Стелла Геммел


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Стелла Геммел «Город»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стелла Геммел «Город»

Статья написана 10 января 2015 г. 14:44

Аннотация:

Город — государство без имени, просто Город, но стоит кому-нибудь из смертных упомянуть его название вслух, как людей охватывает страх. Уже много десятилетий правит городом Ареон, император-воитель, который, кроме войны и смерти, в этом мире не признает ничего. Бесконечные сражения с «синекожими» — так презрительно называют приспешники Ареона своих соседей — довели жителей города до последней степени нищеты. Многие из них ушли в подземелья, в народе именуемые Чертогами, издревле располагавшимися под Городом. Фелл, сын соседнего короля, и воительница Индаро в союзе с «синекожими» строят план свергнуть жестокого императора. Но вся сложность состоит в том, что Ареон и Высшие, его приближенные, не люди — они бессмертны и способны подчинять волю каждого, кто покусится на их власть в Городе…




Если отстраненно посмотреть на историю человечества, то жизни отдельных людей покажутся песчинками, пренебрежимо малыми на фоне тысячелетий. Зато города, порты и столицы предстают перед нами центрами жизни, средоточиями судеб, рубежными вехами. Они рождают героев и правителей, накапливают знание и двигают науку, поощряют искусство, но также ведут ожесточенные войны, чтобы распространить свое влияние, как можно дальше.

...Основание «Города», как и сам Город, покоится на спрессованной толще минувших столетий, древних фундаментах летописей, которые пронизаны множеством сточных тоннелей ничтожных судеб. Грубо ошлифованные стены ощущений и мыслей, шероховатые обрывки полузабытых историй, глубокая тьма безвестности...

Широко раскинувшийся, Город высоко возносится над окрестностями, грозно нависая над множеством земель. Он кажется вечным и незыблемым, но внутри давно обратился в труху. Перед нами эпическое фэнтези, однако магии здесь немного, примерно, как в циклах Аберкромби или Мартина. Да и проявляется волшебная сюжетная линия лишь перед самым финалом, в остальное же время Стелла Геммел представляет читателям чрезвычайно подробную историю, посвященную угасанию Города, его прошлому, причинам краха и попыткам персонажей найти выход из отчаянного положения.

...и в этой тьме блуждают герои, минуя полные опасностей туннели и заброшенные пещеры, поднимаясь на поверхность, где уныло влачат существование немногочисленные горожане. Пока что их дороги не пересекаются, а потому путь каждого из них состоит преимущественно из одиночества и трудностей, тоски и воспоминаний...

Подборка персонажей не отличается особым разнообразием. Опальный полководец Бартелл и его приемная дочка Эмли, командир отряда Фелл и его подчиненная Индаро, ряд второстепенных действующих лиц, которые коротко появляются, чтобы вскоре раствориться в однообразном течении жизни. Подробными описаниями поступков и мыслей Геммел сделала упор на погружение в мир, отчасти напомнив тем самым «Обреченное королевство» Сандерсона, но «Городу» явно не хватает красоты и оригинальности антуража, которые отличали мир Штормсвета. Перевод в данном случае получше, хотя порой калькированность и шероховатые обороты бросаются в глаза.

...но в переплетении улиц мы то и дело попадаем на одни и те же дворики, смотрим с разных сторон на величественную Цитадель, вновь и вновь поднимаемся на стены, сложенные не только из камня, но и беспрестанно сражающихся армий. Однако из залов дворца не видно крови, пота и трупов...

Слабым местом романа является медлительность повествования, которое утопает в мелочах и рутине. Лишь после середины, когда сюжетные линии начинают сходиться, перекликаясь и обретая множество пересечений, внезапно обнаруживаешь, что автор отнюдь не зря выстраивала колоссальное здание романа. Многоходовая замысловатая интрига с несколькими слоями дезинформации вполне искупает длительное строительство. И в результате у Геммел получилась достаточно достоверная и интересная модель империи, которая из-за постоянных войн пришла в упадок. Пожалуй, любители исторического анализа будут довольны. Старики еще помнят золотые времена, когда соседние царства склонялись перед Городом, рынки были полны купцов, царил расцвет науки и культуры. Однако череда мятежей и войн привела к тому, что Город оказался в кольце врагов. Многие племена погибли, другие оказались на грани исчезновения, но и Город держится на волоске. Нет мужчин? И в бой идут женщины. Кончились работники? На дальних островах закупаются рабы, которых поощрят обещанием свободы. Потеряны пастбища — и конница стала драгоценностью. Прибрежные воды небезопасны — и сокращается улов рыбы. Тем не менее, причины столь упрямой политики Города лежат чуть глубже, чем кажется, поскольку здесь замешана магия.

...впрочем, пришел час, когда и сам дворец станет ареной отчаянных схваток. И считающемуся почти вечным Императору придется сойтись лицом к лицу с противниками под бессчетными шпилями и башенками неприступной Цитадели...

