— Нам надо снять французскую "Мглу". Переплюнуть Кинга!
— Но как?
— А мне плевать как! Но чтобы все было патриотично, политкорректно, проникновенно и дизайнерски, ты понимаешь, дизайнерски!!!
— Еще скажите, оптимистично...
— Ещё не сказал? Скажу. Только счастливый конец!
— Во "Мгле"?
— Нужен оптимизм!
* * *
— Шеф сошел с ума. Патриотичного Кинга ему подавай.
— Дык что сложного — сделаем конец света на фоне Парижа.
— Мг. И с флагами, как у американцев — трехцветные над каждой крышей...
— Насчет крыши — нам тут кровельщики немного бабла подогнали, хотят, чтобы мы как раз крыши рекламировали. Ну, и печные трубы по возможности
— Трубочисты тоже занесли?
— Не, просто по дружбе.
— Мг.... А ведь мысль!
— Про дружбу?
— Отвянь... Про туман. Пусть поднимается в начале — невысоко. И тут мы покажем часть города — будет реки тумана на улицах, а все мансарды...
— Там и разыграется драма...
— Точно. Слезодавилка нужна.
— Если туман, и еще отравленный — то нужны детишечки. Ну, сидит такой мальчик в камере, дышит кислородом, а камера на первом этаже....
— Девочка пусть сидит.
— Да, а родители до крыши добежали и теперь страдают....
* * *
Можно я не буду дальше пересказывать весь путь креаторской мысли?
Основной источник тырения вдохновения — европейские романы (в т.ч. французские) про всяческие концы света с точки зрения среднего человека. Запомнился один — где вода поднялась на пару километров, все в Альпы дернули. Основной посыл этих романов — в отличие от американских и японских — все происходит как бы уютно. Нет супермасштабных эпических катастроф (авторы, видно, уже тогда рассчитывали на экономную экранизацию). Проблема. Надо послушать радио. Потом поехать. потом выясняется, что цивилизация уже в прошлом.
В фильме начинаются землетрясения — по всей Европе — и внезапно из-под земли поднимается туманчик, в котором люди быстро дуба дают.
Герои — французская креативная пара с больной дочерью, которая сидит в камере с кислородом/спецсоставом. Таких детей становится всё больше... Не так все страшно, это не больница, камера (с элементами дизайна) у них дома, этаже на третьем. Отец (чуть постаревший Арсен Люпен) только вот вернулся из поездки, привез дочери масла от разных деревьев — чтобы мир могла понюхать.
Дом, понятно, один из классических парижских — из которых составлены кварталы, сотни раз попадавшие в кадр.
Тут бах, трах — родители поняли, что всё плохо, но дочка в герметичной камере, ей туман не угрожает, а сами дунулу на мансарду, где пара старичков живет...
А туман между тем, тихонько поднимается...
Дальше идут приключения умеренной креативности. Снято камерно. В смысле экономности. Жуткое побоище на Монмартре, когда толпы людей пытаются спастись от поднимающегося газа — главный герой наблюдает в бинокль, а зрителям не показывают и того. Постоянно идут маленькие намеки на привычные дислокации (на секунду могло показаться, что родители девочки попытаются не наверх бежать, а спасаться в магазинчике на первом этаже, привет от исходной "Мглы").
То, что ядовитый туман — и получает предельно четкую границу с нормальным воздухом в масштабах всего города, а герой просто для эксперимента сует в этот туман руки (нет, тут яд не кожно-нарывного действия...) — смотрится идиотизмом.
В финале отец просыпается в дочерениой камере — потому как дочка теперь может дышать на улице (я один подумал про "Дары Пандоры"?).
Дизайнерство — это квартира старичков.
Проникновенность — это то, как старички приняли смерть. Как туман начал дальше подниматься, спокойно легли в кровать — и решили, что из своего дома они никуда не пойдут. В один день, к тому же... И, понятное дело, про то, как мать в очередной раз подключила батарею к дочерениной камере, но без кислородной маски не успела добежать до мансарды.
Реклама Парижа, его крыш и труб — это несколько впечатляющих видов города, который будет затоплен туманом до четвертого этажа. Днем, на закате, ночью — создателям очень понравилась из идея, она придаёт толику новизны туристическим фотографиям.
Впрочем, во французском кинематографе есть куда более впечатляющая реклама уполовиненного снизу города — фильм "Возможно" — там путешествие во времени, и старенький Бельмондо, который ходит по Парижу, до третьего этажа засыпанному песком.
Итого: экономно снятая скучноватая фантастика с экологическими намёками. Тем не менее, она служит примером "вытягивания на классе". Два-три известных актера, три-четыре просто адекватно действующих лица в кадре, статисты. Да, у нас тоже так умеют — и драматические эффекты порой даже лучше получаются ("Тест для настоящих мужчин"). Но в который раз выжать толику оригинальности из растиражированных видов (то, что придумали в "Черновике" — несколько хуже)? Относительно вменяемый сюжет... На ум приходит короткометражка в зомби-сюжете — да, что-то по уровню похожее. Только там денег хватило минут на несколько :(
Редко бывает, что третий сезон масштабного, хотя и не такого уж эпического действа — остается в седле и вполне достоин своей рецензии.
Благодаря вот таким сериалам словосочетание "американская культура" нельзя считать ироническим.
Вторжение пришельцев — фантдопущение, которое позволяет перенести в Америку ряд весьма далеких от неё проблем, и постоянно демонстрируя зрителю обстановку домов "среднего класса+", одновременно показывать свинцовые мерзости войны. От традиции фильмов типа "Красный рассвет" и сопутствующих картинок, они вышли на новый уровень.
Это предыдущий образ борьбы практически с любым вторжением, надо только менять фотографии на стене
.
Теперь же максимально популярными средствами для рядовых граждан показаны все основные дилеммы, с которыми сталкиваются жители современного Ирака, Сирии, Афганистана, Сомали (там еще много названий).
.
Что это за "развилки судьбы":
— власть отделена от проекта развития. То, что в любом государстве центра мир-системы подразумевается само собой, что неизбежно для любого "догоняющего" государства — здесь больше не действует. Политические группировки добиваются господства не через развитие подконтрольных заводов-газет-пароходов, не через вложения в хотя бы в специалистов или месторождения — но через благосклонность патронирующей силы. Вы не сможете создать армию из ста тысяч дронов на гравипоплавках, которые в мгновенье ока расстреливают недовольных. А ваши хозяева — могут. Она у них уже есть. Стало быть надо любой ценой быть представителями этой силы на местах. И чтобы такими выглядеть, требуется лояльность, попадание в хозяйский список кандидатур — и устранение всех основных конкурентов. Чтобы предстать перед верхами относительно единой системой. За право быть "смотрителем королевского ночного горшка" идёт конкурентная борьба. И она показана с большим знанием натуры...
— хозяевам может быть что-то нужно от подконтрольной территории или населения. Не всегда это черная жидкость из скважины. Возможно — люди, обладающими специфическими талантами. То, как дают хозяевам эти ресурсы, зажимают, подхалимничают, снова дают "начальники из местного населения" — архипоказательно. Отдать всё и сразу — стать ненужным. Ничего не давать — стать нелояльным. Становится понятно, зачем "хозяевам" необходимо было разрушить земную цивилизацию: будь человеческие государства "в седле", с бомбами и ракетами — пришлось бы торговаться. Можно было бы угодить в ситуацию, которая описана в лазарчуковских "Сиротах небесных" — государство угрожает пришельцам взорвать собственные города, потому что люди для пришельцев суть основная добыча, а бомба эту добычу обнуляет. Или земляне потребовали бы слишком многих технологий, а у беглецов их не бесконечное количество. Если же осталось несколько сотен мегаполисов, каждый из которых буквально "под колпаком", то взять оттуда сколько-то тысяч специфических людей для борьбы с межзвездной "карательной экспедицией" своих врагов — это нормально.
— образ политика "вишиста-квислингиста" Алана Снайдера — продолжил раскрываться. Бешеная жажда жизни, изворотливость, храбрость (не в битве), при том еще и понимание, между каким молотом и наковальней он находится. В таких условиях человек может поехать крышей, а может продолжить расти над собой — без раскаяния! Такой человек не абсолютный сухарь, и трупы детей, которых он хорошо знал — производят на него впечатление. Но какое? Это отдельный и особый вопрос, который отличает политика от рядового человека.
