Семидесятилетняя история


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Толкователь» > Семидесятилетняя история «Часового». ЧАСТЬ 5: Что было после 1968 года?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Семидесятилетняя история «Часового». ЧАСТЬ 5: Что было после 1968 года?

Статья написана 11 февраля 21:01
Размещена в рубрике «Как издавали фантастику» и в авторской колонке Толкователь



Работа со Стэнли Кубриком прославила Артура Кларка. Но в какой-то степени также был прославлен и рассказ «Часовой» (англ. «The Sentinel»). Казалось бы, самое главное уже свершилось: появились шедевральные фильм и книга о космической одиссее 2001 года. Что же теперь остаётся на долю «Часового»? Архивы, библиотечные хранилища и забвение?

Итак, что было с рассказом «Часовой» после звездного 1968 года?


(Продолжение. Начало см. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4)


ЧАСТЬ 5: Что было после 1968 года?


<i>Это не обложка романа, как может показаться, а сборник «Expedition to Earth» (1968). «Часовой» особо выделен на обложке</i>
Это не обложка романа, как может показаться, а сборник «Expedition to Earth» (1968). «Часовой» особо выделен на обложке

<i>Сравнивая постер к фильму и обложку книги невозможно не заметить, что используется одна и та же иллюстрация. Конечно, это не случайность</i>
Сравнивая постер к фильму и обложку книги невозможно не заметить, что используется одна и та же иллюстрация. Конечно, это не случайность

Конечно, вышедший фильм Кубрика и следом опубликованный роман Кларка «Космическая одиссея 2001 года», пусть и не сразу, но засияли, будто двойная сверхновая звезда и свет этой яркой славы затмил «Часового», однако это отнюдь не стало смертью для рассказа. Например, издатели никак не могли обойти стороной факт очевидной логической цепочки: рассказ–фильм–роман.

Поэтому уже в 1968 году, вскоре после выхода фильма, на обложке сборника рассказов Кларка «Expedition to Earth» красовалась надпись, упоминающая о «Космической одиссее 2001 года», а для оформления книги беззастенчиво использовался рисунок постера к фильму. И хотя в этом сборнике 11 рассказов Артура Кларка, но на обложке особо упоминается только «Часовой» (если не считать названия книги). К тому же с годами в результате популярности «Космической одиссеи» (как фильма, так и романа) многие другие произведения Артура Кларка пользовались увеличением продаж, в том числе «Часовой».

Обобщая можно сказать, что рассказ «Часовой», хоть и не пользовался невероятной популярностью, но его продолжали издавать с завидной регулярностью в различных сборниках произведений Кларка, и он переводился на новые языки. С 1968 по 2004 годы не было ни одного года, в который где-нибудь не публиковался этот рассказ – в некоторые годы многократно. Рекордсменом стал 1974 год – 11 публикаций в течение года!


Признание заслуг

<i>«The Sentinel»: Иллюстрация к рассказу «Часовой» (1983, Леббеус Вудс)</i>
«The Sentinel»: Иллюстрация к рассказу «Часовой» (1983, Леббеус Вудс)
<i>«The Sentinel»: Готовая обложка сборника (1983)</i>
«The Sentinel»: Готовая обложка сборника (1983)
<i>«The Sentinel»: Эскиз обложки выполненный Леббеусом Вудсом</i>
«The Sentinel»: Эскиз обложки выполненный Леббеусом Вудсом

В конце 1983 года произошло еще одно значительное событие в биографии «Часового». Нью-Йоркское издательство Berkley Books задумало выпускать новую серию книг известных фантастов, и первым в их списке был Артур Кларк. Решили не переиздавать старые сборники, а сделать что-то новенькое. Концепция была следующей: для издания выбрали девять рассказов разных лет (1946–1981), чтобы показать широкий диапазон творчества Кларка. Многие из рассказов были со своей историй, как например «Ангел-хранитель» (переработанный в роман «Конец детства») или «Песни далёкой Земли /The Songs of Distant Earth» (не следует путать с одноименной повестью 1958 года, так как здесь другое произведение, написанное в 1979 году для Стэнли Кубрика как возможный фильм, который однако так и не был сделан). Но общим названием для всего сборника выбрали именно рассказ «Часовой» (The Sentinel). Чем не признание заслуг героя нашей истории?

К каждому рассказу Артур Кларк написал вступление, плюс предисловие ко всей книге. На последней странице обложки, в издательской аннотации говорилось: «Эта книга создана для книжной полки каждого читателя Артура Кларка и каждого любителя изысканной научной фантастики».

В качестве иллюстратора был привлечен известный в определенных кругах человек – Леббеус Вудс, американский архитектор-теоретик (профессор архитектуры) и художник. Он изредка иллюстрировал некоторые книги, выпуск каждой из которых становился своего рода событием. Архитектурные рисунки Вудса поражают своей смелостью и завораживают — их можно разглядывать бесконечно. Еще Леббеус Вудс прославился тем, что подал в суд на создателей фильма «12 обезьян» (1995), за то, что они скопировали одну из его работ, и в результате этого процесса выиграл шестизначную цифру в качестве компенсации. Также Вудса, как концептуального художника, привлекали для работы в фильме «Чужой-3» (он разрабатывал различные эскизы для возможных инопланетных колоний).

<i>«The Sentinel»: Специальное издание, без суперобложки (1984)</i>
«The Sentinel»: Специальное издание, без суперобложки (1984)
<i>«The Sentinel»: Специальное издание, передняя часть суперобложки (1984)</i>
«The Sentinel»: Специальное издание, передняя часть суперобложки (1984)

Почти одновременно с выпуском вышеописанной книги, это же самое издательство Berkley Books, опубликовало еще одно – специальное и дорогостоящее издание сборника «Часовой», ограниченным тиражом в 495 экземпляров, с личными подписями Кларка и Вудса в каждой книжке. Это был эксклюзивный тираж, каждая книга которого была пронумерована в типографии.

<i>Буклет с информацией о вечеринке в честь выпуска «The Sentinel» (02.11.1983)</i>
Буклет с информацией о вечеринке в честь выпуска «The Sentinel» (02.11.1983)

Выпуск сборника (как в рядовом, так и в эксклюзивном изданиях), позиционировался, как крупное издательское мероприятие Berkley Books. Чтобы отпраздновать выпуск книги, издательство в начале ноября 1983 года провело торжественный вечер, где была представлена сборная солянка из работ Леббеуса Вудса и Артура Кларка, а цветные телевизоры всю вечеринку непрерывно показывали запись фильма «2001 год: Космическая одиссея».

Также, как гвоздь программы, для собравшихся гостей прозвучало специальное сообщение от Артура Кларка – одноминутный телефонный звонок со Шри-Ланки через коммуникационный спутник. Сегодня это звучит убого, но тогда такой пассаж стал изюминкой вечера.



Краткая информация о первом сборнике, заимевшем на обложке название «Часовой»:

<i>Эти плакаты устанавливались в книжных магазинах</i>
Эти плакаты устанавливались в книжных магазинах
<i>Издательство Berkley Books также продвигало книгу с помощью больших плакатов, отправленых книготорговцам</i>
Издательство Berkley Books также продвигало книгу с помощью больших плакатов, отправленых книготорговцам
<i>ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЧАСОВОГО»:</i>
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЧАСОВОГО»:
  1. «The Sentinel», 1983. Издатель: Berkley Books, Нью-Йорк, 303 страницы (я понимаю, что должно быть четное число страниц, но пишу, как указано в справочной системе).

  2. Серия: Masterworks of Science Fiction and Fantasy. Выпуск серии организовал Байрон Прейсс.

  3. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Леббеус Вудс (12 рисунков).




Издание сборника «The Sentinel» в 1983 году стало пробным шаром. А после этого, конвейер заработал, и на английском языке (как в Америке, так и в Англии) были изданы более десятка сборников рассказов Артура Кларка, у которых название «Часовой» находилось на обложке.

Впрочем, в рамках исторической справедливости, необходимо отметить, что первый сборник с названием «Часовой» все-таки появился не на английском, а на итальянском языке – «La sentinella» в 1979 году. Тихо и без вечеринок.


Галерея «Часовых»: Обложки некоторых сборников выпущенных в 1983–2004 годы

(1983, 1984, 1986)
(1983, 1984, 1986)
(1985)
(1985)
(1991, 2000)
(1991, 2000)
(1995, Budapest)
(1995, Budapest)
(1996)
(1996)
(2000, 2004)
(2000, 2004)


(Продолжение следует)


ССЫЛКА для перехода к следующей части серии статей «Семидесятилетняя история «Часового»»


ПРИЛОЖЕНИЕ


Иллюстрации Леббеуса Вудса в сборнике «The Sentinel» (1983)


Спасательный отряд (Rescue Party)
Спасательный отряд (Rescue Party)
Ангел-хранитель (Guardian Angel)
Ангел-хранитель (Guardian Angel)
Ангел-хранитель (Guardian Angel)
Ангел-хранитель (Guardian Angel)
Двое в космосе (Breaking Strain)
Двое в космосе (Breaking Strain)
Часовой (The Sentinel)
Часовой (The Sentinel)
Юпитер Пять (Jupiter V)
Юпитер Пять (Jupiter V)
Юпитер Пять (Jupiter V)
Юпитер Пять (Jupiter V)
Беглец (Refugee)
Беглец (Refugee)
Солнечный ветер (Wind from the Sun)
Солнечный ветер (Wind from the Sun)
Встреча с медузой (Meeting with Medusa)
Встреча с медузой (Meeting with Medusa)
Встреча с медузой (Meeting with Medusa)
Встреча с медузой (Meeting with Medusa)
Песни далёкой Земли (Songs of Distant Earth)
Песни далёкой Земли (Songs of Distant Earth)





627
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 февраля 17:44 цитировать
Иллюстрации необычны.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 19:11 цитировать
А если в гугле набрать «Леббеус Вудс рисунки», то можно увидеть его архитектурные рисунки. Это нечто!




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх