fantlab ru

Артур Кларк «2001: Космическая одиссея»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
2464
Моя оценка:
-

подробнее

2001: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey

Другие названия: Космическая одиссея 2001 года

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 180
Аннотация:

Три витка на спирали развития человечества: питекантроп осваивает орудия труда, покоривший притяжение родной планеты человек осваивает Солнечную систему, человек будущего выходит за пределы бесконечности.

Торжество разума, триумф человека... И таинственные монолиты...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

«2001: Космическая одиссея» — научно-фантастический роман Артура Кларка, написанный в 1968 году на основе сценария одноимённого фильма, над которым писатель работал вместе со Стэнли Кубриком, и выпущенный после выхода фильма.

Сюжет большей частью основан на рассказе Кларка «Часовой» (The Sentinel), написанном в 1948 года для конкурса Би-би-си и впервые напечатанном весной 1951 года в журнале «10 фантастических рассказов». Первая часть романа, «В первобытной мгле», где Монолит обучает питекантропов, основана на рассказе «Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn, 1953).


Интересные факты:

Первое издание «Космической одиссеи 2001 года» в СССР в 1970 году было без последних глав, как раз и раскрывающих глубинную суть всей книги.

Считается, что фильм «2001: Космическая одиссея» является экранизацией рассказа «Страж» («Часовой») (The Sentinel, 1948). Кларк уточняет: <i>«Часто говорят, что «2001» сделан по рассказу «Страж», вошедшему под названием «Страж Вечности» (Sentinel of Eternity) в сборник «Фантазия из 10 историй» (10 Story Fantasy, 1951). Однако всё намного сложнее, и связь между ними такая же, как между желудем и дубом. Для фильма нужно было больше материала, и мы взяли кое-что из рассказа «Столкновение на рассвете» (Encounter in the Dawn). Но в основном сценарий фильма – совершенно новое сочинение, плод нашей со Стэнли [Кубриком] многомесячной творческой деятельности».</i>

Сценарий был переделан Кларком в роман без участия Кубрика, уже после создания фильма (издан в 1968 в США; переработанное издание вышло в 1994 с новым предисловием Кларка). Из чего можно заключить, что все переводы на русский сделаны с ранней версии, а переработанная в нашей стране не публиковалась.

=========

Между фильмом Кубрика и книгой Кларка существует значимое отличие: в книге действие происходит не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направляется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.

В продолжении книги, «Одиссее-2», Кларк также перенёс все предыдущие события с Сатурна на Юпитер.

=========

Заменив буквы HAL на следующие по порядку буквы латинского алфавита, получим знакомую каждому компьютерщику аббревиатуру IBM.

=========

Журнал «Молодая гвардия», 1970 г., № 8—10.

№8 — стр. 227-261; №9 — стр. 123-160 и 193-199; №10 — стр. 217-259.

В № 8 (на стр. 227), то есть в самом начале публикации романа – так сказать, на титульной странице – можно найти следующее примечание для читателя: «Печатается с сокращениями. Исключена часть первая и соответственно изменена нумерация глав». Далее в размере одного абзаца излагался краткий пересказ исключенной части. Публикация начиналась сразу с части II (которая называется «ЛМА-1»).

В целом, в трех номерах журналов содержится 37 глав (VI частей) романа.

Перевод Я. Берлина. Рисунки А. Плаксина, 12 штук. В №10 на стр. 260-262 (то есть на следующей странице после окончания романа) была напечатана статья Ивана Ефремова «О романе А. Кларка ,,Космическая одиссея 2001 года’’». (Такая же статья есть и в книге.)

=========

Серия статей «2001»

  1. 2001: Путешествие по ту сторону «Одиссеи» (1964–1966)

  2. 2001: Через тернии к «Одиссее» (1966–1968)

  3. 2001: Сателлиты «Часового»

  4. 2001: Конец и начало детства

  5. 2001: Имя для шедевра

  6. 2001: Как они выглядят?


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала "Новое Измерение" / Premios Nueva Dimensión, 1968 // Книга (Великобритания/Шри-Ланка)

Является новеллизацией:

«2001 год: Космическая одиссея» / «2001: A Space Odyssey» 1968, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик



Похожие произведения:

 

 


Космическая одиссея 2001 года
1970 г.
Сборник зарубежной фантастики
1991 г.
Космическая одиссея
1991 г.
Сборник зарубежной фантастики
1992 г.
Космическая одиссея
1992 г.
Ушедшие в Комарру
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Космическая одиссея 2001 года
2002 г.
Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.
2001: Космическая одиссея
2016 г.
2001: Космическая одиссея
2017 г.
Космическая одиссея
2017 г.
2001: Космическая одиссея
2018 г.
2001: Космическая одиссея
2018 г.

Периодика:

Молодая гвардия № 9 1970
1970 г.
Молодая гвардия № 8 1970
1970 г.
Молодая гвардия № 10 1970
1970 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец детства
2018 г.

Издания на иностранных языках:

2001: A Space Odyssey
1968 г.
(английский)
2001: L'odyssée de l'espace
1968 г.
(французский)
2001: Een Ruimte-Odyssee
1969 г.
(голландский)
2001 metų kosminė odisėja
1974 г.
(литовский)
2001: Odiseja u svemiru
1983 г.
(сербский)
2001: A Space Odyssey
1999 г.
(английский)
2001: A Space Odyssey
2000 г.
(английский)
2001: A Space Odyssey
2000 г.
(английский)
Odyssee im Weltraum
2001 г.
(немецкий)
2001: Космічна одіссея
2016 г.
(украинский)
2001: A Space Odyssey
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет назад я написал сюда раздражённую рецензию на роман Кларка, назвав его «нормальной новеллизацией культового фильма». Я был совершенно неправ по всем линиям. Во-первых, это не «новеллизация», роман писался параллельно со съёмками и Кубрик притормозил выход книги, постаравшись сделать так, чтобы сперва публика познакомилась с фильмом, а уж потом с романом. Во-вторых, хотя роман имеет тот же сюжет, что и фильм, это совершенно самостоятельное произведение с совершенно самостоятельными взглядами на излагаемые проблемы. То есть, роман хорош сам по себе, безотносительно фильма. С фильмом Кларк не спорит, но выстраивает интеллектуальный бэкграунд текста иначе, чем Кубрик. В-третьих, этот роман вовсе не «нормален». «Космическая Одиссея 2001» Кларка в самом деле стала прорывом в НФ, открытием новых горизонтов.

Можно сказать, что «Космическая Одиссея» заполняет промежуток между «нормальной» научной фантастикой и грандиозными космологическими построениями Олафа Степлтона. Как бы открывает «врата», за которыми простирается безграничная Вселенная Создателя Звезд.

В общем, замечательная, умная, красивая книга. Это не соперничество с культовым фильмом, а дополнение его.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга мне очень понравилась. Можно читать и как независимое произведение, так и в качестве обязательного дополнения к фильму Стэнли Кубрика. Фильм, на мой взгляд, тяжёл для понимания, умное кино лично я всегда воспринимаю с большим трудом. В книге же Кларк расставляет всё точки над i, идея здесь предстаёт во всей красе. Кроме изящных логических построений Кларк предлагает читателю изрядный объём научно-популярных выкладок.

И, разумеется, последовательное развитие человечества в стиле философов Нового времени — три витка спирали эволюции: питекантроп осваивает орудия труда, вырвавшийся из объятий родной планеты человек осваивает Солнечную систему, человек будущего выходит за пределы бесконечности. Красиво, да? Должно ли ложкой дёгтя тут смотреться участие таинственных Монолитов? Как знать, как знать... Одни читатели и слышать об этом ничего не хотят, другие покорно склонили головы в знак признания никчёмности человека как вида.

Кларк — это всегда масштаб, Кларк — он и сам подобен Монолиту. С первых же строк завораживает глобальность всего происходящего, фундаментальность проблематики. С первого же предложения, в котором рассказывается о том, что засуха на Земле продолжалась уже десять миллионов лет, становится понятно, что о таких мелочах, как тысячелетний катаклизм, Кларк и упоминать бы не стал.

А если серьёзно, то книга — безусловная классика, в которой переплетается несколько мотивов, ставших традиционными для НФ. И, между нами говоря, без труда угадываются сюжеты нескольких современных произведений: очень даже может оказаться так, что зрелая космическая фантастика вышла из «Космической одиссеи» подобно тому, как русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Под зрелой здесь следует понимать фантастику, изображающую космические технологии на уровне современного реализма, литературу, опиравшуюся на опыт космической гонки 60-х. Чтобы понять разницу, достаточно вспомнить, что в «Эдеме» у Станислава Лема космонавты, выбираясь из корабля, подкладывают под ноги стопку книг, а в «Фиаско» тот же Лем в наукоёмких выкладках описывает манёвры у чёрной дыры.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наше будущее среди звезд

Артур Кларк создал монументальное произведение, которое уже давно стало классикой и одним из столпов современной научной фантастики. Что интересно, сначала это был сценарий для фильма Стэнли Кубрика. Картина хорошо показала себя в мире, что привело к написанию романа на основе этого киносценария. Сразу хочется отметить, что фильм я пересматривал несколько раз, и он мало откликнулся в душе. Конечно же я понимаю, что картина известного режиссера сегодня является одной из важнейших работ в жанре научной фантастики, на основе ее были созданы многие будущие значимые работы. Но Космическая одиссея для меня — это в первую очередь именно роман Артура Кларка, который позволил под другим углом увидеть историю автора и проникнуться ею полностью.

Книга написана очень интересным языком. Неторопливое повествование погружает читателя в разные исторические моменты: времена первобытных людей, мир будущего. В каждый описываемый промежуток времени люди обнаруживают некие монолиты, что позволяют совершить человечеству своеобразные скачки в его развитии. Каждая отдельная часть повествует о том, как люди взаимодействуют друг с другом, их способы коммуникации. Особый интерес конечно же вызывает путешествие команды на космическом корабле к спутнику Юпитера и ее взаимодействие с компьютером HAL-9000 с искусственным интеллектом. Это одно из украшений произведения: взаимодействие человека и ИИ, которое продолжается на многих страницах. Кларк предлагает свое интересное видение сосуществования двух разных форм жизни.

Другой важной темой произведения становятся межличностные связи в первобытном обществе, которые описано не менее интересно. В завершающей трети произведения писатель демонстрирует выходящее за рамки человеческого понимание сущность, тем самым подводя итог — нынешний человек существует где-то в середине своего развития и однажды сумеет достигнуть абсолютно другого уровня, став нечто большим, чем просто материальное существо с планеты Земля.

Когда книга заканчивается, то все пазлы произведения складываются воедино, позволяя сделать выводы о всех поначалу неясных событиях в произведении. Открывается понимание того, что такое монолиты, какова роль человека. Автор заставляет читателей задаваться этим вопросом через представление своего мира, однако конкретного ответа так и не дает. Ведь эта тема скорее из области философии. Вряд ли кто-то решится дать исчерпывающий ответ, особенно видя наш переменчивый каждый день мир.

Особенно нравятся прогнозы Кларка о будущем. Ведь многие из них стали реальностью в нашем современном мире: победа компьютера над человеком в игре в шахматы, планшетные компьютеры, вертикальная посадка ракеты обратно на планету, открытие новых спутников планет-гигантов и многое другое.

«Космическая одиссея» обязательно запомнится своим неповторимым повествованием, интересным слогом и неординарным представлением прошлого, настоящего и будущего. Книга при этом может заставить пересмотреть цель существования всего человечества. Может быть, даже расстроит, предложив некоторые решения. Кто мы такие? Для чего мы существуем? Кто нас создал и какова наша миссия? Иной раз, задавая себе эти вопросы, сильно разочаровываешься, потому что видишь, что большинство людей в погоне за своим счастьем и существованием даже не задается такими вопросами в принципе, потому что их одолевают куда более приземленные проблемы и сложности, коих в последние годы стало куда больше: проблемы массовых болезней, войн, голода и многие другие. А Кларк пытается в своем произведении напомнить нам всем, что за этими сложностями, что человечество создает само себе посредством отдельных личностей и возможно неудачных экспериментов, существует куда больший мир, что однажды должен покориться людям, если только оно достойно этого.

9 из 10

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное дело — фильм Кубрика куда известнее романа Кларка. Кинокартина прочно вошла в масс-культуру, эпизод со взбесившемся компьютером-убийцей бесчисленное множество раз пародировался либо так или иначе упоминался. Но рискну утверждать, что роман Кларка и глубже и цельнее и, главное, гораздо лучше сбалансирован. Ибо тут чётко проговорены три основных темы — вмешательство «монолитчиков» в ход эволюции человека, бунт компьютера (важно, что объяснены причины, причём так, что ЭАЛа становится даже жалко) и, наконец, «конец детства» Дэйва Боумена. Отдельно хочется упомянуть грандиозные описания красот космоса — вид на Землю с Луны, систему Сатурна, Центр Галактики.

Великий, неустаревающий роман, в полной мере отражающий масштаб мышления Артура Кларка. Один из тех, прочитав которые, раз и навсегда влюбляешься в научную фантастику. А фильм всё же стоит переснять на новом техническом уровне и обязательно с Сатурном и Япетом. Ну и с новой датой в названии, что поделать...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно, если за великим фильмом стоит роман, то он не менее великий. И «2001: Космическая одиссея» — это как раз такой случай. Книга Артура Кларка и фильм Стэнли Кубрика стоят рядом, не оттеняя друг друга. Дело в том, Кубрик снял экранизацию еще не написанного романа, который был создан Кларком на основе сценария, написанного совместно Кубриком и Кларком. Получилось настолько здорово, что фильм с интересом смотрится и сейчас, а книгу читают и любят, если и меньше, то лишь самую малость.

Иронично, что книга, в названии которой фигурируют слова «космическая одиссея» начинается с жизни питекантропов (на самом деле – «ape-men», это в переводе они стали питекантропами). Читатель, открывающий для себя это произведение впервые, явно не будет ожидать такого. Тем не менее, это демонстрирует глубину проработки материала Кларком, который смотрел в будущее, не забывая о прошлом.

Итак, доисторическая Африка. Питекантропы обнаруживают черный монолит, явно инопланетного происхождения. Данное устройство начинает воздействовать на интеллектуальное способности питекантропов, ускоряя их развитие, а затем исчезает.

Проходят миллионы лет, и в 1999 году человечество обнаруживает еще один черный монолит, но уже под поверхностью Луны. Как только инопланетный артефакт извлекают и на него попадают солнечные лучи, он подает сигнал на Япет, один из спутников Сатурна (в фильме – на Юпитер). Естественно, люди снаряжают туда экспедицию.

И вот читатель уже следит за взаимодействиями пяти членов экипажа космического корабля и искусственного интеллекта. Уже на основе этого можно сделать отличный научно-фантастический триллер, и многие писатели останавливались на этой концепции, но Кларк идет дальше. Он демонстрирует персонажей-ученых, дает прогноз научному развитию человечества, причем довольно точный, многое из того, что предвидел Кларк, к 2001 году сбылось, да и конфликт с искусственным интеллектом использует как ступеньку развития сюжета, а не как его самоцель. И после этого он вновь не останавливается на достигнутом. Вся эта история буквально пропитана романтикой фронтира и исследования, открытия новых далей и горизонтов. Ну а идея следующей ступени человеческой эволюции, как показал ее Артур Кларк, настолько хорошо прижилась в научной фантастике, что встречается и используется до сих пор (у Питера Гамильтона, например).

Всем любителям научной фантастики книга, да и фильм, крайне рекомендуются к ознакомлению. Как говорится: «Это классика! Это знать надо!».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В советскую эпоху данный роман входил в обязательный «минимум» настоящего любителя фантастики наряду с «Марсианскими хрониками» Брэдбери и «Пасынками Вселенной» Хайнлайна. Перечитывая его заново, я поймал себя на мысли, что свежесть нельзя испытать дважды подряд — она первая и последняя одновременно. Сегодня эта классика уже кажется мне необычайно «сухой» и занудной, крайне тяжелой для чтения. Наверное поэтому я не читал ее, а слушал в записи. И понял, что не прогадал: в аудиоварианте роман заиграл новыми, доселе неведомыми красками.

О СЮЖЕТЕ

Проводя геологические изыскания на Луне, люди находят под ее поверхностью загадочный инопланетный артефакт, названный Монолитом. Для чего он нужен — не совсем понятно. Но землян насторожил тот сигнал, что артефакт направил в сторону спутников Сатурна. Было принято решение направить туда исследовательский корабль.

О НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ

Фантастика Кларка — одна из немногих, что можно на 100% назвать истинно-научной. Сюжет «Одиссеи» прост и незамысловат: описать будни экспедиции, летящей к далекой цели. Ничего по-настоящему фантастичного в нем нет — корабль вполне реальный от носа до клотика, экипаж занят обычной работой по исследованию космических объектов, никаких инопланетян в окрестностях Земли не наблюдается. Монолит — единственное фантастическое допущение, да и то весьма слабое: мы не знаем точно, как выглядят вблизи гиперпространственные тоннели. Все остальные космические объекты выглядят как в учебнике астрономии — мертвые лунные кратеры, рваные куски материи астероидного пояса, бурная атмосфера Юпитера и «окольцованный» дубликат планетной системы у Сатурна. Только вот описание Япета уже устарело и не соответствует действительности: найдено иное объяснение различий в альбедо его полушарий и, уж тем более, никакого Ока на его поверхности не обнаружено. Пожалуй, это единственные претензии к научности — всё остальное абсолютно достоверно. Может, именно поэтому роман не воспринимается как вымысел — скорее, как зарисовка из недалекого будущего. В силу этого, язык произведения больше напоминает научно-популярную статью на космическую тематику, нежели творение литературного жанра. При чтении определенно «режет глаз». Так сегодня уже никто не пишет.

О ГЕРОЯХ И НЕГОДЯЯХ

Герой в романе всего один, как, впрочем, и его антипод. Первый — конечно же, человек. Он не мыслил себя героем и стал им, фактически, случайно — по причине фатального сбоя корабельного «мозга». Вот этот самый «мозг» и есть единственный антипод главного героя. Каждый из них получает от автора свою долю внимания: человек — как и положено в подобного рода романах, машина — значительно меньше. Их противостояние длится недолго и заканчивается вполне закономерно. Хоть большинству читателей оно кажется ключевой частью сюжета, на самом деле это не так. Автор основной упор делает на процедуре Контакта с внеземным разумом — точнее, с его техническими проявлениями. Тот же исин не выглядит всемогущим и мудрым — это обычная машина, хотя и очень продвинутая. Ничего человеческого в ней нет. Поэтому ее поступок нельзя мерить человеческими мерками: вы же не будете судить автомобиль за то, что он хотел вас убить, устроив аварию на дороге! Увы, так ему повелел алгоритм... Не правда ли, вполне разумное объяснение проблемы «враждебности» искусственного разума?

О ЛИРИКЕ И ПАТЕТИКЕ

Слог романа, как я уже сказал, не совсем подходит для произведений подобного жанра. Читатель ищет в фантастике необычных приключений или, хотя бы, нестандартного взгляда на обычные вещи. А данное произведение больше похоже на статью из астрономического журнала. Интриги в нем маловато... Самое интересное начинается только с 25-й главы, а финал выглядит настолько нестандартным, что больше напоминает гимн человеческой сущности, выраженный языком поэтического символизма, чем реальное описание происходящего. По большому счету, после ТАКОГО финала продолжение обычно не пишут — оно может испортить всю затею целиком. Но Кларк рискнул — и написал. И правильно сделал, ибо оно получилось даже лучше оригинала (по крайней мере, фильм по нему получился лучше первой части).

-------------

РЕЗЮМЕ: настоящая классика космической оперы, выраженная языком НАУЧНОЙ фантастики. Лучше всего ее не читать, а слушать, просматривая космические фотопланы лежа на диване.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«2001: космическая одиссея» — произведение, написанное на основе сценария к знаменитому одноименному фильму Стенли Кубрика (в разработке сценария Артур Кларк, собственно, тоже участвовал).

Стиль Артура Кларка нравится мне куда меньше стиля великолепного Станислава Лема или, например, Айзека Азимова. Он слишком сухой, слишком холодный и обезличенный. Даже твёрдую научную фантастику можно подавать красиво, увлекательно, живо, что доказал тот же Станислав Лем. А Артур Кларк — это набор фактов, перемежающихся с безусловно интересными идеями.

Минусы на этом не заканчиваются. Роман, который вполне можно назвать повестью, маленький, но даже при таком объёме автор ухитрился сделать его затянутым. В частности, это касается начала — питекантропов. Возможно, это — дань фильму, где на протяжении долгих, нудных, скучных минут нам показывают жизнь предков человека, а может, автор хотел добавить побольше страниц. Но если в начале фильма не даётся абсолютно никаких объяснений, то начало книги ими пестрит, что убивает всю атмосферу. Питекантропы показаны читателю со стороны, словно диктор из нашего времени ведёт о них передачу.

Несмотря на то, что книга фактически является дополнением к фильму, они всё же различаются — той самой атмосферой, упомянутой выше. Фильм очень сложен для понимания. Многое остаётся сокрытым от зрителя, и вполне намеренно. Таинственность, непостижимость тайн космоса — всё это сполна можно прочувствовать во время просмотра. В произведении Артура Кларка таинственности нет. Он скрупулёзно разжёвывает всё, что было непонятным в фильме. Не чувствуется в тексте чудовищной угрозы от искусственного интеллекта, с которым случился психоз на фоне противоречий в программе. Не чувствуется чуждости иной цивилизации, настолько всеобъемлющей, что человеческий разум не в состоянии её постичь. Не могу не сравнить с тем же Станиславом Лемом, который ухитрялся так описывать иные цивилизации, что дух захватывало. Ну и, в довесок, персонажи-пустышки, которые, очевидно, автора абсолютно не интересуют — декорации космоса ему куда интереснее.

Глупо судить об авторе по одной-единственной маленькой книге, поэтому безусловно буду читать его дальше, но конкретно этому произведению — 7 монолитов из 10. Осилить можно буквально за два часа, но лучше читать после просмотра фильма. Отдельно хочу попинать издание Эксмо, 2018 года. Вы серьёзно не можете в книге на триста страничек опечатки выловить?

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман единственного сериала от Артура Кларка рассказывает о контакте человечества с иным разумом. Неторопливое, в фирменной манере автора, повествование рассказывает нам про находку на Луне первого материального доказательства существования внеземной цивилизации и последующую экспедицию к Сатурну, куда был направлен сильнейший энергетический импульс артефакта с Луны.

Темп очень спокойный даже для Кларка, роман можно назвать созерцательным, большую часть повествования ничего экстраординарного не происходит, описываются будни двух астронавтов, красоты космоса и планет со спутниками — Юпитера, Сатурна и система колец. Но в концовке произведения автор с лихвой навёрстывает упущенное, бросая главного героя Дэвида Боумена в круговорот необъяснимых и недоступных для человеческого понимания событий. Не зря Кларк говорил, что если зрители кинофильма (и как следствие читатели) поняли и осознали всё происходящее до конца, то весь его замысел с треском провалился, ведь Кларк и Кубрик хотели задать больше вопросов чем предоставить ответов.

Скажу пару слов о кинофильме. В целом он соответствует книге (хотя скорее наоборот), есть некоторые различия, самое заметное — «Дискавери» летит к Юпитеру, а не к Сатурну, в первую очередь из-за того, что Кубрику не удалось бы достоверно воспроизвести систему колец Сатурна.

Рекомендую всем поклонникам Кларка и любителям «твёрдой» НФ. Немного завидую тем, кто ещё не знаком ни с книгой, ни с фильмом, уверяю, вы получите непередаваемое удовольствие, так что обязательно читайте книгу и смотрите фильм.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика и эталон твёрдой научной фантастики. Читал ранее, спустя 14 лет перечитываю. Очень заслуженно А. Кларка называют великим предсказателем и футурологом, нашёл ещё одно его предсказание, которое сбылось уже после того как я первый раз прочитал роман. Какого же было моё удивление когда перечитывая роман в 2020 г. я прочитал про ракетную ступень носитель которая возвращается на стартовую площадку, для многоразового использования. Это наше настоящее, та технология которую сейчас использует компания SpaceX, предсказание из далёкого 1968 г. Читая описание технологий и описание космической экспедиции задаёшься вопросом, а ведь в будущем все может происходит именно так или приблизительно так, как это описал А. Кларк. И конечно, как и во многих работах автора, особенную таинственность роману придаёт загадочный и могущественный экзоразум. Резюммруя хочу сказать, что это классика жанра на все времена.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала был рассказ «Часовой», его Артур Кларк написал в 1951 году, и речь там шла о таинственной пирамиде, обнаруженной астронавтами на Луне. При ближайшем рассмотрении оказалось, что артефакт внеземного происхождения и едва люди приблизились к нему, что-то там внутри сработало, как предохранитель, который был запрограммирован на то, что к пирамиде приблизятся разумные существа.

Затем, много позже, в 1968 году писатель создал свою монументальную Космическую одиссею-2001 в виде киносценария, а когда после экранизации Стэнли Кубрика стало ясно, что история пользуются успехом, Кларк издал сценарий в виде романа и расширил его до цикла из четырех произведений. Впрочем, последующие его работы хоть и были занятны, особенно вторая Одиссея, но так и не смогли повторить ошеломительный успех и превзойти художественное значение пилотного романа.

В недалеком будущем, по мысли фантаста это должен был стать 2001 год, люди обнаружили на Луне странный артефакт виде большого черного монолита, толщина, ширина и высота которого соотносились друг к другу как 1,2 и 3. Едва земляне начали исследовать странную находку, она исчезла, а затем, через некоторое время аналогичный, но гораздо больших размеров монолит был обнаружен на орбите Юпитера. Человечество принимает решение – снарядить космическую экспедицию, чтобы добраться до монолита и исследовать его…

Артур Кларк – самый универсальный научный фантаст во всей зарубежной литературе XX века. Если другие выдающиеся писатели сосредотачивали свое внимание на каких-то отдельных темах (Азимов на роботах, например), Кларк писал обо всем, причем в глобальных масштабах пространства и времени: если уж про будущее, так на миллионы лет вперед, если уж про космос, так в масштабах всей галактики. Поэтому неудивительно, что действие «Космической одиссеи» разделено на несколько последовательных этапов, и каждый из них все более масштабен и глобален, а к концу действие и вовсе переносится за пределы существующей вселенной.

Основная тема романа – существование внеземного разума, причем в обязательном контексте с нашим. Кларк представляет свою версию появления человека на планете Земля: мы – плод глобального эксперимента, дети, едва научившиеся ходить, но уже тянущие ручонки к звездам. А монолиты, проводники человека в загадочной вселенной, служат маяками, отмечающими, что наша цивилизация достигла определенного этапа в своем развитии. Здесь автор с упоением и увлечением описывает достижения будущей технологии, делая целый ряд предсказаний, большинство из которых уже сбылись.

Что касается идейного наполнения, пределы воображения и глубина поставленной проблемы, конечно, поражают. Кларк не стал ходить вокруг да около, а описал – максимально реалистично – каким может быть проявление внеземного разума по отношению к человеку, и соответственно каким будет контакт. Причем не одномоментный, а длящийся многие годы, столетия и даже, как показывает последний роман цикла, тысячелетие. Парадокс, но этот самый божественный разум так нигде разу и не засветился — нигде в цикле романов Кларк не дает нам портрета загадочных существ и мы можем довольствоваться лишь плодами их деятельности. Мощь их безгранична, подобна божественному проявлению, но кто они такие и как выглядят, остается загадкой. И правильно, потому что основное внимание Кларк сосредоточил на человеке, постулируя центральные вопросы:

«Кто мы и каково наше место во вселенной»?

На эти вопросы вы не найдете ответа в книге.

Но вы обязательно задумаетесь над самим удивительным фактом существования на этой прекрасной голубой планете разумного мыслящего существа. Неужели все мы – продукт спонтанных мутаций? Или все-таки кто-то или что-то создало нас с неведомыми целями?

Кто знает.

Вероятно, ответ находится где-то там, среди звезд.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Артур Кларк, без сомнения фигура культовая и значимая для мировой фантастики, входил в, так называемую, «Большую тройку», вместе с Хайнлайном и Азимовым. Писатель, который стоял если не у истоков фантастики, то чертовски близко к ним. В 1968 году, Артур Кларк вместе с не менее культовым Стэнли Кубриком сняли «Космическую одиссею 2001 года» — фильм, послуживший новой вехой развития кинематографа и кинофантастики в частности. А сразу после премьеры мир увидела официальная новелизация фильма, написанная Артуром Кларком на основе своего же сценария.

Мне было скучно.

Сюжет крутится вокруг странных монолитов, созданных инопланетной расой, которые подтолкнули человечество, тогда еще пещерное, к эволюции. Один из монолитов предтечи оставили на Луне и, спустя 3 миллиона лет, уже достаточно развитое человечество его нашло. Следом за отправленным монолитом сигналом, который отследили до Сатурна, отправляется «Дискавери» — корабль с двумя бодрствующими и тремя спящими в анабиозе членами экипажа, оснащенный искусственным интеллектом ЭАЛ.

Автор описывает достаточно правдоподобное будущее – международная база на Луне, газетные планшеты, космические корабли, тот же ИИ. Ощущения наивности, которое часто присуще классической фантастике, нет и в помине. Все строго, четко, по существу. Но от этого не менее скучно.

Прочтение больше напоминает экскурсию, когда экскурсовод спешит по делам, но надо отработать деньги. Он бежит вперед, на ходу что-то рассказывая и показывая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Вот тут у нас экскурс в прошлое.

— А кто?..

— Не важно! Здесь у нас база на Луне и странный монолит.

— Как же?...

— Не отвлекайтесь! Тут у нас сошедший с ума ИИ.

— Но ведь…

— Какая разница! А вот здесь у нас другая галактика.

— А что это такое?

— Концовка!

— Но я не понял…

— Не имеет значения! Все, я убегаю!

— Но ведь...

— Убегааааюююю!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самый интересный эпизод с убийством экипажа достаточно короткий, и заканчивается банальным «выдергиванием шнура».

По поводу концовки. То ли Кубрик, то ли Кларк сказали, что если человек после просмотра фильма встанет и скажет, что все понял – фильм они сняли зря. И с этой точки зрения выходит, что и книгу они написали не зря.

Итог.Неплохой роман, с большим количеством интересных идей, которые, к сожалению полностью не реализованы. Опять же, перефразируя фразу друга «Надо было читать, когда вышло», а так… Для знания классики – мастрид, для остального – сложно сказать.

П.С. Возможно, не будь это новелизацией, все пошло бы по-другому. Но книга больше напоминает калейдоскоп эпизодов, чем цельную вещь.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На протяжении всего своего существования человечество неустанно ищет ответы на вопросы о происхождении жизни, нашем предназначении, роли разума во Вселенной. Сложно представить, что из какой-то ничтожной клетки, плававшей в органическом бульоне, может появиться такое высокоорганизованное, сложное существо, как человек. Идея бога, вмешательства в процесс эволюции некого Высшего разума или представителей иной цивилизации — эти бездоказательные на сегодняшний день теории развивались и трансформировались на протяжении сотен лет истории, но никогда не уходили в небытие. Свою версию возникновения и развития человеческой цивилизации в романе «Космическая одиссея» представил известный британский фантаст и учёный А. Кларк. Книга получилась действительно эпичной — от проработки технических деталей до философских размышлений текст вызывает эффект полного погружения и оставляет неизгладимое впечатление, позволяя причаститься великих тайн, что скрывает Вселенная.

По структуре роман состоит из шести частей, первые две из которых являют собой предысторию к основному сюжету — научно-исследовательской миссии корабля «Дискавери», впервые отправившегося к орбите Сатурна через пояс астероидов и Юпитер. Довольно интересный подход — начать повествование с доисторических времен, показать небольшое племя питекантропов, ведущее суровую борьбу за выживание. Первые робкие шаги от животного состояния к человеку разумному — могла ли прямоходящая обезьяна совершить их самостоятельно или потребовался некий внешний толчок? Трудно представить насколько сложной была сама идея использовать палку в качестве оружия для дикого, ещё не разумного существа. Заготовить добычу впрок, а не сожрать на месте лучшие куски, оставив большую часть мяса падальщикам — элементарная мысль, но лишь для существа, руководствующегося логикой, уже познавшего свет разума — такие незначительные достижения были гораздо важнее изобретения пороха или компьютера в будущем.

Познакомив нас с событиями седой древности, автор тут же переносит читателя в космическую эру — человечество уже вышло из земной колыбели, отстроило лунные базы и увлеклось исследованием Солнечной системы, готовя первую в истории экспедицию к Сатурну. Что общего между событиями далекого прошлого и ближайшего будущего становится понятно не сразу, автор раскрывает карты постепенно, заинтересовывая и интригуя читателя. Авторитетный ученый и научный консультант НАСА доктор Флойд получает срочный вызов на Луну — его миссия окутана ореолом высшей степени секретности и только избранным известно, что же произошло на земном спутнике, официально закрытом на карантин. Полёт Флойда на Луну с промежуточной остановкой на орбитальной станции описан в мельчайших подробностях и производит полное впечатление достоверности. Внешний вид челнока, интерьеры станции, еда и развлечения во время перелета, описание невесомости — всё продумано до малейших деталей.

По прошествии лет интересно сравнить, какие прогнозы автора осуществились, а какие пока не очень. Жаль, конечно, но пока мы не построили лунных баз, не долетели даже до Марса, что уж говорить о Сатурне. Автор не мог предвидеть, что Советы сойдут с политической арены вместе со своей космической программой, а ведь если бы история сложилась иначе, то всё описанное в романе вполне могло бы состояться. Сейчас надежды связываются с развитием частной космической инициативы, но уверенность в том, что человечество рано или поздно построит орбитальные станции для туристов, создаст базу на Луне — есть. Хотя некоторые предсказания автора сбылись с поразительной точностью, например, массовое распространение планшетных компьютеров с беспроводным интернетом — устройство, которое использовал доктор Флойд, читая в полете новости, теперь доступно каждому желающему. Ощущение достоверности во время чтения не покидает, местами кажется, что читаешь не фантастический, а документальный роман.

Основная сюжетная линия также подается с массой научно-технических подробностей — в деталях описан внешний вид космического корабля, устройство внутренних отсеков, распорядок дня астронавтов дается буквально по часам. Как они проводят свободное время, питаются, работают и даже ходят в туалет — как будто реально побывал на экскурсии. Отдельная глава посвящена размышлениям о перспективах космических полетов — проблема звездного ковчега, анабиоза, искусственного интеллекта, преодоления скорости света — автор ничего не забыл, рассказал обо всём. Особо хочется сказать об описаниях космических просторов, звёзд и планет — романтика холодного космоса и точность научных описаний сливаются воедино, ощущаешь себя пассажиром космического корабля, наблюдающим все эти красоты в объёмный иллюминатор. Однако автор не ограничивается производственной частью, постепенно переключая течение сюжета в русло напряженного триллера. Ориентируясь на свои ощущения, могу сказать, что скучать мне не пришлось ни на минуту, автор чётко ощущает в какой момент можно снизить ритм повествования, а когда напротив заинтересовать читателя, добавить напряжения, подбросить новую интригу. Я уверен, что всем, кто по-настоящему любит космос, роман придется по душе, для остальных же читателей он может показаться скучным.

Напоследок автор приготовил главный сюрприз, и хотя финал остается открытым, чувства недосказанности не возникает, в данном случае это правильное решение — слишком велика и непостижима для человеческого разума тайна, явленная в начале. Признаюсь, что изначально к чтению романа меня подтолкнула концовка его экранизации из которой я ровным счетом ничего не понял — какой-то психоделический бред наркомана, вырвиглазно-сюрреалистический видеоряд, который не вызвал ничего, кроме разочарования. К счастью, благодаря книге всё стало на свои места, и авторская мысль стала понятной. К слову, в первом русскоязычном издании отсутствуют последние главы с 45 по 47-ую, но благодаря Н. Галь концовка была переведена, и теперь можно достоверно узнать финал истории капитана «Дискавери». По глобальности замысла, глубине поднимаемых тем этот роман можно смело ставить в один ряд с «Солярисом» С. Лема — любители умной космической и философской фантастики обязательно оценят эту книгу по заслугам.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я понимаю, книга культовая. И обычно я стараюсь избегать такой литературы, она редко оправдывает ожидания. Во всяком случае мои.

Знаменитый фильм Стенли Кубрика я начинала смотреть и бросила, не понравилась надуманность и «загадочная» мутность сюжета. Однако, при этом фильм вспоминался и решила попробовать книгу, ведь печатное слово имеет свои преимущества. Окончательно же меня подвигла книга воспоминаний Алексея Архиповича Леонова («Время первых»), где он очень хвалит этот роман. Вообщем взялась.

Итак, это научная фантастика, состоящая из трех частей и все эти части достаточно разрозненные, склеенные между собой лишь загадочным черным монолитом.

В первой части человекоподобные обезьяны, которые начинают эволюционировать благодаря вмешательству неких разумных сил в виде монолита. Они из собирателей вегетарианцев вдруг превращаются в хищников, берут в руки/лапы первое оружие и расправляются с различными врагами, а так же решают проблему голода и вымирания. Вообщем рассмотрена одна из теорий возникновения и эволюции человека. Не самая основная, но вполне себе жизнеспособная в некоторой части общества, теория внешнего вмешательства.

Вторая часть книги — обнаружение на Луне черного монолита. Стремление американских ученых в строжайшей секретности разобраться что это такое и к чему оно. На мой взгляд, самая не проработанная и непонятная часть. До конца так и не понятно, что же это за монолит, зачем он нужен на Луне, кто его оставил? Неужели просто как источник сигнала, что существа эволюционировали и вышли за пределы своей планеты? Вообщем у меня осталось больше вопросов, чем ответов.

Третья часть о полете к Сатурну корабля «Дискавери». Все вроде бы хорошо, есть проблема разумности машин, есть команда космонавтов, ой, простите, астронавтов, есть основное и секретное задание. При этом есть и трагедия в виде гибели почти всех членов экипажа, кроме командира. Но тут сюжет опять делает кульбит и оказывается, что все это не важно и речь-то вовсе не об этом. Снова монолит. Правда с ним все более или менее понятно, это звездные врата. После них начинается самое загадочное, намек на следующий этап эволюции, когда разум выходит за пределы тела или что-то в этом роде. Тут все не менее туманно чем в фильме и множество недосказанностей, понимайте в меру своей фантазии.

Вообщем сюжет так же мутен как и фильм, развивается он дергано и в тоже время неспешно. В шутку называю такие книги «концептуальными» и обычно избавляюсь от них, благополучно забывая. Так почему же я поставила высшую оценку?

Книга красивая. Красота её ограничена лишь Вашей фантазией. Артур Кларк, очень красиво описывает космос. Любите Вы смотреть на снимки космоса, туманностей сделанные телескопом Hubble? А фантастические картины художников на тему космических красот? Вот этой красоты и полно в книге. Видимо моя буйная фантазия отозвалась на слово и стиль Артура Кларка и пока я читала в голове возникали очень красочные, великолепнейшие картины планет, звезд и созвездий. Вот за них, а не за сюжет, я и поставила наивысшую оценку.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман структурой немного напоминает Академию Азимова.

Первая часть нам показывает отощавших умирающих от голода первобытных людей. И тут случается ОН — параллелепипед. И воздействуя на одно из племён «научил» их жизни. В итоге и леопарда, который постепенно поедал племя, убили, и другое племя приструнили.

Допущение слабоватое, но это одна из теорий, причём вроде как из научных, что было таки воздействие, не обошлось без иного разума. Пусть. В принципе эта часть интересна, коротка и закончена.

Следующая часть начинается с НЕГО. Только в этот раз его нашли на луне. Откопали, а он сразу послал сигнал, очутившись на поверхности. Вот именно этот эпизод, что прибор спрятали только для того, чтобы его нашли, мне очень понравился. Менее понравилось, что найдя прибор срочно изолировали всю колонию на луне и объявили там вирусную опасность. Если учесть, что не вся луна под их юрисдикцией и своим стремлением не привлекать внимания, они ещё больше разожгли интерес, то попытка скрыть провалилась. Но эта часть тоже закончилась быстро, так что не существенно. Ещё понравился прообраз планшета для чтения газет и фраза об этом электронном устройстве:

«Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание.»

Понравилось отношения с русскими.

Третья часть началась с того, что к Юпитеру отправили экспедицию. Двое в действии, трое в анабиозе. Вот по поводу анабиоза, без претензий к автору, но что-то мне очень слабо верится в его возможности. Такая заморозка, даже, если тело его перенесет, что вряд ли, то мозг, сомневаюсь. Слабоумие обеспечено. Ну это мелочи, дальше пошёл драйв.

Робот сошёл с ума. Естественно, у него есть имя и он очень всех любит, но то ли решил поиграть, то ли пошутить, то ли просто ошибся, а признаваться не захотел, (очень по человечески) и убил всех, кроме главного героя. А ГГ отключил его до состояния — простая железяка и дальше полетел.

А вообще, удивительно, когда герои улетали их конечно провожали, хотя никто не обещал ждать. Хотя связь работает с задержкой максимум час. Ни одна девушка не согласилась ждать их пару-тройку лет, как то очень не по-человечески. Хотя сколько семей даже сейчас живут вместе, но в разных городах и странах. Возможности есть, но время и деньги делают невозможным частые встречи, но при этом семьи не распадаются и даже, не все изменяют. Это я ещё про моряков дальнего плаванья не вспомнила, а тут космический век, корабли бороздят просторы, а девушки не хотят ждать героя. Печаль.

В общем, герой остался один, но с кораблем и миссией. И тут вдруг и оказывается, что он ничего о ней не знает. Здесь мне тоже отказала логика или автору, потому что о настоящей миссии знали только те трое, что находились а анабиозе. Смысл так скрывать? Интрига...

В общем, героя посвятили и он продолжил путь. Хотите узнать, что он нашёл? А вот не буду рассказывать. Было много описаний красот космоса, немного астрономических сведений.

И в конце был конец. Немного странный, как и вся книга. Там тоже логики мало. Одна из запомнившихся странностей — герой в странном месте решил выпить воды из под крана и выплюнул, потому что она была дистиллированной. Потом зачем-то мужественно снова наполнил и выпил целый стакан. Вот мне интересно, ему на корабле подавали минералку, или артезианскую...

А так ничего

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я прочитал Одиссею-2, так вышло. и она мне очень понравилась. Разумеется, как только представилась возможность, я прочитал и Одиссею-1 (данное произведение). Но оно мне понравилось меньше. Скучнее. Да, «Одиссею-2» я читал не отрываясь, а тут — можно и оторваться. Хотя, конечно, интересно. Но надо читать все же в правильном порядке: знание о том, что будет дальше, наверно все же мешало восприятию...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх