— Нам надо снять французскую «Мглу». Переплюнуть Кинга!
— Но как?
— А мне плевать как! Но чтобы все было патриотично, политкорректно, проникновенно и дизайнерски, ты понимаешь, дизайнерски!!!
— Еще скажите, оптимистично...
— Ещё не сказал? Скажу. Только счастливый конец!
— Во «Мгле»?
— Нужен оптимизм!
* * *
— Шеф сошел с ума. Патриотичного Кинга ему подавай.
— Дык что сложного — сделаем конец света на фоне Парижа.
— Мг. И с флагами, как у американцев — трехцветные над каждой крышей...
— Насчет крыши — нам тут кровельщики немного бабла подогнали, хотят, чтобы мы как раз крыши рекламировали. Ну, и печные трубы по возможности
— Трубочисты тоже занесли?
— Не, просто по дружбе.
— Мг.... А ведь мысль!
— Про дружбу?
— Отвянь... Про туман. Пусть поднимается в начале — невысоко. И тут мы покажем часть города — будет реки тумана на улицах, а все мансарды...
— Там и разыграется драма...
— Точно. Слезодавилка нужна.
— Если туман, и еще отравленный — то нужны детишечки. Ну, сидит такой мальчик в камере, дышит кислородом, а камера на первом этаже....
— Девочка пусть сидит.
— Да, а родители до крыши добежали и теперь страдают....
* * *
Можно я не буду дальше пересказывать весь путь креаторской мысли?
Основной источник тырения вдохновения — европейские романы (в т.ч. французские) про всяческие концы света с точки зрения среднего человека. Запомнился один — где вода поднялась на пару километров, все в Альпы дернули. Основной посыл этих романов — в отличие от американских и японских — все происходит как бы уютно. Нет супермасштабных эпических катастроф (авторы, видно, уже тогда рассчитывали на экономную экранизацию). Проблема. Надо послушать радио. Потом поехать. потом выясняется, что цивилизация уже в прошлом.
В фильме начинаются землетрясения — по всей Европе — и внезапно из-под земли поднимается туманчик, в котором люди быстро дуба дают.
Герои — французская креативная пара с больной дочерью, которая сидит в камере с кислородом/спецсоставом. Таких детей становится всё больше... Не так все страшно, это не больница, камера (с элементами дизайна) у них дома, этаже на третьем. Отец (чуть постаревший Арсен Люпен) только вот вернулся из поездки, привез дочери масла от разных деревьев — чтобы мир могла понюхать.
Дом, понятно, один из классических парижских — из которых составлены кварталы, сотни раз попадавшие в кадр.
Тут бах, трах — родители поняли, что всё плохо, но дочка в герметичной камере, ей туман не угрожает, а сами дунулу на мансарду, где пара старичков живет...
А туман между тем, тихонько поднимается...
Дальше идут приключения умеренной креативности. Снято камерно. В смысле экономности. Жуткое побоище на Монмартре, когда толпы людей пытаются спастись от поднимающегося газа — главный герой наблюдает в бинокль, а зрителям не показывают и того. Постоянно идут маленькие намеки на привычные дислокации (на секунду могло показаться, что родители девочки попытаются не наверх бежать, а спасаться в магазинчике на первом этаже, привет от исходной «Мглы»).
То, что ядовитый туман — и получает предельно четкую границу с нормальным воздухом в масштабах всего города, а герой просто для эксперимента сует в этот туман руки (нет, тут яд не кожно-нарывного действия...) — смотрится идиотизмом.
В финале отец просыпается в дочерениой камере — потому как дочка теперь может дышать на улице (я один подумал про «Дары Пандоры»?).
Дизайнерство — это квартира старичков.
Проникновенность — это то, как старички приняли смерть. Как туман начал дальше подниматься, спокойно легли в кровать — и решили, что из своего дома они никуда не пойдут. В один день, к тому же... И, понятное дело, про то, как мать в очередной раз подключила батарею к дочерениной камере, но без кислородной маски не успела добежать до мансарды.
Реклама Парижа, его крыш и труб — это несколько впечатляющих видов города, который будет затоплен туманом до четвертого этажа. Днем, на закате, ночью — создателям очень понравилась из идея, она придаёт толику новизны туристическим фотографиям.
Впрочем, во французском кинематографе есть куда более впечатляющая реклама уполовиненного снизу города — фильм «Возможно» — там путешествие во времени, и старенький Бельмондо, который ходит по Парижу, до третьего этажа засыпанному песком.
Итого: экономно снятая скучноватая фантастика с экологическими намёками. Тем не менее, она служит примером «вытягивания на классе». Два-три известных актера, три-четыре просто адекватно действующих лица в кадре, статисты. Да, у нас тоже так умеют — и драматические эффекты порой даже лучше получаются («Тест для настоящих мужчин»). Но в который раз выжать толику оригинальности из растиражированных видов (то, что придумали в «Черновике» — несколько хуже)? Относительно вменяемый сюжет... На ум приходит короткометражка в зомби-сюжете — да, что-то по уровню похожее. Только там денег хватило минут на несколько :(