Сальваторе Роберт Темный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Сальваторе Роберт. Темный эльф.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сальваторе Роберт. Темный эльф.

Статья написана 19 октября 2009 г. 19:31

Сразу предупрежу: я тоже презираю беллетризаторов. Но они все-таки бывают разные. Были постсовдеповские Секретные материалы, и был Сальваторе. И одно дело – писать книги по сериалам, а другое – по миру игры. Тем более, что сам Сальваторе тоже создал часть этого мира, Мензоберранзан, родину Темного эльфа Дзирта.

Если Вам вдруг хочется темного фэнтези, а под рукой нет Кука, можете смело браться за Темного эльфа. Но, если Кук под рукой все-таки есть (я о Темном отряде, конечно), все остальное покажется полумерой.

В первую очередь могу сказать, что я давно не читала настолько качественно написанных книг. Души порывов, конечно, немного, равно как и славянской неустроенности, а вот грамотность – есть. Все ружья стреляют, рояля – ни единого. Такая ситуация вначале даже изумляет, ибо, привыкнув к практически тотальной безграмотности даже маститых авторов, а не обязательно МТА, уже начинаешь искать подвоха за каждым абзацем.

Вообще-то Темный эльф – это трилогия, но мне показалось, что лучше все-таки разбирать ее вместе. Но по частям. Первую часть можно назвать более красочной, с оригинально прописанным миром, не имеющим особого отношения к Забытым королевствам, как я понимаю, ну, если не считать того, что он под этими самыми королевствами. Красота Мензоберранзана, его нелогичность, удивительная социальная структура и странная теология захватывают с головой и с лихвой компенсируют местами хромающую читабельность. Хромающую, потому что изложения а-ля баллада или хроники дается Сальваторе не очень легко, и не то чтобы в ущерб динамике, а скорее в ущерб восприятию произведения.

Дроу, темные эльфы, чуть ли не самые злые существа в этом мире, но ГГ – исключение. Тут некоторые недоработки, потому что непонятно, с какого перепугу он такое исключение. Нет, автор причину этому нашел, и не одну, его вообще на недоработках поймать практически невозможно, но, как в том анекдоте «умом этого постичь невозможно». Ну вот такой ГГ особенный. У ГГ вообще часто такое случается, они, как правило, особенные. А обычный ГГ – это уже клеймо мастера. ;)

Но Сальваторе до мастера еще писать и писать, причем желательно отсебятину, а не на заказ, тогда, глядишь, и научится создавать обычных ГГ. Или хотя бы более основательно аргументировать. Он же ж, наверное, не думал, что разбирать его опусы будут на постсоветском пространстве, где люди душой должны понять почему вот так вот, и парой отписок тут не отделаешься… Но, с другой стороны, нашим читателям, привыкшим к халтуре местных МТА, грамотным авторам многое можно простить.

Видно, что к поставленной задаче автор подошел ответственно и мир описал не сказать чтоб «как на заказ», а таки на заказ. ;) Ну да мир разбирать будем в оценках.

Много раз, когда мне казалось что я нашла таки ляп, тут же к этому ляпу прилагалась отписка, превращая его в сюжетный ход.

Так в первой части нам показывают попытки личности бороться с системой. Как нормальные люди, живущие на постсоветском пространстве, мы лучше любых капиталистов знаем, чем такие попытки заканчиваются. А кто на своей шкуре не просек, мог эту же идею наблюдать у Капитана в неслабо долгих метаниях Фесса. Дзирт соображает лучше, потому к концу первой книги, осознав бесплодность попыток и чуть порефлексировав, сбегает с родины куда глаза глядят.

А глазам глядеть особо некуда – пещеры, да глубины. Правда, даже в фэнтезюшном мире слабо верится в такое количество подземных пустот, ну да всегда ведь можно считать их волшебными. Просело б иначе на фиг.

Десять лет Дзир шляется по туннелям вместе с верной Гвенвивар – это по типу наших барсиков, только побольше. Пантера волшебная. У нас один такой есть. Черный и хороший. Кличут дракот Буз. Но Гвенвивар все ж лучше – она полдня здесь, два дня в астрале. И пропитание сама себе выбирает, и, опять, поднос за ней убирать без надобности. Вероятно, за этим делом в астрал и шастает. Чаще ее беспокоить нельзя – слабеет. Вот эту кошку, кстати, можно назвать минусом. «Слишком хорошо, чтобы быть правдой» или хотя бы казаться таковой. Карлсон, между прочим, гораздо реалистичнее. А то где б таких красивых, умных, боевых, преданных, сильных, добрых волшебных зверушек раздавали? Дык я первая в очереди! Даже перновских драконов, и тех кормить надо было. Да и гадили они тоже прилично. А здесь – нет, что вы, идеальных друг. Еще и молчит все время. Я ж говорю – минус. Или это представление Сальваторе об идеальной жене? Не зря ж кошка дамского полу.