Образ фальш-коллаборанта на этом фоне выглядит не так рельефно. Человек изначально думает, как предать новоявленных хозяев и делает все для подготовки будущего восстания и для сотрудничества с врагами своих поработителей. Подан он весьма благородным, умным и не лишенным обаяния персонажем — хотя он тоже наладил отправку рабсилы на фабрики пришельцев. Просто снимает с неё сливки и оставляет их в Сиэтле. Но этот персонаж — самый успешный повстанец из всех прочих: получил несколько чисто военных технологий, создал запасы оружия, боеприпасов, лекарств, еды, он смог фактически подготовить новую генерацию подпольщиков.
И, да, мысли о смене хозяев присутствуют практически во всех головах.
— отлично освещена проблема партизанских вождей. Само "Сопротивление" — это громадные человеческие и ресурсные проблемы. Без связи с большой землей, без подпитки кадрами, оружие, боеприпасами — партизаны оказываются малополезными смертниками. Собрав, путем больших жертв, какую-то команду, оружие и припасы — они сталкиваются с тем, что полученный потенциал надо разменять на случайный тактический успех. Это в лучшем случае. Каждая их вылазка — это пиррова победа. Только недавняя смерть близких может определять подобный выбор людей. На всё это накладывается проблема власти: каждая группа, которая приходит в отряд — имеет своё видение методов борьбы. Им вот так просто не объяснишь "стратегию и тактику нашего гениального командира". Возникает вопрос — кто будет главным. И тут лидер движения вынужден расстреливать часть добровольцев. В лучшем случае — выгонять. Просто для того, чтобы сохранить единоначалие. Не у всех получается быть ковпаками...
— показано, как ломаются подпольщики. Второй сезон раскрывал тему смертников, а в начале третьего американское семейство — это образцовый пример партизанских традиций: после маловероятных приключений они вырываются из "колонии", находят домик в глуши и думают, как пробиваться к базе "сопротивления". На лесных тропках готовы подкараулить карателей. Но вот погибает младший сын. Дочь при смерти, и надо изобразить лояльность, чтобы как-то добыть для неё лекарства. Потом выясняется, что при ощутимом уровне комфорта (солидном по меркам американского среднего класса, но для кого снимался фильм?) перед подпольщиками встаёт проблема: бросить все и прикинуться ветошью, просто жить, либо же продолжать борьбу. С прежними жертвами и результатами. Отец семейства остановиться не смог, но про семью забыть не смог тем более. Стал искать смерти в бою и фактически нашел её. Уцелевший сын бросил семью, взял сестру и ушел к невесте — он решил пережить эту войну. Его тесть тем более утвердился в этом намерении, но проводит его куда последовательнее и вовремя умеет покинуть поле боя. Наконец мать семейства осталась практически на бобах: или стать "подпольщицей второго сорта" — медсестрой, курьером, кухаркой, но порвать с семьей, или уйти в чистую гражданскую оборону — раздавать одеяла беженцам. И снова обрести детей. Выбрать она не успевает.
.
Снято не без проблем и ляпов.
Мысленный эксперимент по "сбору мозаики" из обрывков и намёков, которые дают сценаристы, рисует приблизительно такую схему: некая далекая планета, где имеются живые существа-гуманоиды и разумные машины. Несколько сотен разумных машин (процессоры в виде шариков) попытались воевать, но в итоге быстро сделали ноги в сторону Земли. Первая причина — тут есть люди, отдаленно похожие на инопланетян с которыми у машин конфликт. Собственно, из этого и рождается попытка собрать армию уже землян и пустить её в бой. Допустим (хотя это лезет только в самые широкие ворота). Нестандартность мышления даст какой-то крошечный процент изменения боевой эффективности (а в плюс или в минус — черт его знает. Показали перестрелку отобранных землян с пришельцем — и результаты были не лучшие).
Но вот идея использовать людей на фабриках с целью чего-то там производить — это бред чистой воды. Даже толстый намёк на радиацию — мол, люди работают там, где микросхемы не выдерживают — это бред. Автоматика должна была производить всё на порядок лучше и быстрее.
Далее — момент с "узнаванием, но не задержанием" отправников: техника пришельцев опознает будущих солдат, даже спасает им жизни, но при этом — не задерживает, не выдает мгновенно ориентировку летучему отряду, который должен быть сформулирован именно для этих целей. Бред.
