Кричит наш дух изнемогает


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > «Кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Н. Гумилёв).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Н. Гумилёв).

Статья написана 12 ноября 2017 г. 08:40

Я – начало (I Origins), США, 2014.

«Я — начало», начало «Я». Как возникает человек? Личность появляется из ничего и уходит в никуда — или меняет лишь тела в цикле перерождений? Человеческое «Я» неизменно – или человек постоянно меняется, становясь собой? Редкий случай, когда название фильма одновременно служит и эпиграфом к нему.

«Глаза — зеркало души». Старое и странное высказывание. Чудаковатый аспирант Грэй, действительно серость во плоти, исследует органы зрения у разных видов животных, пытаясь выстроить полную схему их развития от простейшего к сложнейшему. Он не ставит перед собой каких-либо конкретных научных задач, а «всего лишь» (!) пытается завершить «глазной» спор креационистов с эволюционистами, найти недостающее звено, зафиксировать появление первого глаза. Суть спора в следующем: орган зрения настолько совершенен и неизменен, что теряет суть и функцию при малейшем изменении структуры, и потому одним своим существованием опровергает теорию Дарвина. Теолог Уильям Пели писал, что если человек найдёт карманные часы, это означает не то, что они возникли сами собой на дороге, а то, что их кто-то уронил. Проведя аналогию, он утверждал, что такие сложные организмы, каким является и человек, могут быть лишь творением рук Божьих. Грэй как дятел годами долбит бесперспективную тему и преуспевает пока лишь в систематической потере ассистентов. Из развлечений — фотографирование и последующее коллекционирование фотографий глаз знакомых, продолжающееся с детства. Даже на вечеринку он приходит в рабочем халате, даже во время секса думает о своём и задаёт не относящиеся к процессу вопросы. Человек, который везде и всюду не к месту. Безликий «рыцарь в серой фланели», безответно и втайне даже от себя одержимый в душе жаждой романтики.

Одиннадцать. Навязчивое число Грэя: название магазина, стоимость покупки, дата и время на чеке, номер лотерейного билета и маршрута автобуса. Необъяснимое для учёного-дарвиниста желание следовать за ним, как за болотными огоньками. Указующий лай собаки-поводыря, как проблеск нездешнего света для зрячего, но слепого человека. Рекламный плакат в городе, как найденная иголка в стоге сена. «Имеющий глаза да увидит». Одиннадцать — «счастливое число» Грэя — знак греховности в христианстве, число вольного мышления, символ удачи для авантюристов, счастливое предзнаменование в нумерологии, предвестник выбора пути, порог просветления или безумия. Падение Алисы в нору Белого Кролика.

Грэй считает себя атеистом, но с удивительной осторожностью и тактом выбирает выражения в разговоре с Софи, придерживающейся противоположных взглядов на жизнь. «Физики и лирики»… У него образцы плоти в пробирках и подопытные звери в клетках, у неё убеждённость в том, что в прошлой жизни они были знакомы, и фотография кладбищенского каменного ангела с живыми глазами. Грэй ищет факты, но находит лишь тревожащие совпадения. Знаки, знамения ли это? Случайная любовница и взбалмошная девчонка неожиданно заполнила болезненную пустоту внутри. Одиннадцать – две единицы, двое, которые суть одно. «В конце концов, чтобы ощущать божественное начало, вовсе не обязательно верить в Бога», как писал Робер Мерль.

Перекрестье путей, мерцание возможностей. Двойственность и невозможность самостоятельно сделать выбор. Две женщины, две любви, две судьбы. Одиннадцать, одна и ещё одна. Разум или чувства. Соратница или милый ребёнок. Страсть или дружба. Любовь или брак. Боль утраты при любом исходе. Вместо волевого решения — нелепая и трагическая случайность вне причин и следствий. В жизни ты можешь лишь бросать игральные кости... Остаться с одной без возможности проститься с другой. Успешная, спокойная, сытая семейная жизнь, теряющая всю свою значимость от одного только запаха её духов. Безумная мечта, для осуществления которой можно пожертвовать всем. Сумасшествие, счастливо объединившее обе возможности. Сумасшествие ли? Вера, как и любовь, не требует разумных доказательств. Но как же мучительно больно, когда «кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства» (Николай Гумилёв).





1632
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2017 г. 01:38
Когда смотрел, был весьма разочарован тем что он ищет «переходное звено» для глаз. Чего искать-то? И этот аргумент про «малейшее повреждение» глаза...
Сразу понятно что режиссер будет «о духовном» вещать.%-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2017 г. 17:23
Shybzd
Как ни удивительно, спор креационистов с эволюционистами продолжается и сейчас, и аргумент про «малейшее повреждение» взят оттуда. Да, есть до сих пор такие люди. Фильм хорош, но был бы лучше, живи Грэй в одном веке с Дарвином. Сейчас он и его искания выглядят ещё более странно, чем в то время.

Вам в целом фильм понравился? Мне очень.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2017 г. 18:05
Дело не в Грее, а в режиссере. Ведь это же он придумывает что как и почему в фильме должно происходить.
Собственно странна сама постановка вопроса. Современные креационисты (католики) вполне признают эволюцию это и не мешает им верить.
Фильм больше не понравился чем понравился наверное из-за нечеткости высказывания, неопределенности.
Первая любовь героя «духовно богатая дева» с кредо «не все так однозначно», «есть что-то большее чем то что мы видим» и прочее пустое по сути своей философствование.
Ну и финал фильма так же пусто многозначен. То что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

девочка боится лифтов
ничего не объясняет и не доказывает.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2017 г. 19:27
Shybzd
Произведение, в данном случае фильм, я стараюсь не столько оценить, сколько понять. «Я — начало» не рассчитан на сугубо материалистический или идеалистический подход, он пытается их соединить, найти хоть одну какую-то точку соприкосновения (не найти так выдумать). Своего рода современный дуалистический пантеизм. Ещё здесь заметны веяния предположений, что всё сверхъестественное на деле ещё не изученное с точки зрения современной науки естественное. Сам художественный мир произведения не предполагает чёткости и определённости, он призван тревожить, вызывать сомнения, пересматривать знакомое, смотреть с других углов зрения. Безусловно, фильм рассчитан на романтиков обоего пола. Больше мистика, чем что-то другое, следом мелодрама. Никак не фантастика, да и не триллер. Но, опять же, это моё мнение.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 02:26
Согласен, фильм про СПГС :-)))
Этим как раз и не нравится
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 14:09
Shybzd
Что такое СПГС?

Кстати, Вы оценили, что фильм не даёт однозначного ответа и понимания? Он не навязывает свою точку зрения. Зритель сам волен решить, чем кончилась история. Решение Грэя — лишь его решение и выход только для него.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 16:13
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 16:22
Shybzd
Спасибо, конечно, но Луркмор и прочие подобные «олбанцы» — всего лишь одна из прослоек так называемой субкультуры, культурой не являющейся. Никогда не поднимаются выше уровня стёба. Опошлить можно всё, только зачем? Та же бритва Оккама куда полезней, но к себе любимому применять её мало кто решается.

Вот, ознакомьтесь в свою очередь: http://anthropologie.k...
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 18:28

цитата ХельгиИнгварссон

Спасибо, конечно, но Луркмор и прочие подобные «олбанцы» — всего лишь одна из прослоек так называемой субкультуры, культурой не являющейся. Никогда не поднимаются выше уровня стёба. Опошлить можно всё, только зачем? Та же бритва Оккама куда полезней, но к себе любимому применять её мало кто решается.

Вы как-то излишне нервно реагируете на любое несогласие или просто иное мнение.
СПГС — это аббревиатура, которая вышла за пределы «албанского» слэнга и давно вошла в вокабуляр обсуждений фильмов и книг.
http://posmotre.li/%D0...
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 18:52
Green_Bear

цитата

Вы как-то излишне нервно реагируете на любое несогласие или просто иное мнение.

Извините, но я не приветствую переход на личности. Обсуждение должно быть посвящено только фильму или эссе.

Всё же отвечая на Ваш вопрос, хочу отметить , что ничего «нервного» в моей реакции нет. С чего Вы взяли это? Моё отношение к «олбанскому» не переносится на Shybzd.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 18:54

цитата ХельгиИнгварссон

С чего Вы взяли это?

Извините, я не могу ответить, поскольку:

цитата ХельгиИнгварссон

Извините, но я не приветствую переход на личности. Обсуждение должно быть посвящено только фильму или эссе.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 19:41
Green_Bear
Спасибо, что понимаете. Если хотите, можете написать в личку.


⇑ Наверх