Но, в общем, компанию она Дзирту составляет, слушается и спасает его иногда, когда сам не справляется.  Будем считать, что он натырил в нете кодов. :D

По ходу с трудом, но, доказав свою безвредность, ГГ поселяется в городе гномов, потом попадает в рабство к мозгоешкам, потом снова к гномам, кучу праздношатающегося народу встречает и заканчивает вторую часть тем, что, оставшись один-одинешенек, выбирается на поверхность.

Вот третья часть уже идет хуже. Очарования подземного мира уже нет, есть непрекращающиеся попытки ГГ доказать миру, какой же он хороший. Ага, а Дольф Лунгрен долго доказывал Голливуду, что у него сколько-то верхних образований, и, кажись, ученая степень, ага, и семь языков он знает – без албанского. ;). Но какая ж может быть степень с такой рожей? ;) «Всегда быть в маске…»

И в третьей части уже поболе заказным душком попахивает. Слишком долго, нудно и с напрягом автор объясняет нам, кто такие следопыты, какие у них умения и чего они из себя представляют. По ходу причисляет к ним ГГ. Т.е. создает персонаж «из того, что было». У меня ассоциативно Дзирт с лесным народом не увязывается, потому поверилось слабо, ну да ладно.

Заканчивается тоже все хорошо, приобретением очередных друзей. Мучают только воспоминания, что остальных-то он растерял. Думается: а, может, ну их? Может, лучше не заводить? ;)

Оценки.

Итак, разберем оценки.

1. Мир Сальваторе не принадлежит, но описан здоровски. В него просто ныряешь и чувствуешь вокруг стены Подземья, да и почти не описанная Ллос, Паучья королева, стоит перед глазами. Черно-синие тени ложатся на обозреваемый мир, иногда мелькающий сполохами теплового зрения. Хорошая работа, десять.

2. Читабельность, как я уже говорила, была бы лучше, если бы автор настолько буквально не воспринял задачу создания эпоса. Это у Капитана тоже присутствует такой недостаток, им обоим лавры Нестора-летописца покоя не дают. Только товарищи забывают, что Повесть временных лет – абсолютно не бестселлер. Девять читабельности – и это я не про Повесть.

3. Герои отличные. Некоторое количество встречающихся по дороге гномов, дроу в Мензоберранзане, да все встречные чудики очень образны. Перечислять их как-то глупо, но вот вереницей стоят перед глазами и иногда заговорить пытаются, да еще и ножкой притопывают. Очень экзотично, «темнофэнтезюшно», можно смело ставить десятку и считать героев соответствующими должностям.

4. Идея, конечно, есть: «за мир во всем мире», потому в процессе прочтения неоднократно задавалась вопросом, не блондинка ли автор. Потом вспоминала, что он таки мужик, да еще и брюнет, и сильно удивлялась. Больше единицы за это поставить нельзя. Ну, может, двойку за то, что идея легко обнаружаема.

5. С душевностью еще хуже. Она пересекается с идеей и вызывает сомнения в правдивости повествования. Нет, не надо мне говорить, что темных эльфов не существует. Это не имеет значения. Если уж взялся про них писать, я должна поверить, что они есть. И именно такие, какими ты хочешь их показать. А у меня в голове логическая картина мира не складывается с описанной картиной. Я даже не могу это толком объяснить. Это как если перепутать два похожих кусочка в пазлике. Картина не изменится, но будет уже не то. Правда, поскольку и отругать толком не за что, поставлю пять и будем считать, что мне просто не удалось прочувствовать душевность. Ведь по другому ее тяжело определить, если честно.

6. А вот погружение уже на уровне. Я даже согласилась досмотреть мелких с кольцом. Вот настроение такое нашло… И снилось что-то темное и красивое, точно на десятку.

З.Ы. Вот тут прикольная еще про миры и игру статья. С картинками. :О

Синопсис.

Теперь для контрасту читаю Мирера, Дом скитальцев. Захотелось чего-то советского, колебалась между Стругацкими, Булычевым и Мирером. Решила, что последний больше отвечает моим ностальгическим порывам.

2008-01-15





99
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх