перейдет их сила. Мозги!..