К сожалению, автор старательно проработала фундамент для книги, спроектировала замысловатый лабиринт судеб и интриг, возвела здания историй, но не сумела придать ему яркости и запоминаемости. Поверхностное раскрытие характеров героев сыграло в минус при общей подробности изложения мыслей и поступков. Хотя приятно, что Геммел удалось уложиться в один том, однако сам по себе цикл явно обретет продолжение. Финал абсолютно закономерен, ибо история в книге совершается и пишется по вполне реалистичным законам. Каждый получит желаемое на миг. Кто-то — обретает славу лидера, кто-то — находит долгожданную смерть, кто-то — надежный покой, а кто-то — уверенно составляет летописи. Вновь захлестнутся путы противостояний, а Город по-прежнему будет осью мира...

Итог: неспешное среднее эпико-историческое фэнтези, лишенное яркости и остроты.

Моя оценка: 7/10





541
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 15:24
Читать-то стоит? Я, в принципе, медленные повествования не слишком люблю, но тут многое зависит от стиля. Легко ли, гладко ли идет. Держит ли внимание.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 15:42
Мне понравилось, потому что несмотря на недостатки, у слога Геммел есть некий шарм. Однако тут уже срабатывает вкусовое. Автор дает основу, а дальше читатель сам должен дополнять ее фантазией.

цитата

Давным-давно, во времена иных солнц, когда на свете все было иначе, в песчаной бухте западного побережья вновь открытой земли высадились мореходы. Они посоветовались со своими богами и возвели поселение на вершине холма. Довольно скоро бухта превратилась в оживленный торговый порт. Прошла тысяча лет, поселение разрослось. Спустя еще время Город пал, доставшись кровожадным завоевателям, и был разрушен, а потом отстроен заново. Новые улицы и дома скрыли пропитанную кровью древнюю землю.

цитата

Девушка сидела у большого, глядевшего на запад окна, поставив босые ноги на подоконник, и смотрела вниз, на кишащий жизнью Город, на уходящую вдаль путаницу изломанных крыш. Линдо считался небогатым кварталом. С одной стороны его ограничивал Бурманский конец, с другой — Старая стена. Далеко внизу вились переулки и грязноватые улочки, теснились хибары, сколоченные из обломков и остатков, не пригодившихся людям побогаче. Там и сям темнели большие полуразрушенные дома. Некогда в них обитали богатеи, а теперь сотнями ютились нищие и бродяги. Зданий, равных по высоте Стеклянному дому, поблизости было немного, поэтому вид из окна распахивался просто роскошный: за грязью Линдо виднелись башенки и серые леса Отаро, а в тумане у горизонта вырисовывался сам Алый дворец.

Если хочется побывать в некогда великом Городе, вдохнуть воздух угасания, посмотреть, как отчаянно будут биться герои за будущее родных стен, и кто в конце пожнет плоды — тогда вперед. Тем более что к финалу Геммел очень туго сжимает все линии, обостряя обстановку, используя заготовленные ружья и раскрывая кучу секретов.
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 16:10
Поняла, мерси. наверное, буду посмотреть.
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 16:20
Угу, потому что здесь тот случай, когда мне крайне трудно дать четкую рекомендацию. Как выразился один хороший знакомый — «странная книга»)


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 15:47
Теперь точно возьму. Спасибо за рецензию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 16:07
Пожалуйста:) Рад, что книга находит своих читателей 8-)


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 18:56
Спасибо за рецензию. Такой вопрос я не совсем понял финал книги закрыт полностью или нет? Просто изначально книга позиционировалась как вне цикловский роман....
И еще там все предельно реалистично никаких роялей не наблюдается?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 19:08

цитата Тень Астарота

Такой вопрос я не совсем понял финал книги закрыт полностью или нет? Просто изначально книга позиционировалась как вне цикловский роман.

Честно говоря, с одной стороны, я прекрасно понимаю, что историю Города можно длить бесконечно, потому что это аналог истории всего человечества. Поэтому цикл — так цикл. Но с другой стороны, рассказ об основных персонажах завершен. Каждый получил свою минуту славы и самое дорогое. Кто-то, правда, не пережил этого ;-) И поэтому новость о наличии продолжения воспринимается как «Зачем?» — уже ведь все сказано. Так что оборванной концовки не опасайтесь. Завершение, на мой взгляд, достаточное. Да, кое-какие мелочи можно будет раскрыть подробнее, в основном магического плана. Но это не критично для восприятия.

цитата Тень Астарота

И еще там все предельно реалистично никаких роялей не наблюдается?

Ну, если не считать четырехуровневой интриги, где несколько ложных слоев и обходных маневров, а потому автору пришлось потрудиться, чтобы построить такое замысловатое сооружение, то ничего рояльного здесь нет. Пара совпадений и случайностей имеются, но при таком большом количестве действующих лиц, как в финале — это вполне достоверно, на мой взгляд.
 


Ссылка на сообщение10 января 2015 г. 19:10
Спасибо
 


Ссылка на сообщение11 января 2015 г. 09:15
:beer: Пожалуйста, всегда рад помочь!


⇑ Наверх