Юрій Смолич Четверта


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Юрій Смолич. Четверта причина. 1932
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Юрій Смолич. Четверта причина. 1932

Статья написана 31 января 2016 г. 00:12

СМОЛИЧ Ю. К. Четверта причина: Науково-фантастичний роман. — Харків; Київ: Лім (Література і мистецтво), 1932. — 119 с. — (Техно-мистецька група А).

История научно-фантастического романа «Четвертая причина» необычна и сама по себе тянет на детективный роман. В начале 1930-х годов Ю.Смолыч был членом одной литературной группировки под названием «Техно-творческая группа «А», в которую входили литераторы, люди искусства и инженеры. Были подготовлены полтора десятка авторских книг «Группы «А», но организация просуществовала недолго, и увидели свет только два томика.

Одни из них и был научно-фантастический роман «Четвертая причина». Книга имела максимально простое полиграфическое исполнение: мягкая обложка цвета «кофе с молоком» и на ней синяя доска, где стояли бляшки-номерки А1, А2, А3, А4… и так далее – по количеству членов организации. На обратной стороне обложки расшифровка: каждому рабочему номерку соответствовала фамилия члена «Группы «А». Юрий Смолыч шел под номером А8.

Далее с этой книгой произошло следующее. По словам Юрия Смолыча, он был вынужден подать заявление с просьбой книгу изъять. «Дело в том, — вспоминал писатель, — что в это время в том же издательстве ЛіМ («Литература и искусство») выходил какой-то альманах из отрывков различных произведений – к какой-то дате. Составителем альманаха был как раз редактор моей книги «Четвертая причина» (Клебанов). Он взял из книги один раздел для альманаха, но… забыл его потом положить обратно, в рукопись. Рукопись так и набрали, а затем напечатали без этого раздела. А раздел этот был основным, в котором раскрывалась тайна технического изобретения, о котором шла речь в романе (ультразвук), и без этого раздела повествование получалось просто бессмысленным. Книгу, по моему заявлению, изъяли – так мне по крайней мере сообщили. Но спустя несколько лет я купил эту книгу на базаре: часть тиража была все же распространена. Мне это все было досадно: роман таким образом скомпрометирован, и я даже его не переиздавал».

Когда литературные группировки на Украине рождались и исчезали чуть ли не каждый день, появилась среди них и "Техно-творческая группа А". Один из принципов этой группы был "непременная связь каждого литератора "группы А" с кем-нибудь из научных сотрудников творчески близкой для него темы и производством подобного профиля...Соответственно, тематическим комплексам, интересующим меня в связи с книгами, над которыми я работал, посещал ...турбогенераторный завод, ХПЗ (тракторный), ХТЗ (подшипниковый) и мастерские технологического института, а также Институт переливания крови (проф. Бельц) и клинику мединститута (проф. Шамов).

Научное достижение становится мотором фабулы романа. Учёный, товарищ Х, открыл способ использования звука как источника энергии. Рассеяные в пространстве звуки при помощи специального оборудования крнцентрируются и преобразуются в энергию (своеобразный гиперболоид инженера Гарина, только на другой физической основе). И понятно, что враги стремятся использовать чудодейственное оружие в своих целях. С ними борются советские комсомольцы, для которых изобретение — средство для мирного строительства.

Вокруг него и разворачивается действие, но только в пределах полюсов "взять — не дать". Изобретение — как возможность науки делать необычные вещи, поэтому его можно заменить каким-нибудь равнозначным, и ничего от этого не изменится в романе.

Сюжет романа основан на чёткой научной проблеме — использовании звуковых волн для получения нового вида энергии. В результате исследований неожиданно возникает побочное явление — беззвучие. Загадка этой непонятной четвёртой причины решается также в форме детектива: беззвучие сначала воспринимается как диверсия, расследование которой ведётся сложными методами. Но в целом научная проблема остаётся основой сюжета, и все перипетии романа продолжают вращаться вокруг этой оси, почти не отклоняясь...Персонажи иногда даже не названы поимённо, указаны только их профессии или должности: научный сотрудник, инженер-акустик и т.д. Таким образом, им как бы отведена чисто служебная роль рупоров для изложения той или иной гипотезы....Ирония, юмор, шарж украшают страницы романа. И всё же успеха автору он не принёс.

с. 225-227 Сергій Пильненький. На світанку фантастики (стаття)

http://fantlab.ru/edition75877

Ю. Смолич. Розповідь про неспокій. К. Рад. письменник. 1968. с.148-149.

http://ru.calameo.com/read/004213215f79f1...

Четверта причина: Науково-фантастичний роман. – Харків-Київ: Літератруа і мистецтво, 1932. – 118 с. 5 000 прим.





245
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 00:31
У него номерок 6 а не 8

А книгу не переиздавали более?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 00:38
Увы.


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 03:29
Спасибо!
Вот тут скорее всего наоборот:

цитата slovar06

ХПЗ (тракторный), ХТЗ (подшипниковый)

ХПЗ — (подшипниковый)
ХТЗ — (тракторный)
Книга сахалинским композитором положена на музыку, частично ультразвуковую :-D: https://www.youtube.com/watch?v=LjHoR...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 10:52
Спасибо, писал уже поздним вечером вечером ;-)
Сам бывший заводчанин, бывал в командировках и в Харькове.
И песня к месту :-)
По-моему, роман в стиле конструктивизма ( люди под номерами, НОТ ) Богданова, Гастева, ну и скажем так, «Мы» Замятина (как пародию на Гастевскую теорию) 8-)
... про оркестр заводських верстатів, гільйотин й пресів: «новий соціялістичний завод схожий на злагідний оркестр, граючий в унісон, як по нотам. Спочатку грохають, як турецькі барабани, штамповочні преси. Потім, як великі бубни, гільйотинні ножиці, як барабани — листозгини...далі вступають як віолончелі, токарні верстати, та як контрабас — фрезерні. Скрипками заливаються свердлувальні, кларнетами — розточні. Як на флейті-піколо та на контрабасі, слюсар веде розмітку та вирубку заготовки по контуру...
 


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 11:13
»...Сумасшедшие женщины, рожайте. Рожайте немедленно, срочно.»
Гастев

Пытаюсь найти в Хабаровском архиве плакаты по НОТ с цитатами Гастева (хобя бы изображения). В газете 1960-х годов вычитал, что были такие, выполненные хабаровскими художниками и отпечатаны для заводских цехов. Типа такого:
http://www.leanok.ru/2015/01/...
 


Ссылка на сообщение31 января 2016 г. 11:27
У меня только вкладыши в виде планов-схем рациональных-оптимальных движений рабочего и т.д. авторства Гастева из книг 1970-1980 гг. http://archivsf.narod.ru/...


⇑ Наверх