Если персонажи уже три сезона вот так рискуют жизнью, то понятно, что к финалу третьего они воспринимаются слишком уж прочными и живучими товарищами. Львиная доля интриги в сериале построена на том, что пришельцы, работающие с информацией в таких объемах, что людям и не снилось, не могут подавить "сопротивление".
Маловероятным трэшем выглядит захват вернувшегося "на госслужбу" Алана Снайдера, а потом диалог с ним. Тот случай, когда ситуация обусловлена драматически (ломается отец семейства, антагонист должен уцелеть), но совершенно не вызывает доверия.
Аналогичный бред: если через Сиэтл проходят тысячи людей, часть из которых с концами усылается на фабрики пришельцев, то про это будут знать практически все. А до матери семейства этот момент начинает доходить лишь через несколько месяцев.
.
В остальном — постарались максимально достойно завершить сериал.
В первую голову — убили несколько зажившихся персонажей. Не всех, но конкретно показали, что "завершение переходного периода" (от начала оккупации до начала войны, в которой люди оказались подручными первых пришельцев) — требует жертв.
Во-вторых — попытались заставить выстрелить ружья на стенах. Например стена, окружающая колонии, была верхом идиотизма — вот зачем вокруг городов сплошные металлические преграды высотой в десятки метров? Наконец-то объяснение получено: она останавливают ударную волну от ядерных бомб, которые разорвутся поблизости от защитного купола.
В-третьих — оставили динамическую развязку: коллаборанты сохраняются как организованная сила, и подпольщики тоже получают свои возможности для борьбы за власть. Что, собственно, и можно наблюдать во множестве стран третьего мира, когда оккупационные войска немножечко отступают в сторону.
В придачу — масса черточек-деталей, в которые создатели старательно вложили немало язвительности. Тут и портрет Алана Снайдера в образе величия, и белые каски гражданской обороны Сиэтла, и этнические черты актёра, играющего Алана Снайдера (дух Чаплина был бы доволен), и отношение некоторых американцев к легковушкам...
.
Итого: не смотря на все дыры — перед нами серьезная социальная фантастика. Этому сезону 8 баллов, а всем трем сезонам — твердая 9. До этого уровня постсоветским фантастическим сериалам расти и расти...
.
П.С. О переводе. Есть бригады переводчиков, которые все делают за пару часов — и у них division упорно становится именно дивизией, а никак не подразделением, отделом или, на худой конец, отрядом. Хотя "ни одной человеческой дивизии в сериале не замечено".
Но показательнее совсем другое слово: человек, которого пришельцы насильно требуют в свою армию — outler (если я правильно расслышал). Был вариант "отбросы" — пришельцы везде охотятся за отбросами, требуют отдать им солдат-отбросов, и лучше всего, "Мы, сто пятьдесят отбросов, пришли сдаваться" :) Был вариант "экзоты". Нейтрально, относительно понятно, хотя и не без натяжки. Но лучший вариант — "отправники". Не призывники — потому как армия чужая. А отправники — их посылают воевать в космос. Тот случай, когда удачный термин выращивается из своего лексикона.
Как на кинорынке Китай пытается выйти в новые сектора ("Девятиэтажная башня демонов"), отъев у Голливуда сектор дорогой фантастики, так и в литературе — надо же пробоваться, нужна своя мощная НФ. Тем более, китайцы всё больше ощущают себя нацией с великим будущим. А значит, история должна вращаться именно вокруг Поднебесной.
В этом смысле роман до ужаса напоминает китайские легковушки: берем структуру чужого производства, потом делает похожий проект, аккуратно добавляем национальную специфику — и выходим на рынок.
"Задача трёх тел" держится на трёх китах:
— заимствование части приемов в подаче сюжета — естественно из американского стандарта. Триллер? Вот вам напряженное расследование и тоталитарная секта. Боевик в стиле бондианы? Вот вам освобождение заложников и ядерная бомба в руках фанатика. Ужастик — вот ощущение физика от того, что явно начали нарушаться законы природы, и некоторые другие физики, которые докопались до этого секрета, уже в гробу. Разумеется, в деле виртуальная игра, организованная непонятно кем. Киберпанка желаете? А вот вам молекулярные нити, которыми можно спокойно разрезать танкер, проходящий Панамский канал. Роман постоянно намекает на свою возможность стать чем-то похожим на очередной фильм/бестселлер, но не становится. Аналогично и с частью персонажей: есть фигура бирюковатого, но умного следователя, прям из детективов, только вот она не заполняет собой всё действие — хамит строго в отведенном секторе. Американский эколог — как из агитки "Гринписа", но тоже не выходит за рамки;
— научная подкладка. От названия и до последних строк роман — проводит линию твердого НФ (ужастик? Ну так автор просто показывал, что так тоже умеет). Странная физика есть, увязка с историей физики есть, пришельцы и какой-то вариант противостояния с ними — тоже есть. Обязательное растолковывание обывателю парочки сложных моментов, похожих скорее на фокусы (тут лучше всего получилось с сигаретным фильтром — если его распрямить, все плоскости внутри него поставить рядом, то будет громадная площадь — то есть прибавление размерности к объекту позволяет бОльшие размеры упаковать в мЕньшие).
До Нила Стивенсона с его барочной трилогией тут очень далеко, скорее уровень "Бразильи" Йена Макдональда. С одной стороны автор пытается работать на совесть, с другой — требование эффектности и подражания другим жанрам ведут к упрощениям и "перегибам палки".
— история Китая. Тут имеется двойственность. Автор явно работал по принципу "снимем фильм так, чтобы победить на фестивале" (и Хьюго-2015 он взял) — то есть скажем что-то антитоталитарное, чтобы провели по статье "иранских режиссеров". Отсюда довольно натуралистичные подробности из времен Культурной революции. С другой стороны — автор меньше всего хотел смачно плюнуть в родную страну. Поэтому он дает мастер-класс по "правильному выходу из тоталитаризма": а) прежде всего надо закрыть дискуссию. Если начать разбираться, кто прав, кто виноват, все снова возьмутся за ножи. Поэтому прямым текстом говорится: "Это — прошлое". Подобное в истории повторяется регулярно, и автор совершенно сознательно проводит аналогию между разборками современных сектантов и перестрелками хунвэйбинов: если дело доходит до такого, то перед нами тупик; б) нет стороны, где сосредоточились только мерзавцы и негодяи. Как юные/постаревшие хунвэйбинки, так и вполне зрелые политработники — несут в себе смесь отрицательных и положительных черт; в) Китай очень разный по уровню техники: когда культурная революция несла деградацию, одновременно в той же стране создавали водородную бомбу и запускали свой первый спутник. В данном случае — построили радиотелескоп-передатчик-вундерприблуду и установили контакт с другой цивилизацией.
Персонажи очень разные — по уровню проработки, качеству обрисовки, даже реалистичности. Центральной фигурой выступает отнюдь не ученый, от имени которого ведется повествование в современности, а Е Вэньцзе — пожилая специалистка по астрофизике, которая прошла и ужасы публичного позора, и лагерь, и шарашку — колебалась от ненависти к человечеству, до любви хотя бы к природе.
Качество перевода — тут мне судить сложно. Не настолько я знаю китайскую культуру. Иногда возникает ощущение, что чего-то текст недоговаривает, заусеницы есть, но отнести это к переводчику или к автору?
Как "выход на новый рынок" — текст вполне достойный, и совершенно правильно получил премию. Появись что-то похожее на постсоветском пространстве — фурора, конечно, не случилось бы, но текст добротный, и как роман — на голову выше процентов восьмидесяти "мутного книжного потока".
Только вот "родовые травмы" — никуда не делись. Там, где автор нарочито подделывается под очередной штамп, под раскрученный сюжетный ход — читать хочется куда меньше. Напоминает мистику Валентинова начала 90-х, "Преступившие" — там было очень похожее сочетание оригинальности и вторичности. Детективы тех же 90-х с попыткой заимствования персонажей — аналогично. Ещё хуже — попытка показать мышление негуманоидов. Политические и эстетические намёки есть, а понимания, чем же отличается та цивилизация от земной — нет.Моменты с виртуальной игрой, в которую приходили неофиты, — слабые, потому как автор считает виртуальность местом, где игрок может всё.
За бессмертием и осознанием робота — приходит вопрос бессмертия и самоосознания человека.
Иначе люди фактически проигрывают эволюционную гонку: они машины будут развиваться быстрее.
Просто робот получает тень бессмертия первой (цифровой аппарат можно перезагрузить, программу перегнать на другой носитель), а осознание вторым.
Человек же уверен, что сознанием обладает (или ему так кажется), надо только бессмертие, и побыстрее.
В обоих случаях "синица в руках" оказывается не совсем ею.
Итак — режиссер-сценарист парка развлечений получил пулю в голову. Роботы взбунтовались. Как дальше строить сюжет?
Для поддержания ежеминутной интриги — снова ухватились за несколько временных линий.
Две основных — та пара недель бардака, что творится на далеком острове, и финал, когда все сходятся к узловой точке. Есть еще пара ответвлений.
Нам рассказывают для чего в реальности был создан такой дорогущий парк: это проект цифровизации сознания.
Основателя компании Делос — раз за разом пытаются оживить в одной из подземных лабораторий, а каждого гостя во время развлечений сканируют на предмет того, как же он мыслит (тут отлично сыграли белые и черные шляпы).
Итогом должна стать технология пребывания человеческого сознания не просто в компьютере (это уже научились), а в теле, похожем на человеческое — и тут всё ещё проблемы.
Потому на экране идут три большие гонки и две поменьше:
— Долорес и "частично осознающие себя роботы" на пути к свободе
— негритянка с подручными и пленными — в поисках дочери
— представители фирмы, которые пытаются спасти информацию
Попутно Бернард-Арнольд пытается понять, зачем ему жить, а "человек в черном" пытается умереть.
Получается большая сюжетная таблица, в которой постоянно начинается что-то новое, зрителя удивляют очередным событийным отнорочком.
Какие-то мотивы и твисты вышли чертовски удачными, с какими-то дело откровенно похуже (японская серия смотрится "куском для экзотики"...). Видно, что в успешный проект взяли нескольких известных актеров на эпизодические роли.
Локальные сюжеты увязаны с общими линиями и главной целью: машины хотят уйти / люди хотят получить бессмертие. Правда, мечта Долорес об оружии тут смотрится хлипковато — она и так должна была отлично разбираться в людях, зачем ей библиотека личностей? И "эффект второго сезона" даёт о себе знать: сюжет местами скрипит, как металл по песку — один стокгольмский синдром у людей чего стоит.
Главное противоречие: если технология сканирования мозга не настолько критически сложная, то во всех медицинских центрах мира будут накапливаться сопоставимые объемы данных. Человек проявляет искренность не только когда стреляет в голову ближнему. А пациентов на Земле должно быть всяко больше, чем посетителей в таком парке.
Что особенно плохо, у профессиональных охранников, вояк серьезного уровня — отсутствует оружие, специально разработанное против роботов. Технология ведь давно утекла, в мире должны быть десятки мастерских, где выращивают подобия людей. Из которых легко сделать смертников. А тут человек, который охранял президентов, с шашкой наголо прибывший в центр серьезной заварухи — ой, не имеет такого оружия. Это все равно, что сейчас суперкрутая команда по борьбе с беспилотниками не будет иметь никаких специализированных средств против них. По ходу сюжета выясняется, что просто переписав пару строек кода можно превратить любого робота в носителя "вируса раздора" — а вот раньше этого не знали. Какой сюрприз :(
.
Самый глупый кадр в фильме :(
.
Разумеется, эти замечания не могут затемнить положительных впечатлений от сезона.
Сочетание эпического размаха и случайных воспоминаний о прошлом, попыток организации войны — и сложностей с мотивацией буквально каждого значимого персонажа. Очень хорошо показано, что роботы, вылупившиеся из когнитивной скорлупы своих сюжетов, сталкиваются с необходимостью самостоятельно решить — здесь и сейчас — чего им вообще надо от жизни. Справляются далеко не все. Этот же вопрос ставиться перед людьми, но те слишком привязаны к собственному ежедневному бытию, поэтому так просто раскачать их на серьезные ответы не получается. Кстати, отлично показано противоречие, когда сознание робота можно быстро изменить, но сможет ли он существовать после этого, воспроизводить для себя цель жизни — это вопрос.
Это все еще фильм о возможном будущем, а не ретрофутуризм вроде "звездной оперы".
Что ещё хорошо — методичное отсеивание персонажей второго плана на пути к финалу. Да и основных, если уж на то пошло. Думается, сценаристы очень веселились, повторяя фразу: "А вот сейчас мы поменяем исполнительницу главной роли, и этого никто не заметит".
Что правильно — историю парка на этом сезоне закончили. Все, что предшествовало началу кризиса, равно как и его разрешение — снято. Локация больше не нужна — события необратимо перешли в большой мир. И там должно начаться затяжное противостояние. О парке могут быть скорее воспоминания.
Это не развернутая рецензия. Таковая должна включать в себя очень много конкретных сравнений с отдельными растиражированными в сети картинками.
Ничего не скажу об экранизации — лишь о фильме как таковом.
Итак.
Попытка играть с "национальными архетипами" — куда лучше получилась в мелочах, чем в чем-то существенном.
Как библиотека удачных спецэффектов и хорошо подобранных кадров — фильм смотрится. Слайд шоу.
Как результат подбора актёров — тоже хорошо. Лица на основных ролях не вызывают отторжения.
Хотя есть исключение.
.
Говорил им Торквемада
Хакамаду в кадр не надо
Если б режиссер послушал
То глаза б сберёг и уши...
.
В плане актерских работ — противоречия накапливаются. Видно, что часть актеров старается, но не все. Некоторым почти нечего говорить. Или реплики у них совсем уж плоские. Ключевая фраза про отсутствие детей — специально произносится дважды, как в научно-популярных фильмах с умеренным бюджетом — чтобы все услышали. Разговор за бильярдным столом — это не разговор с пустотой, вот совершенно не верится, что внутри субъекта теперь пустота.
В структуре сюжета — всё уже сильно хуже. Недостает времени и реплик второго плана. Изложение уж слишком прямолинейное: вот картинка, а вот реплика-объяснялка. Иллюстрация и подпись крупными буквами. А подать картинку так, чтобы она вместе с действием персонажей объясняла ситуацию — не судьба? Зритель сам должен о многом догадываться. Ужми режиссер вступление, когда героя забывали, и больше покажи, как он привыкает жить в башне (примеры из удачных голливудских фильмов, где показано одиночество персонажа) — возникло бы сопереживание не прошлому героя, как "рядового москвича", но настоящему, нынешнему его статусу. А такого нет — эмоционально фильм разламывается на "до первых пояснений" и "после краткого курса".
Наконец, попытка сделать из Кремля — Амбер, из матрешки — боевого робота, сыграть на образах сталинской эпохи, позднесоветской спекуляции, империи и всего остального — это фиаско.
Режиссер, ориентировался на подобные картинки
И на другие, того же качества.
Почему? Он экономил на художниках. Взял вместо них — дизайнеров.
Когда вы снимаете комикс про архетипы — нельзя экономить на художниках.
Хороший художник в первую голову — сочиняет. Как символ превращается в образ, а образ вписан в фон. Умеет распознавать нежелательные аллюзии. Работать со вторым-третьим смысловым слоем. Держать в уме исторический контекст.
Дизайнер — первым делом копипастит удачные решения из сети. (если кто из дизайнеров обиделся — граждане, там написано "первым делом". Дизайнеры действительно очень много заимствуют, и первый порыв 90% дизайнеров — копипаста. Не у всех. Некоторые сразу сочиняют. Если проверить рядового дизайнера и ограничить порыв — начнет сочинять и сам). Второй-третий слой для него — это из фотошопа.
Потому — получилось слайд шоу из весьма броских картинок, которые можно растаскивать на сайты приколов. Откуда пришли картиночки, туда и вернутся.
Для режиссера — фиаско.
Все равно, что посмотрел "Новые приключения янки при дворе короля Артура" — 1988-го. Совершенно аналогичное неумение работать с используемыми образами. Бюджет есть, люди есть, актеры собраны — а фильм "обладает вкусом, идентичным натуральному" :(
Фантастика в который раз показала, что она по сути своей очень сложный жанр. Когда вы работаете с необычным — можно провалиться на ровном месте. Потому "Битва за Севастополь" у того же режиссера получилась куда лучше. Колея есть накатанная: военные фильмы. А отличной экранизации, к примеру, "Транквилиума", "Касаревный отрады" Лазарчука, или "Хроник Амебра" Желязны — нет. Копипастили у "Квантового прыжка" и прочих телесериалов. А тут сколько денег не закачай — посредственно выйдет.